Гражданско-правовое воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

Объект и предмет исследования нашей работы способствовали формулированию цели: определить эффективные средства гражданско-правового воспитания младших школьников в процессе обучения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1.Изучить научную литературу по теме исследования.
2. Определить сущность и основное содержание понятий гражданское и правовое воспитание.
3. Выявить уровень осведомленности младших школьников по вопросу гражданско-правового воспитания.
4.Сформулировать рекомендации для учителей по гражданско-правовому воспитанию учащихся начальных классов.

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 55.58 Кб (Скачать файл)

Качественные особенности в  воспитании гражданина оказывает среда. Природная и культурно-историческая среда села позволяет обогатить  содержание учебно-воспитательного  процесса и разнообразить формы  его организации, используя исследовательскую, опытническую работу сельских школьников, уроки на природе, работу в музеях, экскурсии и т.д.

Взаимодействие школы со средой, включение учащихся в жизнь родного  города (села), района определяет характер деятельности по воспитанию гражданственности.

Рассмотрим опыт по формированию гражданственности  и правового воспитания у младших  школьников в условиях школы на примере  МОУ «Баргузинская средняя общеобразовательная  школа №27» с.Баргузин.

В данной школе принимали участие  ученики 3 «а»класса, в составе 20 человек.

В ходе исследования мы познакомились  с опытом по формированию гражданственности  младших школьников на примере работы учителя.

Фундамент формирования у  детей таких понятий, как семья, государство, гражданин, Родина, малая  родина, а также формирование первичных ценностных ориентаций и воспитание чувства принадлежности к своему народу, любви к Родине закладываются в младшем школьном возрасте. На уроках чтения, проходят ярко и эмоционально, у детей складываются яркие представления о родной стране, жизни и труде людей, достижениях нашего народа.

Знания, умения и навыки, усвоенные учащимися в ходе уроков, получают свое дальнейшее развитие в  процессе внеклассной воспитательной работы, формы которой разнообразны.

Для выявления уровня сформированности гражданских качеств личности нами было проведено исследование учащихся 3 класса. Используемые методы: опросник на выявление уровней гражданской воспитанности; анкетирование по методике «Незаконченное предложение». На первом этапе исследования был проведен опрос учащихся, который состоял из вопросов об отношении к отечеству, к труду, к людям, к себе. В ходе опроса выявили такие качества личности как: патриотизм, трудолюбие, доброта и отзывчивость, самодисциплина. (Приложение 1).

Исследуемые нами качества личности оценивались по 3-х балльной шкале:

1 балл - низкий уровень  сформированности качества;

2 балла – средний уровень;

3 балла – высокий уровень  сформированности исследуемого  качества личности.

Из данной таблицы 3 видно, что низкий уровень сформированности чувства патриотизма у 4-х учащихся из 20, что составляет 16% от общего числа учащихся; средний уровень сформированности данного качества у 12 учащихся –68%; 4-е учащихся, т. е 16% имеют высокий уровень сформированности чувства патриотизма.

Низкий уровень трудолюбия у 5 - 18% учащихся, 10 человек имеют средний уровень, что составляет 64%, 18% учащихся - высокий уровень сформированности данного качества личности.

Низкий уровень сформированности доброты и отзывчивости имеют 6 учащихся – это 20%, средний уровень данного качества наблюдается у 11 детей, что составляет 68% и всего лишь 3 учеников- 12% имеют высокий уровень сформированности этого качества.

Самодисциплина сформирована на низком уровне у 5 человек- 15%, такое же количество детей имеют высокий уровень ее сформированности. Самодисциплина 10 учеников-70% сформирована на среднем уровне.

Из данных, полученных в  ходе опроса, мы видим уровень сформированности исследуемых гражданских качеств личности у учащихся.

На втором этапе, с целью выявления уровня гражданской компетенции учащихся, нами было также проведено анкетирование детей по методике «Незаконченное предложение». (Приложение 2)

В результате проведенной методики «Незаконченное предложение» были получены следующие данные. У учащихся третьего класса были получены результаты ответов на вопросы этой анкеты. Вопросы анкеты вызвали разного рода затруднения.

При ответе на вопросы бланка «Я – гражданин России» трудности не возникли в классе у 16 учеников которые ответили на все вопросы, один не ответил на 2 вопроса и 3 детей не ответили по одному вопросу.

