Гражданское воспитание школьников на окружающем мире
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 18:40, курсовая работа
Описание работы
В настоящее время, в связи с различными экологическими проблемами и антропогенными факторами, необходимо переосмыслить наше отношение к окружающей среде и место в ней человека. Одной из главных проблем на современном этапе становится формирование разумного взаимодействия человека с природой. Без истинного понимания природы, без живого взаимодействия с ней не может сформироваться экологическое мировоззрение человека.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………стр. 3- Глава 1. Теория воспитания экологической культуры младших школьников. Теория воспитания экологической культуры в историческом контексте. …………………………………………………………......стр. 6- Темы по воспитанию экологической культуры младших школьников…………………………………………………………....стр. 11-
Глава 2. Воспитание экологической культуры на уроках «Окружающий мир» во втором классе. 2.1. Опыт работы по воспитанию экологической культуры на уроках «Окружающий мир» во втором классе………………...…………....стр. 18- 2.2. Способы воспитания экологической культуры на уроках «Окружающий мир» во втором классе……………………......……..стр. 21- Заключение………………………………………………...….....стр. 24- Список использованной литературы…………………………..стр. 26- Приложения
Глава 1. Теория воспитания экологической
культуры младших школьников.
Теория воспитания экологической культуры в историческом контексте. …………………………………………………………......стр. 6-
Темы по воспитанию экологической культуры младших школьников…………………………………………………………....стр. 11-
Глава 2. Воспитание экологической
культуры на уроках «Окружающий мир» во
втором классе.
2.1. Опыт работы по воспитанию
экологической культуры на уроках «Окружающий
мир» во втором классе………………...…………....стр.
18-
2.2. Способы воспитания экологической
культуры на уроках «Окружающий мир» во
втором классе……………………......……..стр.
21-
Заключение………………………………………………...….....стр.
24-
Список использованной литературы…………………………..стр.
26-
Приложения
Введение.
В настоящее время, в связи с
различными экологическими проблемами
и антропогенными факторами, необходимо
переосмыслить наше отношение к окружающей
среде и место в ней человека. Одной из
главных проблем на современном этапе
становится формирование разумного взаимодействия
человека с природой. Без истинного понимания
природы, без живого взаимодействия с
ней не может сформироваться экологическое
мировоззрение человека.
Переход общеобразовательных
учреждений на ФГОС предполагает организацию
целостного пространства духовно-нравственного
развития школьника, иначе определяемого
как уклад школьной жизни, интегрированный
в урочную, внеурочную, внешкольную деятельность
учащегося. На современном этапе развития
общества в процессе деятельности человека
нарушаются взаимосвязи с природой, поэтому
огромное значение приобретает воспитание
экологической культуры подрастающего
поколения.
Формирование экологической
культуры - это способ гармонизации отношений
между обществом и природой, направленный
на сохранение жизни планеты, на сознательную
социально-экономическую деятельность
общества, на понимание бытия трех
самоценных начал: Природа - Человек
- Общество.
Поэтому экологическая культура
детей – это одна из важнейших задач, которую
должны решать взрослые. К тому же, экологическое
образование и воспитание детей – это
огромный потенциал их всестороннего
развития. Общение с природой имеет не
только познавательное, но и оздоровительное
значение. Психическое здоровье, физическая
и экологическая безопасность человека
являются важными условиями успешности
личностного развития.
Большое наследие в области
воспитания детей окружающей средой
оставил нам выдающийся педагог В.
А. Сухомлинский. Он придавал особое
значение влиянию природы на нравственное
развитие ребенка. По его мнению, природа
лежит в основе детского мышления, чувств,
творчества. Он придавал особое значение
влиянию природы на нравственное развитие
ребенка. По его мнению, природа лежит
в основе детского мышления, чувств, творчества.
Он отмечал, что сама природа не воспитывает,
а активно влияет на взаимодействие с
ней и чтобы ребенок научился понимать
природу, чувствовать ее красоту, это качество
нужно прививать с раннего детства [18].
В настоящее время воспитание
экологической культуры остается проблемой
номер один в педагогической действительности
школы.
Все это определило выбор
темы исследования: воспитание экологической
культуры на уроках «Окружающий мир» во
втором классе.
Актуальность работы заключается
в том, что проблема формирования экологической
культуры младших школьников является
недостаточно разработанной и в теоретическом,
и в практическом плане, так как школьник
в основном только усваивает экологические
знания, правила и нормы поведения, а в
практическом плане он их не использует.
Объект – процесс изучения
окружающего мира.
Предмет – воспитание экологической
культуры на уроках «Окружающий мир» во
втором классе.
Цель курсовой работы – описать
способы, приемы воспитания экологической
культуры у младших школьников.
Задачи:
Описать историю возникновения
понятия «экологическая культура»»;
Раскрыть сущность понятия экологическая культура;
Проанализировать учебники
окружающего мира для начальной школы
на предмет возможности воспитания экологической культуры учащихся второго класса;
Изучить и проанализировать
опыт учителей по воспитанию экологической
культуры на уроках "Окружающего мира"
Методы – анализ психолого-педагогической
литературы, наблюдение, тестирование,
беседа.
