Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 14:09, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть возможность игры в учебном процессе и её влияние на мотивацию школьников к учебному процессу.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить историю, сущность и функции игры;
Выявить условия эффективности игры как воспитательного средства;
Проанализировать роль игры в педагогическом процессе.
Введение……………………...……………………………………………........3
1.История, содержание и функции игры...........................................................5
2.Виды игр. Условия эффективности игры как воспитательного средства................................................................................................................9
3.Роль игры в педагогическом процессе…………….………………………15
4.Преимущества применение игровых технологий в педагогическом процессе..............................................................................................................20
Заключение…………………………………………………………………….27
Список использованной литературы………………………………………...30
Приложение.......................................................................................................32
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
Факультет физической культуры, спорта и туризма
Кафедра педагогики
Курсовая работа
по дисциплине: «ПЕДАГОГИКА»
на тему: «ИГРА И ЕЁ РОЛЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ»
Выполнила: студентка 4 курса гр. БЖ-42 заочной формы обучения Цапаева А.Н.
Научный руководитель: старший преподаватель Валькова Н.А.
__________(подпись)
Йошкар-Ола
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………...……………………………
1.История, содержание
и функции игры................
2.Виды игр. Условия эффективности
игры как воспитательного средства......................
3.Роль игры в педагогическом процессе…………….………………………15
4.Преимущества применение игровых
технологий в педагогическом процессе......................
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………...30
Приложение....................
Введение
В системе воспитательных
средств игра занимает явно не равноценное
по сравнению с другими
Однако в первые полтора-два
года жизни не игра является основным
видом деятельности, а деятельность
познавательная (интеллектуальный труд)
и деятельность учения. Он в это
время учится многому: распознавать,
передвигаться, общаться и в том
числе играть. А после поступления
в школу играть ребенку становится
некогда, да и интересы постепенно смещаются
в сферу организованного
Для игры же важнейшее средство
воспитания выступает непродолжительный
период детства, всего четыре-пять лет,
когда от ее разнообразия, содержания,
эмоциональной и
Такое активное участие в освоении предметного мира и мира человеческих отношений способствует развитию творческих возможностей детей: два основных психических новообразования дошкольного возраста, формирующихся в игре, - ориентация на позицию другого человека и творческое воображение, - теснейшим образом связаны друг с другом. Можно даже сказать, что это две стороны одного и того же начала в ребенке, а именно - начала творческого.
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, т. к. игра - один из самых эффективных способов самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления человека.
Цель исследования: рассмотреть возможность игры в учебном процессе и её влияние на мотивацию школьников к учебному процессу.
Объектом исследования является учебный процесс в игре.
Предметом исследований являются игры в учебном процессе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Я хочу рассмотреть, как игра помогает учителю найти общий язык с детьми, а детям постичь знания без стрессов и с интересом.
Использованные методы исследовательской работы: наблюдение за уроками–играми, сравнение их с обычными уроками, опрос детей на предмет предпочтения форм урока, заметки учителей по этому вопросу.
1.История, содержание и функции игры
Возникновение игры как способа
решения затруднений в
В этих случаях происходит выделения из целостной трудовой деятельности той её части, которая может быть названа ориентировочной в отличие от исполнительской, непосредственно связанной с получением материального результата. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что первые игровые формы возникли ещё в слаборазвитых общинных формациях. Они могли выступать как средство обучения, коллективного образования, передачи информации. При этом они наделялись высшим магическим смыслом для обеспечения защитной функции перед силами природы. Так возникли ритуальные игры [2].
Выделяют следующие признаки ритуальной игровой формы:
- имитация реальной трудовой деятельности;
- осуществление совместной деятельности по поиску выхода из кризисной ситуации;
- разыгрывание ролей;
- наличие магического смысла.
С развитием общества, со сменной формации ритуалы и обряды перестают играть важную роль в жизни общества. В играх появляются две основные разновидности: игры театрализованные и спортивные игры. Игра рассматривается как феномен культуры.
Игра становится важнейшей частью досуга народа. В ней проявляется ловкость, смекалка, юмор участников. Она - средство самовыражения народа в утехах и развлечениях. Долгое время единственной развёрнутой формой существования игры была - детская игра. Однако в настоящее время игра вновь приобрела значительный вес и довольно высокий статус в подготовке и переподготовке взрослого населения, в решении инновационных проблем в жизни общества.
Игра - явление сложное и многогранное. Можно выделить следующие её функции:
1. обучающая функция - развитие общих учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и др.;
2. развлекательная функция
- создание благоприятной
3. коммуникативная функция
- объединение детей и взрослых,
установление эмоциональных
4. релаксационная функция - снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде.
5. психотехническая функция
- формирование навыков
6. функция самовыражения
- стремление ребёнка
7. компенсаторная функция
- создание условий для
Игра - основной вид деятельности
ребёнка. Это свободная и
А каково содержание игровой деятельности? Говоря о деятельности, мы говорим и об её процессе. Если в любой другой, неигровой, деятельности важны, прежде всего, цель, результат, то в игре важен в основном процесс, так как видимой цели игра не имеет. Именно интерес к самому процессу игры является той движущей силой, которая позволяет игре длиться.
Любая деятельность может
происходить как
Как уже было сказано, игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Для ребёнка игра - средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за приделы ограниченного мира детской и построить собственный мир. Игра обеспечивает ребёнку эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания и, прежде всего, желание действовать, как взрослые, желание управлять предметами [4].
В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать это он может с помощью условных действий.
В игре ребёнок получает опыт произвольного поведения, учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры.
Игра также является прекрасным средством диагностики как личности, так и группы. Кроме личного развития ребёнка, игра позволяет установить, к чему ребёнок стремится, в чём нуждается, так как в игре он стремится занять желаемую им роль. С помощью игры мы можем осуществить оценочную деятельность, так как игра - всегда является тестом для педагога, позволяя развивать, диагностировать и оценивать одновременно [5].
Если ребёнку не хочется заниматься каким-то трудом, если ему не интересно учиться, то и тут игра может придти на помощь, потому что это - мощное стимулирующее средство.
2. Виды игр. Условия эффективности игры как воспитательного средства
Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.
Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях. Разновидностью сюжетно-ролевых игр являются строительные игры [6].
В практике воспитания используются
и игры с правилами, создаваемые
для детей взрослыми. К играм
с правилами относятся
Ролевая, или так называемая творческая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в общественной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых.
Информация о работе Игра и её роль в педагогическом процессе