Игра – ведущая деятельность дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 19:59, контрольная работа

Описание работы

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. В игре в той или иной мере формируется свойства, необходимые для учения в школе, обуславливающие готовность к обучению.
На разных этапах развития детям свойственны разные игры в закономерном соответствии с общим характером данного этапа. Участвуя в развитии ребенка, игра сама развивается. И моя контрольная будет работа рассматривать роль игры в развитии ребенка.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы игровой деятельности дошкольника 4
1.1. Основные характеристики игры как ведущей деятельности и формы организации жизни детей дошкольного возраста 4
1.2. Возможности игровой деятельности как развивающего и воспитывающего средства 7
Глава 2. Сюжетно – ролевая игра в жизни дошкольника 9
2.1. Содержание и структура творческой сюжетно – ролевой игры 9
2.2. Характеристика сюжетно – ролевой игры как творческой деятельности 11
2.3. Закономерности развития сюжетно – ролевой игры 12
2.4. Особенности организации и руководства сюжетно – ролевыми играми дошкольников 15
Глава 3. Практическая часть 18
3.1. Изучение особенностей сюжетно – ролевой игры 18
3.2. проектирование развития сюжетно – ролевой игры 22
Заключение 24
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Тема- Игра - ведущая деятельность дошкольника.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

 Таким образом, каждая сюжетно-ролевая игра претерпевает изменения в зависимости от возраста детей: сначала это предметная деятельность, затем отношения между людьми и, в конце концов, это выполнение правил, регулирующих отношения людей.

2.4. Особенности организации и руководства сюжетно – ролевыми играми дошкольников

Руководство этим видом игр требует большого мастерства и педагогического такта и имеет свои особенности: оно способствует развитию её замысла, расширению содержания, уточнению игровых действий, ролей, проявлению доброжелательных отношений. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы эти отношения закреплялись, становились реальными отношением детей и вне игры. Руководство игрой ни в коем случае не должно быть навязчивым, вызывать у дошкольников протест, выход из игры. Уместны наводящие вопросы, советы, рекомендации. Воспитатель должен направлять игру, не разрушая её, сохранять самодеятельный и творческий характер игровой деятельности детей, непосредственность переживаний, веру в правду игры.

Руководство сюжетно – ролевыми играми осуществляется в двух направлениях:

  1. Формирование игры как деятельности;
  2. Использование игры как средства воспитания ребенка, становления детского коллектива.

Формирование игры  как деятельности предполагает, что педагог влияет на расширение тематики сюжетно – ролевых игр, углубление их содержания, способствует овладению детьми ролевым поведением.

Приемы руководства игрой с целью формирования ее как деятельности условно можно разделить на традиционные (разработаны Р.И.Жуковской, Д. В. Менджерицкой) и новые, исследованные в последние годы (Н. А. Короткова, Н. Я. Михайленко).

В традиционном руководстве сюжетно-ролевыми играми основное внимание педагога сосредоточено на обогащении содержания игр. С этой целью он создает у детей интерес к новым сюжетам, влияет на игровой замысел и его развитие, обогащая содержание жизни детей: расширяет их представление о труде и быте взрослых, о взаимоотношениях людей и тем самым конкретизирует содержание той или иной игровой роли. Все эти способы не прямо воздействуют на игру, а направлены на все более глубокое раскрытие тех источников, из которых дети черпают её содержание, на обогащение их духовного мира. детей.

Чем младше дети, тем важнее для них впечатления, полученные при непосредственном ознакомлении с тем или иным явлением. Так, для обогащения содержания игр малышей на транспортную тематику (в шофера, в машиниста) воспитатель ведет детей на остановку городского транспорта, специально просит шофера, который привозит продукты в дошкольное учреждение, побеседовать с детьми, показать кабину своей машины, разрешить посидеть там, подержавшись за руль. С детьми 4-6 лет можно рассмотреть соответствующий иллюстративный материал, почитать им книги, провести беседу.

При ознакомлении с окружающим педагог заостряет внимание детей на тех моментах, которые можно отразить в игре в соответствии с их возрастом. Для малышей - это предметы и способы их использования взрослыми в процессе своей деятельности, для детей 4-6 лет - взаимоотношения людей. Так, на остановке городского транспорта малыши наблюдают, как подъезжает автобус, как открываются и закрываются двери, как много людей выходит и входит, какое большое окно в кабине шофера («чтобы все было видно»), что шофером бывают и мужчины, и женщины.