Глава 1. Теория воспитания экологической
культуры младших школьников.
1.1. Теория воспитания
экологической культуры в историческом
контексте.
Чем больше деятельности,
связанной
с активным познанием
природы,
тем глубже и осмысленнее
становится
видение окружающего
мира.
В.А. Сухомлинский
[18].
Проблема взаимоотношения человека
и природы находила свое отражение задолго
до настоящего времени.
Еще в XVII веке Ян Амос Коменский
обратил внимание на природосообразность
всех вещей, т. е. на то, что все процессы
в человеческом обществе протекают подобно
процессам природы. Эту идею он развил
в своем труде "Великая дидактика".
Ян Амос Коменский подметил самую суть
вопроса о взаимоотношении природы и человека.
Уже в те времена педагогом было выведено
важнейшее экологическое положение о
связи человека и природы, их неотделимости
друг от друга: «Заключение о подражании
природе при создании теории дидактики».
Из всего ясно, что тот порядок, который
мы желаем сделать универсальным замыслом
для искусства всему учить и всему учиться,
- должен быть заимствован и может быть
заимствован не из чего иного, как только
из указаний природы. Как только это будет
точно осуществлено, созданное искусно
будет протекать так же легко и свободно,
как легко и свободно протекает всё природное.
Ибо справедливо говорит Цицерон: «Если
будем следовать за природой, как за вождём,
мы никогда не заблудимся»[5].
Педагогическую ценность укрепления
гуманных чувств ребенка средствами природы
подчеркивали и такие великие педагоги
как Ж. - Ж. Руссо (1762 год), Г. Песталоцци
(1781-1787 гг.), Ф. Дистерверг (1832 г.) . После
них швейцарский педагог - демократ А.
Гумбольд, а затем французский педагог
и философ Ж. - Ж. Руссо и другие педагоги
начали говорить о воспитании у детей
"чувства природы" как ощущение его
облагораживающего влияния на человека.
Ж. - Ж. Руссо в книге "Эмиль,
или О воспитании" предлагал воспитывать
детей вдали от испорченной цивилизации
на "лоне природы". Воспитание должно
происходить естественно, сообразно с
природой. Руссо считал природу ребенка
совершенной и поэтому не надо портить
ее цивилизацией.
Г. Песталоцци в работе "Лингард
и Гертруда" считал главной целью воспитания
- развивать природные силы ребенка разносторонне
и гармонично. Не подавлять естественное
развитие, а направлять по правильному
пути. Основной принцип воспитания - согласие
человека с природой. Песталоцци не идеализировал
детскую природу, считал, что детям надо
оказывать помощь в развитии их сил.
Против формального изучения
и бездушного отношения к природе выступали
русские просветители: В. Г. Белинский
(1842 г.), А. И. Герцен (1844 г.), Н. А. Добролюбов
(1858 г.), Д. И. Писарев (1861 г.), Н. Г. Чернышевский
(1863 г.). Они ратовали за введение в школу
полноценных знаний о природе, подчеркивая
их влияние на формирование моральных
качеств личности, которые определяют
поведение детей в природе.
Не остался в стороне от вопросов
экологии и великий русский педагог К.
Д. Ушинский (1861, 1864 гг.). Он отмечал, что
изучение экологических связей играет
важную роль в развитии у ребят логического
мышления, памяти, воображения. В книгах
Ушинского "Родное слово" и "Детский
мир" уделяется большое внимание воспитательному
влиянию природы, в них он обращается к
логике природы. В учебнике "Родное
слово" ребята знакомятся с насекомыми,
дикими и домашними животными, птицами,
деревьями, грибами и другими представителями
природы при помощи стихов, загадок, пословиц,
поговорок, сказок.
Проблемой экологического воспитания
педагоги стали заниматься еще в XVII - XVIII
веках, хотя в то время еще не было науки
экологии и не было термина "экологическое
воспитание".
Идеи педагогов прошлого о воспитательной
ценности общения ребенка с природой развили
и обобщили русский педагог А. Я. Герд,
геолог, основоположник московской научной
школы А. П. Павлов и многие другие педагоги
- натуралисты. Они создали ряд оригинальных
пособий по методике естествознания в
которых особое внимание уделялось организации
учебной деятельности школьников с учетом
их знаний об окружающем мире и чувственного
восприятия природных объектов и явлений.
В советской школе передовые
учителя старались использовать то лучшее,
что создали классики педагогики.
Процессу изучения природы
и общению учащихся с нею придается новый
деятельностный характер. Советский педагог
Н. К. Крупская подчеркивала, что формирование
отношений к реальной действительности,
в том числе к природной среде, протекает
в процессе деятельности по охране природы.
Этому положению соответствовало массовое
развитие юннатского движения в нашей
стране. Так же в советской школе природоохранительное
образование развивалось по двум направлениям:
одно из них связано с изучением вопросов
охраны природы на уроках, другое - во внеклассной
и внешкольной деятельности.
