Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 16:34, реферат
Известно, что в младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замысла новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого то в игре он решает свою собственную задачу.
Важным моментом игры является поощрение достижений ее участников. В этом особенно нуждаются те дети, кто старается мобилизовать свое внимание и применять имеющиеся знания. Отмечая неуспех отдельных детей, нужно проявлять тактичность.
Покажите ребенку свою заинтересованность в его дальнейших успехах и выразите уверенность в том, что он научится быть внимательным.
РЕЧЬ И МЫШЛЕНИЕ
Практически во всех играх,
описанных раньше, дети встречались
с игровыми действиями, в которых
активно участвуют и речь и
мышление. (Эти два важнейших
Игры настоящего раздела нацелены на то, чтобы развивать эти процессы в необходимом единстве.
Развитие речи ребенка
идет по нескольким направлениям. Это
и отработка артикуляции, и расширение
активного словаря, и развитие связной
речи, т. е. умения выразить свою мысль
словами, и формирование речевого мышления.
Все эти направления
На отработку артикуляции и уточнение произношения трудных для малышей звуков направлены только две первые игры («Чудесный сундучок» и «Мешочек, впусти!»). Причем акцент в них делается на интонационной выразительности речи, которая, как правило, страдает у малышей. Следующие игры («Зайчик и мишка» и «Где спрятался зайчик?») направлены на развитие пространственных представлений ребенка и на усвоение их словесного обозначения. В увлекательных сюжетных ситуациях дети усваивают значение основных предлогов и наречий, обозначающих пространственные отношения предметов (близко, далеко, впереди, позади, напротив, рядом), и сразу же закрепляют знания. Это обогащает словарь ребенка и развивает его пространственные представления.
В большинстве игр этого
раздела слово связано с
В некоторых играх дети учатся выделять назначение (функцию) предмета. Вначале этому способствуют сюжетная, воображаемая ситуация и действие с предметом («День рождения куклы Аленушки»), в дальнейшем дети учатся формулировать назначение предметов с помощью слов, загадывая и отгадывая загадки («Кому дать?»)
Для развития мышления ребенка очень важно не только выделение существенных признаков предмета, но и синтезирование их в едином представлении. Развитию этой способности посвящено несколько игр данного раздела. В игре «Отгадай-ка!» пример синтезирования признаков дает сам воспитатель. Вместе со своим помощником (ребенком) он перечисляет характерные особенности предмета, т. е. загадывает загадку, а дети ее отгадывают, т. е. строят целостный образ предмета по совокупности его признаков. В то же время, выполняя роль помощников воспитателя и перечисляя вслед за ним признаки предметов, изображенных на картинке, дети делают первые шаги к описанию предмета через анализ и синтез его характерных особенностей.
В следующей игре малыши уже сравнивают предметы по совокупности признаков. В игре «Парные картинки» они сами (по опорным вопросам воспитателя) перечисляют признаки изображенного предмета, т. е. производят элементарный анализ и синтез. Рассуждая и обмениваясь впечатлениями, дети устанавливают тождество или различия предметов. Игра учит их рассуждать и делать выводы.
В заключительной игре данного раздела («Игрушки-артисты») малыши учатся устанавливать смысловые связи и отношения между действующими персонажами и понимать разные жизненные ситуации. Передавая эти отношения посредством связной речи, дети осмысливают содержание жизненных ситуаций.
Таким образом, игры, представленные в данном разделе, обеспечивает органическую связь между мышлением и речью, которая взаимообогащает эти важнейшие психические процессы и способствует познавательному развитию ребенка.
ЧУДЕСНЫЙ СУНДУЧОК
Особенности игры и ее воспитательное значение. Задача настоящей игры — учить детей ясно, громко и отчетливо произносить знакомые слова. Игровая ситуация включает также требования к интонационной стороне речи (выразить свою просьбу, благодарность и пр. с соответствующей интонацией). Кроме того, дети учатся вести диалог, т. е. слушать высказывания сверстников и отвечать на них словами и действиями.
Игра построена на сюрпризах, которые дети получают из чудесного сундучка. Свойственные малышам любопытство, желание поскорее узнать, какая игрушка кому приготовлена, и радость при ее получении обеспечивают активную заинтересованность игрой, способствуют успешному выполнению ее требований.
В этой игре речь является средством доброжелательного, вежливого общения детей друг с другом Дети учатся оказывать помощь друг другу, разделять затруднения других. Игра объединяет малышей, развивает у них чувство солидарности.
Игровой материал. Образные
игрушки, характер которых позволяет
выполнять выразительные
Для игры нужна также большая
картонная коробка или ящик из-под
посылки (к ним следует приделать
откидную крышку). Такой сундучок можно
красиво оформить, обклеив цветной
бумагой. Для прочности его лучше
сперва обклеить марлей, а поверх нее
цветной бумагой. Каждый вид игрушки
нужно иметь в четырех
Сундучок можно привезти
в группу на большой игрушечной машине
или тележке. Она же будет заменять
подставку для сундучка. В качестве
подставки можно также
Описание игры и приемы ее проведения. Пообещав малышам показать что-то очень интересное, воспитатель приглашает их занять места на стульчиках и приносит нарядный сундучок с игрушками. Поднимает его, слегка покачивает, так, чтобы дети услышали звук, и спрашивает: «Как вы думаете, что там такое?» Возбудив у детей любопытство и предоставив им возможность немножко погадать, воспитатель садится за столик и приступает к объяснению игры. Он ставит сундучок напротив сидящих малышей с таким расчетом, чтобы им было легко следить за ходом игры, удобно вынимать игрушки и чтобы при этом оставалось достаточно свободного места для игровых действий. Стараясь ввести малышей в игровую ситуацию и вызвать у них активный интерес к игре, воспитатель снимает с сундучка ткань, которой он обернут, и от имени сундучка обращается к детям со следующими словами:
«Я чудесный сундучок,
Вам, ребята, я — дружок.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
Здравствуйте, ребята! Примите меня поиграть с вами!»