Также педагог оказывает воспитывающее воздействие через роли, выполняемые детьми, привлекая внимание старших дошкольников к деятельности шофера: он заботится о пассажирах, объявляет остановки, не отправляет автобус, пока вес не войдут в салон, продает проездные талоны только на остановках, чтобы не отвлекаться во время движения и не подвергать пассажиров опасности. Или он спрашивает ребенка, выполняющего роль заведующего в игре в магазин, где касса, кто кассир, почему нет тех или иных предметов, удобно ли покупателю выбрать то, что он хочет купить, кто будет завёртывать покупки, подсказывает, что покупатели благодарят продавца, а продавец вежливо приглашает приходить в магазин за покупками.

Естественно, что даже после очень ярких впечатлений, которые получили дети, не у всех возникает желание передать их в игре. В играх находят выражение интересы детей, а явления, с которыми их познакомили, могут не входить в сферу этих интересов. Но если кто-то развернет игру на новую тему (построили автобус из стульчиков, шофер занял свое место, в салоне разместились пассажиры) или включит в знакомую игру новую сюжетную линию (семья решила поехать в гости на автобусе), педагог должен поддержать инициативу детей, похвалить их. Затем он может стать пассажиром и отправиться на автобусе на работу (в театр, музей), обращаться к шоферу за помощью и советом («Где можно купить "проездные билеты? На каких местах должны сидеть пожилые люди, пассажиры с маленькими детьми? Не торопитесь с отправлением - еще не вышла пожилая женщина» и т.д.).

Для того чтобы переключить однообразные индивидуальные игры в шофера детей младшего дошкольного возраста в русло более сложной игры в автобус, педагог прибегнет к другим приемам. Он предложит построить такой «большой автобус, как мы видели на прогулке», станет сам водителем, напомнит, когда и как надо входить и выходить из автобуса, предложит купить проездные билеты и т.п.

Иногда дети активно принимаются за игру, но она скоро исчерпывает себя из-за бедности представлений, хотя событие, первоначально подтолкнувшее к ней, вызвало яркие переживания. Бывает и так: дети играют в одну и ту же игру постоянно, но «застряли» на ее содержании; повторяют однообразные действия, ролевые диалоги, события и ситуации. В обоих случаях - это сигнал для педагога: надо пополнить знания детей, направить сюжет по другому руслу. Подойдут традиционные приемы: чтение художественного произведения, рассказ, беседа. Задача педагога - придать этим традиционным приемам нужное звучание. Например, не самому рассказать о деятельности врача, медсестры, почтальона, а попросить это сделать представителя профессии (врача дошкольного учреждения, маму или папу кого-то из детей, почтальона, доставляющего почту). Импульсом к обновлению содержания игры могут служить рассказы педагога об играх своего детства, играх других детей. Иногда новая сюжетная линия игры возникает благодаря дополнительному игровому материалу. Малышам его предлагает воспитатель. Порой новую сюжетную линию задает педагог, который неожиданно включается в игру, которая уже «выдыхается». Например дети старшей группы играют в семью. Мама готовит обед, дети играют, папа уходит на работу. И вдруг педагог, надев на голову платок, взяв в руки сумку, звонит в дверь: бабушка приехала! Своими вопросами (Почему вы меня не встретили? Мои вещи остались на вокзале, а там подарки) педагог придает новое игровое направление (встреча бабушки, угощение, расспросы, поездка на вокзал за вещами, подарками, прогулки с бабушкой, посещение с ней музея, театра и т.п). При этом, через выполняемую им роль, игровые действия он воздействует на развитие содержания игры, помогает включению в неё всех детей, особенно робких, застенчивых, пробуждает у них уверенность в своих силах, вызывает чувство симпатии к ним со стороны других детей.

Таким образом, в арсенале педагога много приемов, стимулирующих новую тематику игр, углубление их содержания.

