Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 01:33, курсовая работа
Целью нашего исследования является изучение и раскрытие сущности и принципов гуманистической педагогики Марии монтессори.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1) проследить историю развития системы Монтессори;
2) выявить смысл и принципы гуманистической педагогики М. Монтессори;
4)проанализировать особенности использования дидактического материала в педагогической системе Монтессори;
5)изучить психолого-педагогическую литературу по теме " Гуманистическое воспитание".
Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. Мария Монтессории – «учитель итальянских учителей», педагог – гуманист……………………………………………………………………………...5
1.1 История развития педагогической системы М. Монтессори……….5
1.2 Смысл гуманистической педагогики М. Монтессори………………8
Глава II. Основополагающие принципы и установки гуманистической педагогики Марии Монтессори…………………………………………………..12
2.1 Основные принципы воспитания……………………………………12
2.1.1 Антропологический принцип………………………………….12
2.1.2 Принцип условий свободы развития ребенка………………...13
2.1.3 Принцип концентрации внимания…………………………….14
2.1.4 Принцип специально подготовленной обучающей среды…..15
2.1.5 Принцип сенситивности……………………………………….16
2.1.6 Принцип ограничения и порядка……………………………...18
2.2 Особенности использования дидактического материала в педагогической системе Монтессори……………………………………………..19
Заключение………………………………………………………………………..24
Список используемой литературы………………………………………………27
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Московской области
ГОУ ВПО МО «Коломенский государственный педагогический институт»
Кафедра педагогики
Курсовая работа
Гуманистическая педагогика М. Монтессори
студентка четвертого курса,
Корандашева Марина
Геннадьевна
Коломна
2009
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Мария Монтессории –
«учитель итальянских учителей», педагог
– гуманист…………………………………………………………
Глава II. Основополагающие принципы и установки
гуманистической педагогики Марии Монтессори………………………………………………….
2.1 Основные принципы воспитания……………………………………12
2.1.1 Антропологический принцип………………………………….12
2.1.2 Принцип условий свободы
2.1.3 Принцип концентрации внимания…
2.1.4 Принцип специально
2.1.5 Принцип сенситивности………………………
2.1.6 Принцип ограничения и порядка…
2.2 Особенности использования дидактического материала
в педагогической системе Монтессори……………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………………27
Введение
Данная работа посвящена исследованию гуманистической педагогики Марии Монтессори.
Мир сегодня объединен заботой о воспитании гражданина всей планеты. В течение XIX – XX веков в мировой практике интенсивно проходят эксперименты в поиске новых путей развития воспитательных систем. Для современной Российской системы образования также характерно постоянное обновление и саморазвитие. Особенно мощный инновационный процесс охватил российскую систему образования в 1980-90-е годы ХХ века. Вместо прежних единообразных школ и детских садов стали появляться гимназии и лицеи, колледжи, центры развития разных профилей и направлений. Все это в большей мере отвечает запросам современных детей и их родителей, дает возможность уйти от заформализованных методов обучения, создать базу для апробации новых педагогических программ и технологий.
В этом русле актуальным представляется развитие и внедрение в теорию и практику современного воспитания и образования основных идей и положений гуманистической педагогики. Гуманистическая педагогика имеет в своей основе гуманистическое мировоззрение, которое признаёт своей главной и незыблемой ценностью человека как такового, ценность его свободы, его выбора и возможностей его развития.
Идеи гуманистического воспитания неоднократно привлекали внимание специалистов, как отечественных, так и зарубежных. В отечественной педагогике это такие имена, как К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. В зарубежных странах также наблюдается значительный интерес к гуманистической педагогике. Данному аспекту посвящен ряд работ практического и теоретического характера известных педагогов Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Й.Ф. Гербарта.
Но, пожалуй, одним из ярких представителей идей гуманистического воспитания можно назвать Марию Монтессори, итальянского педагога, философа, врача, которая разработала свою антрополого-педагогическую систему в конце XIX – начале ХХ века.
