Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 15:27, курсовая работа
Объект и предмет исследования нашей работы способствовали формулированию цели: определить эффективные средства гражданско-правового воспитания младших школьников в процессе обучения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1.Изучить научную литературу по теме исследования.
2. Определить сущность и основное содержание понятий гражданское и правовое воспитание.
3. Выявить уровень осведомленности младших школьников по вопросу гражданско-правового воспитания.
4.Сформулировать рекомендации для учителей по гражданско-правовому воспитанию учащихся начальных классов.
Введение
Демократизация общества, построение правового государства, признание основных прав и свобод человека, расширение возможностей для развития духовных и материальных потребностей личности в современной России, актуализируют проблему готовности человека к выбору и самостоятельному ответственному действию в политической, экономической и культурной жизни.
Гражданское образование и правовое воспитание - это комплекс знаний, направленных на развитие личности, правовой культуры и механизмов сотрудничества с государственными органами. Это система навыков, которые облегчают жизнь в социально-политическом окружении, выявляют рационально-критические противоречия и оценивают собственные действия и допускают толерантность по отношению к другим. Принципиально важным представляется и ценностный аспект гражданского образования и воспитания. Оно не может быть сведено к простой сумме знаний о праве, государстве, институтах и отношениях, обеспечивающих участие индивида в общественно-политической жизни, но предполагает и воспитание соответствующих ценностей, убеждений и установок, определяющих гражданско-правовое поведение в демократическом обществе.(12.20-24с)
В теоретическом и практическом аспекте в настоящее время остается актуальной разработка основ гражданско – правового воспитания подрастающего поколения россиян. Для этого сейчас государственная власть и общественность объединили свои усилия, особое внимание уделили гражданско-правовому воспитанию детей в школе, так как она является важнейшим общественным институтом воспитания подрастающего поколения россиян. Современные взгляды на то, что есть гражданственность в современном мире, дают возможность понять наиболее общие императивы, характерные для европейских стран, позволяют проследить эволюцию, становление гражданского общества или причины торможения, отрицания гражданских прав и свобод в отдельных государствах, при тех или иных политических режимах. Это позволяет с достаточной долей условности говорить о наличии или отсутствии гражданского общества в различных странах, а значит, ставить эту проблему в качестве одной из приоритетных для изучения. Для нашей страны все, что относится к понятию «гражданственность», является, несомненно, актуальным, ибо длительное существование общества в условиях тоталитарного режима не могло не отразиться на взглядах многих людей старшего поколения, но продолжает в той или иной форме оказывать влияние на молодежь. Именно это обязывает преподавателей школ не просто изучать проблему становления и развития гражданского общества, но, используя накопленный опыт, последовательно знакомить молодое поколение с историей его становления, способствовать внедрению в сознание молодежи понимания его значимости и принципов функционирования в России и мире.(20.118с)
К сожалению, усилия творчески
работающего учительства
Поэтому важной стороной в гражданско-правовом воспитании стала социализация школьника. Ребятам необходимо уметь давать нравственную оценку всех сторон жизни общества, уважать законы. Однако нередко демократические ценности детям преподносятся в авторитарной форме, т.е. без учета интересов и потребностей самих детей. Еще не так много педагогов, способных к открытому диалогу, терпимости, имеющих демократические убеждения, обладающих высокой коммуникативной культурой. Будущим гражданам потребуются знания тех отраслей, которые обеспечивают им социальную адаптацию.
Социализация – это двусторонний процесс, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.(24.378с)
Вопросы гражданско-правового воспитания и социализации детей тесно взаимосвязаны и являются предметом изучения с давних времен. Историческое развитие педагогической и общественной мысли определило различные подходы к пониманию целей и сущности гражданскоправового воспитания. В публикациях, посвященных особенностям истории гражданского и правового воспитания в отечественной педагогики (середина ХVIII – начало ХХ вв.) ряд ученых (9.154с) выделяют два основных подхода: утилитарно-охранительный и общественно-патриотический.
В первом случае гражданское воспитание понимается как послушание, повиновение личности правительственной власти, беспрекословное подчинение (10.48с).
