Характеристика и анализ целостного педагогического процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 17:23, контрольная работа

Описание работы

Педагогический процесс - сложное системное явление. Высокая значимость педагогического процесса обусловлена культурной, исторической и общественной ценностью процесса взросления человека.
По мнению И.П. Подласого педагогическим процессом называется «развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых» Согласно В.А. Сластенину, педагогический процесс - «это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач».

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 50.15 Кб (Скачать файл)
  1. цель,
  2. задачи,
  3. содержание,
  4. методы,
  5. средства,
  6. формы взаимодействия педагогов и воспитуемых,
  7. достигаемые результаты.

Это универсальные  характеристики любой деятельности и взаимодействия, которые полностью  присущи и педагогическому процессу. Их можно именовать как целевой, содержательный, организационно-деятельностный и аналитико-результативный компоненты педагогического процесса. Единство компонентов педагогического процесса, их взаимосвязей и целостных свойств представляет его структуру. Таким образом, понятия «система, в которой протекает процесс» и «процесс как система» являются неидентичными, хотя и не могут рассматриваться изолированно, так как система, в которой протекает процесс, является как бы материализованной основой самого процесса.

Характеристика  основных компонентов педагогического  процесса 
 
Учебно-воспитательный процесс имеет определенную направленность, вытекающую из потребностей развития нашего общества, и генеральную цель — всестороннее развитие коммунистической личности. Направленность учебно-воспитательного процесса определяет более частные цели и задачи обучения и развития школьников, а также его содержание. Цели и содержание и составляют важнейший содержательно-целевой компонент педагогического процесса. 
В учебно-воспитательном процессе проявляется единство внешних воздействий и влияний на объекты и внутреннего отражения, преломления их (причем это отражение носит опережающий характер), возникновение обратного действия, а также самостоятельного влияния объекта на себя, влияния, которое проявляется в самовоспитании и самообучении. 
Это взаимодействие осуществляется не стихийно, а определенным образом управляется и самоуправляется. Управляемые, развивающиеся взаимодействия субъектов и объектов характеризуют «операционно-деятельностный (организационно-управленческий)» компонент учебно-воспитательного процесса. Однако такая характеристика процесса отражает лишь одну, хотя и существенную, сторону его, которую можно условно считать «внешней».  
Исследователи педагогического процесса между тем отмечают, что в его состав входят не только внешние образовательные, воспитательные и развивающие взаимодействия и собственные реакции воспитуемого, но и сами процессы роста, накопления, совершенствования таких качеств школьников, как образованность, воспитанность, развитость. 
Как отмечает М. А. Данилов, педагогический процесс — это внутренне связанная совокупность процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт во всей его многогранности и сложности превращается в черты, идеалы и качества формирующегося человека, в его образованность и идейность, в его культуру и нравственный облик, в его способности, привычки, характер. В педагогическом процессе объективное социальное переходит в субъективное, в индивидуально-психическое достояние человека. В этом определении подчеркивается именно «внутренняя» сторона процесса. 
Итак, педагогический учебно-воспитательный процесс в средней школе является органическим единством процессов обучения, воспитания и развития. Сущность его состоит в передаче социального опыта старшими и усвоении его подрастающими поколениями посредством их взаимодействия, направленного на удовлетворение потребности современного общества во всесторонне, гармонически развитой личности. 
Помимо педагогов и учащихся, в школьной системе взаимодействуют еще и руководство школы и педагогический коллектив. Здесь также проявляются характерные черты педагогического процесса, обращенного уже к воспитанию педагогов и педагогического коллектива. 

 

 

 

2.Высказывание П.Ф. Каптерева: «Педагогический процесс не есть лишь передача чего-то одного к другому, он не есть только посредник между поколениями; представлять его в виде трубки, по которой культура переливается от одного поколения к другому, неудобно».

