Гуманистическая педагогика Марии Монтессори

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 01:33, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является изучение и раскрытие сущности и принципов гуманистической педагогики Марии монтессори.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1) проследить историю развития системы Монтессори;
2) выявить смысл и принципы гуманистической педагогики М. Монтессори;
4)проанализировать особенности использования дидактического материала в педагогической системе Монтессори;
5)изучить психолого-педагогическую литературу по теме " Гуманистическое воспитание".

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. Мария Монтессории – «учитель итальянских учителей», педагог – гуманист……………………………………………………………………………...5
1.1 История развития педагогической системы М. Монтессори……….5
1.2 Смысл гуманистической педагогики М. Монтессори………………8
Глава II. Основополагающие принципы и установки гуманистической педагогики Марии Монтессори…………………………………………………..12
2.1 Основные принципы воспитания……………………………………12
2.1.1 Антропологический принцип………………………………….12
2.1.2 Принцип условий свободы развития ребенка………………...13
2.1.3 Принцип концентрации внимания…………………………….14
2.1.4 Принцип специально подготовленной обучающей среды…..15
2.1.5 Принцип сенситивности……………………………………….16
2.1.6 Принцип ограничения и порядка……………………………...18
2.2 Особенности использования дидактического материала в педагогической системе Монтессори……………………………………………..19
Заключение………………………………………………………………………..24
Список используемой литературы………………………………………………27

Файлы: 1 файл

Курсовая Гуманистическая педагогика М. Монтессори.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

   В педагогике Монтессори уделяется особое внимание активизации процесса синтеза новых для ребенка сложных действий из уже известных элементов, преподнесенных ему в упражнениях с дидактическим материалом. Монтессори поэтому не учит письму - письмом, чтению - чтением, рисованию - рисованием, а предоставляет ребенку возможность самостоятельно "сложить из элементов" эти сложные действия, причем каждому в свое время, в соответствии с наступлением у него соответствующего сенситивного периода. Материал Монтессори является существенной помощью в "абсорбировании" ребенком окружающей среды.

   Педагог создает и поддерживает связь между ребенком и развивающей предметно-пространственной средой. Он внимательно наблюдает за детьми, ни в коем случае не навязывая им свою помощь, но в случае необходимости помогает ровно столько, сколько помощи просит ребенок. Если помощь не требуется, педагог не вмешивается в процесс деятельности ребенка, позволяя ему совершать ошибки и самостоятельно находить их, так как функция контроля заложена в самом дидактическом материале.

   Для ребенка Монтессори-материалы - это "ключ к миру", благодаря которому он приводит в порядок свои хаотичные представления о нем, структурирует их. По словам Монтессори, "материал должен быть помощником и руководителем внутренней работы ребенка…"

 

2.1.5 Принцип  сенситивности

   Дидактический материал Монтессори по своей структуре и предметной логике соответствует сензитивным периодам развития ребенка. Монтессори выделяла шесть основных сензитивных периодов в развитии детей до шести лет:

   СП развития движений (0-6 лет). Центральным пунктом этой фазы является момент первого шага, то есть начало прямохождения, а также момент в 2,5-3 года, когда ребенок испытывает потребность интенсивного развития мелкой моторики пальцев и мускул руки. Ближе к 5 годам наблюдается стремление ребенка к совершенствованию мускульной системы, овладению своим телом. Ребенок особенно много бегает, прыгает, лазает, тренируя свою крупную моторику, напрягая мышечную систему.

   СП порядка (2-3 года). В этот период жизнь ребенка подчинена определенному внешнему и внутреннему ритму. Монтессори пишет о том, что в раннем детском возрасте человеческая душа узнает свое окружение, сначала ориентируясь по элементами окружения, а в дальнейшем она завоевывает его по мере надобности. Вот почему так важно не пропустить период порядка в развитии ребенка.

СП развития речи и языка (0-6 лет). Внутри этого периода несколько наивысших точек:

0-5 месяцев – ребенок  ощущает речь, смотрит на рот  говорящего, учится подражать звукам, начинает располагать звуки последовательно; 

1-1,5 года – первое  сознательное слово, лавинообразное  нарастание словаря, восприятие грамматических норм языка;

2,5-3 года – ребенок  говорит фразами, разговаривает  сам с собой, чувствует потребность  в языке; 

3-4 года – ребенок  решает с помощью речи свои  проблемы, осваивает буквы как  символ звуков, выстраивает их;

4-4,5 года – время спонтанного письма;

5 лет – ребенок  читает без принуждения. 

   СП сенсорного развития (0-6 лет). Содержание этого периода составляет множество относительно коротких периодов, когда актуальным для ребенка становится развитие отдельных сторон или проявлений того или иного органа чувств, и он в разное время становится наиболее восприимчивым к цвету, форме, размерам предметов.

   СП интереса к маленьким предметам (1-3 года). Период весьма волнительный для взрослых, т.к ребенок манипулирует пуговицами, горошинами и т.п. с угрозой для собственного здоровья. На самом же деле ребенка интересует проблема целого и части. Разделяя предмет на мелкие части, а их в свою очередь на еще меньшие, ребенок ощущает, что мир делим и состоит из всё более и более мелких частей.