Объектом исследования данной работы являются идей гуманистического воспитания Марии монтессори.
Предметом исследования является реализация гумманистических идей в антрополого-педагогической системе Монтессори.
Целью нашего исследования является изучение и раскрытие сущности и принципов гуманистической педагогики Марии монтессори.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1) проследить историю развития системы Монтессори;
2) выявить смысл и
принципы гуманистической
4)проанализировать особенности использования дидактического материала в педагогической системе Монтессори;
5)изучить психолого-
Исходя из задач настоящей работы, выбраны следующие методы исследования: теоретический анализ литературы, обобщение педагогического опыта.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определены объект и предмет, формулируются цель, задачи и методы исследования, а также приводится структура курсовой работы. В первой главе определяется смысл гуманистической педагогики М. Монтессири, а также дается краткий исторической очерк развития системы Монтессори. Вторая глава посвящена описанию некоторых принципов гуманистической педагогики, проводится анализ использования дидактического материала в системе Монтессори. Заключение обобщает результаты работы, содержит основные выводы.
Глава I. Мария Монтессори – «учитель итальянских учителей», педагог - гуманист
1.1 История развития системы М. Монтессори
Вот уже почти сто лет имя Марии Монтессори приковывает к себе неослабевающее внимание педагогов и ученых более чем в восьмидесяти странах мира. Педагогикой Монтессори восторгаются, в ней разочаровываются, ее применяют и отвергают, разбирают на мельчайшие составляющие и пытаются охватить ее структуру в целом. Но главное – отсутствие равнодушия: она не покрывается архивной пылью, как это часто случается со многими внешне абсолютно верными педагогическими системами. Это происходит потому, что такого органического сплава различных знаний о человеке, которые дают наука и философия, религия и искусство, синтезированные М. Монтессори в целостную "Педагогическую антропологию", к тому же оснащенную тонким дидактическим и методическим инструментарием, в мировом опыте еще не было.
Мария Монтессори родилась в строгой религиозной семье, где никоим образом не предусматривался путь, который она для себя выбрала в дальнейшем. В 1896г.М. Монтессори заканчивает университет и становится первой женщиной – доктором медицины. Она могла выбрать различные пути, но останавливается на самом неблагодарном: создает специальную школу, а затем и медико-педагогический институт для умственно отсталых детей из бедных семей и сирот, где разрабатывает и применяет разнообразный дидактический материал, вошедший в историю как "золотой материал" Монтессори.
Благодаря ее усилиям на состоявшейся в Риме в 1900 году олимпиаде учащихся начальной школы питомцы Монтессори превзошли детей из обычных школ по письму, счету и чтению. Результаты многократно проверялись и перепроверялись, однако опровергнуть их было нельзя. После этого Монтессори оставляет работу с аномальными детьми и переключается на обычных детей, которые находились в школах в положении намного худшем, чем ее воспитанники с отклонением в развитии.
Монтессори хотела строить свою методику на наблюдениях за ребенком в естественных условиях и понимании его таким, как он есть, а не тем, каким должна предстоять формирующаяся личность в глазах взрослых. С этой целью она посещает множество начальных школ, внимательно приглядывается к методам изучения и приходит к выводу: невозможно наблюдать ребенка, если он автоматически выполняет предписания преподавателя. То есть вместо того, чтобы содействовать развитию ребенка, школа задерживает его и почти не дает проявляться свободной инициативе личности.
Постепенно у Марии Монтессори кристаллизуется ее педагогическое кредо: воспитание возможно только тогда, когда ребенку предоставляется полная свобода действий, которая сдерживается лишь в особых случаях, связанных с опасностью для его жизни.
