Гражданско-правовое воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

Объект и предмет исследования нашей работы способствовали формулированию цели: определить эффективные средства гражданско-правового воспитания младших школьников в процессе обучения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1.Изучить научную литературу по теме исследования.
2. Определить сущность и основное содержание понятий гражданское и правовое воспитание.
3. Выявить уровень осведомленности младших школьников по вопросу гражданско-правового воспитания.
4.Сформулировать рекомендации для учителей по гражданско-правовому воспитанию учащихся начальных классов.

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 55.58 Кб (Скачать файл)

Программы духовно-нравственного  развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые  общеобразовательными учреждениями совместно  с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и  последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, культурно-региональным сообществом.(22.278с)

 

 

 

 

1.2. Особенности  гражданско-правового воспитания  детей младшего школьного возраста

Для каждого человека Родина начинается с чего-то малого и неприметного и до последнего дыхания остается с ним. Это наш родной уголок, воплощающий  в себе живой образ нашего Отечества.

Исследования и опыт большинства  педагогов, психологов и юристов  свидетельствуют о том, что в  воспитании гражданина особое внимание следует уделять формированию гражданско-правового  сознания, которое необходимо начать в младшем школьном возрасте. Именно в этот период происходит первоначальное становление личности, формирование основ самосознания и индивидуальности. Ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, усваивает моральные нормы общества. Формируются такие черты, как любовь к родному краю, Родине, доброжелательность к окружающим, уважение к людям других национальностей, активность и инициативность к самостоятельной деятельности, умение бережно относиться к результа-там труда людей, желание посильно помогать им. Важно развивать эти качества, учитывая то, что ребёнок живёт в правовом пространстве и, следовательно, приобщение его к правовой культуре является значимым развивающим и социализирующим ресурсом.(1.209с)

Задачи правового воспитания подрастающего поколения состоят  в усвоении каждым молодым человеком  основных принципов и направленности правовых норм, в выработке правильной правовой ориентации, в приобретении не только знаний основ законодательства, но и в формировании глубокого  уважения к праву, превращающегося  в личное убеждение, потребность  и привычку соблюдать закон. Характерной  особенностью младших школьников является повышенная динамичность, исключительная восприимчивость, «открытость» для  всего интересного и нового. Воспитываясь в обстановке торжества общественного  правосознания, дети осваивают важнейший принцип поведения людей в обществе - коллективизм. Но коллективность, товарищество порой выступают в глазах школьников как самоцель, а подчеркнутая «независимость» от старших сочетается с жестким конформизмом внутри самих юношеских групп, где действует принцип «быть таким, как все».(1.213с)

Гражданско-правовое воспитание младших  школьников - сложная и многоаспектная деятельность педагогов, родителей, общественности. Важнейшим условием ее успеха является создание детям возможности при  помощи общественных организаций, семьи, школы и государства в целом  посильно и сознательно участвовать  в практической деятельности. В воспитании детей решающее значение принадлежит  рациональному выбору воспитательных форм, средств и приемов. Система  форм и средств, которые могут  быть применены в современных  условиях для развертывания широкой  работы по правовому воспитанию младших  школьников, должна определяться в  зависимости от обстановки и окружения, в которых протекает учеба  или деятельность, уровня их образования  и культурного развития.(6.29-32с)

Необходимо, чтобы педагоги строили  учебно-воспитательный процесс на основе рационально-эмоционального подхода: предлагали анализировать проблемы реализации прав и свобод человека, давали возможность учащимся выражать свои чувства и эмоциональные  переживания. При этом ориентация гражданско-правового  образования на позитивные аспекты, не должна подменять критический  подход к явлениям, происходящим в  обществе, сглаживать углы, приукрашивать  действительность или уходить от социальных реалий, несмотря на то, что  речь идет о гражданско-правовом воспитании младших школьников.(21.166с)

К воспитанию умного, доброго, честного и сильного человека стремились во все времена. Современные дети должны воспитываться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам. Особую роль в воспитании данных качеств играет начальная школа. Это основа формирования личности.(7.120с)

