Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 19:59, контрольная работа
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. В игре в той или иной мере формируется свойства, необходимые для учения в школе, обуславливающие готовность к обучению.
На разных этапах развития детям свойственны разные игры в закономерном соответствии с общим характером данного этапа. Участвуя в развитии ребенка, игра сама развивается. И моя контрольная будет работа рассматривать роль игры в развитии ребенка.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы игровой деятельности дошкольника 4
1.1. Основные характеристики игры как ведущей деятельности и формы организации жизни детей дошкольного возраста 4
1.2. Возможности игровой деятельности как развивающего и воспитывающего средства 7
Глава 2. Сюжетно – ролевая игра в жизни дошкольника 9
2.1. Содержание и структура творческой сюжетно – ролевой игры 9
2.2. Характеристика сюжетно – ролевой игры как творческой деятельности 11
2.3. Закономерности развития сюжетно – ролевой игры 12
2.4. Особенности организации и руководства сюжетно – ролевыми играми дошкольников 15
Глава 3. Практическая часть 18
3.1. Изучение особенностей сюжетно – ролевой игры 18
3.2. проектирование развития сюжетно – ролевой игры 22
Заключение 24
Список литературы 25
Игровые правила: Соню привлекает само действие, правила игры ее не интересуют. Не следит за выполнением правил другими детьми.
Достижения результата игры: Может не довести замысел своей игры до конца, в середине игры резко его поменять.
Особенности конфликтов в игре: Конфликт чаще всего возникает по поводу обладания игрушкой.
Игровая среда: Использует только предложенную игровую среду (оборудование игрового уголка) подбирая предметы по ходу игры.
Роль взрослого в руководстве игрой: Принять участие в игре часто предлагает взрослому. В процессе игры к взрослому обращается не часто, только в том случае если у нее забрали игровой материал
II младшая группа (3 – 4 года)
Сюжетно – ролевая игра «Парикмахерская»
Ход игры:
Воспитатель. Лиза у меня совсем нет времени сходить в парикмахерскую, помоги мне пожалуйста, сделай мне прическу.
Лиза (3г 10мес). Смущаясь, подходит к столику, расположенному в уголке парикмахерской, берет шампунь, выливает его мне на голову и начинать мыть мне волосы, сходив при этом несколько раз за разными тюбиками. Видимо процесс мытья ей понравился, так как выражение лица ее при этом очень довольное. Когда процедура мытья была закончена, Лиза берет расческу и начинает меня расчесывать, спрашивая меня при этом: «Не больно ли мне?». Затем констатирует факт того, что мне надо сделать красивую прическу, беря при этом ножницы, и начиная меня стричь.
Воспитатель. Молодец Лиза. Красиво получилось. Вот тебе Лиза еще две заколочки, заколи их мне с двух сторон.
Лиза охотно выполняет мое поручение. Приговаривая при этом, что я буду самая красивая воспитательница.
Воспитатель. Лиза ты такая молодец. Спасибо тебе, я стала такой красивой с этой новой прической. А теперь посмотри кругом, сколько к тебе ребят – клиентов собралось. Теперь и им сделай красивые прически.
Далее внимание Лизы переключается на партнеров – сверстников. Я предлагаю Лизе поменять ее роль парикмахера на роль клиента. Лиза категорически отказывается.
Причесав нескольких клиентов, Лиза говорит, что она устала и не хочет больше быть парикмахером. Я объявляю, что рабочий день Лизы закончен, на смену ей пришла другая смена и теперь вас будет причесывать другой парикмахер.
Анализ игры.
Замысел игры: Игра возникла по инициативе воспитателя. Но дальнейшее ее развитие Лиза продумывала в основном одна. Хотя в другие моменты игра у Лизы возникает по собственной инициативе.
Содержание игры: Основное содержание игры - это действия с предметами и предметами – заместителями. Содержание игры не разнообразное, часто повторяющееся.
