Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 16:34, реферат
Известно, что в младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замысла новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого то в игре он решает свою собственную задачу.
Важнейшим условием этого являются специальные усилия ребенка — запомнить что-то для того, чтобы потом припомнить. Формировать у детей готовность к таким умственным усилиям, развивать способность к целенаправленному, намеренному запоминанию— важная задача воспитателя. Другая не менее важная задача — дать детям те средства и рациональные приемы, которые помогут им удержать в памяти и воспроизвести в нужный момент необходимую информацию.
В практике дошкольного воспитания взрослые, как правило, не руководят процессом развития детской памяти, хотя многие их задания и требования опираются именно на память дошкольников. Детям дается задача — запомнить что-нибудь (далеко не всегда понятная и актуальная для них), но не даются приемы запоминания. В результате запоминание сводится к механическому зазубриванию (стихов, правил, песен и пр.).
Такое зазубривание не только малопродуктивно, но и утомительно для малышей. Оно лишает материал всякого смысла и вовсе не развивает память ребенка.
Игры, предлагаемые в этом разделе, содержат необходимые условия, способствующие развитию целенаправленной памяти ребенка. Эти условия заключаются в следующем.
Во-первых, во всех играх
у ребенка возникает
Во-вторых, в каждой игре ребенку передаются рациональные приемы осмысленного запоминания и припоминания, средства овладения своей памятью. Эти приемы используются ребенком в качестве опоры в актуальной для него игровой ситуации и потому легко осваиваются им.
Игры в разделе описаны в порядке нарастания сложности. Их последовательность продиктована психологическими закономерностями развития памяти дошкольника.
В первой игре («Переполох») связи между запоминаемыми и припоминаемыми объектами помогает устанавливать взрослый. Он руководит умственной активностью детей, направляет ее и дает необходимые опоры. Сюжетный конфликт игры делает умственные усилия детей осмысленными и целенаправленными.
Во второй игре («Кто здесь
прячется?») дети учатся уже самостоятельно
устанавливать смысловые связи
между объектами. Этот прием облегчает
процесс запоминания и
В третьей игре («Что достать тебе, дружок?») смысловой опорой для запоминания и припоминания предмета является выделение и проигрывание его назначения (функции). Эта игра не только учит ребенка новому важному приему осмысленного запоминания, но и способствует расширению объема памяти.
Четвертая игра («Мамины помощники») направлена на развитие словесной памяти. Запоминание слов в ней побуждается понятной и близкой детям сюжетной ситуацией и облегчается общностью значений запоминаемых слов. В этой игре дети выполняют словесное поручение взрослого, что приближает их к решению учебной задачи.
Во всех играх ведущая и направляющая роль принадлежит взрослому. Здесь важны и эмоциональное общение с детьми, и вовлеченность воспитателя в сюжет игры, и четкая, понятная детям формулировка обучающей задачи, и постоянная активизация умственной деятельности ребенка. Только при этих условиях предлагаемые игры будут способствовать развитию памяти детей.
ПЕРЕПОЛОХ
Особенности игры и ее воспитательное
значение. Эта игра является первым
шагом на пути к развитию у детей
целенаправленного запоминания
и припоминания. Обычно младшие дошкольники
запоминают лишь то, что запоминается
само, без особых усилий, в силу своей
привлекательности. В этой игре содержится
ряд условий, которые вызывают у
ребенка потребность в
Игра носит сюжетно-ролевой характер. Ее игровая ситуация воспроизводит более или менее знакомые детям явления. Роль помощников взрослого как бы возвышает их в собственных глазах и побуждает прилагать особые старания, чтобы оправдать доверие, которое им оказывается.
Выполнение роли опирается на опыт игры в поручения, своеобразным вариантом которой является эта игра. Объектами игровых действий детей являются привлекательные образные игрушки, изображающие обитателей птичьего или скотного двора (птицы или животные). Все поручения хозяйки этого двора — тети Даши — предполагают выполнение детьми понятных им воображаемых или практических дел по уходу за животными. Выполняя поручения, дети должны проявить самостоятельность, ответственность— ведь от них зависит благополучие животных. И хотя животные — всего лишь игрушки, на них дети переносят свое отношение к настоящим животным, с которыми они встречаются в жизни и в сказке.