В 1907 году Монтессори представилась уникальная возможность проверить на практике верность теоретических выводов – Э. Талано, итальянский миллионер, директор общества дешевых квартир, предложил ей создать в 38 переоборудованных этим обществом зданиях новый тип дошкольного заведения – дневной приют, школу для детей – знаменитый "Дом ребенка" ("Casa dei Bambini"). Причем Марии Монтессори была предоставлена возможность организовать деятельность школы так, как она считает нужным. На этой "экспериментальной площадке" Монтессори разработала специальную среду, окружающую ребенка, стимулирующую его естественное развитие. В первом Доме ребенка, открытом в пригороде Рима, было 50 детей из бедных семей в возрасте от 2 до 6 лет. Эти дети не были "идиотами", они просто были социально и культурно обездоленными, не имели возможности учиться, досыта есть и расти в нормальной семье.
Уже к 1909 году стало ясно, что социально-педагогический эксперимент М. Монтессори оказался успешным. С этого времени ее яркая звезда утвердилась на педагогическом небосклоне. В Дом ребенка стали приезжать педагоги из Испании и Голландии, Англии и Швеции. М. Монтессори тоже начала разъяснять свой метод, для чего много ездила с выступлениями по миру. Появляются ее научные труды и практические советы в таких книгах, как "Метод Монтессори" (1909), "Педагогическая антропология" (1910), "Тайна детства" (1938), "Формирование человека" (1949).
В короткий срок она распространила свои идеи по всему миру. Сложнее всего с этим было на родине. Не приняв фашистского режима Муссолини, в 30-е годы Монтессори перебирается в Испанию, а затем в Голландию. Несмотря ни на что, продолжается напряженная научная деятельность. В своей итоговой работе "Разум ребенка" (1952), написанной незадолго до смерти, Монтессори открывает новое направление в педагогике – развитие детей первых трех лет жизни. В противовес господствовавшему снисходительному подходу к "грудничкам" - мол, что с них возьмешь, - педагог-гуманист именно в этом возрасте увидела огромные потенциальные возможности формирования человеческой личности.
Жизненный путь Марии Монтессори оборвался в Голландии в 1952г., но ее идеи продолжали шествие по миру. Сейчас в мире насчитывается несколько тысяч школ Монтессори.
До России первые сведения об успехах педагогического эксперимента М. Монтессори дошли еще в 1910 году С достаточной полнотой российская педагогическая общественность смогла ознакомиться с системой Монтессори в 1913 году, когда вышел в свет перевод ее главного труда "Дом ребенка: метод научной педагогики", а в 1914 году в Петербурге был открыт первый Монтессори - детский сад. К 1917 году таких детских садов в России насчитывалось уже несколько десятков.
К числу наиболее известных деятелей, пропагандировавших развитие системы Монтессори в России, можно отнести Ю.И. Фаусек ("Общество свободного воспитания"), А.А. Перроте ("Кельнский дом" на Девичьем поле), А.А. Выготскую, Н.П. Соколову (сад для глухонемых детей). Однако в 1926 году эта система, ставящая во главу воспитание индивидуальности, была запрещена большевиками.
Возвращение Монтессори-педагогики в Россию произошло в 1991 году. Сейчас работают сотни Монтессори-групп и несколько начальных Монтессори-школ по всей стране с учетом стандартов российского образования. Монтессори-педагогов в нашей стране уже много, у них есть потребность общаться между собою, передавать друг другу свой опыт, поэтому они создали свою общественную организацию.
У Ассоциации Монтессори-педагогов несколько направлений работы: распространение педагогики Монтессори в России, пропаганда дидактических материалов, издательство ее работ, а также книг и статей, пропагандирующие опыт и достижения Монтессори-педагогики. и организация ежегодной монтессорианской конференции.
2.1 Смысл гуманистической педагогики М. Монтессори
Гуманистическая педагогика М. Монтессори рассматривает себя в качестве инструмента укрепления и воспитания воли к жизни и стремления конструктивно взаимодействовать с миром. Она ориентирует образование на развитие у детей и взрослых креативности , изобретательности, оптимизма, уверенности в себе, гибкости, открытости миру и тем изменениям, которые в нем постоянно происходят.
Информация о работе Гуманистическая педагогика Марии Монтессори