Сюжет игры: В основном у Лизы преобладают бытовые сюжеты (простые, неразвернутые сюжеты). Это дочки – матери, больница, магазин, парикмахерская. Но если обобщить, то другие дети этой группы иногда используют знакомые эпизоды, но не из сказок, а из рекламы.
Выполнение роли и взаимодействия детей в игре: Словом свою роль обозначила в конце игры. С интересом воспроизводит ролевые действия, эмоционально передает ролевое поведение. Игра сопровождается отдельными репликами. Начинает включаться в игры с другими детьми. Хотя сначала ее объединения носят кратковременный характер.
Игровые действия и игровые предметы: Игровые действия выполняет ради самой себя, а не ради смысла игры. Использует разные предметы – заместители (градусник – любая палочка, любая баночка – крем, шампунь и т.д). Довольно легко и самостоятельно дает словесное обозначение предметам – заместителям. Хорошо воспринимает воображаемую ситуацию.
Игровые правила: Правила регулируют только последовательность действий. Следит за последовательностью действий и других детей (подсказывает им как надо, например сначала помыть голову, а затем только расчесывать).
Достижения результата игры: Замысел игры все еще не соотносится с достигнутым результатом. В данной игре Лиза достигла результата с помощью воспитателя.
Игровая среда: Использовала предложенную игровую среду.
Роль взрослого в руководстве игрой: Принять участие в игре взрослому не предлагала, в данной ситуации взрослый сам попросился. Но другие ребята и в другой ситуации очень часто приглашали меня принять участие в их игре. В процессе игры дети данного возраста обращаются часто с тем, что кто не соблюдает последовательность действий.
Средняя группа (4-5 лет)
Максим. Давай в летчиков играть! Сделаем самолет.
Сережа. Давай.
Максим на полу строит из крупного строительного материала очертания самолета.
Воспитатель. Что ты строишь?
Максим. Самолет. Я же летчик.
Воспитатель. Ты летчиком служишь?
Максим. Да, я служу. А это военный самолет. Во время разговора мальчик сделал крылья самолета.
Воспитатель. Смотри, задние и передние крылья одинаковые. Разве так бывает? Максим стоит в раздумье. Выйти из этой ситуации ему помог Сережа, к которому присоединился и Миша.
Сережа. Передние должны быть больше. Мальчики помогают Максиму исправить конструкцию самолета.
Максим. Мне еще нужен пропеллер. (Поставил вместо пропеллера руль.)
Воспитатель. Да, как настоявший пропеллер. Сейчас мы его поможем завести.
Миша. А руля-то нет!
Максим оглядывается по сторонам, взял два бруска. Сел в построенный самолет, бруски поставил слева и справа от себя, держит их наклонно.
Максим. Вот этими рулить буду!
Воспитатель. Это у летчика штурвал?
Максим. Да, это штурвал. Заинтересовавшись игрой, в самолет сели еще три мальчика.
Анализ игры.
Замысел игры: Игра возникла по инициативе самих детей. Замысел развивается по ходу игры. Максим словесно сформировал игровую цель и задачу перед началом игры. (поиграть в летчиков и построить самолет).
Содержание игры: Взаимоотношения между людьми (летчиками).
Сюжет игры: Развернут и разнообразен. Хотя разворачивается постепенно.
Выполнение роли и взаимодействия в игре: Роль обозначают словом до начала игры. Взаимодействует с партнерами при помощи ролевой речи, предметных действий, мимики, движений. Диалог ведут отдельными фразами. Без капризов и истерик Максим исполняет и главные и второстепенные роли.
Игровые действия и игровые предметы: Самостоятельно подбирают предметы – заместители. Легко дают им словесное обозначение. Инициатором выбора предмета – заместителя был сам ребенок. Действия с партнерами во время игры были согласованы. Воображаемую ситуацию воспринимает адекватно, играя с воображаемыми предметами.