Выполнение игровых поручений требует от детей особой, еще не привычной для них умственной активности и специфических стараний: нужно запомнить и вовремя припомнить то, что поможет тете Даше и ее питомцам. Поскольку у тети Даши таких питомцев не менее шести-семи (а в дальнейшем их будет и больше), запомнить, кто из них в каком домике живет, невозможно без целенаправленных усилий. В этом детям помогает взрослый: вопросами, одобрениями и дополнительными сведениями.
Обучающая задача этой игры
заключается в том, чтобы дети,
ориентируясь на особенности игрового
материала, устанавливали связь
между домиками и его обитателями.
Взрослый, направляя внимание детей
и их умственную активность, помогает
им успешно запоминать и припоминать,
где живет каждое животное, и, таким
образом, выполнять роль помощников.
В этой игре важно придерживаться
мудрого педагогического
Дети решают обучающую задачу все вместе, но выполняют игровые действия по одному, по собственному побуждению (с согласия воспитателя).
Таким образом, в этой игре без всякого принуждения со стороны взрослого и без механического зазубривания дети приобретают новый опыт запоминания и припоминания объектов.
Игровой материал. Объемные миниатюрные игрушки, изображающие знакомых детям домашних птиц и животных. Это могут быть пластмассовые или керамические цыплята, утята, курочки, петушки, гуси, кролики, собачки (по два экземпляра каждой игрушки).
Кроме того, для игры нужны
картонные полые коробочки
Данный набор образных игрушек можно заменить другим, имеющимся в распоряжении воспитателя. Главное, чтобы игрушки были миниатюрные, поскольку с ними удобнее действовать, и они более привлекательны для детей.
Описание игры и приемы ее проведения. Когда дети усядутся, как обычно, на расставленные полукругом стульчики, воспитатель ставит напротив них детский стол, на котором за ширмой располагаются все домики, выстроенные в ряд. В каждом из них заранее помещаются соответствующие игрушки. Домики выстроены в порядке нарастания величины следующим образом: в первом (самом маленьком) — цыплята, во втором — утята, в третьем — куры и петух, в четвертом — утки, в пятом — кролики, а в шестом (самом большом) — собачка.
Воспитатель снимает ширму и обращается к детям от имени тети Даши, хозяйки птичьего двора: «Здравствуйте, дети! Я — тетя Даша. Смотрите, как много домиков в моем дворе! В домиках живут кролики и птицы. Сегодня я хочу первый раз выпустить их погулять. Вот только боюсь: вдруг они разбегутся кто куда. Вы поможете мне их загнать обратно в домики? Только для этого нужно запомнить, кто в каком домике живет. Сейчас я научу вас, как это сделать. Посмотрите внимательно на домики и скажите, одинакового они цвета или разного? Правильно, все белые. А какого цвета у домиков окошки и двери?» Дотрагиваясь рукой до разных домиков, воспитатель предлагает детям назвать, какого цвета окошки и двери. Таким же образом уточняется и другой отличительный признак домиков — величина: «Этот домик самый маленький, а этот самый большой, а этот чуть побольше, чем первый, а этот еще больше. А теперь давайте посмотрим, кто выйдет из самого маленького домика с желтой дверцей!» С этими словами воспитатель по очереди выводит двух цыплят, передвигает их по столу, как будто они гуляют, и спрашивает: «В каком домике живут эти цыплята?» Получив ответ, педагог подтверждает его правильность и продолжает: «Постарайтесь запомнить, что маленькие желтые цыплята живут в самом маленьком домике с желтым окошком и желтой дверью. Это очень важно, потому что сами цыплята своего домика не найдут, ведь они в первый раз гуляют. Пусть цыплята нас подождут во дворе, а мы посмотрим, кто выйдет из этого домика».
Из второго домика воспитатель выпускает двух утят и спрашивает, в каком домике они живут. Взрослый подтверждает, что утята живут в домике с окошками зеленого цвета, потому что любят зеленую травку (травка зеленая и окошки зеленые). Таким же образом, побуждая детей выделять и называть ориентирующие признаки, воспитатель выпускает всех остальных персонажей и подсказывает, как запомнить их домики, чтобы потом припомнить и отвести питомцев туда, где они живут.
