Экскурсии, как один из методов
воспитания экологической культуры, дают
большую познавательную ценность, поскольку
дети видят все, что происходит вокруг.
При этом у них пробуждается интерес, наблюдательность
и стремление понять и объяснить суть явлений.
Не меньшее значение имеет развитие эстетических
чувств учеников, для чего следует привлекать
их внимание к красотам родной природы,
к богатству красок, звуков, красоте форм
и обилию ароматов. В процессе экскурсии
учитель разъясняет учащимся, что соблюдение
правил поведения при обращении с природой - одна
из важнейших мер охраны природы. Для закрепления
правил поведения в природе не только
можно, но и нужно создать проблемные ситуации.
Дети должны рассказать о том, как
надо поступить, если обнаружишь птичье гнездо;
когда встретишь красиво цветущее растение
и т.п.
Такие задания воспитывают
ответственное отношение к природе, учат
экологически грамотно относиться к ней.
Эта работа не только развивает наблюдательность
детей, но и побуждает их делать выводы
о тех или иных явлениях, происходящих
в живой и неживой природе, развивая логическое
мышление и разговорную речь ребенка.
[4].
2.2.Способы воспитания
экологической культуры на уроках «Окружающий
мир» во втором классе
Формирование экологической
культуры как специфической формы организации
деятельности на основе знаний, умений,
навыков, ценностных ориентаций и идеалов
обуславливает потребность в экологическом
воспитании и образовании.
К формам воспитания экологической
культуры можно отнести следующие: традиционные
учебные занятия, экологические игры,
экологические сказки, экологическая
тропа, практикумы, опыты – те технологические
приемы, которые, во-первых, в наибольшей
степени отвечают потребностям и возможностям
младшего школьного возраста, а во-вторых,
позволяют изменить потребительское отношение
детей к природе.
Рассмотрим основные формы
и средства воспитания экологической
культуры.
- Игры, используемые для решения
задач экологического образования, очень
разнообразны, например: дидактические,
творческие, ролевые, деловые, игры - соревнования,
имитационные.
- Дидактические игры - это игры
с правилами. Их главное свойство, по мнению
психологов, в том, что познавательные
задачи выступают перед ребёнком не прямо,
а в завуалированной форме. Играя, ребёнок
и не думает учиться, но в результате игры
узнаёт что-то новое. Эти игры помогают формировать
такие компоненты учебной деятельности,
как принятие учебной задачи, самоконтроль,
самооценка.
- Ролевые игры экологического
содержания основаны на моделировании
социального содержания экологической
деятельности. Они содействуют усвоению школьниками данного
социального и материально-ценностного
опыта детей, развивает творческие способности
учащихся и их представлений.
- Имитационные экологические
игры основаны на моделировании экологической
реальности и предметного содержания
экологической деятельности.
- Игры соревнования экологического
содержания основаны на стимулировании
активности участников в приобретении
и демонстрации экологических знаний
и умений. К этому типу относятся конкурсы:
кроссвордов, загадок, проектов, путешествий
и т.д. Они широко используются в практике
работы школ.
- Учебная «экологическая тропа»
- это маршрут в парке, лесопарке и т.д.,
который прокладывается так, чтобы на
нём были места и естественной природы,
и антропогенный ландшафт. Это позволяет
сравнить естественную и преобразованную
среды, учить детей оценивать характер
деятельности человека в природе. Кроме этого, такое посещение
природы даёт возможность организовывать
и проводить исследовательские работы
- изучать состояние объектов природы,
долго наблюдать, в результате чего у ребёнка
формируется понятие о развитии объектов,
о процессах происходящих в природе; проводить опыты как длительные, так и кратковременные; прогнозировать последствия деятельности человека; оценивать результаты природоохранной работы. Такая разносторонняя деятельность помогает ученику осознать значение природы для человека, важность грамотного взаимодействия с ней. Организовывать и проводить
исследовательские работы - изучать состояние
объектов природы, долго наблюдать, в результате
чего у ребёнка формируется понятие о
развитии объектов, о процессах происходящих в природе; проводить опыты как длительные, так и кратковременные; прогнозировать последствия деятельности человека; оценивать результаты природоохранной работы. Такая разносторонняя деятельность помогает ученику осознать значение природы для человека, важность грамотного взаимодействия с ней.