Игровые правила: Максим выполнял игровые правила в соответствии со взятой на себя роли. Хотя небольшой контроль был со стороны воспитателя. Следил и за выполнением правил своих товарищей. К замечаниям партнера относится спокойно.
Достижения результата игры: Первоначальный замысел был в дальнейшем реализован в игре (задумали быть летчиками и были ими в течении всей игры).
Особенности конфликтов в игре: Чаще всего у детей данной группы возникали конфликты по поводу распределения ролей.
Игровая среда: Предметы подбирались по ходу игры.
Роль взрослого в руководстве игрой: Чаще всего обращаются по поводу нарушений действий ссылкой на то, «что так не бывает». Участвовать в игре предлагают не часто.
Старшая и подготовительная группы (5-7 лет).
Андрей. Люся давай в пограничников играть! Построим что-нибудь из кубиков! Сделаем пограничный пост заставу.
Люся Давай.(помогает, что-то подстраивает). Это сюда.
Андрей (снимает ее кубики). Ты хорошо придумала, но пока это не надо нам. Ты, Люся, принеси еще кубики. (Люся приносит.) Принесла? Эго товарищу командиру (солдатику) надо вышку поставить, чтоб он все видел. (Ставит.) Давай кубика! (Люся подает.) Самое важное, чтоб он видел все. Правда?
Люся. Угу. (Смотрит на постройку, подает кубики.)
Андрей. Ну, Люся, ты молодец, что поставила. А дальше ничего не трогай.
Люся. Вот этот еще надо поставить.
Андрей. Правильно, Люся. (Кубик не использует.) Теперь нам надо аэродром построить. Тащи самолеты. Тащи! (Люся приносит.) Спасибо. Еще тащи, еще давай.
Андрей. Обращается к солдатику. Здравствуйте товарищ командир, я ваш летчик, вот вам самолет, садитесь, полетим выполнять секретное задание (далее происходит диалог Андрея с командиром).
Люся сидит молча, смотрит на Андрея, как тот играет, не обращая на нее никакого внимания. Отошла к весам, взвешивает продукты. Андрей продолжает свою игру, через некоторое время обращается к ней.
Андрей. Люся, помоги мне убрать все на место. (Люся не отвечает.) Давай в больницу сыграем!
Люся. Ты один играй.
Андрей. Не хочешь? Давай в магазин!
Люся. Ну,… нет, играй ты сам.
Анализ игры.
Замысел игры: Возник по инициативе самих детей. Игровая цель и задача были словесно сформулированы. Замысел игры устойчив. Но в данной игре Андрей не учитывает точку зрения своего партнера Люси.
Содержание игры: Основное содержание игры выполнение действий, связанных с отношением к другим людям.
Сюжет игры: Сюжеты игр становятся все разнообразнее. Эпизоды из сказок и общественной жизни (больница, почта, телевидение, путешествия, школа, армия, библиотека, дом мод и т.д) занимают значительное место в играх детей. Источники сюжетов игр это и кинофильмы, телепередачи, рассказы взрослых.
Выполнение роли и взаимодействие детей в игре: Андрей обозначает свою роль словом и для взаимодействия с партнером по игре использует предметные действия, ролевую речь, мимику. Ролевой диалог развернутый, длительный. Распределением ролей руководит Андрей. Выполняет только главные роли. Предпочитает играть один, но при этом у него проявляются словесные поощрения перед определенными моментами игры: распределение игрушек, ролей, в конце игры, когда нужно убрать игрушки. И тогда получается, что для его игры ему нужны партнеры.
Игровые действия и игровые предметы: Как предметы – заместители Андрей использовал в игре строительный материал (вышка), палас (взлетное поле). Дал им словесное обозначение. В других играх Андрей пользует в качестве предметов - заместителей и природный материал и игрушки и собственные самоделки. Инициатором выбора предмета – заместителя являлся сам ребенок. Свой вариант замещения Андрей предлагал Люсе. Игровые действия Андрея развернутые, последовательные, но не согласованные с действиями партнера по игре. Игровую ситуацию воспринимает отлично, играет с воображаемыми предметами.