   СП социального развития (2-6 лет). Ребенка интересуют формы поведения в группе, отношения со взрослыми и сверстниками. Он осваивает манеры поведения, обиходную речь, ярко проявляет свой характер. Его поведение легко корректируется средой общения, внешним ритмом жизни, который становится внутренней потребностью. Происходит интенсивное впитывание культуры и религии.

   Монтессори полагала, что в раннем детстве ребенок способен интуитивно получать в своем окружении целостные представления. При этом он неосознанно выбирает только то, что необходимо для формирования его личности в данный момент, в переживаемом им сензитивном периоде. [21, с.33]

 

2.1.6 Принцип  ограничения и порядка

   Нарушение порядка и восстановление его - сильнейший мотив детских действий, считала Монтессори, так как ребенку нравится видеть предметы своего окружения на одном и том же месте, он старается восстановить этот порядок, если его нарушил. Она оценивает детскую восприимчивость к порядку как важнейшую и таинственную сенситивную фазу в развитии ребенка (в возрасте 2-3 лет). В установлении и поддержании порядка необходимо идти от естественной детской потребности в нем.

   Кроме порядка важнейшим организационным принципом в подготовленной дидактической среде является ограничение. Так, каждый материал, пособие, вид работы должны быть представлены в единственном экземпляре, чтобы не уменьшать интенсивность восприятия ребенка, окруженного слишком большим количеством материалов. Единственность каждого компонента дидактического материала предназначена также для формирования навыков бесконфликтного социального поведения детей, когда проблемная ситуация, в которой несколько детей желает работать с одним и тем же материалом, разрешается совместными поисками цивилизованного решения: ребенок учится уступать, ждать, договариваться, сотрудничать.

 

2.2 Особенности  использования дидактического материала  в педагогической системе Монтессори

    Главная цель дидактического материала Монтессори - помочь самостроительству ребенка и его духовному развитию. Монтессори была убеждена, что если учитель может предложить материалы, которые привлекли бы детское внимание, он сможет дать ребенку свободу, необходимую для его развития.

   Известно, что все дидактические материалы ею разработаны экспериментально. Только после длительной и тщательной проверки реакций детей на предметы материала М. Монтессори признала его пригодность, отвергнув все то, что не вызывало самостоятельных повторных упражнений детей и не фиксировало детского интереса и внимания.

   В создании и использовании дидактического материала М. Монтессори выделила следующие принципы: значимость материала для ребенка; изоляция трудности; контроль ошибок; постепенное усложнение материала по дизайну и использованию; возможность косвенной подготовки к дальнейшему обучению; последовательное абстрагирование материала от простых первоначальных функций.

   Первым принципом создания и использования дидактического материала Монтессори является его значимость для ребенка. Чтобы служить “самостроительству” ребенка, каждый конкретный материал должен быть представлен ребенку в нужный момент его развития. Оптимальный момент для этого каждому конкретному ребенку должен быть определен путем экспериментирования и наблюдения. Учитель наблюдает за качеством (степенью) сосредоточения у ребенка и за спонтанными повторениями его действий с материалом. Эта реакция покажет значимость материала для ребенка в определенный момент развития и соответствие интенсивности воздействия материала его внутренним потребностям. Как материал, так и интенсивность его воздействия, и количество внешних раздражителей, можно варьировать. Педагогическая задача состоит в “отыскивании” предметов, которые должен изучать ребенок в разные возрастные периоды и эпохи своего развития, а также в составлении программ, отвечающих сенситивным периодам.

   Следующим принципом дидактического материала Монтессори является изоляция трудности. Трудность, которую должен обнаружить и понять ребенок, должна быть выделена в одном образце материала. Это выделение упрощает задачу для ребенка и дает ему возможность воспринять проблему с большей готовностью. Например, Розовая башня показывает ребенку только разницу в размерах кубиков, а не в цвете, дизайне и звуках, как это часто бывает с подобными башнями, которые продаются в игрушечных магазинах.                                                             Анализ работ итальянского педагога, в которых раскрывается роль и значение дидактического материала, позволяет утверждать, что Монтессори делала это сознательно, основываясь на том, что внутренний мир ребенка представляет собой хаос, и столь же хаотическим представляется ему внешний мир. Поэтому только четкий и точный материал, позволяющий ребенку выделять признаки предметов в чистом виде, способствует адекватному осознанию внешнего мира.

   Чтобы способствовать независимости ребенка от взрослых, Монтессори-материалы дают ему возможность самостоятельно контролировать ошибки. Контроль ошибок руководит самовоспитанием ребенка и позволяет ему увидеть свои ошибки самому, а затем их устранить, восстанавливая нарушенный порядок.