Когда все персонажи окажутся во дворе, они некоторое время гуляют (воспитатель передвигает их). Потом тетя Даша говорит, что животных и птиц пора кормить. Она просит детей последить за ними, пока будет готовиться корм, чтобы никто не убежал со двора. «А если вдруг во двор прибежит пес Бобик (он очень любит гоняться за цыплятами и кроликами), нужно поскорее позвать меня на помощь. Бобик очень озорной и веселый щенок, но цыплята и кролики могут испугаться его, и тогда начнется переполох: они испугаются и дома своего найти не смогут», — говорит тетя Даша.
Через некоторое время воспитатель неожиданно для детей выпускает из большого домика собачку, и Бобик с громким лаем начинает гоняться за птицами и кроликами, сдвигая их в кучу. Дети зовут тетю Дашу. «Ой, какой переполох устроил Бобик! Как цыплята перепугались!» — говорит тетя Даша. Она уводит Бобика в дом и, обращаясь ко всем детям, просит их помочь перепуганным цыплятам вернуться домой. Тетя Даша спрашивает, в каком домике живут цыплята, и поручает двум желающим отвести их в дом. Воспитатель вместе с остальными детьми проверяет, правильно ли они нашли домик. Таким же образом, совместными усилиями, все дети припоминают домики остальных персонажей и отводят их по местам. Если малыши ошибаются, домик не открывается (коробочка не переворачивается).
Теперь, когда все персонажи на своих местах, можно повторить игру, но уже в несколько усложненном виде. Вызывая детей по очереди, воспитатель поручает им выпустить на прогулку кур, кроликов или других персонажей. Вызванный ребенок должен назвать, кого он хочет выпустить на прогулку, подойти к столу и постучать по нему возле домика. А все остальные дети вместе с ним повторяют приглашение, например: «Кролики, выходите гулять!» После этого ребенок выпускает обитателей домика. Он может взять игрушки в руки и поводить их по столу (погулять), пока не будет вызван следующий участник игры для выполнения аналогичной задачи.
При повторении игры роль озорного Бобика можно поручить кому-нибудь из детей. Воспитатель при этом продолжает выполнять свою роль и руководит игрой, вызывая то одних, то других детей для решения игровой задачи, но адресуя свои вопросы всем детям.
Советы воспитателю. При
проведении игры побуждайте детей устанавливать
связь между наглядным
Очень важно, чтобы порядок домиков и его обитатели были постоянными. Поэтому на каждом домике напишите для себя, кто где живет. Поручения тети Даши (т. е. все варианты обучающей задачи) адресуются всем детям. Те, кого вызвали, являются лишь исполнителями общего решения. В случае ошибки не впускайте игрушки в домик, т. е. не переворачивайте коробочку.
КТО ЗДЕСЬ ПРЯЧЕТСЯ?
Особенности игры и ее воспитательное
значение. В этой игре дети учатся пользоваться
очень простым приемом
Опираясь на свой опыт (игровой, познавательный, жизненный), дети приучаются воспринимать и запоминать предметы не изолированно, а в их жизненно-практических отношениях друг с другом. Смысловые связи устанавливаются по знакомому детям предметному содержанию картинок. Целенаправленное и обдуманное пространственное расположение картинок (предметов) по отношению друг к другу может также служить опорой для таких связей, а следовательно, и для запоминания и припоминания объектов.
Согласно игровому замыслу, картинки вначале раскладываются в определенном порядке, потом прячутся и снова находятся. Знакомая детям ситуация игры в прятки (поиски) побуждает их к успешному решению обучающей задачи — вовремя припомнить, что находится в определенном месте (там, где постучала палочка). Подобная ситуация делает для ребенка очень значимыми запоминание и припоминание картинок, а взрослый помогает ему в этом.
Воспитательное значение игры заключается в том, что дети приучаются действовать в согласии друг с другом, соблюдая очередность.
Игровой материал. Предметные картинки, изображающие игрушки, животных, одежду, фрукты, а также людей. Нужные наборы картинок можно подобрать из уже изданных пособий: «Лото на четырех языках», «Картинки малышам» и пр. Каждый набор картинок должен включать несколько конкретных, однородных предметов и их хозяина (человека). Например: кукла, коляска, мячик и девочка (хозяйка игрушек); кастрюля, сковородка, половник, плита и женщина (хозяйка).