Однако в расширении знаний и представлений у дошкольников необходимо соблюдать меру. Переизбыток впечатлений может привести к поверхностному отражению в играх несущественного, случайного, к их неустойчивости, недостаточной организованности. Воспитатель не должен спешить, пробуждая детей к быстрому воспроизведению в игре того, что они усвоили во время бесед, экскурсий, рассказов и т.д. 
Отражение окружающей жизни в игре не представляет собой прямого воспроизведения усвоенного содержания: оно некоторое время как бы отстаивается в сознание и чувствах детей.

Чем младше дети, тем больше внимания уделяет педагог организации игры. Он помогает будущим участникам cговориться во что они будут играть. Сговор на игру требует согласования замыслов, определения игровой обстановки (где играть, что использовать), распределения роли. В сговоре закладываются основы взаимодействия детей, формируются умения слушать друг друга, считаться с желаниями и интересами каждого.

С целью обучения малышей сговору на игру педагог выступает в роли главного действующего лица. Надев белый нарядный фартук, кокошник на голову, воспитатель обращается к детям: «Я работаю в кафе. Кто хочет со мной играть?» Желающим предлагает помочь ему в устройстве кафе: расставляет 2-3 стола, дети кладут салфетки, ставят вазочки с красивыми ветками. Затем воспитатель беседует с детьми о предстоящей игре: кто будет приходить и кафе, чем угощать посетителей, кто будет подавать заказанное. Дети включаются в игру, по ходу ее уточняя содержание, ролевое поведение, создавая игровую обстановку. В следующий раз педагог подсказывает, что в кафе бывает музыка, выступают артисты, т. е. обучает дальнейшему развитию сюжетных линий, введению новых ролей. В такой игре может быть много параллельных ролей, играя которые дети будут заимствовать друг у друга средства игрового поведения (действия, речевые диалоги). Оставаясь на «руководящей роли», воспитатель ненавязчиво направляет игру, одобряет положительное взаимодействие детей, успешное выполнение роли, предупреждает возникновение конфликтов.

Очень важно не оставлять без внимания желание детей организовать игру по собственной инициативе. Ведь желание не подкрепленное умением договариваться самостоятельно, быстро исчезает.

С целью закрепления у малышей радостных, приятных впечатлений о совместной игре педагог привлекает к ней внимание других воспитанников группы. Вечером в присутствии детей рассказывает родителям о «хорошей игре». Вспоминает о ней в последующие дни. Это нужно делать, поскольку детям свойственно подражать не только окружающим, но и себе.

Детей среднего дошкольного возраста при сговоре на игру затрудняют главным образом распределение ролей и развитие новых сюжетных линий в знакомых играх. Задача педагога - учить детей при сговоре на игру вспоминать что-то интересное из, своей жизни, рассказывать товарищам, а затем - вносить в игру. Присутствуя при обсуждении детьми содержания предстоящей игры, воспитатель репликой, советом, напоминанием актуализирует их личный опыт. Например, дети собираются играть в семью, а педагог, зная, что у Веры родилась сестренка, может стимулировать сюжетную линию «в семье появился малыш». Или в теплое время года, когда большинство семей выезжает за город на выходные дни, педагог вовлекает детей, сговаривающихся на игру в семью, в беседу о выездах на дачу, на пикник и т. д. Игра обогащается изображением семейного отдыха, работы в саду, на огороде. Появляются новые сюжетные линии, варианты их развития, и значит, возникает потребность вводить дополнительные роли, а «постоянные» разыгрывать по-иному. В результате спокойнее проходит распределение ролей: появляется возможность участия в игре в новой poли, становится привлекательнее прежняя роль с обновленным содержанием, можно соглашаться на нежеланную роль, потому что в следующей игре тебе дадут другую.