С ответами на вопросы бланка «Символика России и Республики Бурятия» учащиеся класса справились слабо. Трудностей с анкетой не возникло у 12 учеников. Не справились с задачей 8 детей. Из них 3 не ответили на 4 вопроса, 2-е учеников  с 3 вопросами,  2-е школьников не ответили на 2 вопроса и лишь 1 ученик не справился с 1 вопросом.

С бланком «Города. События. Люди» школьники справились успешно. Из 20 испытуемых с заданиями не справились всего 3 ученика. Из них 2-е не ответили по 1 вопросу и ребенок не ответил на 2 вопроса.

Таким образом, в результате проведенной диагностики уровня сформированности гражданских качеств  личности у учащихся 3 класса мы пришли к выводу, что у учащихся 3-го класса гражданские качества сформированы. Дети знают историю России и историю своей малой Родины.

 

 

2.2 Методические рекомендации учителям по гражданско-правовому воспитанию

 

Урок гражданственности и патриотизма

          «Сирень 1945 года»

1 сентября 2010 года.

В целях усиления воспитательной функции образовательного процесса и активизации духовно-нравственного потенциала учащихся, развития в подрастающем поколении гражданского самосознания, в год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне в образовательных учреждениях Краснодарского края 1 сентября 2010 года пройдет урок гражданственности и патриотизма

В юбилейном 2010 году тема Великой Отечественной войны и Победы над фашизмом по праву должна занять важнейшее место в деятельности педагогических коллективов образовательных учреждений. Во всех общеобразовательных учреждениях Краснодарского края 1 сентября 2010 года пройдут уроки знаний, объединенные единой темой - «Сирень 1945 года». Основная цель тематических уроков - воспитание уважительного отношения в среде школьников к великому подвигу фронтового поколения, воспитание высоких моральных качеств и нравственных устоев. Уроки должны дать возможность школьникам прикоснуться к героическому прошлому нашей страны, вспомнить тех соотечественников, которые отдали жизнь за отечество, проявить уважение к тем ветеранам, которые окружают нас.

65-летие Великой Победы  в Великой Отечественной войне  – это не только праздник  Памяти, праздник народа-победителя, но это и незримая связь поколений, выраженная в отношении к одному из главных символов Победы. Тема «Сирень 1945 года» – это не случайно: пышные букеты сирени дарили девушки воинам-победителям; букетами сирени встречали на станциях поезда, с возвращающимися из Берлина войсками. Радостная и яркая, ароматная и нежная, романтическая майская сирень запомнилась воинам-освободителям на долгие годы. Это самый популярный цветок Победного мая. Сирень – растение, наделенное особой душой, хранящее память о событиях 1945 года. Необходимо обратить внимание школьников на красивую традицию встречать каждый День Победы цветущими кистями сирени, признанной символом Победы в Великой Отечественной Войне.

Педагогическими и методическими  условиями успешного проведения урока являются:

  • раскрытие значимости Великой Победы;
  • представление Победы, как результата героических усилий многонационального народа;
  • опора на местный материал, включение в содержание урока фактов участия в защите Родины выпускников школы, местных жителей, рассказы ветеранов о Великой Отечественной войне;
  • опора на семейные архивы учащихся (фотографии, письма с фронта и т.д.);
  • опора на знания учащихся по истории Отечества, литературе, кубановдению, другим предметам, на которых изучались материалы по истории Великой Отечественной войны;
  • использование социокультурных возможностей Краснодарского края при проведении занятия;
  • использование наглядного материала, фонозаписей музыкальных произведений.

Важно действиями участников урока символически увековечить память о Победе советского народа в войне: посадить аллею Славы, Победы, продемонстрировав непрерывную связь поколений: от благодарных мирных жителей 1945 года, встречающих победителей букетами сирени, к благодарным потомкам 2010 года, возрождающих этот символ Победы.

Главное при проведении урока  гражданственности и патриотизма, чтобы содержание и форма соответствовали  задачам проводимого мероприятия, были подготовлены и проведены качественно, с использованием современного содержательного  материала и технологий. Важными  условиями при подготовке и проведении урока являются появление интереса к проводимому мероприятию у  самих ребят, понимание его значимости, важности, и непосредственное участие  школьников во всех выбранных педагогами формах работы. Необходимо организовать работу так, чтобы урок оставил неизгладимое впечатление в сознании молодых  людей.

