Характеристика и анализ целостного педагогического процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 17:23, контрольная работа

Описание работы

Педагогический процесс - сложное системное явление. Высокая значимость педагогического процесса обусловлена культурной, исторической и общественной ценностью процесса взросления человека.
По мнению И.П. Подласого педагогическим процессом называется «развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых» Согласно В.А. Сластенину, педагогический процесс - «это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач».

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 50.15 Кб (Скачать файл)

1.Характеристика и анализ целостного педагогического процесса.

1.1.педагогический процесс

Педагогический процесс - сложное системное явление. Высокая  значимость педагогического процесса обусловлена культурной, исторической и общественной ценностью процесса взросления человека.

По мнению И.П. Подласого педагогическим процессом называется «развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых» Согласно В.А. Сластенину, педагогический процесс - «это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач».

Б.П. Бархаев видит педагогический процесс как «специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии».

Анализируя данные определения, а также сопутствующую литературу, можно выделить следующие характеристики педагогического процесса:

основными субъектами взаимодействия в педагогическом процессе являются и педагог, и ученик;

целью педагогического процесса являются формирование, развитие, обучение и воспитание личности учащегося: «Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического  процесса»;

цель достигается через  применение специальных средств  в ходе педагогического процесса;

цель педагогического  процесса, также как и ее достижение обусловлены исторической, общественной и культурной ценностью педагогического  процесса, образования как таковых;

цель педагогического  процесса распределена в виде задач;

сущность педагогического  процесса прослеживается через специальные  организованные формы педагогического  процесса.

 

  Педагогический процесс это специально организованное взаимодействие  обучающего и обучаемого поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

 На мой взгляд это  наиболее точное определение  целостного процесса. По моему  мнению для того, чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать свой социальный опыт новым поколениям. Передача социального опыта может происходить по-разному.  Со временем человечество пришло к убеждению, что механическое повторение или заучивание – не самые лучшие способы для передачи социального опыта. Наибольший эффект достигается при активном участии самого человека в этом процессе, при включении в его творческую деятельность, направленную на познание, освоение и преобразование окружающей действительности.

Итак, целостность является закономерным свойством учебного процесса. Она  объективно существует, поскольку существует в обществе школа, процесс обучения. Например, для процесса обучения, взятого  в абстрактном понимании, такими характеристиками целостности являются единство преподавания и учения. А  для реальной педагогической практики – единство образовательной, развивающей  и воспитательной функций. Но каждый из названных процессов выполняет  и сопутствующие функции в  целостном образовательном процессе: воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую и образовательную  функции, а обучение немыслимо без  сопутствующего ему воспитания и  развития. Эти связи налагают отпечаток  на цели, задачи, формы и методы формирования учебного процесса. Так, например, в  процессе обучения преследуется формирование научных представлений, усвоение понятий, законов, принципов, теорий, оказывающих  впоследствии большое влияние и  на развитие, и на воспитанность  личности. В содержании воспитания преобладает формирование убеждений, норм, правил и идеалов, ценностных ориентации и т.д., но в то же время  формируются представления знания и умения. Таким образом, оба процесса ведут к главной цели – формированию личности, но каждый из них способствует достижению этой цели присущими ему  средствами. На практике этот принцип  реализуется комплексом задач урока, содержанием обучения, т.е. деятельностью  учителя и учащихся, сочетанием различных  форм, методов и средств обучения.

В педагогической практике, как и  в педагогической теории, целостность  процесса обучения, как комплексность  его задач и средств их реализации, находит выражение в определении  правильного соотношения знаний, умений и навыков, в согласовании процесса обучения и развития, в  объединении знаний, умений и навыков  в единую систему представлений  о мире и способах его изменения.

1.2. принцип и  правило

Слово «принцип» происходит от латинского слова principium, которое означает «основа», «начало». Каждая наука и со ответствующая ей область практической деятельности в своем развитии руководствуются определенными принципами — основными, исходными положениями, которые вытекают из установленных наукой закономерностей.