Дети вместе с воспитателем здороваются с сундучком и принимают его в игру. Приступая к наглядно-действенному объяснению игры, взрослый то обращается к детям, подсказывая им нужные слова, то говорит от имени сундучка. В результате происходит примерно такой диалог между малышами и чудесным сундучком:
Дети. Сундучок, сундучок, что ты нам принес?
Воспитатель (от имени сундучка). Я всем вам принес игрушки.
Дети. Вот спасибо! (Хлопают в ладоши.) А какие игрушки ты принес?
Воспитатель. Я принес вам много игрушек: машинки, самолетики, куклы, зайчики, уточки и лягушата.
Дети. Чудесный сундучок! Ты игрушки всем принес?
Воспитатель: игрушек у меня полным-полно, хватит всем!
После такого диалога воспитатель
подзывает сразу четверых детей,
предлагает им подойти к сундучку
и обратиться к нему со следующими
словами: «Сундучок, сундучок, пожалуйста,
откройся и скажи, какие игрушки
ты принес?» Педагог
Выдержав небольшую паузу, воспитатель медленно откидывает крышку сундучка и называет игрушки, приготовленные для вызванной четверки детей. Дети берут названные игрушки. Все они одинаковые и лежат в сундучке сверху. Малыши показывают всем свои игрушки и садятся на места. Вызывается новая четверка. Вместе с воспитателем эти дети произносят нужные слова, берут приготовленные для них одинаковые игрушки, показывает их всем и возвращаются на места. Так, быстро, оживленно и весело происходит раздача игрушек. Опустевший сундучок закрывается, а воспитатель напоминает детям, что сундучок хотел узнать, как они любят играть, и предлагает поиграть полученными игрушками.
Выходит какая-нибудь одна группа детей, получивших одинаковые игрушки. Им предлагается показать сундучку, как они играют своими игрушками. Воспитатель подсказывает игровые действия и показывает выразительные движения, которые выполняются по подражанию. Например, если у детей в руках куколки, они могут с ними поплясать, а все остальные споют им плясовую песенку. По показу воспитателя дети-музыканты играют на воображаемых инструментах, произнося определенные звуки: на дудочке — «тру-ру-ру», на балалайке — «трень-трень-трень» и т. д. Малыши, получившие самолетики, заводят мотор, произнося «трррр...», а потом «летают высоко-высоко» по комнате. Остальные участники игры произносят те же звуки: они помогают заводить мотор. Дети, получившие зайчиков, прыгают, а все остальные помогают им словами «скок-скок-скок». Солдатики дружно маршируют, а все остальные изображают игру на барабане, произнося «трам-та-ра-рам». Уточки ходят по комнате вразвалочку, произнося «кря-кря-кря», а остальные тоже крякают.
Таким образом, все участники игры, подражая воспитателю, выполняют различные игровые действия, выразительные движения и упражняются в произнесении различных звуков, обычно затрудняющих речь многих младших дошкольников. Заканчиваться игра может по-разному: можно устроить хоровод вокруг сундучка, спеть ему песенку и пригласить в гости еще раз, можно свободно сгруппироваться вокруг сундучка и поблагодарить его, а можно от имени сундучка дать оценку играм (похвалить детей и попрощаться с ними), а затем вынести сундучок из комнаты.
Правила игры.
1. Нужные слова говорить громко, не спеша, отчетливо произнося каждый звук.
2. Брать из сундучка
только те игрушки, которые
были названы; обязательно
3. После показа действий с игрушками следует возвращать их в сундучок.
4. Разговаривать с сундучком выразительно, передавая вопрос или просьбу соответствующей интонацией.
Советы воспитателю. По своему
характеру предлагаемая игра является
забавой, поэтому необходимо, чтобы
раздача игрушек проходила живо
и не утомляла детей. Для этого
заранее подумайте и
Продумайте заранее также состав каждой четверки играющих: лучше объединять робких, застенчивых детей с более активными и смелыми. Это поможет тем, кто пассивен, преодолеть свою робость. Важно также обеспечить непрерывную активность всех участников игры, которая может проявляться в том, что вызванным детям помогают остальные.
Эту игру желательно повторить несколько раз, усложняя ее правила. Например, можно разрешить детям, когда они освоятся с правилами, выбирать игрушки по собственному желанию. Пока малыши еще недостаточно организованы и не подготовлены к выполнению сложных правил, можно упростить раздачу игрушек (эти действия будет выполнять взрослый).
При повторении игры состав игрушек может пополняться, разнообразя тем самым содержание игровых действий. Важным условием успеха предлагаемой игры является пример эмоционального поведения воспитателя.
ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ПАМЯТЬ
Память — необходимое звено всякой деятельности человека: практической, познавательной, художественной и пр. Без участия памяти ребенок не может ни играть, ни разговаривать, ни обращаться с предметами. Однако не у всех детей одинаково хорошо развита память. Многие взрослые считают, что хорошая или плохая память дана ребенку от рождения. Но это вовсе не так. Ребенок не рождается с готовой памятью. Она развивается, как и сам ребенок, под влиянием общения и совместной деятельности со взрослыми. Дети со слабой памятью — это чаще всего те дети, которым взрослые не уделяли нужного внимания и которым внушали, что у них плохая память. Как же можно развивать память ребенка?