   Если ребенок не замечает ошибок, это свидетельствует о недостаточном развитии органов чувств или внимания. Следует отметить, что в ошибках Монтессори усматривала огромное воспитательное значение дидактического материала. Ошибки заставляют обследовать предметы, присматриваться к ним, переделывать работу по несколько раз, и в этих повторных упражнениях ребенок не только обостряет свои чувства, но и упражняет свое внимание и память.

   Четвертый принцип состоит в особом порядке предоставления материала: наряду с вертикальным (по разной степени сложности) горизонтальный порядок предоставления его ребенку, т.е. наличие параллельных упражнений с каждым видом материала. Это обеспечивает занятия с материалом, которые не повторяются и не наскучивают ребенку, и он может заниматься с материалом столько, сколько хочет. Здесь реализуется важное требование к организации процессов обучения - повторение на одном и том же содержании, но с новой формой. Кроме того, предоставляется возможность самостоятельного выбора ребенком вида работы, что способствует развитию самоорганизации и творчества.

   Следующий принцип состоит в том, что дидактический материал косвенно готовит ребенка для будущего учения. В частности, подготовка ребенка к письму состоит из работы с блоками цилиндров для развития координации движений пальцев руки, с металлическими вкладками и с буквами из песчаной бумаги для развития мускульной памяти образцов буквы, звуковых игр. Такая непрямая подготовка обеспечивает необходимую готовность к овладению письмом, а также развивает чувство уверенности в себе, радость от успешного познания мира.

   Шестой принцип отражает последовательное абстрагирование материала от простых первоначальных функций. В начале материал прямо выражает какую-то идею, постепенно становясь все более и более абстрактным выражением этой идеи. Например, большой деревянный треугольник сначала изучается сенсорно, затем рассматриваются отдельные части, составляющие его, изучаются размеры, плоские деревянные треугольники соединяются в головоломку, а затем вместо них используются треугольники, вырезанные из яркой бумаги, треугольники, нарисованные отчетливыми цветными линиями, и, в конце концов - почти абстрактные треугольники, нарисованные тонкими линиями. На определенной стадии своего прогресса ребенок понимает абстрактную суть конкретного материала, становясь независимым от него или не проявляя к нему прежнего интереса.

   Существует несколько основных правил пользования Монтессори-материалами. Так как они созданы для серьезной цели - развития ребенка - дети должны относиться к ним с уважением. С материалами нужно обращаться аккуратно и только после того, как понято их использование. Когда ребенок хочет выполнить какое-то упражнение, он приносит все необходимые материалы и аккуратно раскладывает их на коврике или столе в определенном порядке. Когда упражнение закончено, материалы возвращаются на свое место в первоначальном виде, чтобы их мог использовать другой ребенок. Ребенок имеет право пользоваться материалом, не будучи прерванным ни другими детьми, ни воспитателем. Здесь педагог должен быть предельно внимательным. Похвала или даже улыбка могут отвлечь ребенка, и в практике работы наблюдались случаи, когда дети прекращали или откладывали свою работу после даже такого незначительного вмешательства.

   Показ ребенку новою материала называется презентацией и является основным уроком. Цель этого урока - не только познакомить ребенка с основными качествами и использованием материала, но и дать возможность учителю больше узнать о ребенке и его внутреннем развитии. Учитель использует урок для наблюдения реакции ребенка с целью дальнейшего практикования различных к нему подходов. Чтобы выбрать правильный момент для презентации, нужны чуткость и опыт. Учитель на некоторое время берет инициативу в развитии ребенка в свои руки. “При выполнении такой деликатной задачи, - отмечала М. Монтессори, - требуется большое мастерство в определении момента и пределов вмешательства. Наша цель - не вызывать смятения, не сбивать с толку, а помогать душе, которая должна жить собственными силами”.

   Урок дается исключительно на основе индивидуального подхода. Так как двое детей в один и тот же момент не могут находиться на совершенно одинаковом уровне развития, наилучший момент для этого особого урока не будет совпадать в двух разных случаях.

   Длительность урока незначительна - от 0,5 до 2-3 минут. Урок должен исходить от самого ребенка, а не от взрослого. Учитель, наблюдая за детьми, должен понять, когда можно перейти к уроку, создать соответствующую атмосферу и установить личностный контакт с ребенком. На коврике (на столе) должен лежать только материал для урока - для того, чтобы “ограничить поле сознания ребенка предметом урока”. Сначала учитель показывает всю последовательность действий при работе с материалом. После этого он предлагает ребенку попробовать использовать материал так, как только что было показано. Если ребенок понял презентацию, он переходит к самостоятельной работе, а учитель наблюдает. Нельзя заставлять ребенка выполнять показанное упражнение; если ребенок после презентации работает с материалом неправильно, его ни в коем случае нельзя порицать за это. Следовательно, основным руководством для ведения урока является метод наблюдения, который включает также свободу и самостоятельность ребенка. Если по реакции ребенка учитель понимает, что момент для презентации выбран неправильно, он предлагает отложить материал, и пробует повторить это позже, в более благоприятный момент.

Информация о работе Гуманистическая педагогика Марии Монтессори