Гражданско-правовое воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

Объект и предмет исследования нашей работы способствовали формулированию цели: определить эффективные средства гражданско-правового воспитания младших школьников в процессе обучения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1.Изучить научную литературу по теме исследования.
2. Определить сущность и основное содержание понятий гражданское и правовое воспитание.
3. Выявить уровень осведомленности младших школьников по вопросу гражданско-правового воспитания.
4.Сформулировать рекомендации для учителей по гражданско-правовому воспитанию учащихся начальных классов.

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 55.58 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Демократизация общества, построение правового государства, признание основных прав и свобод человека, расширение возможностей для развития духовных и материальных потребностей личности в современной России, актуализируют проблему готовности человека к выбору и самостоятельному ответственному действию в политической, экономической и культурной жизни.

Гражданское образование и правовое воспитание - это комплекс знаний, направленных на развитие личности, правовой культуры и механизмов сотрудничества с государственными органами. Это система навыков, которые облегчают жизнь в социально-политическом окружении, выявляют рационально-критические противоречия и оценивают собственные действия и допускают толерантность по отношению к другим. Принципиально важным представляется и ценностный аспект гражданского образования и воспитания. Оно не может быть сведено к простой сумме знаний о праве, государстве, институтах и отношениях, обеспечивающих участие индивида в общественно-политической жизни, но предполагает и воспитание соответствующих ценностей, убеждений и установок, определяющих гражданско-правовое поведение в демократическом обществе.(12.20-24с)

В теоретическом и практическом аспекте в настоящее время  остается актуальной разработка основ гражданско – правового воспитания подрастающего поколения россиян. Для этого сейчас государственная власть и общественность объединили свои усилия, особое внимание уделили гражданско-правовому воспитанию детей в школе, так как она является важнейшим общественным институтом воспитания подрастающего поколения россиян. Современные взгляды на то, что есть гражданственность в современном мире, дают возможность понять наиболее общие императивы, характерные для европейских стран, позволяют проследить эволюцию, становление гражданского общества или причины торможения, отрицания гражданских прав и свобод в отдельных государствах, при тех или иных политических режимах. Это позволяет с достаточной долей условности говорить о наличии или отсутствии гражданского общества в различных странах, а значит, ставить эту проблему в качестве одной из приоритетных для изучения. Для нашей страны все, что относится к понятию «гражданственность», является, несомненно, актуальным, ибо длительное существование общества в условиях тоталитарного режима не могло не отразиться на взглядах многих людей старшего поколения, но продолжает в той или иной форме оказывать влияние на молодежь. Именно это обязывает преподавателей школ не просто изучать проблему становления и развития гражданского общества, но, используя накопленный опыт, последовательно знакомить молодое поколение с историей его становления, способствовать внедрению в сознание молодежи понимания его значимости и принципов функционирования в России и мире.(20.118с)

К сожалению, усилия творчески  работающего учительства направлены в современной школе, прежде всего, на интеллектуальное развитие школьников. Между тем, если познание, восприятие, усвоение знаний, освоение социального  опыта может формироваться в  процессе обучения, интеллектуального  развития ребенка, то отношение детей  к самим знаниям, к делу, к людям  не может быть сформировано только в обучении. Как следствие - преобладание стихийных факторов в процессе социализации современной молодежи, все более  широкие формы отклоняющейся от нормы социализации.

Поэтому важной стороной в гражданско-правовом воспитании стала социализация школьника. Ребятам необходимо уметь давать нравственную оценку всех сторон жизни общества, уважать законы. Однако нередко демократические ценности детям преподносятся в авторитарной форме, т.е. без учета интересов и потребностей самих детей. Еще не так много педагогов, способных к открытому диалогу, терпимости, имеющих демократические убеждения, обладающих высокой коммуникативной культурой. Будущим гражданам потребуются знания тех отраслей, которые обеспечивают им социальную адаптацию.

Социализация – это  двусторонний процесс, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.(24.378с)

Вопросы гражданско-правового  воспитания и социализации детей тесно взаимосвязаны и являются предметом изучения с давних времен. Историческое развитие педагогической и общественной мысли определило различные подходы к пониманию целей и сущности гражданскоправового воспитания. В публикациях, посвященных особенностям истории гражданского и правового воспитания в отечественной педагогики (середина ХVIII –  начало ХХ вв.) ряд ученых (9.154с) выделяют два основных подхода: утилитарно-охранительный и общественно-патриотический.

В первом случае гражданское  воспитание понимается как послушание, повиновение личности правительственной  власти, беспрекословное подчинение (10.48с).

Представители общественно-патриотического направления (28.88с) видели идеал гражданина в свободной личности, которая предана общественному долгу, национальным традициям. Для А.Н. Герцена настоящий гражданин должен быть готов к насильственным действиям ради улучшения жизни во имя всеобщего социального равенства.(16.47с)

Такие педагоги, как С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко  также отводили главную роль в  образовании гражданско-правовому воспитанию личности.(30.143-144с)

Тема нашего исследования: «Гражданско-правовое воспитание младших школьников»

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в начальной школе

Предмет исследования – гражданско-правового воспитания младшего школьника.

