Гуманистическая педагогика Марии Монтессори

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 01:33, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является изучение и раскрытие сущности и принципов гуманистической педагогики Марии монтессори.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1) проследить историю развития системы Монтессори;
2) выявить смысл и принципы гуманистической педагогики М. Монтессори;
4)проанализировать особенности использования дидактического материала в педагогической системе Монтессори;
5)изучить психолого-педагогическую литературу по теме " Гуманистическое воспитание".

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. Мария Монтессории – «учитель итальянских учителей», педагог – гуманист……………………………………………………………………………...5
1.1 История развития педагогической системы М. Монтессори……….5
1.2 Смысл гуманистической педагогики М. Монтессори………………8
Глава II. Основополагающие принципы и установки гуманистической педагогики Марии Монтессори…………………………………………………..12
2.1 Основные принципы воспитания……………………………………12
2.1.1 Антропологический принцип………………………………….12
2.1.2 Принцип условий свободы развития ребенка………………...13
2.1.3 Принцип концентрации внимания…………………………….14
2.1.4 Принцип специально подготовленной обучающей среды…..15
2.1.5 Принцип сенситивности……………………………………….16
2.1.6 Принцип ограничения и порядка……………………………...18
2.2 Особенности использования дидактического материала в педагогической системе Монтессори……………………………………………..19
Заключение………………………………………………………………………..24
Список используемой литературы………………………………………………27

Файлы: 1 файл

Курсовая Гуманистическая педагогика М. Монтессори.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

   Сегодня образование уже не может оставаться в русле только традиций, в рамках психологии внушения, командования, «натаскивания» и «вдалбливания». Практически всеми реалистически мыслящими педагогами признается та истина, что главная задача образования – развивать и содействовать развитию у учащихся способности думать, умения видеть проблему, анализировать ее, опознавать ситуацию выбора и принимать разумные, свободные и ответственные решения. Эта задача является центральной для гуманистической педагогики М. Монтессори. Её гуманизм – за развитие критического, просвещенно-скептического и доброжелательного отношения к самому себе, за реалистическое понимание мира и эффективное взаимодействие с ним.

   Марию Монтессори нельзя назвать великим философом, психологом или методологом - известны имена и покрупнее. Но она была великим наблюдателем жизни младшего мира. Вот почему ее педагогика глубоко философична, психологична и технологична. Было бы сложно назвать кого-либо, кто равен ей в этом синтезе. М. Монтессори интересовала вся жизнь ребенка - со дня рождения до гражданской зрелости. Маленькие и большие педагогические открытия рождались у нее благодаря ежедневным живым наблюдениям за поведением, настроением и состоянием детей.

   Педагогику Монтессори часто критиковали и критикуют, как все сколько-нибудь яркое, заметное и достойное внимания. Все усилия в данной работе были направлены на исследования особенностей гуманистической педагогики  Марии Монтессори. Поставленные в работе цели и задачи были решены и достигнуты, так как в ходе исследования были выявлены сущность и принципы гуманистической педагогики, были проанализированы особенности исопльзования дидактического материала в системе Монтессори.

   В результате проделанной работы были сформулированы некоторые общие выводы по заданной теме.

 

   Гуманистическая педагогика Марии Монтессори исходит из идеи о гуманности человека, заложенной в его природе и способной к проявлению, самоактуализации. Она видит свою цель в раскрытии гуманных творческих возможностей каждого человека. Ее идеал – здоровая творческая личность. Гуманистическая педагогика исходит из убеждения в том, что способность человека к самосовершенствованию, его стремление к достойной жизни, истине, добру, справедливости и красоте являются одновременно величайшей потребностью человеческого существования.

Суммируя все сказанное, мы можем теперь сказать, что гуманистическая  педагогика

– это субъект-субъектная педагогика, т.е. педагогика уважительных равноправных отношений между личностью и личностью во имя становления человечного человека;

– это педагогика не водительства, а сопровождения, такая, когда воспитатель лишь поддерживает человека на его пути от общества к самому себе, а от самого себя к обществу. Пути, осуществляемому в свободных актах воспитуемого: актах рефлексии (самопознания), самоиндентификации (опознания, узнавания и тем самым первичного прояснения человеком самого себя), принятия самого себя, самоопределения, самоактуализации, самореализации и самотрансцендирования, означающего как можно более полную самоотдачу личности справедливым нуждам социума, высшую степень психологической, моральной и гражданско-правовой ее социализации;

– это инструментальная педагогика, т.е. педагогика, обучающая человека «технологиям», методам и способам его свободного становления, совершенствования;

– это педагогика человечности, поскольку она исключает насилие над природой человека, опирается на его собственные позитивные ресурсы и, прежде всего, на естественно присущую ему гуманность;

– это педагогика гражданского достоинства, поскольку она помогает личности осознать ее значимость как полноценного члена общества, осмыслить непреходящие ценности национального и мирового гражданства и единство человеческого рода;

– это педагогика смысла, ибо она помогает человеку жить осмысленной жизнью, предлагая ему программу смыслостроительства, смыслодостижения, вместе с адекватными этой задаче инструментами, методами и основополагающими ценностями – с тем, чтобы он обрел возможность и волю жить максимально полной, богатой и счастливой жизнью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Аксенова В.И., Лобейко  Ю.А. Проблемы методологии и  методы реализации идеи свободного  воспитания личности. – М.: 2001. –  36 с

2.Борзенко И.М., Кувакин В.А., Кудишина А.А. Человечность человека: Основы современного гуманизма. Учебное пособие для вузов. Изд. 2-е, исп. и доп.- М.: РГО, 2005.

3. Гивишвили Г.В. Гуманизм  и гражданское общество.- М.: РГО, 2003.

4. Гивишвили Г.В. Феномен  гуманизма.- М.: РГО, 2001.

5. Гуманистический манифест I./ В кн.: Современный гуманизм: Документы и исследования // Здравый смысл. Спецвыпуск. Общая редакция: А.Г. Круглов, В.А. Кувакин. – М.: Российское гуманистическое общество. 2000.

6.  Дмитриева В.Г.  Методика раннего развития Марии  Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет. – М.: ЭКСМО, 2009. – 224 с.

7. Жукоцкий В.Д. Основы современного гуманизма: Российский контекст. Учебное пособие. - М.: РГО, 2006..

8. Кудишина А.А. Гуманизм – феномен современной культуры. - М.: Академический проект, 2005.

9. Круглов А. Словарь: Характерология и психология понятий. В 4-х тт., - М., 1994 – 2004.

10. Маслоу А. Цель и значение гуманистического образования // Здравый смысл, 1997/1998, № 6.

11. Монтессори М. Мой  метод. – М.: АСТ, 2006. – 352 с. 

12. Орлова Д. Большая  книга Монтессори. – М.: ВКТ, 2008. – 192 с.

13. Подласый И.П. Педагогика. –  М.: Высшее образование, 2008. – 544 с. 

14. Разин А. В. От моральных абсолютов к конкретной действительности. – М.: МГУ, 1996.

15. Сорокова М.Г. Система М. Монтессори. Теория и практика. – М.: Академия, 2003. – 384 с.

16. Фаусек Ю. Педагогика Марии Монтессори. – М.: Генезис, 2007. – 368 с.




Информация о работе Гуманистическая педагогика Марии Монтессори