Игра - обучение - развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 16:34, реферат

Описание работы

Известно, что в младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замысла новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого то в игре он решает свою собственную задачу.

Файлы: 1 файл

Практика 2.0.docx

— 63.60 Кб (Скачать файл)

Можно использовать также  предметы, которые служат вместилищем  для того, что изображено на картинках. Например: яблоко, апельсин, груша, виноград и ваза для фруктов.

Аналогичных наборов картинок должно быть не менее пяти (по числу  участников игры). В каждом наборе —  не менее шести предметов. Желательно иметь небольшой запас картинок в каждом наборе.

Для игры нужна также тонкая палочка величиной с карандаш и коробка с отделениями для  разных наборов картинок.

Описание игры и приемы ее проведения. Игра проводится за столом с небольшой группой детей (четыре-пять человек). При большем количестве участников решение предлагаемой задачи может оказаться слишком сложным  для малышей из-за обилия материала  и слишком долгого ожидания своих  действий.

Воспитатель напоминает детям, как они раньше играли в прятки с игрушками, и предлагает поиграть в похожую игру, но не с игрушками, а с картинками.

«Помните, как мы играли с  игрушками, — говорит он, — одни дети прятали игрушки, а другие их искали. Сегодня мы все будем и  прятать картинки, и искать их друг у друга». Воспитатель вынимает из коробки набор из четырех картинок (например, кукла, мишка, коляска, девочка), раскладывает их в один ряд и говорит: «Здесь у нас девочка — Лена, а здесь — кукла Маша, мишка  и коляска, чтобы катать их. Картинки сейчас начнут прятаться. А пока они  видны, постараемся хорошо запомнить, где лежит каждая картинка. Девочка  посередине, с одной стороны —  кукла, с другой — мишка, а рядом  с куклой — коляска. Когда картинки спрячутся (перевернутся изображением вниз), тот, кто получит палочку, постучит возле какой-нибудь картинки и спросит: «Тук-тук, кто здесь спрятался?»  А мы вспомним, какая картинка здесь  лежит, и назовем ее».

Воспитатель передает палочку  одному из детей и переворачивает картинки изображением вниз. Когда  ребенок постучит палочкой и произнесет нужные слова, дети говорят, что изображено на этой картинке или отвечают как  бы за нее (например: «Это я, кукла!»). Ребенок  с палочкой открывает картинку, а  дети оценивают правильность ответа.

Повторив в таком варианте игру с разными наборами картинок, воспитатель переходит к следующему, более сложному варианту. Теперь каждый ребенок получает набор картинок и сам устанавливает смысловую  связь между ними. Вначале раздается  по три картинки (два предмета и  хозяин). В дальнейшем количество предметов  в наборе увеличивается каждый раз  на единицу. По указанию воспитателя  дети выкладывают свои картинки перед  собой, и каждый отвечает, какая из них ему больше нравится, какую  он положит в середину и пр. Вопросы  воспитателя направлены на то, чтобы  вызвать эмоциональное отношение  к картинкам и установить связи  между ними — и содержательные (по смыслу), и пространственные. Процесс  выкладывания картинок, который сопровождается речью, способствует осмысленному запоминанию  как их содержания, так и расположения. После этого все картинки прячутся, т. е. переворачиваются, и каждому ребенку предлагается проверить, где у него спрятана та или иная картинка, приподнимая каждую из них.

Затем воспитатель берет  палочку и стучит возле какой-либо картинки со словами: «Тук-тук, кто здесь  прячется?» Ребенок отвечает, взрослый открывает картинку, и все получают возможность убедиться в правильности ответа. Если картинка названа правильно, ребенок получает приз — цветной  кружочек, который кладется на место  выбывшей картинки (она возвращается в коробку), а ему передается палочка. Теперь он сам может постучать  возле любой картинки у сверстника и задать вопрос. Так продолжается до тех пор, пока все картинки не будут найдены. Таким образом, все  дети по очереди получают возможность  целенаправленно запоминать и припоминать  картинки с помощью нового приема. Если ребенок ошибся и назвал не ту картинку, она прячется снова  и та же задача в дальнейшем решается им повторно. Кружочек в этом случае ребенку не выдается. Когда все  картинки будут найдены, их наборы при  раздаче можно поменять. При этом дети, которые не ошибались, получают на одну картинку больше, чем они  выиграли кружков (т. е. сколько картинок им удалось припомнить), а те, которые  допускали ошибки, при повторении игры получают либо то же количество картинок, либо на одну картинку меньше.

Правила игры.

1. Запомнить все полученные  картинки и где каждая из  них лежит. Для этого нужно  разложить картинки перед собой  и сказать, где что лежит.

2. Когда начинаются поиски  картинок, подглядывать не разрешается.  После того как будет дан  ответ, нужно проверить, где  лежит каждая картинка.

3. Кто правильно припомнил  спрятанную картинку, получает вместо  нее кружок, ему передается палочка  и он сам выбирает, кто из  детей будет искать спрятанную  картинку.

Советы воспитателю. При  раздаче картинок важно учитывать  интерес детей к тем или  иным предметам. Эмоциональная оценка предметов важна для их запоминания. При повторении игры, когда дети будут знакомы с содержанием  разных наборов, можно дать им те из них, которые больше нравятся.

Если ребенок плохо  справляется с запоминанием и  припоминанием картинок, ни в коем случае не говорите ему, что у него плохая память. Это причинит большой  вред: ребенок может утратить уверенность  в себе и больше не будет стараться  запомнить что-либо. К тому же ошибки в припоминании могут возникать  не из-за слабой памяти, а потому, что  либо ребенку не интересно играть, либо он стесняется, не привык к самостоятельности  и пр. Поиграйте с таким воспитанником  отдельно, уделяя особое внимание установлению смысловых связей между картинками. Полезно поиграть с картинками, как  с реальными игрушками, передавая  словами действия с ними и подчеркивая  основную цель игры: запомнить для  того, чтобы припомнить.


Информация о работе Игра - обучение - развитие