В соответствии с требованиями ФГОС на ступени начального общего образования в процессе работы, направленной на развитие гражданского воспитания и правовой культуры школьников, должны решаться следующие задачи: 1

  1. воспитание личности, осознающую достоинства человека, терпимость; 1
  2. формировать умения разрешать конфликты ненасильственным путем; 1
  3. воспитывать гражданские чувства школьников: уважение к своему народу, тягу к месту своего рождения; 1
  4. формировать уважительное  отношения к жизни, осознание права каждого на жизнь; 1
  5. формировать гражданственную позицию ученика: «Я - россиянин»; 1
  6. развивать познавательные интересы, потребности в изучении культурно-исторических традиций родного села, города, других народов. 1

Эффективность правового  просвещения младших школьников обеспечивается выполнением следующих  условий(25.85-94с): 1

1. Правовое обучение в  начальной школе должно представлять  собой первую ступень целостной,  непрерывной, преемственной системы  правового образования учащихся; 1

2. Интегрирующим звеном  правового обучения младших школьников  должен быть факультативный или  элективный курс. Связано это  с тем, что не во всех образовательных  программах предполагается изучение  обществознания и требуется объединение  разрозненных правовых представлений,  знаний в целостную систему; 1

3. Содержание правового  просвещения учащихся начальных  классов не должно ограничиваться  только обучением правам ребенка.Анализ различных программ для начальной школы свидетельствует о том, что, в основном, изучаются статьи 1 Всеобщей декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка, что существенно снижает эффективность правового просвещения и воспитания. Вариативные программы по правовому обучению для начальной школы должны разрабатываться под единый стандарт и иметь необходимую концептуальную основу. 1

Сейчас в нашем обществе значительно возрастает роль гражданско-правового  образования граждан. Это вызвано  усложнением экономических и  политических процессов, социальных отношений, ростом ответственности человека за свою судьбу. (3.96с) (((

 Сочетание различных форм, методов и технологий обучения и воспитания младших школьников. Применение совокупности форм и методов должно основываться на принципах: 1

  • свободы и ответственности, равенства, партнерства, сотрудничества, охраны и защиты прав личности на полноценное воспитание, образование и развитие как основы социализации и гражданского становления, провозглашенных во 1 Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, Законе РФ «Об образовании», Законе «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Национальной доктрине образования в РФ; 1
  • целостности педагогического процесса, интеграции воспитательных усилий, предполагающей осуществление правового просвещения младших школьников в единстве воспитания и обучения, взаимосвязи с внеклассной и внешкольной работой, семейным воспитанием;
  • социального закаливания детей (27.95-101с), предполагающем включение воспитанников в ситуации, требующие волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки 1 определенных способов этого преодоления, социального иммунитета в отношении националистических и шовинистических настроений. 1

Преобладание словесных  методов обедняет процесс правового  просвещения, приводит к отрыву теории1 от реальной жизнедеятельности, в связи с чем, необходимо применять формы и методы, стимулирующие социальную активность детей(11.314с): 1

  • ситуативные (рассмотрение реальных ситуаций); 1
  • дискуссионные (обсуждение реальных проблем, обмен идеями, мнениями); 1
  • рефлексивные (самоанализ, осмысление и оценка собственных действий);
  • игровые (моделирование реальных ситуаций «Пешеходы», «В автобусе», «На перемене»);
  • общественно значимые (выполнение общественно значимых поручений, проведение экологических акций, акций милосердия, помощи различным категориям населения; развитие системы самоуправления в классном коллективе с разработкой законов детской жизни, Конституции класса); 1
  • творческие (выставки творческих работ «Страна моей мечты», «Мы – граждане многонационального государства» и др.);
  • проектные и исследовательские (конференции «Как защитить права ребенка», «Гражданин. Кто это?», «Мои права и обязанности», «Как сделать наш город красивым» и др.). 1

