Игра - обучение - развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 16:34, реферат

Описание работы

Известно, что в младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замысла новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого то в игре он решает свою собственную задачу.

Файлы: 1 файл

Практика 2.0.docx

— 63.60 Кб (Скачать файл)

Игра - обучение - развитие.

Известно, что в младшем  дошкольном возрасте усвоение новых  знаний в игре происходит значительно  успешнее, чем   на    учебных  занятиях. Обучающая задача, поставленная  в игровой форме, имеет  то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна  сама  необходимость приобретения новых знаний и  способов  действия. Ребенок, увлеченный привлекательным  замысла новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при  этом он то и дело сталкивается с  затруднениями, которые требуют  перестройки его представлений и познавательной  деятельности.  Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого то в игре он  решает  свою собственную задачу.

В современной  дошкольной  педагогике  воспитательное и  обучающие   значение игры  в принципе признается. Но в  повседневной  педагогической  практике  детского  сада  на игру фактически  не остается времени. Причем используется она,  как  правило,  лишь для закрепления знаний, полученных на занятиях. Такое  искусственное  разделение обучения на усвоение нового и закрепление  усвоенного противоречит психологическим особенностям познавательного процесса в младшем дошкольном возрасте. Знания, поданные в готовой форме и не связанные с жизненными  интересами дошкольника, плохо им усваиваются и не развивают его. В игре же  как раз ребенок сам стремится научиться  тому, что он еще не умеет. Однако огромные возможности развивающих игр (дидактических, игр с правилами и  др.), как  правило не используются. Репертуар таких игр очень беден и охватывает  узкий круг задач (в основном это сенсорные игры).

Особенно мало совместных игр, в которых участвует вся группа. Практически  отсутствуют игры, направленные на развитие волевых нравственных качеств личности и на формирование гуманных отношений между детьми.

Кроме того, нередко на занятии  развивающая игра подменяется игровыми приемами ,  где преобладает активность взрослого, или простыми упражнениями.

Использование дидактических  игрушек или пособий тоже нередко  называют игрой – стоит  дать ребенку в руки пирамидку или  матрешку и считается, что игра состоялась. Но это не так.

Развивающая игра - это не любые действия  с  дидактическим  материалом и не игровой прием  на обязательном учебном занятии. Это  специфическая, полноценная и  достаточно содержательная  для детей деятельность. Она имеет свои побудительные  мотивы и свои способы действий.

Разработанные нами  развивающие  игры  характеризуются  тем, что  они содержат готовый игровой  замысел, предложенный ребенку, игровой  материал и правила (общения и  предметных действий). Все это определяется целью игры, т. е. тем, для чего эта игра создана, на что она направлена. Цель игры всегда имеет  два аспекта:

1) познавательный, т. е. то, чему мы должны научить ребенка, какие способы действия с предметами хотим ему передать;

2) воспитательный, т. е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

В обоих случаях цель игры должна формулироваться не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие  определенных психических процессов или способностей ребенка.

Игровой замысел представляет собой ту игровую ситуацию, в которую  вводится ребенок, и которую он воспринимает как  свою. Это достигается, если построение замысла игры опирается  на конкретные потребности  и склонности  детей, а также особенности  их опыта. Например, для  младших дошкольников характерна особая заинтересованность предметным миром. Привлекательность отдельных  вещей  задает замысел их деятельности. Значит, замысел игры может основываться на действиях с предметами  или на стремлении получить предмет в собственные руки.

Во всех случаях замысел  игры реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребенку, чтобы  игра состоялась.

В первых играх нужно что-то найти, во вторых - выполнить определенные движения,  в третьих - обменяться предметами и т. п.

Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу, т. е. то что является для каждого ребенка  важнейшим условием  личного успеха в игре и его эмоциональной  связи с остальными участниками. Решение обучающей задачи требует  от ребенка активных умственных и  волевых усилий, но оно же и дает наибольшее удовлетворение. Содержание обучающей задачи может быть самым  разнообразным: не убежать раньше времени  или назвать форму предмета, успеть найти нужную картинку за определенное время, запомнить несколько предметов  и пр.