По моему мнению, Коптерев считал существенным принципом педагогики: индивидуализацию воспитания и обучения, а также, что общее образование не есть изучение предметов, а есть развитие личности предметами, также утверждал, что  центральной проблемой всей педагогики является развитие и воспитание характера и воли. Каптерев ввёл в русскую педагогику понятие «педагогический процесс» и объяснил его следующим образом: Педагогический процесс – это целостное явление, в котором биологическое и социальное, индивидуальное и общественное оказываются в сложном взаимодействии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Сформулируйте наиболее актуальную, на Ваш взгляд, проблему профессиональной педагогики в современных условиях. Обоснуйте её актуальность, определите объект и предмет исследования данной проблемы, предложите гипотезу её решения

Важнейшая задача сегодня - укоренение новой мировоззренческой основы нашего образования. Мы говорим «новой» - в чем же существо необходимых  изменений, от чего следует отказаться, что создать? Нужно отказаться от идеологического диктата в образовании. Необходимо вернуться к цивилизационной традиции, в лоне которой вырабатывается определенный тип личности, единственно способной продолжать жизнь наших народов, этносов России, объединенных в лоне великой мировой Православной цивилизации.

Мировоззрение строится либо на традиции, либо на идеологии.Традиция складывается в течение сотен и тысяч лет. Это тот поток, уклад, дух жизни, с помощью которого одно поколение перенимало от предыдущих все необходимое для сохранения данного народа. Традиция - это всегда обновляющаяся жизнь, передаваемая из поколения в поколение, и вне традиции у народа нет ни сил, ни опыта, ни возможности осуществлять свою особую миссию в этом мире. Вне традиции народ не может существовать, сохраняя свое особое лицо, он рассыпается, образуя население, организуемую извне массу.

Сегодня идеология либерализма  стремится подчинить себе отечественное  образование, а это значит, что  образование вынуждают доставлять средства для формирования типа личности, чуждой Православной цивилизации, не способной  в ней жить, ее продолжать и поддерживать. Эта личность так же, как советский  человек, ничего не знает о Небесном Отечестве, она ориентирована на внешний мир, но здесь уже не требуется  подвига самоотречения. Личность этого  типа нацелена на потребление. Эта идеология  не призывает человека ставить границы  своим вожделениям, напротив, поощряет их возрастание и приучает смотреть на внешний мир как на источник удовлетворения потребностей.

Такой человек в отношении внешнего мира - не просветитель и попечитель, но завоеватель и поработитель. Однако он побеждается своей собственной  природой, ее вожделениями и страстями: «уступи желанию», «не откажи себе», «не упусти шанс воспользоваться», - следуя этим призывам, человек распыляет  личностную энергию и больше не способен на сверхусилие. Это постсоветский человек. Почему так легко состоялся переход от советского типа личности к постсоветскому, почему так легко советский человек отказался от своих идеалов? И можно ли к ним вернуться, вновь поставив россиян в жесткие внешние условия? Советский человек расточил себя в сверхусилиях, направленных вовне, исчерпал потенциал личностной энергии, созданный в Православной цивилизации, - это произошло тем быстрее, что коммунистическая идеология направляла деятельность людей на разрушение Православной цивилизации и уничтожение тех, кто оставался верен ее идеалам. Можно сказать, что это была самоубийственная идеология, она отравляла воду в колодце, из которого брала воду.

Современное поколение сверхзадачи  решать просто не может, у него не хватает  ни сил, ни духу, ни возможностей. Но Православная цивилизация не ушла в небытие, она  сохранила себя в преемственности  Церкви, сохранила традицию воспитания православного человека, который  способен стяжать благодать через  очищение сердца, через соединение ума с сердцем, через умную  молитву, через борьбу с помыслами. Внешний подвиг, свидетельствами  о котором богата православная традиция, становится только средством для  стяжания благодати и выражением высокого потенциала личности.

Сейчас в России наступает время, когда мы должны дать молодому поколению  возможность научиться получать этот дух, эту благодать не через  физические сверхусилия, поскольку нынешнее поколение бессмысленно ставить в эти условия, а научить молодых людей стяжать благодать Духа Святого, научить каждого стать личностью - духовной ипостасью человеческой природы. Это возможно через восстановление православного образа жизни, через возвращение к той исторической традиции, которая была в России.

Следует сказать, что новые поправки в Закон Российской Федерации  «Об образовании» определяют цели нашего образования в начале третьего тысячелетия.

Пункт 6 статьи 9 изложен в следующей  редакции: «Основные общеобразовательные  программы начального общего, основного  общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных  потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы  учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».

В пункте 2 статьи 14 говорится, что  «содержание образования должно обеспечить:

адекватный мировому уровень общей  и профессиональной культуры общества;

формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени  обучения) картины мира;

интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

формирование человека и гражданина, интегрированного в современное  ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

формирование духовно-нравственной личности;

воспроизводство и развитие кадрового  потенциала общества».

