Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 15:27, курсовая работа
Объект и предмет исследования нашей работы способствовали формулированию цели: определить эффективные средства гражданско-правового воспитания младших школьников в процессе обучения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1.Изучить научную литературу по теме исследования.
2. Определить сущность и основное содержание понятий гражданское и правовое воспитание.
3. Выявить уровень осведомленности младших школьников по вопросу гражданско-правового воспитания.
4.Сформулировать рекомендации для учителей по гражданско-правовому воспитанию учащихся начальных классов.
Качественные особенности в
воспитании гражданина оказывает среда.
Природная и культурно-
Взаимодействие школы со средой, включение учащихся в жизнь родного города (села), района определяет характер деятельности по воспитанию гражданственности.
Рассмотрим опыт по формированию гражданственности
и правового воспитания у младших
школьников в условиях школы на примере
МОУ «Баргузинская средняя
В данной школе принимали участие ученики 3 «а»класса, в составе 20 человек.
В ходе исследования мы познакомились с опытом по формированию гражданственности младших школьников на примере работы учителя.
Фундамент формирования у детей таких понятий, как семья, государство, гражданин, Родина, малая родина, а также формирование первичных ценностных ориентаций и воспитание чувства принадлежности к своему народу, любви к Родине закладываются в младшем школьном возрасте. На уроках чтения, проходят ярко и эмоционально, у детей складываются яркие представления о родной стране, жизни и труде людей, достижениях нашего народа.
Знания, умения и навыки, усвоенные учащимися в ходе уроков, получают свое дальнейшее развитие в процессе внеклассной воспитательной работы, формы которой разнообразны.
Для выявления уровня сформированности гражданских качеств личности нами было проведено исследование учащихся 3 класса. Используемые методы: опросник на выявление уровней гражданской воспитанности; анкетирование по методике «Незаконченное предложение». На первом этапе исследования был проведен опрос учащихся, который состоял из вопросов об отношении к отечеству, к труду, к людям, к себе. В ходе опроса выявили такие качества личности как: патриотизм, трудолюбие, доброта и отзывчивость, самодисциплина. (Приложение 1).
Исследуемые нами качества личности оценивались по 3-х балльной шкале:
1 балл - низкий уровень сформированности качества;
2 балла – средний уровень;
3 балла – высокий уровень сформированности исследуемого качества личности.
Из данной таблицы 3 видно, что низкий уровень сформированности чувства патриотизма у 4-х учащихся из 20, что составляет 16% от общего числа учащихся; средний уровень сформированности данного качества у 12 учащихся –68%; 4-е учащихся, т. е 16% имеют высокий уровень сформированности чувства патриотизма.
Низкий уровень трудолюбия у 5 - 18% учащихся, 10 человек имеют средний уровень, что составляет 64%, 18% учащихся - высокий уровень сформированности данного качества личности.
Низкий уровень
Самодисциплина сформирована на низком уровне у 5 человек- 15%, такое же количество детей имеют высокий уровень ее сформированности. Самодисциплина 10 учеников-70% сформирована на среднем уровне.
Из данных, полученных в ходе опроса, мы видим уровень сформированности исследуемых гражданских качеств личности у учащихся.
На втором этапе, с целью выявления уровня гражданской компетенции учащихся, нами было также проведено анкетирование детей по методике «Незаконченное предложение». (Приложение 2)
В результате проведенной методики «Незаконченное предложение» были получены следующие данные. У учащихся третьего класса были получены результаты ответов на вопросы этой анкеты. Вопросы анкеты вызвали разного рода затруднения.
При ответе на вопросы бланка «Я – гражданин России» трудности не возникли в классе у 16 учеников которые ответили на все вопросы, один не ответил на 2 вопроса и 3 детей не ответили по одному вопросу.
С ответами на вопросы бланка «Символика России и Республики Бурятия» учащиеся класса справились слабо. Трудностей с анкетой не возникло у 12 учеников. Не справились с задачей 8 детей. Из них 3 не ответили на 4 вопроса, 2-е учеников с 3 вопросами, 2-е школьников не ответили на 2 вопроса и лишь 1 ученик не справился с 1 вопросом.
С бланком «Города. События. Люди» школьники справились успешно. Из 20 испытуемых с заданиями не справились всего 3 ученика. Из них 2-е не ответили по 1 вопросу и ребенок не ответил на 2 вопроса.
Таким образом, в результате проведенной диагностики уровня сформированности гражданских качеств личности у учащихся 3 класса мы пришли к выводу, что у учащихся 3-го класса гражданские качества сформированы. Дети знают историю России и историю своей малой Родины.
2.2 Методические рекомендации учителям по гражданско-правовому воспитанию
Урок гражданственности и патриотизма
«Сирень 1945 года»
1 сентября 2010 года.