Представители общественно-патриотического направления (28.88с) видели идеал гражданина в свободной личности, которая предана общественному долгу, национальным традициям. Для А.Н. Герцена настоящий гражданин должен быть готов к насильственным действиям ради улучшения жизни во имя всеобщего социального равенства.(16.47с)
Такие педагоги, как С.Т. Шацкий,
П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко
также отводили главную роль в
образовании гражданско-
Тема нашего исследования: «Гражданско-правовое воспитание младших школьников»
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в начальной школе
Предмет исследования – гражданско-правового воспитания младшего школьника.
Объект и предмет исследования нашей работы способствовали формулированию цели: определить эффективные средства гражданско-правового воспитания младших школьников в процессе обучения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1.Изучить научную литературу по теме исследования.
2. Определить сущность
и основное содержание понятий
гражданское и правовое
3. Выявить уровень
4.Сформулировать рекомендации
для учителей по гражданско-
Эксперементальная база исследования: Баргузинская средняя общеобразовательная школа № 27, 3 «А» класс ( 20 учеников).
Методы исследования: изучение и анализ теоретических работ по гражданско-правовому воспитанию; проведение опроса на уровень сформированности партриотизма, трудолюбия, доброты и отзывчивости, самодисциплины; исследование в виде анкетирования с целью выявления уровня гражданской компетенции детей младшего школьного возраста по методике «Незаконченное предложение».
В первой главе «Теоретические
основы гражданско-правового
Во второй главе «Диагностика уровня гражданско-правовой осведомленности младших школьников» раскрыта сущность понятия гражданское воспитание, пути и средства гражданского воспитания, диагностика и анализ уровня знаний детей начальных классов о гражданско-правовой системе. Даны рекомендации учителям.
В заключении оформлены выводы по теме исследования, основанные на теоретическом и практическом материале.
Глава 1.Теоретические
основы гражданско-правового
1.1.Проблема гражданско-правового воспитания в базовых документах 1ФГОС и современной психолого-педагогической литературе
Гражданско - правовое 1образование и воспитание младших школьников - это комплекс знаний, направленных на развитие личности, правовой культуры и механизмов сотрудничества с государственными органами. Это система навыков, которые облегчают жизнь в социально-политическом окружении, выявляют рационально-критические противоречия и оценивают собственные действия и допускают толерантность по отношению к другим. Принципиально важным представляется и ценностный аспект гражданского и правового образования и воспитания. Оно не может быть сведено к простой сумме знаний о праве, государстве, институтах и отношениях, обеспечивающих участие индивида в общественно-политической жизни, но предполагает и воспитание соответствующих ценностей, убеждений и установок, определяющих гражданско-правовое поведение в демократическом обществе.(19.200с)
В теоретическом и практическом аспекте в настоящее время остается актуальной разработка1 основ гражданско –правового воспитания подрастающего поколения россиян. Именно для этого сейчас государственная власть и общественность объединили свои усилия, особое внимание уделили гражданско-патриотическому воспитанию детей в школе, так как она является важнейшим общественным институтом обучения и воспитания современного подрастающего поколения. Это направление государственной политики нашло отражение в федеральных целевых программах.(21.166с)
В соответствии с Конституцией,
Российская Федерация устанавливает
федеральные государственные
В соответствии с требованием Статьи 71 «Закона об образовании» в Российской Федерации устанавливаются Федеральные государственные образовательные стандарты (далее –ФГОС), которые представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». 1
Стандарт включает в себя требования:
•к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 1
• к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 1
•к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям. 1
Стандарт направлен на обеспечение:
• равных возможностей получения качественного начального общего образования;
• духовно-нравственного1 развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества; 1
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется: 1
• становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; 1
• духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; 1
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
• любящий свой народ, свой край и свою Родину; 1
• уважающий и принимающий ценности семьи и общества; 1
• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; 1
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: 1
• личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их 1
• индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Ступени реализации документов ФГОС отражают базовую роль и значимость родителей в данном процессе. Различают следующие ступени:
1. Усвоение ребенком ценностей семьи с первых лет жизни имеет непреходящее значение для человека. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. 1
2. Осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». 1
3. Принятие культуры и духовных традиций многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укорененность в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации. 1
4. Сформированность Российской гражданственности высшей ступени процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России. 1
Одними из важных условий реализации образовательной программы ФГОС, являются: 1
• участие родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании и развитии образовательной программы образовательного учреждения и условий ее реализации; 1
• обновление содержания образовательной программы, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей развития субъекта Российской Федерации и др. 11
Информация о работе Гражданско-правовое воспитание младших школьников