В старшем дошкольном возрасте сговор на игру не вызывает особых трудностей, потому что дети объединяются в ней на основе общности интересов, личных симпатий, следовательно, лучше понимают друг друга, более уступчивы по отношению к партнерам. Но здесь может проявляться иная тенденция: лидерство в игре часто захватывают дети-«звезды», имеющие в глазах сверстников авторитет, высокий статус благодаря хорошим организаторским умениям, широкому кругозору, общему развитию. Став лидером в игровой группе, такой ребенок по своему усмотрению направляет развитие сюжета, намечает ее конкретное содержание, распределяет роли, оценивает «правильность» их исполнения. В результате в старшей или подготовительной к школе группе может сложиться излишняя «поляризация» между партнерами по игре: одни - командуют и постоянно на главных ролях, другие - всегда подчиняются, соглашаются на любые роли и не получают полного удовлетворения от игры. Следует не только избегать подобной «поляризации» во время игры и в процессе подготовки к ней, но и предупреждать ее в ходе всей воспитательной работы. Для этого словом и делом подчеркивается самобытность, уникальность каждого ребенка и соблюдается правило: «Кому много дано - с того: много спрашивается». В подготовительный период игры педагог тактично направляет взаимоотношения детей таким образом, чтобы каждый ребенок нашел «свою нишу в которой полнее проявятся его способности: кто-то придумывает, как сделать игру интереснее, какие новые роли ввести, другие сосредоточивают свое внимание на ее оснащении.

По окончании игры воспитатель отмечает дружные действия детей, старших привлекают к обсуждению игры, подчеркивает положительные отношения её участников. Всё это способствует развитию интереса у детей к последующим играм. Педагог должен проанализировать проведённую игру, оценить её воспитательное воздействие на детей и обдумать способы дальнейшего руководства сюжетно-ролевыми играми детей своей группы, воспитания у них коллективных начал.

 

3 Практическая часть

3.1. Изучение особенностей  сюжетно – ролевой игры

Наблюдения за самостоятельной сюжетно – ролевой игрой детей 2 – 7 лет в естественных условиях.

I младшая группа (2-3 года).

           Игра с куклой (вне сюжетная ситуация).

Ход игры:

Соня (2г 7 мес) взяла в руки куклу.

Воспитатель. Соня, а что эта кукла будут делать?

Соня. Кукла Катя будет кушать. (Берет куклу садит их за стол и кормит ее ложкой из тарелки.)

Воспитатель. Чем ты ее кормишь?

Соня. Супом.

Воспитатель. Вот тебе котлетки. (Даю мелкие бумажки). Но их нужно еще и поджарить.

Берет у меня бумажки подходит к кухонной плите. Взяв сковородку в руки она просит у меня масло, для того чтобы котлетки хорошо поджарились. Вместе находим выход из сложившейся ситуации (взяли пустую бутылочку из под молока, заменив ее на бутылку для  подсолнечного масла). Далее  налив масло на сковородку и поставив ее на кухонную плиту, Соня начинает жарит котлеты.

Воспитатель. Соня устал ждать тебя твоя кукла Катя. Дай ей побыстрее котлеток. Соня возвращается к плите и начинает пробовать котлеты.

Соня. Нет нельзя, горячо (Дует на ложку. Затем подносит ее ко рту куклы).  Поели.

Воспитатель. А теперь напои куклу Катю чаем.

Соня. Берет чайник, наливает чай в кружку и начинает поит куклу. Все кукла Катя напилась.

Анализ игры с куклой (вне сюжетная ситуация).

Замысел игры: Обычно дети начинают играть не задумываясь. Выбор игры определяется попавшей на глаза игрушкой. В нашей ситуации это была кукла. Цель возникла в процессе игры ( накормить куклу).

Содержание игр: Основное содержание игры Сони – это действия с предметами. (тарелка, ложка, сковорода, котлеты и т.д).

Сюжет игры: Бытовой, однообразный, включает в себя цепочку событий (сначала кормили супом, затем жарили котлеты и снова кормили, затем пили чай). Проявляет умение строить и творчески развивать сюжет

Выполнение роли и взаимодействие детей в игре: Словом свою роль Соня не обозначила, для взаимодействия с партнером по игре (с куклой) использовала предметные действия и мимику. Ролевой диалог не вела. Предпочитает играть одна.

Игровые действия и игровые предметы: Использует предметы – заместители (бумажки – котлетки). Словесное обозначение бумажкам – котлеткам дала легко. Инициатором выбора предмета – заместителя был взрослый. Часто в игре и сама использует образные игрушки. Переходит к активной замене хорошо освоенных действий (кукла Катя напилась). Хорошо принимает воображаемую ситуацию.

Информация о работе Игра – ведущая деятельность дошкольника