Гражданское воспитание школьников на окружающем мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время, в связи с различными экологическими проблемами и антропогенными факторами, необходимо переосмыслить наше отношение к окружающей среде и место в ней человека. Одной из главных проблем на современном этапе становится формирование разумного взаимодействия человека с природой. Без истинного понимания природы, без живого взаимодействия с ней не может сформироваться экологическое мировоззрение человека.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………стр. 3-
Глава 1. Теория воспитания экологической культуры младших школьников.
Теория воспитания экологической культуры в историческом контексте. …………………………………………………………......стр. 6-
Темы по воспитанию экологической культуры младших школьников…………………………………………………………....стр. 11-

Глава 2. Воспитание экологической культуры на уроках «Окружающий мир» во втором классе.
2.1. Опыт работы по воспитанию экологической культуры на уроках «Окружающий мир» во втором классе………………...…………....стр. 18-
2.2. Способы воспитания экологической культуры на уроках «Окружающий мир» во втором классе……………………......……..стр. 21-
Заключение………………………………………………...….....стр. 24-
Список использованной литературы…………………………..стр. 26-
Приложения

Файлы: 1 файл

Воспитание экологической культуры на уроках окр мира во 2 классе.docx

— 93.26 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………стр. 3-

Глава 1. Теория воспитания экологической культуры младших школьников.

    1. Теория воспитания экологической культуры в историческом контексте. …………………………………………………………......стр. 6-
    2. Темы по воспитанию экологической культуры младших школьников…………………………………………………………....стр. 11-

 

Глава 2. Воспитание экологической культуры на уроках «Окружающий мир» во втором классе.

2.1. Опыт работы по воспитанию экологической культуры на уроках «Окружающий мир» во втором классе………………...…………....стр. 18-

2.2. Способы воспитания экологической культуры на уроках «Окружающий мир» во втором классе……………………......……..стр. 21-

Заключение………………………………………………...….....стр. 24-

Список использованной литературы…………………………..стр. 26-

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

В настоящее время, в связи с различными экологическими проблемами и антропогенными факторами, необходимо переосмыслить наше отношение к окружающей среде и место в ней человека. Одной из главных проблем на современном этапе становится формирование разумного взаимодействия человека с природой. Без истинного понимания природы, без живого взаимодействия с ней не может сформироваться экологическое мировоззрение человека.

Переход общеобразовательных учреждений на ФГОС предполагает организацию целостного пространства духовно-нравственного развития школьника, иначе определяемого как уклад школьной жизни, интегрированный в урочную, внеурочную, внешкольную деятельность учащегося. На современном этапе развития общества в процессе деятельности человека нарушаются взаимосвязи с природой, поэтому огромное значение приобретает воспитание экологической культуры подрастающего поколения.

Формирование экологической культуры - это способ гармонизации отношений  между обществом и природой, направленный  на сохранение жизни планеты,  на сознательную социально-экономическую  деятельность общества, на понимание  бытия трех самоценных начал:  Природа - Человек - Общество.

Поэтому экологическая культура детей – это одна из важнейших задач, которую должны решать взрослые. К тому же, экологическое образование и воспитание детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Общение с природой имеет не только познавательное, но и оздоровительное значение. Психическое здоровье, физическая и экологическая безопасность человека являются важными условиями успешности личностного развития.

Большое наследие в области  воспитания детей окружающей  средой оставил нам выдающийся  педагог В. А. Сухомлинский. Он  придавал особое значение влиянию  природы на нравственное развитие  ребенка. По его мнению, природа  лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он  придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества.  Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства [18].

В настоящее время воспитание экологической культуры остается проблемой номер один в педагогической действительности школы.

Все это определило выбор  темы исследования: воспитание экологической культуры на уроках «Окружающий мир» во втором классе.

Актуальность работы заключается в том, что проблема формирования экологической культуры младших школьников является недостаточно разработанной и в теоретическом, и в практическом плане, так как школьник в основном только усваивает экологические знания, правила и нормы поведения, а в практическом плане он их не использует.

 Объект – процесс  изучения окружающего мира.

Предмет – воспитание экологической культуры на уроках «Окружающий мир» во втором классе.

Цель курсовой работы – описать способы, приемы воспитания экологической культуры у младших школьников.

Задачи:

  1. Описать историю возникновения понятия «экологическая культура»»;
  2. Раскрыть  сущность  понятия экологическая культура;
  3. Проанализировать учебники окружающего мира для начальной школы на предмет возможности воспитания экологической культуры учащихся второго класса;
  4. Изучить и проанализировать опыт учителей по воспитанию экологической культуры на уроках "Окружающего мира"

Методы – анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, тестирование, беседа.

 

Глава 1. Теория воспитания экологической культуры младших школьников.

 

1.1. Теория воспитания экологической культуры  в историческом контексте.

Чем больше деятельности, связанной

с активным познанием природы,

тем глубже и осмысленнее становится

видение окружающего мира.

В.А. Сухомлинский

[18].

Проблема взаимоотношения человека и природы находила свое отражение задолго до настоящего времени.

Еще в XVII веке Ян Амос Коменский обратил внимание на природосообразность всех вещей, т. е. на то, что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своем труде "Великая дидактика". Ян Амос Коменский подметил самую суть вопроса о взаимоотношении природы и человека. Уже в те времена педагогом было выведено важнейшее экологическое положение о связи человека и природы, их неотделимости друг от друга: «Заключение о подражании природе при создании теории дидактики». Из всего ясно, что тот порядок, который мы желаем сделать универсальным замыслом для искусства всему учить и всему учиться, - должен быть заимствован и может быть заимствован не из чего иного, как только из указаний природы. Как только это будет точно осуществлено, созданное искусно будет протекать так же легко и свободно, как легко и свободно протекает всё природное. Ибо справедливо говорит Цицерон: «Если будем следовать за природой, как за вождём, мы никогда не заблудимся»[5].

Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали и такие великие педагоги как Ж. - Ж. Руссо (1762 год), Г. Песталоцци (1781-1787 гг.), Ф. Дистерверг (1832 г.) . После них швейцарский педагог - демократ А. Гумбольд, а затем французский педагог и философ Ж. - Ж. Руссо и другие педагоги начали говорить о воспитании у детей "чувства природы" как ощущение его облагораживающего влияния на человека.

Ж. - Ж. Руссо в книге "Эмиль, или О воспитании" предлагал воспитывать детей вдали от испорченной цивилизации на "лоне природы". Воспитание должно происходить естественно, сообразно с природой. Руссо считал природу ребенка совершенной и поэтому не надо портить ее цивилизацией.

Г. Песталоцци в работе "Лингард и Гертруда" считал главной целью воспитания - развивать природные силы ребенка разносторонне и гармонично. Не подавлять естественное развитие, а направлять по правильному пути. Основной принцип воспитания - согласие человека с природой. Песталоцци не идеализировал детскую природу, считал, что детям надо оказывать помощь в развитии их сил.

Против формального изучения и бездушного отношения к природе выступали русские просветители: В. Г. Белинский (1842 г.), А. И. Герцен (1844 г.), Н. А. Добролюбов (1858 г.), Д. И. Писарев (1861 г.), Н. Г. Чернышевский (1863 г.). Они ратовали за введение в школу полноценных знаний о природе, подчеркивая их влияние на формирование моральных качеств личности, которые определяют поведение детей в природе.

Не остался в стороне от вопросов экологии и великий русский педагог К. Д. Ушинский (1861, 1864 гг.). Он отмечал, что изучение экологических связей играет важную роль в развитии у ребят логического мышления, памяти, воображения. В книгах Ушинского "Родное слово" и "Детский мир" уделяется большое внимание воспитательному влиянию природы, в них он обращается к логике природы. В учебнике "Родное слово" ребята знакомятся с насекомыми, дикими и домашними животными, птицами, деревьями, грибами и другими представителями природы при помощи стихов, загадок, пословиц, поговорок, сказок.

Проблемой экологического воспитания педагоги стали заниматься еще в XVII - XVIII веках, хотя в то время еще не было науки экологии и не было термина "экологическое воспитание".

Идеи педагогов прошлого о воспитательной ценности общения ребенка с природой развили и обобщили русский педагог А. Я. Герд, геолог, основоположник московской научной школы А. П. Павлов и многие другие педагоги - натуралисты. Они создали ряд оригинальных пособий по методике естествознания в которых особое внимание уделялось организации учебной деятельности школьников с учетом их знаний об окружающем мире и чувственного восприятия природных объектов и явлений.

В советской школе передовые учителя старались использовать то лучшее, что создали классики педагогики.

Процессу изучения природы и общению учащихся с нею придается новый деятельностный характер. Советский педагог Н. К. Крупская подчеркивала, что формирование отношений к реальной действительности, в том числе к природной среде, протекает в процессе деятельности по охране природы. Этому положению соответствовало массовое развитие юннатского движения в нашей стране. Так же в советской школе природоохранительное образование развивалось по двум направлениям: одно из них связано с изучением вопросов охраны природы на уроках, другое - во внеклассной и внешкольной деятельности.

С 1945 года по 1962 год преемственность всех ступеней школы обеспечивается полной согласованностью учебных планов и программ и единством принципов организации учебно-воспитательной работы на основе общих задач коммунистического воспитания подрастающего поколения.  Программа по природоведению предусматривала знакомство с явлениями природы, сельско-хозяйственным трудом, а также изучение начал анатомии и физиологии человека, охране его здоровья, по охране природы. Изучение теоретического материала сочеталось с опытами, практическими работами, экскурсиями. Окружающий мир проводился методом объяснительного чтения: дети просто отрабатывали технику чтения, читая статьи о природе и ее охрану, а потом их пересказывали. Такой подход привел к тому, что несколько поколений было воспитано в духе потребительского отношения к природе, равнодушия к природе. [6].

Большое наследие в области воспитания младших школьников окружающей средой оставил нам выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на формирование и развитие личности ребенка. "Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры, - говорил Сухомлинский. - Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну, приобщение к жизни в природе... ". В книге "Сердце отдаю детям" Сухомлинский дает учителям совет: "Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами. " Он отмечает, что "вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в парке - дело значительно более сложное, чем провести уроки. "[18].

Среди современных педагогов, занимающихся вопросами экологического воспитания, нужно назвать А. А. Плешакова. Он не только разрабатывает теорию экологического воспитания, но и предлагает конкретные методы работы. Плешаков считает: "Усиление экологической направленности курса природоведения - это, на наш взгляд, наиболее назревший и реальный на сегодняшний день шаг в направлении экологизации начальной школы, а также организации работы группы продленного дня и внеклассной работы". Следует отметить, что в 1989-1990 гг. вышли учебники (3 и 4 класса по программе 1-4)   А. А. Плешакова по природоведению, где реализуется задача экологического воспитания младших школьников. В нем рассматриваются следующие проблемы: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения; сохранение многообразия видов живых организмов и целостности их сообществ; охрана природы, как необходимое условие сохранения здоровья людей. Такие учебные пособия помогут учителям формировать экологически грамотную личность [7,9].

В наши дни вопросы воспитания экологической культуры остались актуальными, так как знания, которые имеются у детей об отношении к природе, не всегда применяются на практике, в жизни, а именно поэтому решать эти вопросы и создавать базу, основу воспитания экологической культуры - задача начальной школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Темы по воспитанию экологической культуры младших школьников.

 

Для анализа учебников и рабочих программ различных учебно-методических комплектов, важно уточнить термины «экологическая культура», «экологическое образование» и «экологическое воспитание», так как понятие «экологическая культура» включается в себя экологические знания и экологическое воспитание.

Экологическая культура — часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды. [13,15].

Экологическое образование – это непрерывный процесс обучения, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, норм поведения и получение специальных знаний по охране окружающей  природной среды и природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности.

Экологическое воспитание - формирование у людей сознательного отношения к окружающей среде, направленного на охрану и рациональное использование природных ресурсов.

Таким образом, если образование формирует понимание причинно-следственных связей, умение ими управлять, то воспитание создает систему ценностей и целей, мотивации и оценки деятельности. Экологическое образование и воспитание - это специальный, целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности. Основной целью экологического образования и воспитания является формирование экологической культуры.

В школе на начальном этапе обучения детям преподаются элементарные знания о мире природы, о разнообразии форм жизни, физических явлениях, мире животных и растений, о месте человека на планете и во Вселенной, забота о здоровье, то есть начальные знания по географии, астрономии, биологии, анатомии и физики.

Следует отметить, что систематизация урочных занятий позволяет:

Информация о работе Гражданское воспитание школьников на окружающем мире