Игра – ведущая деятельность дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 19:59, контрольная работа

Описание работы

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. В игре в той или иной мере формируется свойства, необходимые для учения в школе, обуславливающие готовность к обучению.
На разных этапах развития детям свойственны разные игры в закономерном соответствии с общим характером данного этапа. Участвуя в развитии ребенка, игра сама развивается. И моя контрольная будет работа рассматривать роль игры в развитии ребенка.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы игровой деятельности дошкольника 4
1.1. Основные характеристики игры как ведущей деятельности и формы организации жизни детей дошкольного возраста 4
1.2. Возможности игровой деятельности как развивающего и воспитывающего средства 7
Глава 2. Сюжетно – ролевая игра в жизни дошкольника 9
2.1. Содержание и структура творческой сюжетно – ролевой игры 9
2.2. Характеристика сюжетно – ролевой игры как творческой деятельности 11
2.3. Закономерности развития сюжетно – ролевой игры 12
2.4. Особенности организации и руководства сюжетно – ролевыми играми дошкольников 15
Глава 3. Практическая часть 18
3.1. Изучение особенностей сюжетно – ролевой игры 18
3.2. проектирование развития сюжетно – ролевой игры 22
Заключение 24
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Тема- Игра - ведущая деятельность дошкольника.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Свердловский областной музыкально – эстетический

педагогический колледж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

контрольная работа

по учебной дисциплине «Педагогика»

Тема: «Игра – ведущая деятельность дошкольника»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                       

 

                                  

                                                                                   Исполнитель: Рачева

                                                                                   Оксана Николаевна,

                                                                                   студентка 207гр.,                                                                                               

                                                                                   заочное отделение,

                                                                                   специальность 050704

                                                                                   «Дошкольное        

                                                                                    образование »

                                                                                    Руководитель:

                                                                                    Шилина Л.В.                            

                                                                                                                  

                                                                                                                    

 

 

 

 

 

Сухой лог

2010

Содержание

Введение                                                                                                                  3                        

Глава 1. Теоретические основы игровой деятельности дошкольника              4

1.1. Основные характеристики игры  как ведущей деятельности и  формы организации жизни детей дошкольного возраста                                  4

 1.2. Возможности игровой деятельности как развивающего и воспитывающего средства                                                                                      7

Глава 2. Сюжетно – ролевая игра в жизни дошкольника                                    9

2.1. Содержание и структура творческой сюжетно – ролевой игры        9

2.2. Характеристика сюжетно – ролевой игры как творческой деятельности                                                                                                          11

2.3. Закономерности развития сюжетно – ролевой игры                        12

          2.4. Особенности организации и руководства сюжетно – ролевыми играми дошкольников                                                                                           15

Глава 3. Практическая часть                                                                                 18

          3.1. Изучение особенностей сюжетно – ролевой игры                            18

          3.2. проектирование  развития сюжетно – ролевой игры                         22

Заключение                                                                                                 24

Список литературы                                                                                     25

 

 

 

 

 

Введение

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. В игре в той или иной мере формируется свойства, необходимые для учения в школе, обуславливающие готовность к обучению.

На разных этапах развития детям свойственны разные игры в закономерном соответствии с общим характером данного этапа. Участвуя в развитии ребенка, игра сама развивается. И моя контрольная будет работа рассматривать роль игры в развитии ребенка.

Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр; " Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре..."

Цель контрольной работы: Рассмотреть теоретические основания и практически опробовать систему развития детей дошкольного возраста в игре.

Задачи контрольной работы:

1. Проанализировать психолго – педагогическую и методическую литературу по теме: «Игра – ведущая деятельность дошкольника»

2. Сформировать представления об игре как ведущей деятельности и форме организации жизни детей дошкольного возраста

3. Усвоить знания об особенностях  сюжетно – ролевой игры, закономерностях  ее развития, о педагогических приемах руководства сюжетно ролевыми играми детей дошкольного возраста.

4. Развивать аналитические, диагностические  и проектировочные умения.

При написании моей контрольной работы была использована психолого – педагогическая и методическая литература: Козлова С.А., Куликова Т.А. дошкольная педагогика. – М., 2004; Абромян Л.А и др Игра дошкольника. – М., Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995; Программа обучения и воспитания в детском саду / Под редакцией Васильевой М.А. Гербовой В.В. Комаровой Т.С. – м., 2004; Концепция дошкольного воспитания от 16 июня 1989г. № 7/1 и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы  игровой деятельности дошкольника

 

 1.1. Основные характеристики игры как ведущей деятельности и формы организации жизни детей дошкольного возраста.

 Игра – великое изобретение  человека; она имеет для его  биологического, социального и духовного  развития не меньше, а, может быть, даже и большее значение, чем  огонь и колесо.… В ней, как  в зеркале отображалась история человечества со всеми его трагедиями и комедиями, сильными и слабыми сторонами. Еще в первобытном обществе существовали игры, изображавшие войну, охоту, земледельческие работы, переживания дикарей по поводу смерти раненого товарища. Игра была связана с разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Иногда играм приписывали магические действия. Таким образом, человеческая игра возникает как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми.