- В последнее время учителя стали
использовать метод проектов, который
включает этапы: выдвижение цели, осознанной
и принятой детьми; разработку плана действий,
практические действия, шаги к намеченной
цели, подведение итогов выполнения проектов.
Проекты могут быть кратковременными
и длительными. «…Метод проектов - один из немногих
методов, выводящих педагогический процесс
из стен детского учреждения в окружающий
мир, природную и социальную среду, педагогизирующих процесс освоения ребёнком окружающего мира, стихию влияний окружающей среды на ребёнка» И.В. Цветкова [20].
Экологическое образование
должно быть ориентировано на формирование
высокой устойчивости отношения школьников
к природе. Это может быть достигнуто за
счёт непрерывности педагогического процесса.
Требуется хорошо продуманное планирование
разносторонней экологической активности
учащихся, с ориентацией не только на психологические
особенности школьников данного возраста,
но и с учётом «естественного календаря
природы».
Таким образом, систематическая
работа по экологическому воспитанию
способствует значительному повышению
уровня сформированности компонента экологической
культуры – экологической воспитанности
школьников.
Заключение.
Экологическая культура —
гармоничность сосуществования человеческого
общества и окружающей природной среды.
Экологическая культура предполагает:
1. Знание закономерностей
развития природы и общества (образовательный
аспект);
2. Понимание необходимости
беречь природу (нравственный аспект);
3. Умение прогнозировать,
предвидеть последствия своего
вмешательства в природные взаимодействия
(прогностический аспект);
4. Сознательное соблюдение
норм воздействия на природу
и ее охрану (поведенческий аспект).
Проблема воспитания экологической
культуры существовала, и будет существовать
на протяжении развития общества. Основа
воспитания экологической культуры лежит
на решении задач в их единстве: обучения
и воспитания, развития. Критерием сформированности
ответственного отношения к окружающей
среде является нравственная забота о
будущих поколениях. Правильно используя
различные методы воспитания, учитель
может сформировать экологически грамотную
и воспитанную личность.
В ходе проведения работы я
выделила основные формы воспитания экологической
культуры. Показателями воспитанной личности
служат: экологические знания, умения,
которые закрепляются в процессе урочной
деятельности, но проверить их можно лишь
в процессе практических занятий, то есть
успех воспитания экологической культуры
в школе зависит от использования разнообразных
форм работы, их разумного сочетания. Эффективность
определяется также преемственностью
деятельности учащихся в условиях школы
и условиях окружающей среды.
В результате анализа опытов
работы учителей в направлении воспитания
экологической культуры, я пришла к выводу,
что экологические игры, проекты, викторины,
экологические сказки, проблемные ситуации,
включенные в процесс обучения, вызывают
большой интерес у младших школьников
и могут служить эффективным средством
формирования экологической культуры
младших школьников на уроках «Окружающий
мир».
Список использованной
литературы.
- Виноградова Н.Ф.. Окружающий мир: программа: 1-4 классы.Изд-во Вентана – Граф, 2012г.
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации
к курсу "Окружающий мир". 2 класс.
Самара: Федоров, 2013 г.
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир. 2 класс. Учебник. Часть 1. Самара: Федоров, 2012 г.
- Додонова Надежда
Геннадьевна, статья экологическое воспитание
школьников
- Коменский Я.А., Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. Педагогическое наследие. М.: Педагогика. 1989 г; Я.А. Коменский. Великая дидактика. Гл.14
- Константинов Н. А., Струминский В. Я., Очерки по истории начального образования в России, 2 изд., М., 1953; Программы восьмилетней школы. Начальные классы (I—III), М., 1972; Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. — пер. пол. XIX в., М., 1973
- Плешаков А. А. Методические
основы нового учебника природоведения
для 4 класса четырехлетней начальной
школы.//Начальная школа. -1993, N3, С. 63-67
- Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник
для 2 класса. М.:Просвещение, 2012 г.