Эти небольшие, но принципиально важные поправки ориентируют на возвращение  в школу духовно-нравственного  образования и воспитания.

Если мы посмотрим, в каком направлении  двигалась Православная цивилизация, ее культура - от Первого Рима к Византии, Киеву, Москве, то это направление  северо-востока. Когда человек живет  в цивилизации, направление самой  цивилизации начинает формировать  и направление личности. Поэтому  русский человек всегда двигался на восток, молился на восток, и все  православные храмы направлены тоже на восток, в отличие от католических западных храмов, которые в большинстве  своем направлены на запад. Европейцы  даже молятся на запад. Они идут в  другую сторону. Таким образом, если русский человек становится жителем  Православной цивилизации, ее носителем, для него открываются безбрежные просторы России, Православия, культуры нашего Отечества. Но когда человек  формируется, воспитывается с ориентацией  на Запад, ему удобнее жить в секуляризованной Европе. Сейчас мы воспитываем человека, которому Европа по духу ближе, потому что он сам от Христа отступает, а  такое отступление характерно для  Европы, европейской культуры. Человека же русского по духу тянет на Восток.

Таким образом, мы обнаруживаем еще  один аспект демографической проблемы: мы должны думать не только о проблемах  иммиграции и рождаемости, но также  о проблемах русской эмиграции  за границу. Мы воспитываем людей, которые  не могут жить в России. Им привычнее, приятнее жить в западном мире. Мы, по сути, сейчас питаем западный мир не только природными ресурсами, но и людьми достаточно высокого уровня образования, которые формируются за наш счет. Но даже те, кто остается в России, становятся своеобразными «внутренними эмигрантами». Как и внешние эмигранты, они выросли за счет наших культурных и интеллектуальных ресурсов, но никогда  не смогут работать над их воспроизводством, поскольку не имеют представления  об их источнике.

Допуская идеологический диктат в  образовании, мы ограничиваем возможности  собственного развития. Это уже давно  поняли наши законодатели. Основной Закон -Конституция запрещает диктат идеологии -любой идеологии! - в общественной жизни и в сфере образования.

Конституция и законы нацеливают на возвращение к традиции, на воссоздание  исторической цивилизационной преемственности во всех сферах жизни, в особенности в такой общественно значимой, как образование.

Необходимо отличать культуру цивилизации  от культуры этносов и не противопоставлять  их. Этническая культура является частью цивилизационной культуры, которая, в свою очередь, является частью мировой культуры. Человек всегда рождается в каком-то этносе. Иногда он это осознает, иногда нет - это зависит от множества конкретных обстоятельств. Но человек всегда носитель плоти, крови своего народа.

Этническая общность всегда живет  в более богатом сообществе, которое  мы называем цивилизацией. Цивилизация, или культурно-исторический тип, - это  многонациональное, многоконфессиональное сообщество. Все эти этносы, а у нас их более 150, погружены в общую цивилизационную культуру. В свою очередь, цивилизации, взаимодействуя, образуют мировую культуру.

Для российского образования характерно изучение языков народов, включаемых в  пространство империи, изучение и сохранение их правовых и культурных обычаев, социальной структуры, религии. И это - тоже элемент  духовно-нравственной культуры России, и его необходимо сохранить, обеспечивая  в образовании воспроизводство  традиционной мировоззренческой основы нашей жизни. Православную культуру необходимо включить в федеральный  образовательный стандарт, то есть изучать во всех школах и регионах России, всем обучающимся в российских школах детям, без различия вероисповеданий. Изучать не православное исповедание, а представления Православия  о человеке, его призвании в  мире, о нравственном законе и способах его соблюдения, о том, как люди, построившие нашу цивилизацию, разделяя эти идеалы, строили свою душу, свой дом и нашу страну, которую завещали хранить и украшать нам, нынешним поколениям.

Этот подход радикально отличается от принятого в западном мире. На Западе предлагается изучать религиозные  дисциплины как предмет по выбору, в зависимости от конфессиональной принадлежности семьи. В России такой  подход не будет конструктивным. Он будет усиливать сепаратизм, способствовать этническому разделению. Почему так? Наша цивилизация относится к  типу ценностнорациональных, тогда как западная - целерациональная. Это значит, что западная цивилизация строит общественную жизнь исключительно на прагматических основаниях.

Информация о работе Характеристика и анализ целостного педагогического процесса