С 1945 года по 1962 год преемственность всех ступеней
школы обеспечивается полной согласованностью
учебных планов и программ и единством
принципов организации учебно-воспитательной
работы на основе общих задач коммунистического
воспитания подрастающего поколения. Программа по природоведению
предусматривала знакомство с явлениями
природы, сельско-хозяйственным трудом,
а также изучение начал анатомии и физиологии
человека, охране его здоровья, по охране
природы. Изучение теоретического материала
сочеталось с опытами, практическими работами,
экскурсиями. Окружающий мир проводился
методом объяснительного чтения: дети
просто отрабатывали технику чтения, читая
статьи о природе и ее охрану, а потом их
пересказывали. Такой подход привел к
тому, что несколько поколений было воспитано
в духе потребительского отношения к природе,
равнодушия к природе. [6].
Большое наследие в области
воспитания младших школьников окружающей
средой оставил нам выдающийся советский
педагог В. А. Сухомлинский. Он придавал
особое значение влиянию природы на формирование
и развитие личности ребенка. "Человек
был и всегда останется сыном природы,
и то, что роднит его с природой, должно
использоваться для его приобщения к богатству
духовной культуры, - говорил Сухомлинский.
- Мир, окружающий ребенка, это, прежде
всего мир природы с безграничным богатством
явлений, с неисчерпаемой красотой. Я вижу
воспитательный смысл в том, чтобы ребенок
видел, понимал, ощущал, переживал, постигал
как большую тайну, приобщение к жизни
в природе... ". В книге "Сердце отдаю
детям" Сухомлинский дает учителям
совет: "Идите в поле, в парк, пейте из
источника мысли, и эта живая вода сделает
ваших питомцев мудрыми исследователями,
пытливыми, любознательными людьми и поэтами.
" Он отмечает, что "вывести детей
на лужайку, побывать с ними в лесу, в парке
- дело значительно более сложное, чем
провести уроки. "[18].
Среди современных педагогов,
занимающихся вопросами экологического
воспитания, нужно назвать А. А. Плешакова.
Он не только разрабатывает теорию экологического
воспитания, но и предлагает конкретные
методы работы. Плешаков считает: "Усиление
экологической направленности курса природоведения
- это, на наш взгляд, наиболее назревший
и реальный на сегодняшний день шаг в направлении
экологизации начальной школы, а также
организации работы группы продленного
дня и внеклассной работы". Следует
отметить, что в 1989-1990 гг. вышли учебники
(3 и 4 класса по программе 1-4) А. А.
Плешакова по природоведению, где реализуется
задача экологического воспитания младших
школьников. В нем рассматриваются следующие
проблемы: защита неживой природы и почв
от загрязнения, разрушения и истощения;
сохранение многообразия видов живых
организмов и целостности их сообществ;
охрана природы, как необходимое условие
сохранения здоровья людей. Такие учебные
пособия помогут учителям формировать
экологически грамотную личность [7,9].
В наши дни вопросы воспитания
экологической культуры остались актуальными,
так как знания, которые имеются у детей
об отношении к природе, не всегда применяются
на практике, в жизни, а именно поэтому
решать эти вопросы и создавать базу, основу
воспитания экологической культуры - задача
начальной школы.
1.2.Темы по воспитанию
экологической культуры младших школьников.
Для анализа учебников и рабочих
программ различных учебно-методических
комплектов, важно уточнить термины «экологическая
культура», «экологическое образование»
и «экологическое воспитание», так как
понятие «экологическая культура» включается
в себя экологические знания и экологическое
воспитание.
Экологическая культура — часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений,
общественных и индивидуальных морально-этических
норм, взглядов, установок и ценностей,
касающихся взаимоотношения человека
и природы; гармоничность сосуществования
человеческого общества и окружающей
природной среды. [13,15].
Экологическое образование
– это непрерывный процесс обучения, самообразования,
накопления опыта и развития личности,
направленный на формирование ценностных
ориентаций, норм поведения и получение
специальных знаний по охране окружающей
природной среды и природопользованию,
реализуемых в экологически грамотной
деятельности.
Экологическое воспитание -
формирование у людей сознательного отношения
к окружающей среде, направленного на
охрану и рациональное использование
природных ресурсов.
Таким образом, если образование
формирует понимание причинно-следственных
связей, умение ими управлять, то воспитание
создает систему ценностей и целей, мотивации
и оценки деятельности. Экологическое
образование и воспитание - это специальный,
целенаправленный, организованный, систематичный,
последовательный, планомерный педагогический
процесс формирования системы экологических
знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений,
нравственных качеств, обеспечивает становление
и развитие у личности ответственного
отношения к природе как к универсальной
ценности. Основной целью экологического
образования и воспитания является формирование
экологической культуры.
В школе на начальном этапе обучения
детям преподаются элементарные знания
о мире природы, о разнообразии форм жизни,
физических явлениях, мире животных и
растений, о месте человека на планете
и во Вселенной, забота о здоровье, то есть
начальные знания по географии, астрономии,
биологии, анатомии и физики.
Следует отметить, что систематизация
урочных занятий позволяет: