связать процессы познания
ребенком природы и социальной жизни;
реализовать преемственность
изучения природы в начальной школе;
активно формировать нравственно-этическое
мировоззрение, основные экологические
понятия;
конкретизировать экологические
понятия на доступных примерах.
Таким образом, решаются три
основные задачи учебного процесса:
образовательные (формирование естественно-научного мировоззрения);
развивающие (осознание причинно-следственных связей в природе и обществе, личностное развитие ребенка);
воспитательные (социализация
личности, формирование неравнодушного
отношения к миру, этических и эстетических
чувств, экологической культуры, умения
жить в гармонии с природой, развитие эрудиции
детей, обеспечение их культурного досуга).
Рассмотрим некоторые программы
по окружающему миру, которые способствуют
формированию экологической культуры
младших школьников.
- Окружающий
мир. Авторы: Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. для УМК системы
Л.В. Занкова [2,3].
Л.В. Занков полагал, что без знаний по
биологии, географии, истории невозможно
воспитание у детей младшего школьного
возраста качеств человека-гражданина,
патриота. Эти знания, по его мнению, содействуют
широкому охвату явлений мира в его многообразии,
они учат воспринимать факты и явления
окружающего мира во времени и пространстве.
Стержнем
курса является логика исторического развития
Земли, природы, человека и человеческого
общества, знаний человека об окружающем
мире в их единстве и взаимопроникновении.
По мере продвижения от класса к классу
обучающиеся обогащаются новыми знаниями,
новыми способами деятельности и методами
познания, добытыми человеком на каждом
этапе его исторического развития. Организация
активной учебной деятельности школьников
является главным условием освоения предлагаемой
ниже программы курса «Окружающий мир»
в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.
Только собственная деятельность может
вызвать эмоционально-ценностное отношение
к изучаемым событиям, фактам, явлениям,
тем самым реализуя и воспитательные возможности
курса.
Во 2 классе на первый план выступает
неживая и живая природа. Она является
той основой, на которой базируются рассматриваемые
в учебнике связи: природа - жизнь человека
- развитие общества. Ознакомление со строением
Земли и ее оболочек способствует осознанию
взаимозависимостей между компонентами
неживой природы, пониманию процесса образования
на Земле условий, в которых оказалось
возможным возникновение и развитие живых
организмов, то есть биосферы.
Программа предоставляет широкие
возможности в каждой теме
привлекать краеведческий, близкий
ребенку материал, который конкретизирует
общие для мира или России
закономерности, а так же способствует
развитию экологической культуры
у детей.
- Окружающий мир. Авторы: В.А. Самкова, Н.И. Самкова. УМК «Начальная инновационная
школа» [16, 17].
Цель УМК обеспечить в учебно-воспитательном
процессе содержательное, организационное
и информационное поле для развития личности
младшего школьника в соответствии с его
индивидуальными особенностями.
В основе курса по «Окружающему миру»
лежит:
концентрическое построение
авторской программы, обеспечивающее
последовательное расширение и
углубление знаний в соответствии
с основными содержательными
линиями;
аксиологический подход к
отбору содержания, ориентирующий
педагогов на приоритетное формирование
у младших школьников системы
ценностей, потребностей, установок;
направленность содержания
всех учебных пособий комплекта
на формирование основных универсальных
учебных действий;
интеграция научного и художественно-образного
способов познания окружающего
мира;
содержание имеет экологическую
направленность, создающую условия
для воспитания ответственного
отношения ребенка к окружающему
миру природы, к себе, своему здоровью,
к другим людям;
осуществление метапредметных
связей.
- Окружающий
мир. Автор: А.А. Плешаков для УМК Школа России [8,10].
УМК обеспечивает доступность
знаний и качественное усвоение программного
материала, всестороннее развитие личности
младшего школьника с учетом его возрастных
особенностей, интересов и потребностей.
