Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 17:23, контрольная работа
Педагогический процесс - сложное системное явление. Высокая значимость педагогического процесса обусловлена культурной, исторической и общественной ценностью процесса взросления человека.
По мнению И.П. Подласого педагогическим процессом называется «развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых» Согласно В.А. Сластенину, педагогический процесс - «это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач».
Это универсальные
характеристики любой деятельности
и взаимодействия, которые полностью
присущи и педагогическому
Характеристика
основных компонентов педагогического
процесса
Учебно-воспитательный процесс
имеет определенную направленность, вытекающую
из потребностей развития нашего общества,
и генеральную цель — всестороннее развитие
коммунистической личности. Направленность
учебно-воспитательного процесса определяет
более частные цели и задачи обучения
и развития школьников, а также его содержание.
Цели и содержание и составляют важнейший
содержательно-целевой компонент педагогического
процесса.
В учебно-воспитательном процессе
проявляется единство внешних воздействий
и влияний на объекты и внутреннего отражения,
преломления их (причем это отражение
носит опережающий характер), возникновение
обратного действия, а также самостоятельного
влияния объекта на себя, влияния, которое
проявляется в самовоспитании и самообучении.
Это взаимодействие осуществляется
не стихийно, а определенным образом управляется
и самоуправляется. Управляемые, развивающиеся
взаимодействия субъектов и объектов
характеризуют «операционно-деятельностный
(организационно-
Исследователи педагогического
процесса между тем отмечают, что в его
состав входят не только внешние образовательные,
воспитательные и развивающие взаимодействия
и собственные реакции воспитуемого, но
и сами процессы роста, накопления, совершенствования
таких качеств школьников, как образованность,
воспитанность, развитость.
Как отмечает М. А. Данилов, педагогический
процесс — это внутренне связанная совокупность
процессов, суть которых состоит в том,
что социальный опыт во всей его многогранности
и сложности превращается в черты, идеалы
и качества формирующегося человека, в
его образованность и идейность, в его
культуру и нравственный облик, в его способности,
привычки, характер. В педагогическом
процессе объективное социальное переходит
в субъективное, в индивидуально-психическое
достояние человека. В этом определении
подчеркивается именно «внутренняя» сторона
процесса.
Итак, педагогический учебно-воспитательный
процесс в средней школе является органическим
единством процессов обучения, воспитания
и развития. Сущность его состоит в передаче
социального опыта старшими и усвоении
его подрастающими поколениями посредством
их взаимодействия, направленного на удовлетворение
потребности современного общества во
всесторонне, гармонически развитой личности.
Помимо педагогов и учащихся,
в школьной системе взаимодействуют еще
и руководство школы и педагогический
коллектив. Здесь также проявляются характерные
черты педагогического процесса, обращенного
уже к воспитанию педагогов и педагогического
коллектива.
2.Высказывание П.Ф. Каптерева: «Педагогический процесс не есть лишь передача чего-то одного к другому, он не есть только посредник между поколениями; представлять его в виде трубки, по которой культура переливается от одного поколения к другому, неудобно».
По моему мнению, Коптерев считал существенным принципом педагогики: индивидуализацию воспитания и обучения, а также, что общее образование не есть изучение предметов, а есть развитие личности предметами, также утверждал, что центральной проблемой всей педагогики является развитие и воспитание характера и воли. Каптерев ввёл в русскую педагогику понятие «педагогический процесс» и объяснил его следующим образом: Педагогический процесс – это целостное явление, в котором биологическое и социальное, индивидуальное и общественное оказываются в сложном взаимодействии.
3. Сформулируйте наиболее актуальную, на Ваш взгляд, проблему профессиональной педагогики в современных условиях. Обоснуйте её актуальность, определите объект и предмет исследования данной проблемы, предложите гипотезу её решения
Важнейшая задача сегодня - укоренение
новой мировоззренческой основы
нашего образования. Мы говорим «новой»
- в чем же существо необходимых
изменений, от чего следует отказаться,
что создать? Нужно отказаться от
идеологического диктата в
Мировоззрение строится либо на традиции, либо на идеологии.Традиция складывается в течение сотен и тысяч лет. Это тот поток, уклад, дух жизни, с помощью которого одно поколение перенимало от предыдущих все необходимое для сохранения данного народа. Традиция - это всегда обновляющаяся жизнь, передаваемая из поколения в поколение, и вне традиции у народа нет ни сил, ни опыта, ни возможности осуществлять свою особую миссию в этом мире. Вне традиции народ не может существовать, сохраняя свое особое лицо, он рассыпается, образуя население, организуемую извне массу.
Сегодня идеология либерализма
стремится подчинить себе отечественное
образование, а это значит, что
образование вынуждают
Такой человек в отношении внешнего мира - не просветитель и попечитель, но завоеватель и поработитель. Однако он побеждается своей собственной природой, ее вожделениями и страстями: «уступи желанию», «не откажи себе», «не упусти шанс воспользоваться», - следуя этим призывам, человек распыляет личностную энергию и больше не способен на сверхусилие. Это постсоветский человек. Почему так легко состоялся переход от советского типа личности к постсоветскому, почему так легко советский человек отказался от своих идеалов? И можно ли к ним вернуться, вновь поставив россиян в жесткие внешние условия? Советский человек расточил себя в сверхусилиях, направленных вовне, исчерпал потенциал личностной энергии, созданный в Православной цивилизации, - это произошло тем быстрее, что коммунистическая идеология направляла деятельность людей на разрушение Православной цивилизации и уничтожение тех, кто оставался верен ее идеалам. Можно сказать, что это была самоубийственная идеология, она отравляла воду в колодце, из которого брала воду.