Достижения результата игры: Первоначальный замысел реализуется в ходе игры.
Особенности конфликтов в игре: В игре с Андреем конфликты чаще всего возникают при распределении ролей и выполнение правил. Он почти всегда хочет играть главные роли и по своим правилам. Чтобы этого не было в дальнейшем, чтоб Андрей не вырос эгоистом нужно с самого детства формировать у него ориентацию на сверстника, как равноправного партнера.
Игровая среда: Игровую среду готовит заранее (строит сначала заставу, аэродром) и только потом начинает развивать сюжет игры.
Роль взрослого в руководстве игрой: Андрей в процессе игры к взрослому не обращался.
3.2. Проектирование развития сюжетно – ролевой игры
Чтобы эффективно воспитывать дошкольников,
недостаточно знать набор игр.
Игра, как и любое другое средство, становится
воспитательным фактором только при соблюдении
ряда условий. Главное из них - это отношение
педагога к детям, которое выражается
при помощи игровых приемов. Его можно
назвать игровой позицией педагога.
Очень многие игры, которые проходят
неудачно и не заинтересовывают детей,
страдают одним недостатком - отсутствием
четко продуманной роли для каждого участника.
Поэтому при организации игр педагог должен
умело распределить роли между участниками,
учитывая индивидуальные особенности
и интересы детей.
Условия развертывания самодеятельных
игр дошкольников позволяет понять, почему
сюжетно - ролевые игры, организуемые взрослыми,
подчас не увлекают детей.
Взрослые, организуя игру, должны создать
то общее, единое отношение у детей к игре,
которое всегда уже существует у группы
детей, объединенных самостоятельной
игрой. Взрослый должен сам обеспечить
интимность, серьезность и общность отношений
к игре у всех играющих. Иначе игра не состоится,
а это возможно, когда он сам серьезно
и чутко отнесется к игре.
Отсюда вытекает первое требование, которому должна удовлетворять специально организованная игра. Оно состоит в том, что большинство играющих должны быть заинтересованы в её сюжете.
Инициатива в самой игре должна принадлежать детям, даже если предложил её взрослый. Ни в коем случае взрослый не должен навязывать игру детям, если они не заинтересованы, т.к. эта затея не только обречена на провал, но и создаёт недоброжелательные отношения между педагогом и детьми. Правильное отношение к игре, специально организованной с воспитательными целями, взрослый может создать только при том условии, когда он сам считает её нужной и серьезной деятельностью, увлечен идеей игры, её замыслом и хочет увлечь ими детей. Однако, замысел игры всегда должен соответствовать интересам детей, иначе они не будут увлечены им т.е. к педагогу предъявляются огромные требования. Часто при проведении сюжетно-ролевых игр с детьми дошкольного возраста педагоги сталкиваются не с отсутствием интереса детей к какой-либо стороне деятельности взрослых, не с тем, что трудно пробудить стремление играть на данном сюжете, а с трудностью развертывания самой игры. Поэтому функция взрослого не должна заканчиваться разработанным совместно с детьми планом игры, а только начинаться в тот момент. Главное дело взрослого не начать игру, а провести её. Причем провести её так, чтобы в процессе игры были решены те воспитательные задачи, которые педагог ставит в своей работе с данным коллективом.
Немаловажную роль в обеспечении интеллектуально – познавательной готовности ребенка к обучению в школе играет характер тех игрушек, с которыми он имеет дело. Необходимо обеспечить дошкольников как можно большим количеством разнообразных игрушек, которыми бы они смогли свободно распоряжаться. Детям важно предоставлять возможность и стимулировать их самостоятельному исследованию окружающих предметов.