Объект и предмет исследования нашей работы способствовали формулированию цели: определить эффективные средства гражданско-правового воспитания младших школьников в процессе обучения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1.Изучить научную литературу  по теме исследования.

2. Определить сущность  и основное содержание понятий  гражданское и правовое воспитание.

3. Выявить уровень осведомленности  младших школьников по вопросу  гражданско-правового воспитания.

4.Сформулировать рекомендации  для учителей по гражданско-правовому  воспитанию учащихся начальных  классов.

Эксперементальная база исследования: Баргузинская средняя общеобразовательная школа № 27, 3 «А» класс ( 20 учеников).

Методы исследования: изучение и анализ теоретических работ по гражданско-правовому воспитанию; проведение опроса на уровень сформированности  партриотизма, трудолюбия, доброты и отзывчивости, самодисциплины; исследование в виде анкетирования с целью выявления уровня гражданской компетенции детей младшего школьного возраста по методике «Незаконченное предложение».

В первой главе «Теоретические основы гражданско-правового воспитания младших школьников» раскрыты психологические  особенности детей младшего школьного  возраста, психолого-педагогические основы и условия гражданско-правового воспитания.

Во второй главе «Диагностика уровня гражданско-правовой осведомленности младших школьников» раскрыта сущность понятия гражданское воспитание, пути и средства гражданского воспитания, диагностика и анализ уровня знаний детей начальных классов о гражданско-правовой системе. Даны рекомендации учителям.

В заключении оформлены выводы по теме исследования, основанные на теоретическом  и практическом материале.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Теоретические  основы гражданско-правового воспитания младших школьников

1.1.Проблема гражданско-правового воспитания в базовых документах 1ФГОС и современной психолого-педагогической литературе

Гражданско - правовое 1образование и воспитание младших школьников - это комплекс знаний, направленных на развитие личности, правовой культуры и механизмов сотрудничества с государственными органами. Это система навыков, которые облегчают жизнь в социально-политическом окружении, выявляют рационально-критические противоречия и оценивают собственные действия и допускают толерантность по отношению к другим. Принципиально важным представляется и ценностный аспект гражданского и правового образования и воспитания. Оно не может быть сведено к простой сумме знаний о праве, государстве, институтах и отношениях, обеспечивающих участие индивида в общественно-политической жизни, но предполагает и воспитание соответствующих ценностей, убеждений и установок, определяющих гражданско-правовое поведение в демократическом обществе.(19.200с)

В теоретическом и практическом аспекте в настоящее время  остается актуальной разработка1 основ гражданско –правового воспитания подрастающего поколения россиян. Именно для этого сейчас государственная власть и общественность объединили свои усилия, особое внимание уделили гражданско-патриотическому воспитанию детей в школе, так как она является важнейшим общественным институтом обучения и воспитания современного подрастающего поколения. Это направление государственной политики нашло отражение в федеральных целевых программах.(21.166с)

В соответствии с Конституцией, Российская Федерация устанавливает  федеральные государственные образовательные  стандарты, тем самым поддерживает различные формы образования  и самообразования. 1

В соответствии с требованием  Статьи 71 «Закона об образовании» в Российской Федерации устанавливаются Федеральные государственные образовательные стандарты (далее –ФГОС), которые представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». 1

Стандарт  включает в себя требования:

•к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 1

• к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 1

•к условиям реализации основной образовательной  программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям. 1

Стандарт направлен на обеспечение:

• равных возможностей получения качественного начального общего образования;

• духовно-нравственного1 развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества; 1

В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования  осуществляется: 1

• становление основ гражданской  идентичности и мировоззрения обучающихся; 1

• духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее  принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; 1

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик  выпускника («портрет выпускника начальной  школы»):

•   любящий свой народ, свой край и свою Родину; 1

•   уважающий и принимающий  ценности семьи и общества; 1

• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; 1

Стандарт устанавливает  требования к результатам обучающихся,  освоивших основную образовательную  программу начального общего образования: 1

•  личностным, включающим готовность и способность обучающихся  к саморазвитию, сформированность мотивации  к обучению и познанию, ценностно-смысловые  установки обучающихся, отражающие их 1

• индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской  идентичности.

Ступени реализации документов ФГОС отражают базовую роль и значимость родителей в данном процессе. Различают  следующие ступени:

1. Усвоение ребенком ценностей семьи с первых лет жизни  имеет непреходящее значение для человека. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. 1

2. Осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». 1

3. Принятие культуры и духовных традиций многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укорененность в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации. 1

4. Сформированность Российской гражданственности высшей ступени процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России. 1

Одними из важных условий  реализации образовательной программы  ФГОС, являются: 1

• участие родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании и развитии образовательной программы  образовательного учреждения и  условий ее реализации; 1

• обновление содержания образовательной программы, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей развития субъекта Российской Федерации и др. 11

Информация о работе Гражданско-правовое воспитание младших школьников