- Плешаков А. А. Экологические
проблемы и начальная школа.//Начальная
школа. -1991, N5, С. 2-8.
- Плешаков А.А., Соловьева А.Е. Окружающий мир. 2 класс. Методические
рекомендации. М.:Просвещение, 2012 г.
- Поглазова О.Т. Методические рекомендации к учебнику "Окружающий мир. 2 класс. Смоленск. Издательство "Ассоциация XXI век", 2012 г.
- Поглазова О.Т . Окружающий мир. 2 класс. Смоленск. Издательство "Ассоциация XXI век", 2012 г.
- Проект федерального
закона РФ «Об экологической культуре»
№ 90060840-3 (внесён 13.07.2000)
- Проскурова Л.Г., статья Воспитание экологической культуры
как средство развития познавательной
деятельности младших школьников
- Разенкова Д. Ф. Экологическая культура: социально-философские
аспекты формирования:Дис. … канд. филос. наук : 24.00.01. — М., 2001. — 162 с. — РГБ ОД, 61:01-9/453-6.
- Самкова В.А., Романова Н.И. Рабочая программа к учебникам «Окружающий мир» 1-4 классы / авт.-сост. В.А. Самкова . - Москва : Русское слово, 2011 . - 112 С.
- Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 2 класс. 1 - 2 ч. Человек и Природа : учебник . - Москва : Русское слово, 2012
- Сухомлинский В. А.
Сердце отдаю детям. - Киев: Радянская школа, 1972.
- ФГОС НОО.-Москва:Просвещение.-ст.2, С.17
- Цветкова И.В. Экология для начальной
школы. Игры и проекты. - Ярославль: Академия
развития, 1997. - с. 72 - 73
- http://festival.1september.ru/articles/520762/http://festival.1september.ru/articles/520762/
- http://www.sakhalin.ru/boomerang/Drevesnue/eco.htm
Приложение
1.
Экологическая игра «Деревья помогают мне».
Цели: Учащиеся будут описывать,
какую пользу приносят деревья, рисовать
свой любимый подарок от дерева; придумывать
рисунок для значка "Д.П.М." — Деревья
Помогают Мне.
Материалы: Бумага для рисования
плотная бумага, ножницы, фломастеры.
По возможности можно подобрать
соответствующий литературный материал
о пользе деревьев, прочитать его детям
и обсудить. Предложить детям подумать
о том, сколько деревья приносят пользы
и радости. Составить общий список и посмотреть,
сколько в нем наберется пунктов. Затем
пусть каждый ребенок решит, что из того,
что ему дают деревья, он любит больше
всего. Некоторые выберут еду (например,
ягоды, грибы или орехи), другие — изделия
из бумаги, (такие, как книги и фотографии).
Третьи предпочитают изделия из дерева:
игрушки, столы, кровати, дома и т. д. Кому-то
просто может нравиться сидеть в тени,
наслаждаться красотой деревьев.
Дать каждому ученику по листу
бумаги для рисования и предложить детям
самим нарисовать и вырезать значок "Д.П.М."
Рисунки значков могут представлять собой
изображения любимого подарка деревьев
детям, частей самих деревьев и т.д. Затем
пусть ученики напишут на значках слово
"Д.П.М.". Прикрепить значки на одежду
детей булавками. Эти значки можно носить
в течение дня и рассказывать всем, кто
спросит, что такое "Д.П.М." о своих
друзьях – деревьях [22].
Приложение 2.
Экологическая викторина «
В гостях у природы».
Цели: воспитание бережного и заботливого
отношения к природе, понимания того, что
все в мире связано друг с другом ; развитие
речи, мышления, умения работать в команде.
Оборудование: модель поезда, название станций,
экологические знаки, экологический светофор,
кроссворды для каждой команды, предметы
из рюкзака: сапоги, ведёрко, нож, спички,
пакет с кормом, магнитофон.