Особое место в УМК «Перспектива» уделяется
формированию духовно-нравственных ценностей,
знакомству с культурно-историческим
наследием мира и России, с традициями
и обычаями народов, населяющих РФ. В учебники
включены задания для самостоятельной,
парной и групповой работы, проектной
деятельности, а также материалы, которые
можно использовать во внеклассной и внешкольной
работе.
В УМК используется единая система
навигации для учителей, учеников и родителей,
которая помогает работать с информацией,
организовывать и структурировать учебный
материал, планировать деятельность ученика
на уроке, организовывать выполнение домашнего
задания, формирует навык самостоятельный
работы.
Ведущей идеей курса «Окружающий
мир» является идея единства мира природы
и мира культуры. Окружающий мир рассматривается
как природно-культурное целое, человек
– как часть природы, создатель культуры
и ее продукт.
В курсе раскрывается
структура понятия «окружающий
мир» в единстве трех его
составляющих: природа, культура, человек.
Эти три составляющие последовательно
рассматриваются на разных социокультурных
уровнях общества (семья, школа, малая
родина, родная страна и др.), благодаря
чему определяются главные педагогические
подходы к освоению предмета:
коммуникативно-деятельностный, культурно-исторический,
духовно-ориентированный.
- Окружающий
мир. Автор: О.Т. Поглазова для УМК Гармония [11,12].
В учебно-методическом комплекте
"Гармония" реализованы: способы
организации учебной деятельности учащихся,
связанные с постановкой учебной задачи,
с ее решением, самоконтролем и самооценкой;
способы организации продуктивного общения,
которое является необходимым условием
формирования учебной деятельности; способы
формирования понятий, обеспечивающие
на доступном для младшего школьного возраста
уровне осознание причинно-следственных
связей, закономерностей и зависимостей.
В основу построения
курса положена методическая
концепция целенаправленной и
систематической работы по формированию
у младших школьников приемов
умственной деятельности: анализа
и синтеза, сравнения, классификации,
аналогии и обобщения в процессе
усвоения содержания, предусмотренного
программой.
Особенностями содержания курса
«Окружающий мир» являются: интегративный
характер предъявления естественнонаучных,
обществоведческих и исторических знаний;
целенаправленное формирование УУД при
освоении предметных знаний и умений.
Изучение окружающего мира
направлено на:
- формирование у младших школьников
целостной картины мира природного и социокультурного
мира, экологической и культурологической
грамотности, нравственно-этических и
безопасных норм взаимодействия с природой
и людьми;
- освоение комплекса предметных
знаний, умений и универсальных учебных
действий для успешного продолжения образования
в основной школе;
- развитие умений наблюдать,
анализировать, обобщать, характеризовать
объекты окружающего мира, рассуждать,
решать творческие задачи;
- воспитание гражданина, любящего
своё Отечество, осознающего свою принадлежность
к нему, уважающего образ жизни, нравы
и традиции населяющих народов, стремящихся
участвовать в природоохранной и творческой
деятельности.
- Окружающий
мир. Авторы: Н.В. Виноградова,
Г.С. Калинова для УМК начальная
школа 21 век [1].
Знакомство с началами естественных
и социально-гуманитарных наук даёт ученику
ключ к осмыслению личного опыта, позволяет
найти своё место в ближайшем окружении,
прогнозировать направление своих личных
интересов.
Основные содержательные
линии предмета «Окружающий мир»
определены стандартом начального
общего образования второго поколения
и представлены в примерной
программе содержательными блоками:
«Что нас окружает», «Кто ты такой», «Что
такое здоровье», «Физическая культура»,
«Почему нужно правильно питаться», «Почему
нужно быть осторожным», «Кто живёт рядом
с тобой?», «О правилах поведения», «Россия
– твоя Родина», «Твоё первое знакомство
с о звёздами», «Царство живой природы»
и др.