По свидетельству Платона, еще жрецы Древнего Египта славились конструированием специальных обучающих и воспитывающих игр. Арсенал таких игр пополнялся. Платон в своем «Государстве» этимологически сближал два слова: «воспитание» и «игра». Он справедливо утверждал, что обучение ремеслам и воинскому искусству немыслимо без игры.

Попытку систематического изучения игры первым предпринял в конце xix века немецкий ученый К. Гросс, считавший, что в игре происходит предупражнение инстинктов к будущим условиям борьбы за существование (“теория предупреждения”).

К. Гросс называет игры изначальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни.

Позицию К. Гросса продолжил польский педагог, терапевт и писатель Януш Корчак, который считал, что игра – это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной. В играх заложена генетика прошлого, как и в народном досуге – песнях, танцах, фольклоре.

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя "здесь и теперь", достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных. Игра позволяет ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события.

В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника. Прежде всего ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. По мере развития ребенка расширяется осознаваемый им мир, возникает внутренняя потребность участвовать в такой деятельности взрослых, которая в реальной жизни ему недоступна. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. В отличие от повседневной жизни, где его постоянно учат, оберегают (не бегай, не упади, мой руки, не выдумывай), в игре ребенок может все: плыть на корабле, лететь в космосе, учить учеников в школе и т.п. Таким образом малыш, как указывал К.Д.Ушинский, «пробует свои силы», проживая ту жизнь, которая ему предстоит в будущем.

Ребенку первых лет жизни свойственна потребность в познании окружающего мира, названная психологами не насыщаемой. Детские игры во всем их многообразии предоставляют ему возможность узнавать новое, размышлять над тем, что уже вошло в его опыт, выражать свое отношение к тому, что является содержанием игры. Справедливы слова Н.К.Крупской об игре как «серьезной форме учения».

Ребенок - существо растущее и развивающееся. Движения - одно из условий его полноценного роста и развития. Потребность в активных движениях удовлетворяется во всех видах игр, особенно в играх подвижных дидактических с такими игрушками, как бильбоке, настольным крокетом, мячом и др. В сюжетных играх в распоряжении детей находятся автомобили, каталки, коляски, побуждающие их к разным движениям. Большими возможностями для стимуляции двигательной активности, совершенствования качества движений обладают различные строительно-конструктивные материалы (крупный и мелкий строительные материалы, разного рода конструкторы, снег, песок и др.).

Очень велики возможности игры в удовлетворении присущей ребенку потребности в общении. В условиях дошкольного учреждения обычно складываются игровые группы, объединяющие детей по общим интересам, взаимным симпатиям. В силу особой привлекательности игры дошкольники оказываются в ней способными к большей сговорчивости, уступчивости, терпимости, чем в действительной жизни. Играя, дети вступают в такие отношения, до которых в других условиях еще «недоросли», а именно: в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности.

В недрах игры зарождаются и дифференцируются (выделяются) другие виды деятельности (труд, учение). По мере развития игры ребенок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности, прежде всего в трудовую.

Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения. Одним из первых, кто связал развитие игры с особенностями детского воображения, был К.Д.Ушинский. Он обратил внимание на воспитательную ценность образов воображения: ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства.

На другое важное свойство воображения, которое развивается в игре, но без которого не может состояться и учебная деятельность, указал В.В.Давыдов. Это способность переносить функции одного предмета на другой, не обладающий этими функциями (кубик становится мылом, утюгом, хлебом, машинкой, которая едет по столу-дороге и гудит). Благодаря этой способности дети используют в игре предметы-заместители, символические действия («помыл руки» из воображаемого крана). Широкое использование предметов-заместителей в игре в дальнейшем позволит ребенку овладеть другими типами замещения, например моделями, схемами, символами и знаками, что потребуется в учении.

Одним из положений педагогической теории игры является признание игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста. Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежала организации Ф. Фребелю. В отечественной педагогике мысль о том, что жизнь детского сада должна быть наполнена разнообразными играми, настойчиво развивала Н. К. Крупская. Отмечая исключительное значение игр для детей дошкольного возраста, Н.К.Крупская писала: «...игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра - для дошкольников - способ познания окружающего». Поэтому, по глубокому убеждению Н. К. Крупской, задача педагога - помогать детям в организации игр, объединять их в игре.

Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей в детском саду содержится в работах А. П. Усовой. По мнению А. П. Усовой, воспитатель должен находиться в центре детской жизни, понимать происходящее, вникать в интересы играющих детей, умело их направлять. Чтобы игра выполняла в педагогическом процессе организующую функцию, воспитателю нужно хорошо представлять себе, какие задачи воспитания и обучения можно с наибольшим эффектом в ней решать.

Исходя из особенностей вида игры, задач, которые можно решать с ее помощью, уровня сформированности у детей игровой деятельности, педагог определяет меру своего участия в ней, приемы руководства в каждом конкретном случае. Так, новую дидактическую игру он объяснит и сам поиграет с детьми: сначала в роли ведущего, а затем - «рядового» партнера.  Увидев, что игра в «семью» зашла в тупик, возьмет на себя роль бабушки, которая приехала в гости издалека; мальчикам, спорящим о том, кто будет играть белыми, а кто черными шашками, напомнит о существовании жеребьевки и т.д.

Информация о работе Игра – ведущая деятельность дошкольника