Сегодня мы с вами отправимся
в путешествие по экологическим станциям,
во время которого ещё раз вспомним, как
нужно правильно вести себя в природе.
А путешествовать мы будем на этом замечательном
волшебном поезде. Отправляемся в путь!
1 станция
«Экологические загадки»
Вопросы задаются командам
по очереди:
-Что теряет лось каждую
зиму?
-Кто меняет шубу 2 раза
в год?
-Какие животные зимой
спят?
-Кто спит вниз головой?
-Животное российских
лесов, похожее на кошку.
-Какая птица подбрасывает
своё яйцо в чужое гнездо?
-Зимуют ли птицы в
скворечнике?
-Пингвин- это птица или нет?
-Его детёныши рождаются
пушистыми, как котята, а потом
покрываются иголками. Кто это?
-Представительница пресмыкающихся,
которая спасаясь, может отбросить
часть хвоста.
Итог 1-го конкурса.
2 станция
«Экологический светофор»
Сегодня в путешествие мы взяли
с собой рюкзак с разными вещами. Посмотрите,
какой большой и тяжёлый! Давайте проверим,
а все ли вещи нам понадобятся, может быть
здесь есть лишние?
А поможет вам экологический
светофор. Каждый его сигнал на лесной
тропинке означает то же самое, что и на
проезжей части дороги:
Красный свет- природе вред!
Жёлтый- осторожно!
Свет зелёный- как красиво! Скажем,
лес, тебе спасибо!
-Запомнили? Красный свет
загорается тогда, когда поступки
человека приносят природе вред.
Жёлтый зажигается для того, чтобы мы соблюдали
определённые правила поведения. А зелёный
свет зажигается тем, кто делает для обитателей
леса, растений и животных добрые дела.
А теперь посмотрим, что же взял
Незнайка в лес? А вы не забывайте зажигать
светофор.
(Учитель достает вещи
из рюкзака)
Резиновые сапоги: будем
ходить по кромке озера, пособирать ракушки.
(жёлтый)
Нож: будем потом сдирать кору
с берёзы, чтобы разжечь костёр.(красный)
Спички: решил разжечь костёр,
чтобы погреться возле него.( красный)
Магнитофон: будем слушать громкую
музыку (красный)
Пластмассовое ведро: будем
поливать посаженные по краю оврага саженцы
деревьев (зелёный)
Пакет с кормом: это для уток.
Они на озере живут.( зелёный)
А если корм закончится, как
поступить с пустым пакетом?
Итоги 2-го конкурса.
Молодцы, ребята! Сейчас проверим,
как вы сами соберете рюкзак!
3 станция
«Походная»
-Прежде чем собрать
вещи в дорогу, человеку необходимо
составить список, чтобы ничего
не забыть и не перепутать.
Вот и вам сейчас предстоит составить
такой список, внести в него самые необходимые
вещи, а всё лишнее убрать.
( ребята получают конверты
со списком вещей и выбирают всё необходимое:
чашка, миска, кружка, хлеб, полотенце,
консервы, пакет, мыло, компас, коньки,
телевизор,ложка, утюг, будильник, кошка,
ролики.)
Итоги 3-го конкурса.
4 станция
«Привал»
-Ну что, устали? Давайте
отдохнём и сделаем привал, а
заодно поиграем в игру на
внимание и проверим, хорошо ли
вы знаете птиц. Этот конкурс
не оценивается, мы просто развлечёмся.
Я буду читать стихотворение,
вы внимательно слушайте, а если
я допущу ошибку, хлопайте в ладоши.
Прилетели птицы: голуби, синицы,
аисты, вороны, галки, макароны…
Прилетели птицы: голуби, синицы,
мухи и стрижи…
Прилетели птицы: голуби ,куницы…
Прилетели птицы: голуби, синицы,
чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки…
Прилетели птицы: голуби, синицы,
чибисы, чижи, галки и стрижи, аисты, кукушки,
даже совы-сплюшки, лебеди, скворцы. Все
вы молодцы!