Анализируя каждую
программу, можно сделать вывод о том,
что сквозь все эти и многие другие программы
по окружающему миру второго класса проходит
единая линия, единый взгляд на то, что, общество диктует необходимость изменить
модель восприятия мира у наших детей,
предложив им экологически правильную
ориентацию. То есть, изначально закрепляется
сознание того, что человек - это не царь
природы и не ее управляющий, а один из
многочисленных организмов планеты, который
должен жить в согласии со многими жителями
Земли. А так же то, что успех экологического
воспитания и образования в школе зависит
от использования разнообразных форм
работы, их разумного сочетания. Эффективность
определяется также преемственностью
деятельности учащихся в условиях школы
и условиях окружающей среды. Немаловажным
является преемственность школы в вопросах
изучения природы.
Глава 2. Воспитание экологической
культуры на уроках «Окружающий мир» во
втором классе.
2.1. Опыт работы
по воспитанию экологической
культуры на уроках «Окружающий
мир» во втором классе.
Размышления над проблемой
воспитания экологической культуры побудили
меня обратиться к трудам педагогов, психологов,
учёных-экологов, методистов, к опыту учителей.
Благодаря различным исследованиям
вопроса воспитания экологической культуры
у младших школьников, выделяются ряд
проблем, с которыми сталкиваются педагоги,
а так же некоторые системы работы с детьми.
К основным проблемам, с которыми
сталкиваются педагоги, относятся:
Недостаточное проявление творческих
способностей учащихся как результат
невысокой познавательной активности.
Формализация процесса обучения, то есть
учитель-носитель знаний, а ученик – получатель
« готовых» знаний.
Низкая экологическая культура
школьников. Отношение к окружающей среде
несознательное эгоистичное. Экологическая
безответственность. Духовное оскудение
человека, отчуждение человека от природы
привели к созданию системы ценностей
общества потребления, основанного на
эгоизме и прагматизме.
Для того, чтобы устранить эти
и многие другие проблемы, связанные с
воспитанием экологической культуры у
детей, большинство учителей начальной
школы применяют различные формы и методы
обучения и воспитания: экскурсии, игры,
диагностики, экологические викторины,
дискуссии [Приложения 1, 2]. Например, к
таким диагностикам относится методика
«Ценностные ориентации» М.Рокича, достоинством
которой является ее универсальность,
а также простота в проведении и обработке
результатов исследования.
Методика состоит из списка
11 ценностей, которые можно предложить
детям в виде отдельных карточек, попросив
расположить их в порядке значимости для
них.
Список ценностей:
- Я аккуратный
- Я воспитанный
- Я послушный
- Я всегда держу слово
- Я культурный
- Я не отступаю перед
трудностями
- Я берегу природу
- Мне много интересно
- Я уважаю чужую культуру
- Я трудолюбивый
- Я заботливый
После этого, учитель
анализирует полученные результаты по
группам по разным основаниям. Например,
выделяются «социальные» ценности, «семейные»
ценности, бережное отношение к природе,
«этические» ценности и т.п. Главной целью
данного исследования является установление
закономерности построения ценностей,
движущие мотивы школьника.
Невысокая социализация личности
ребёнка. Непонимание и нежелание усваивать
образцы поведения, социальные нормы и
ценности, необходимые для успешного функционирования
в обществе, в окружающей среде.
Хотелось бы заметить,
что данную диагностику необходимо провести
не меньше чем 2 раза: первый - для ознакомления
с системой построения ценностей школьников,
а второй – после работы по воспитанию
экологической культуры у них.
Используя детский
опыт наблюдений и природоохранительной
деятельности, учитель в ходе рассказа,
беседы экологического содержания актуализирует
знания детей, расширяет и углубляет их,
выявляет новые грани взаимодействия
человека и природы. Включение в беседы
информации о негативной и позитивной
деятельности человека в природе, способствует
формированию у детей умения оценивать
эту деятельность и прогнозировать её
последствия. Стимулируют учебную деятельность
дискуссии, способствуя проявлению личного
отношения учащихся к проблемам, знакомству
с реальными местными экологическими
условиями, поиску возможностей их решения.