Игровой материал также побуждает  ребенка к игре, имеет важное значение для обучения и развития малыша и, конечно же, для осуществления  игрового замысла.

И, наконец, важной особенностью  игры являются игровые правила. Правила  игры доводят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую  задачу.

Игровые правила бывают двух видов: правила действия и правила общения.

Примерами правил действия могут служить следующие: вспомнить и назвать только ту игрушку, которую еще никто не назвал (игра «Что достать тебе, дружок?»; не называть предмет, изображенный на картинке, а только загадать про него загадку и пр.

Примерами правил общения могут быть следующие: не подсказывать и не мешать другому отгадывать, действовать по очереди или по вызову воспитателя, играть дружно, слушать друг друга, выбирать тех детей, кто еще не был в кругу, и т. п. Выполнение всех этих правил требует от ребенка определенных усилий, ограничивает его спонтанную активность. Но именно это и делает игру увлекательной, интересной и полезной для развития ребенка.

Для того чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится  центром притяжения в игре. Это очень важно на первых этапах знакомства с новой игрой, особенно для младших дошкольников. В то же время взрослый организует игру и направляет ее - он помогает детям преодолевать затруднения, одобряет их хорошие поступки и достижения, поощряет соблюдение правил и отмечает ошибки некоторых детей. Совмещение взрослым двух разных ролей - участника и организатора - важная отличительная особенность развивающей игры.

Благодаря тому, что развивающая игра является активной и осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным достоянием, так как его можно свободно применять и в других условиях (поэтому необходимость в закреплении новых знаний отпадает). Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в его собственных играх является важным показателем развития творческой инициативы ребенка. Кроме того, многие игры учат детей действовать «в уме», мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает их творческие возможности и способности.

Развивающая игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль и т. д. Ее обязательные для всех правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность. Если правила поведения, декларируемые воспитателем, вне игры обычно плохо усваиваются детьми и часто нарушаются ими, то правила игры, которые становятся условием увлекательной совместной деятельности, вполне естественно входят в жизнь детей. Большое значение имеет при этом совместный характер игры, в которой воспитатель и коллектив сверстников побуждают ребенка соблюдать правила, т. е. сознательно управлять своими действиями. Оценивая вместе со взрослым действия сверстников, отмечая их ошибки, ребенок лучше усваивает правила игры, а потом осознает и свои собственные просчеты. Постепенно возникают предпосылки к формированию сознательного поведения и самоконтроля, что является практическим освоением нравственных ориентиров.

Поэтому в первом разделе книги игры направлены на формирование доброжелательных отношений между детьми в совместной деятельности и на сближение детей и воспитателя. В нем представлены подвижные игры-забавы и хороводы. Используя движение как средство игрового общения и выстроив игры в определенном порядке, мы получили своеобразные этапы игрового партнерства.

Кроме того, известно, что  движение не только развивает ребенка  физически, но и активизирует его  умственную деятельность.

В первом разделе при описании каждой игры раскрывается, как но происходит на практике.

Игры второго раздела  направлены на развитие  гуманных, нравственных отношений между детьми и волевых качеств личности, которые выражаются в поступках и действиях: помочь другому, выручить из беды, доставить приятное и пр. Однако выполнение этих действий и поступков требует волевых усилий, умения преодолевать препятствия, владеть собой. Игры, расположенные в порядке усложнения правил, требуют от ребенка все большей осознанности, решительности, организованности, что является предпосылкой участия его в последующих играх, направленных на познавательное и умственное развитие.

Таким образом, игры первого  и второго разделов создают необходимый  эмоционально-нравственный и волевой  фон для остальных игр.