Современное поколение сверхзадачи решать просто не может, у него не хватает ни сил, ни духу, ни возможностей. Но Православная цивилизация не ушла в небытие, она сохранила себя в преемственности Церкви, сохранила традицию воспитания православного человека, который способен стяжать благодать через очищение сердца, через соединение ума с сердцем, через умную молитву, через борьбу с помыслами. Внешний подвиг, свидетельствами о котором богата православная традиция, становится только средством для стяжания благодати и выражением высокого потенциала личности.
Сейчас в России наступает время, когда мы должны дать молодому поколению возможность научиться получать этот дух, эту благодать не через физические сверхусилия, поскольку нынешнее поколение бессмысленно ставить в эти условия, а научить молодых людей стяжать благодать Духа Святого, научить каждого стать личностью - духовной ипостасью человеческой природы. Это возможно через восстановление православного образа жизни, через возвращение к той исторической традиции, которая была в России.
Следует сказать, что новые поправки в Закон Российской Федерации «Об образовании» определяют цели нашего образования в начале третьего тысячелетия.
Пункт 6 статьи 9 изложен в следующей редакции: «Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».
В пункте 2 статьи 14 говорится, что «содержание образования должно обеспечить:
адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
формирование человека и гражданина,
интегрированного в современное
ему общество и нацеленного на
совершенствование этого
формирование духовно-
воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества».
Эти небольшие, но принципиально важные поправки ориентируют на возвращение в школу духовно-нравственного образования и воспитания.
Если мы посмотрим, в каком направлении двигалась Православная цивилизация, ее культура - от Первого Рима к Византии, Киеву, Москве, то это направление северо-востока. Когда человек живет в цивилизации, направление самой цивилизации начинает формировать и направление личности. Поэтому русский человек всегда двигался на восток, молился на восток, и все православные храмы направлены тоже на восток, в отличие от католических западных храмов, которые в большинстве своем направлены на запад. Европейцы даже молятся на запад. Они идут в другую сторону. Таким образом, если русский человек становится жителем Православной цивилизации, ее носителем, для него открываются безбрежные просторы России, Православия, культуры нашего Отечества. Но когда человек формируется, воспитывается с ориентацией на Запад, ему удобнее жить в секуляризованной Европе. Сейчас мы воспитываем человека, которому Европа по духу ближе, потому что он сам от Христа отступает, а такое отступление характерно для Европы, европейской культуры. Человека же русского по духу тянет на Восток.
Таким образом, мы обнаруживаем еще один аспект демографической проблемы: мы должны думать не только о проблемах иммиграции и рождаемости, но также о проблемах русской эмиграции за границу. Мы воспитываем людей, которые не могут жить в России. Им привычнее, приятнее жить в западном мире. Мы, по сути, сейчас питаем западный мир не только природными ресурсами, но и людьми достаточно высокого уровня образования, которые формируются за наш счет. Но даже те, кто остается в России, становятся своеобразными «внутренними эмигрантами». Как и внешние эмигранты, они выросли за счет наших культурных и интеллектуальных ресурсов, но никогда не смогут работать над их воспроизводством, поскольку не имеют представления об их источнике.
Допуская идеологический диктат в образовании, мы ограничиваем возможности собственного развития. Это уже давно поняли наши законодатели. Основной Закон -Конституция запрещает диктат идеологии -любой идеологии! - в общественной жизни и в сфере образования.
Конституция и законы нацеливают на возвращение к традиции, на воссоздание исторической цивилизационной преемственности во всех сферах жизни, в особенности в такой общественно значимой, как образование.
Необходимо отличать культуру цивилизации от культуры этносов и не противопоставлять их. Этническая культура является частью цивилизационной культуры, которая, в свою очередь, является частью мировой культуры. Человек всегда рождается в каком-то этносе. Иногда он это осознает, иногда нет - это зависит от множества конкретных обстоятельств. Но человек всегда носитель плоти, крови своего народа.
Этническая общность всегда живет в более богатом сообществе, которое мы называем цивилизацией. Цивилизация, или культурно-исторический тип, - это многонациональное, многоконфессиональное сообщество. Все эти этносы, а у нас их более 150, погружены в общую цивилизационную культуру. В свою очередь, цивилизации, взаимодействуя, образуют мировую культуру.
Для российского образования
Этот подход радикально отличается от принятого в западном мире. На Западе предлагается изучать религиозные дисциплины как предмет по выбору, в зависимости от конфессиональной принадлежности семьи. В России такой подход не будет конструктивным. Он будет усиливать сепаратизм, способствовать этническому разделению. Почему так? Наша цивилизация относится к типу ценностнорациональных, тогда как западная - целерациональная. Это значит, что западная цивилизация строит общественную жизнь исключительно на прагматических основаниях.
Информация о работе Характеристика и анализ целостного педагогического процесса