Каждая наука  и соответствующая ей область  практической деятельности в своем  развитии руководствуются определенными  принципами – основными, исходными  положениями, которые вытекают из установленных  наукой закономерностей. Так, строители  хорошо знают, что возводить любое  здание необходимо с закладки его  фундамента. Не случайно есть выражение  «построить дом на песке». Здание, построенное  таким способом, рано или поздно разрушится.

Для любой науки существуют свои принципы, реализация которых  происходит через определенные правила. Принципы и правила существуют объективно, независимо от нас, и отступать от них нельзя, ибо в противном  случае такая деятельность может  быть не только бесполезна, но и вредна.

По своему объему правило  уже принципа. Оно вытекает из него и отражает частные положения  определенного принципа, методику его  применения в конкретной ситуации. По форме выражения в педагогике правила имеют характер рекомендаций. Принцип содержит в себе многие правила, но их совокупность не составляет еще  принцип, как совокупность явлений  еще не определяет их сущности.

Под принципом понимается исходное начало, более или менее  общее для данного явления. Правило  – это определенная норма, выражающая обязательный характер деятельности специалиста. Принцип является отражением определенной закономерности, условий ее проявления или результата повседневных наблюдений практической деятельности и вытекающих из них выводов.

Социальная педагогика отпочковалась  от педагогики и, естественно, в основе своей опирается на принципы этой науки. Принципы педагогики, отражая  уровень развития общества и его  потребности с определенной мерой  опережения практики воспитания, в общем виде выражают выработанные в обществе требования к воспроизводству определенного типа личности: определяют стратегию, цели, содержание и методы воспитания, стиль взаимодействия его субъектов. Принципы в педагогике дают общее направление воспитания и образования личности и служат основанием для решения конкретных педагогических задач.

Однако вопрос о  принципах педагогики для каждого  периода развития этой науки является дискуссионным. Не является исключением  и современный период. Разные ученые выдвигают те или иные принципы или  по-новому толкуют уже известные.

Еще большие сложности  возникают в этом плане у социальной педагогики, ибо несмотря на ее зрелый мировой возраст (более ста лет), в России эта наука делает свои первые шаги. Понимание социального  воспитания как составной части  развития и социализации ребенка, подход к нему как субъектно-субъектному  взаимодействию, определение социального  воспитания как создания условий  для целенаправленного систематического развития личности позволяет выделить ряд общечеловеческих принципов, которые  проверены многовековой практикой  отечественной и зарубежной педагогической мысли и которые могут рассматриваться  как основание для формирования социального опыта человека и  индивидуальной помощи ему.

Мы рассмотрим три  принципа – природосообразности, культуросообразности и гуманизма. Каждый из этих принципов имеет свое преломление в социальной педагогике, свою специфику и по-особому отражается в социально-педагогической деятельности.

Принцип природосообразности

Природосообразность – принцип социальной педагогики, согласно которому социальный педагог в своей практической деятельности руководствуется факторами естественного, природного развития ребенка. Характеристики принципа природосообразности можно встретить в трудах педагогов, психологов, философов, которые отражали те или иные его аспекты. Приведем примеры.

Принцип природосообразности был сформулирован впервые Я.А. Коменским в его главном сочинении «Великая дидактика». Он считал, что человек как часть природы подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в человеческом обществе. Он писал о том, что там, где рождаются люди, требуется воспитание, чтобы дары природы из возможных стали действительными. Я.А. Коменский опирался не только на общие законы природы, но и на психологию личности ребенка. Он выдвигает, обосновывает и строит свою систему воспитания и обучения детей, опираясь на возрастные характеристики детей, подростков и юношей.