Значительная часть игр (третий - шестой разделы) посвящена актуальному для дошкольного возраста сенсорному воспитанию. Особенно важно такое воспитание в младшем дошкольном возрасте, когда ребенок еще не выделяет и не осознает отличительные качества окружающих предметов. Предлагаемые игры создают условия для развития целенаправленного восприятия внешних признаков предметов. Играя, ребенок учится различным приемам зрительного, слухового и осязательного обследования, помогающим различать и выделять качества предметов, сравнивать их по этим качествам и обозначать соответствующим словом.

Так возникают сенсорные  эталоны, т. е. общепринятые представления  о внешних качествах предметов. Развитие сенсорики является чувственной основой для всех способностей ребенка (познавательных, эстетических, творческих и пр.), для полноценного, осознанного восприятия окружающей действительности.

Последние три раздела  книги посвящены играм, развивающим основные познавательные процессы, - внимание, память, мышление и речь.

Обычно в практике дошкольного  воспитания такие игры представлены слабо. Между тем они открывают широкие возможности для развития познавательных процессов, поскольку в играх ребенок не просто выполняет требования взрослого, как это происходит на занятиях, но активно действует. В играх создается необходимая связь между практическими и умственными действиями, которая ведет к развитию ребенка.

Конечно, любая игра, приведенная  в данной книге, способствует развитию внимания, памяти, мышления. Например, выделяя и сравнивая значимые признаки предметов в сенсорных играх, ребенок совершает довольно сложные мыслительные операции.

Перед ним ставится определенная умственная задача (быть внимательным, запомнить что-либо, передать свою мысль словами и пр.), и предлагаются рациональные приемы ее решения. Эти приемы основаны на установлении связи между разными познавательными процессами, которая обеспечивает их эффективность.

Например, чтобы лучше  запомнить несколько предметов, нужно установить между ними смысловую связь. Познавательные действия, направленные на решение обучающей задачи, предлагаются с учетом возрастных возможностей трех-четырехлетних детей и не утомляют их.

В играх на внимание ребенок  выполняет такие действия, которые  формируют целенаправленность и  устойчивость внимания. Задача «быть внимательным» становится понятной и актуальной для ребенка.

В играх, развивающих память, младшие дошкольники учатся устанавливать  связь между предметами (запоминать, чтобы припоминать потом). Эта связь задается правилами игры и игровыми действиями. Например, чтобы вспомнить, где живут персонажи игры, ребенок должен запомнить метки на одинаковых домиках.

В играх на развитие мышления специально созданная ситуация и  предлагаемые действия помогают ребенку  учиться передавать свою мысль движением  и связной речью.

Рациональные приемы познавательной деятельности, показанные ребенку взрослым, повышают ее эффективность не только в игре, но и на занятиях.

Игры расположены в  каждом разделе в порядке нарастания сложности обучающей задачи и правил. Усложняются и игровые ситуации, постепенно приближаясь к учебным. В каждой игре есть два начала: одно несет развлекательность, другое требует серьезности, мобилизации усилий.  Соотношение этих двух начал (преобладание развлекательности или серьезности) определяет характер игровой ситуации, или вид игры. Нами разработаны четыре вида развивающих игр: игры-забавы, игры с ролью, игры-задачи и игры-соревнования.

Наиболее ярко развлекательное  начало представлено в играх-забавах. Младший дошкольник всегда стремится к чему-то необычному, веселому. Положительные эмоции надежно защищают малышей от умственных перегрузок, ведь то, что развлекает, никогда не утомляет. Радостные переживания приносят ребенку игры-забавы, в которых полностью отсутствуют сухой дидактизм и назидательность. Обучающая задача такой игры обычно увлекает ребенка и не требует особых усилий. Например, малышу предлагают поплясать с куклой, а потом выбрать, кому ее передать, или вместе со всеми покружиться в хороводе, или побегать и попрыгать под рифмованный текст. Игровые действия всегда связаны с движением и не обременяют ребят сидением на одном месте. В первом разделе книги игры-забавы составляют большинство. Последующие разделы, как правило, начинаются с таких игр.

Информация о работе Игра - обучение - развитие