В целях усиления воспитательной функции образовательного процесса и активизации духовно-нравственного потенциала учащихся, развития в подрастающем поколении гражданского самосознания, в год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне в образовательных учреждениях Краснодарского края 1 сентября 2010 года пройдет урок гражданственности и патриотизма
В юбилейном 2010 году тема Великой Отечественной войны и Победы над фашизмом по праву должна занять важнейшее место в деятельности педагогических коллективов образовательных учреждений. Во всех общеобразовательных учреждениях Краснодарского края 1 сентября 2010 года пройдут уроки знаний, объединенные единой темой - «Сирень 1945 года». Основная цель тематических уроков - воспитание уважительного отношения в среде школьников к великому подвигу фронтового поколения, воспитание высоких моральных качеств и нравственных устоев. Уроки должны дать возможность школьникам прикоснуться к героическому прошлому нашей страны, вспомнить тех соотечественников, которые отдали жизнь за отечество, проявить уважение к тем ветеранам, которые окружают нас.
65-летие Великой Победы в Великой Отечественной войне – это не только праздник Памяти, праздник народа-победителя, но это и незримая связь поколений, выраженная в отношении к одному из главных символов Победы. Тема «Сирень 1945 года» – это не случайно: пышные букеты сирени дарили девушки воинам-победителям; букетами сирени встречали на станциях поезда, с возвращающимися из Берлина войсками. Радостная и яркая, ароматная и нежная, романтическая майская сирень запомнилась воинам-освободителям на долгие годы. Это самый популярный цветок Победного мая. Сирень – растение, наделенное особой душой, хранящее память о событиях 1945 года. Необходимо обратить внимание школьников на красивую традицию встречать каждый День Победы цветущими кистями сирени, признанной символом Победы в Великой Отечественной Войне.
Педагогическими и методическими условиями успешного проведения урока являются:
Важно действиями участников урока символически увековечить память о Победе советского народа в войне: посадить аллею Славы, Победы, продемонстрировав непрерывную связь поколений: от благодарных мирных жителей 1945 года, встречающих победителей букетами сирени, к благодарным потомкам 2010 года, возрождающих этот символ Победы.
Главное при проведении урока
гражданственности и
Героические примеры отечественной истории должны стать основой урочной деятельности в этот день. При проведении урока следует акцентировать внимание на страницах военной истории Кубани, отдельных населенных пунктов Краснодарского края, боевых подвигах земляков, на событиях, свидетельствующих о большом вкладе народа в победу во Второй мировой войне. Возможно во время урока использование стихов и иллюстраций.
Символичным представляется и тот факт, что Вторая мировая война завершилась в сентябре 1945 г. «Сирень 1945 г.»; «май – сентябрь» - символический мост, связывающий две победы, подчеркивающий вклад нашей страны в мировой цивилизационный процесс.
При подготовке к уроку
рекомендуем составить
-сценарий;
-соответствующее оформление кабинета;
-техническое и музыкальное оснащение;
- подготовленные тематические стенды, мультимедийные презентации;
-подготовка обзора литературы «Героев знать, на них держать равнение», «Детство, опаленное войной» и т. п.
При организации и проведении подобных мероприятий необходимо в максимальной степени и эффективно использовать все имеющиеся возможности и ресурсы: фонды библиотек; материалы музеев; наличие мемориалов и памятных мест, связанных с историей Отечественной войны; видеофильмы о военном времени и т.п.
В этот день целесообразно
использовать воспитательные возможности
музейной педагогики. В музеях можно
организовать тематические выставки,
приуроченные к наиболее значимым событиям
времен Великой Отечественной войны;
оформить экспозиции, созданные из
документальных материалов и вещественных
экспонатов, собранных во время туристских
походов и путешествий
По окончании урока
гражданственности и
Цель проведения урока в начальной школе: воспитать понимание у младших школьников значимости Победы в Великой Отечественной войне, способность выражать благодарность людям, пережившим войну и трудные послевоенные годы.
Формы урока в начальной школе могут быть выбраны учителем в зависимости от возраста и уровня подготовленности учеников:
В начальной школе важно организовать эпизодические знакомства ребят с крупнейшими событиями Великой Отечественной войны. Начать урок можно с вопросов: «Какое знаменательное событие отмечала наша страна 9 мая? «Что Вы знаете о Великой Отечественной войне?» «Есть ли в Вашей семье родные, близкие, знакомые, которые воевали или трудились в годы войны? Расскажите о них» и др. Основная часть урока – эмоциональный рассказ учителя о вероломном нападении фашистской Германии на нашу родину, крупнейших битвах под Москвой, Сталинградской и Курской, сражениях в Краснодарском крае, массовом героизме воинов, выдающихся полководцах (Жуков, Конев, Рокоссовский и др.), партизанском движении в тылу врага, тружениках тыла, работавших (от стариков до подростков) под лозунгом «Все для фронта, все для победы!», освобождении родной земли и европейских стран от фашистских захватчиков, разгроме остатков армии Гитлера под Берлином и подписании Акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии в ночь с 8 на 9 мая 1945 года. На доске необходимо написать основные даты (начала и окончания Великой Отечественной войны и др.), названия крупнейших сражений, другие сведения, связанные с войной. На стендах желателен иллюстративный или иной материал, тематически связанный с военным временем (например, репродукции картин, портреты воинов-героев, полководцев, плакаты, ордена и медали эпохи Великой Отечественной войны, текст песни «Вставай, страна огромная!» и пр.)
Информация о работе Гражданско-правовое воспитание младших школьников