Впоследствии принцип  природосообразности был взят в основу построения различных педагогических и социально-педагогических теорий. Так, французский философ Жан-Жак Руссо (1712-1778) считал, что воспитание ребенка должно происходить сообразно природе. Он писал, что «природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми». Он придавал большое значение воспитанию самой природой, по его мнению, оно должно осуществляться путем внутреннего развития человеческих способностей, развития органов чувств. Поэтому у Ж.-Ж. Руссо на первом плане была природа ребенка, которой и следовало подражать, осуществляя подготовку человека к будущей жизни. Своеобразие теории заключалось не столько в содержании, сколько в организации воспитания ребенка от его рождения до совершеннолетия в естественных, природных условиях. Для своей теории свободного воспитания он установил собственную возрастную периодизацию детей.

Швейцарский педагог  Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827), создавший  учреждения и приют для сирот  и беспризорных детей, считал, что  цель воспитания – развить природные  силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоничным. Основной принцип  воспитания, по И. Г. Песталоцци, это  согласие с природой. Причем в отличие  от Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци не идеализировал  природу ребенка. Он считал, что для  развития природных способностей ребенку  необходима помощь. По его образному  выражению, воспитание строит свое здание поверх большой прочно стоящей скалы  – природы. Он утверждал, что любое  воспитание, которое не было построено  на принципах природосообразности, проходит по ложному пути.

Немецкий ученый-педагог  Адольф Дистервег (1790-1866), вслед за И.Г. Песталоцци, также считал этот принцип важнейшим принципом воспитания. В своих трудах он писал о том, что нужно следовать за процессом естественного развития человека, учитывать в процессе обучения и воспитания возрастные и индивидуальные особенности школьника. А. Дистервег утверждал, что «принцип природосообразности вечен и неизменен, как неизменны назначение и природа человечества».

Идея природосообразности нашла отражение и в трудах отечественных классиков педагогики. К.Д. Ушинский (1824-1871) в своем главном психолого-педагогическом сочинении «Человек как предмет воспитания» писал, что для воспитания и обучения ребенка учителю необходимо не только знать принципы и правила воспитания, но и вооружиться также основными законами человеческой природы, уметь их применять в каждом конкретном случае для каждого конкретного ребенка. Разрабатывая программу по педагогике, К.Д. Ушинский обосновал необходимость предварительного изучения основ физиологии, гигиены и психологии (внимание, память, воображение, «рассудочный процесс», чувства, волю), на основе которого можно переходить к изучению дара слова, нравственных, эстетических и религиозных чувств, дидактики. Последователем идеи свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо в России был писатель Л.Н. Толстой (1828-1910). Он верил в природное совершенство личности ребенка, который от рождения уже является прообразом гармонии правды, красоты и добра. Если у Ж.-Ж. Руссо воспитание означало соответствие естественному развитию ребенка, его природе, то у Л.Н. Толстого воспитание – это создание условий, способствующих развитию личности ребенка.

Развитие принципа природосообразности можно проследить и в трудах советских педагогов П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Ю.К. Бабанского, Г.И. Щукиной, Т.И. Ильиной и др. Основное внимание при воспитании и обучении детей советские ученые уделяли учету возрастных и индивидуальных особенностей школьников.

Особо следует выделить в  России деятельность В.П. Кащенко (1870-1943), создавшего в 1908 г. санаторий-школу  для дефективных детей, который  сочетал в себе педагогические, лечебные и исследовательские цели. На основе этого учреждения в 1918 г. организуется дом изучения ребенка. Развивая принцип  природосообразности, В.П. Кащенко подробно исследовал физические и психические отклонения детей, которые необходимо учитывать при воспитании и образовании «исключительных» (с отклонениями в развитии) детей. Говоря о принципе природосообразности применительно к социальной педагогике, прежде всего следует помнить, о какой категории детей идет речь: обычный, нормальный ребенок или ребенок, имеющий отклонения в психическом, физическом или социальном развитии. Поэтому социальный педагог, следуя принципу природосообразности, в своей деятельности должен придерживаться следующих правил:

Информация о работе Характеристика и анализ целостного педагогического процесса