         Реализации задач правового просвещения и воспитания младших школьников на факультативных занятиях будет способствовать соблюдение ряда условий(10.134с):

  • создание на занятиях атмосферы доброжелательности, откровенности, взаимоуважения и доверия, т.к. занятия по правовому просвещению – не обычные уроки, а откровенные беседы, касающиеся личности ребенка, его отношения к людям, отношения окружающих к нему, раскрывающие духовный мир людей;
  • единство прав и обязанностей, слова и дела, т.е. 1 включение  школьников в различные виды деятельности, которые помогут на практике понять, как строить отношения в обществе, опираясь на нравственно-правовые нормы; 1
  • учет психолого-возрастных особенностей, уровня развития младших школьников; 1
  • опора на жизненный опыт детей, связь с реальной практикой применения получаемых знаний;
  • максимальное использование игровых форм, что создает благоприятные условия для понимания и усвоения детьми правовых и нравственных норм. 1

Приоритетное место в  работе по гражданско-правовому воспитанию отводится раскрытию ценностей  гуманистической этики и формированию у обучающихся нравственных ценностных ориентиров, мотивов нравственного  поведения, опыта самооценки и оценки поведения других людей с позиций  добра и зла. Обладание правовыми  знаниями способствует накоплению опыта  добрых дел и поступков, гуманных отношений со сверстниками и взрослыми. (13.180с)

Становление гуманистических  ценностных ориентаций должно способствовать формированию у младших школьников таких свойств личности, как(10.44с): 1

  • чувство собственного достоинства, уважение к себе;
  • требовательность к себе, ответственность; 1
  • отрицательное отношение к унижению, оскорбительному обращению;
  • протест против любых проявлений насилия, стремление защитить свою честь; 1
  • жизнестойкость, уверенность в себе;
  • самообладание при промахе, ошибке;
  • умение не падать духом при неудачах;
  • умение радоваться жизни; 1
  • вера в добро, в справедливость. 1

Гражданско-правовое воспитание имеет ярко выраженную практическую направленность, способствуя адаптациимладших школьников к новым формам жизнедеятельности и к новым социальным ролям. (14.84-87с)

Сегодня школа обязана  обучать правовой культуре, как обучающихся, так и родителей. Учитель должен формировать уважение к чужим  правам и взглядам, проявлять терпимость и способность к компромиссам, а также уметь создать такую  обстановку, в которой каждый ребенок  чувствует себя личностью с ее индивидуальностью и неприкосновенностью. Школьников надо знакомить с механизмом правового регулирования общественной и личной жизни, их правами и обязанностями, учреждениями, в которые можно  обратиться в случае нарушения их законных интересов.(5.87с)1

Без любви к своей стране и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и  патриота своей Родины, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, положительные качества личности, а любовь к Родине воспитывается, прежде всего, через любовь к родному  краю, родным местам. Любовь к родному  селу, городу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребенка.

Работа по гражданско-правовому  воспитанию младших школьников через  урочную и внеурочную деятельность помогает воспитывать ученика, который  соответствует модели выпускника начальной  школы:

  1. коммуникативен, владеет культурой общения, бережно относится к общечеловеческим ценностям;
  2. честен, умеет отстаивать свои взгляды и убеждения, настойчив в преодолении трудностей; 1
  3. способен к сознательному управлению своим поведением;
  4. гражданин, патриот, ощущающий ответственность за прошлое, настоящее и будущее Отечества; 1
  5. уверен в себе, обладает чувством собственного достоинства, положительной самооценкой. (15.102с)

 

Глава 2. Содержание работы по гражданско-правовому воспитанию младших школьников

2.1 Диагностика уровня гражданско-правовой осведомленности младших школьников

Главным показателем воспитания человека как гражданина является гражданственность. Она «предполагает освоение и  реализацию ребенком своих прав и  обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, коллективу, родному  краю, Отечеству, планете Земля и  включает в себя взаимоотношения  на уровне «гражданин - государство» и  «человек - общество».

Информация о работе Гражданско-правовое воспитание младших школьников