Героические примеры отечественной  истории должны стать основой  урочной деятельности в этот день. При проведении урока следует  акцентировать внимание на страницах  военной истории Кубани, отдельных  населенных пунктов Краснодарского края, боевых подвигах земляков, на событиях, свидетельствующих о большом  вкладе народа в победу во Второй мировой  войне. Возможно во время урока использование  стихов и иллюстраций.

Символичным представляется и тот факт, что Вторая мировая  война завершилась в сентябре 1945 г. «Сирень 1945 г.»; «май – сентябрь» - символический мост, связывающий  две победы, подчеркивающий вклад  нашей страны в мировой цивилизационный  процесс.

При подготовке к уроку  рекомендуем составить подробный  план проведения урока «Сирень 1945 года»:

-сценарий;

-соответствующее оформление  кабинета;

-техническое и музыкальное  оснащение;

- подготовленные тематические  стенды, мультимедийные презентации;

-подготовка обзора литературы  «Героев знать, на них держать  равнение», «Детство, опаленное войной»  и т. п.

При организации и проведении подобных мероприятий необходимо в  максимальной степени и эффективно использовать все имеющиеся возможности  и ресурсы: фонды библиотек; материалы  музеев; наличие мемориалов и памятных мест, связанных с историей Отечественной  войны; видеофильмы о военном  времени и т.п.

В этот день целесообразно  использовать воспитательные возможности  музейной педагогики. В музеях можно  организовать тематические выставки, приуроченные к наиболее значимым событиям времен Великой Отечественной войны; оформить экспозиции, созданные из документальных материалов и вещественных экспонатов, собранных во время туристских походов и путешествий непосредственно  на местах, где проходили военные  события; предусмотреть подготовку учащихся-экскурсоводов.

По окончании урока  гражданственности и патриотизма  «Сирень 1945 года» рекомендуется  провести общешкольную акцию по высадке саженцев сирени на территории школы как символа памяти о Великой Отечественной войне сегодняшних школьников. При проведении данной акции необходимо донести до учащихся идею постоянного ухода за саженцами как долга перед погибшими воинами и необходимостью вырастить пышные букеты сирени теперь уже к 66-ой годовщине Великой Победы.

Цель проведения урока в начальной школе: воспитать понимание у младших школьников значимости Победы в Великой Отечественной войне, способность выражать благодарность людям, пережившим войну и трудные послевоенные годы.

Формы урока в начальной  школе могут быть выбраны учителем в зависимости от возраста и уровня подготовленности учеников:

  • беседы «Мир и война глазами детей», «С чего начинается память о войне», «Далекой войны солдат…»;
  • викторина «Знаешь ли ты героев-земляков Великой Отечественной войны?», «Галерея портретов полководцев», «Города - герои»;
  • посещение школьного музея;
  • заочные путешествия с просмотром видеофрагментов или репродукций «Дорогами войны», «Перелистывая страницы истории», «Там, где была война», «Искусство, опаленное войной»;
  • подготовка выставочных экспонатов «Сирень – символ Победы».

 В начальной школе важно организовать эпизодические знакомства ребят с крупнейшими событиями Великой Отечественной войны. Начать урок можно с вопросов: «Какое знаменательное событие отмечала наша страна 9 мая? «Что Вы знаете о Великой Отечественной войне?» «Есть ли в Вашей семье родные, близкие, знакомые, которые воевали или трудились в годы войны? Расскажите о них» и др. Основная часть урока – эмоциональный рассказ учителя о вероломном нападении фашистской Германии на нашу родину, крупнейших битвах под Москвой, Сталинградской и Курской, сражениях в Краснодарском крае, массовом героизме воинов, выдающихся полководцах (Жуков, Конев, Рокоссовский и др.), партизанском движении в тылу врага, тружениках тыла, работавших (от стариков до подростков) под лозунгом «Все для фронта, все для победы!», освобождении родной земли и европейских стран от фашистских захватчиков, разгроме остатков армии Гитлера под Берлином и подписании Акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии в ночь с 8 на 9 мая 1945 года. На доске необходимо написать основные даты (начала и окончания Великой Отечественной войны и др.), названия крупнейших сражений, другие сведения, связанные с войной. На стендах желателен иллюстративный или иной материал, тематически связанный с военным временем (например, репродукции картин, портреты воинов-героев, полководцев, плакаты, ордена и медали эпохи Великой Отечественной войны, текст песни «Вставай, страна огромная!» и пр.)

Информация о работе Гражданско-правовое воспитание младших школьников