Игра и её роль в педагогическом процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть возможность игры в учебном процессе и её влияние на мотивацию школьников к учебному процессу.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить историю, сущность и функции игры;
Выявить условия эффективности игры как воспитательного средства;
Проанализировать роль игры в педагогическом процессе.

Содержание работы

Введение……………………...……………………………………………........3
1.История, содержание и функции игры...........................................................5
2.Виды игр. Условия эффективности игры как воспитательного средства................................................................................................................9
3.Роль игры в педагогическом процессе…………….………………………15
4.Преимущества применение игровых технологий в педагогическом процессе..............................................................................................................20
Заключение…………………………………………………………………….27
Список использованной литературы………………………………………...30
Приложение.......................................................................................................32

Файлы: 1 файл

Игра в педагогическом процессе(исправленное).docx

— 60.70 Кб (Скачать файл)

Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность [18].

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и  свои собственные. Задача воспитателя  состоит в том, чтобы сосредоточить  внимание играющих на таких целях, которые  вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между  детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлениях, их значение становится для него более понятным [19].

Воплощение жизненных  впечатлений в игре – процесс  сложный. Творческую игру нельзя подчинять  узким дидактическим целям, с  ее помощью решаются важнейшие воспитательные задачи. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. Они еще по-детски наивны, не раз  изменятся, но важно, что ребенок  мечтает об участии в полезном для общества труде. Постепенно в  игре у ребенка формируются общие  представления о значении труда, о роли различных профессий.

Основной путь воспитания в игре – влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.

Тема игры – это то явление жизни, которое будет  изображаться: семья, детский сад, школа, путешествия, праздники. Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды в зависимости от интересов детей и развития фантазии. Таким образом, по одной теме могут создаваться различные сюжеты. Каждый ребенок изображает человека определенной профессии (учитель, капитан, шофер) или члена семьи (мама, бабушка). Иногда разыгрываются роли животных, персонажей из сказок. Создавая игровой образ, ребенок не только выражает свое отношение к выбранному герою, но и проявляет личные качества. Все девочки бывают мамами, но каждая придает роли свои индивидуальные черты. Так же и в сыгранной роли летчика или космонавта сочетаются черты героя с чертами ребенка, который его изображает. Поэтому роли могут быть одинаковыми, но игровые образы всегда индивидуальны [20].      

Игра выявляет отношение  детей к изображаемому и в  то же время содействует закреплению  и развитию такого отношения. Детям  нравится вновь и вновь переживать восхищение, радость, восторг, удивление, которые они испытали при знакомстве с явлением, объектом, событием. Этим объясняется их устойчивый интерес к играм. Именно в игре дети практически реализуют то, что они хотели бы увидеть в школе, в первом классе [21].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Преимущества применение игровых технологий в процессе преподавания

Одной из актуальных проблем  современной методики преподавания является применение игровых технологий в процессе преподавания изучаемых  дисциплин.

Актуальность данной проблемы вызвана целым рядом факторов. Во-первых, интенсификация учебного процесса ставит задачу поиска средств поддержания  у учеников интереса к изучаемому материалу и активизации их деятельности на протяжении всего занятия. Эффективным средством решения этой задачи являются учебные игры.

Во-вторых, одной из наиболее важных проблем в преподавании является обучение устной речи, создающей условия  для раскрытия коммуникативной  функции языка и позволяющей  приблизить процесс обучения к условиям реального обучения, что повышает мотивацию к изучению предмета. Вовлечение учащихся в устную коммуникацию может  быть успешно осуществлено также  в процессе игровой деятельности.

Преимущества использования  на занятиях игровых форм обучения состоят в том, что игровая  деятельность как средство обучения обладает мотивированностью на обучение, отсутствием принуждения, индивидуализированностью, обучением и воспитанием в коллективе и через коллектив, развитием психических функций и способностей, учением с увлечением. Вместе с тем учащиеся всегда с желанием, интересом принимают предложение педагога: “Поиграть на уроке”.

Игра определяет важные перестройки  и формирование новых качеств  личности; именно в игре лучше усваиваются  нормы поведения, игра учит, изменяет, воспитывает. Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. Так, например, педагогическая и дидактическая  ценность деловой игры состоит в  том, что она позволяет ее участникам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию, испытывать себя на профессиональную пригодность.

Особую роль в преподавании играют такие формы, как ролевые  игры, исследование конкретных случаев, проекты, исследование на предприятиях, сценарии, деловые игры и т. д. Рассмотрим описание некоторых форм действий игровой  деятельности, возможных для применения на занятиях в среднем специальном  учебном заведении.

Изучение конкретного  случая. Основная структура метода основывается на том, что учащиеся сталкиваются со случаем из практики или же из собственной жизни. Они обсуждают какой-то конкретный случай, ищут альтернативы для его решения, предлагают собственный вариант решения, обосновывают его, а потом сравнивают с тем решением, которое было принято на практике. Метод конкретного случая состоит, как правило, из шести этапов:

 

  1. Знакомство с конкретным случаем. Цель – понимать проблемную ситуацию и ситуацию принятия решения.
  2. Самостоятельная обработка информации, полученной из материалов выбранной задачи. Цель – научиться добывать информацию, необходимую для поиска решения, и оценивать ее.
  3. Обсуждение возможных альтернативных решений. Цель – развитие альтернативного мышления.
  4. Резолюция - нахождение решения в группах. Цель – сопоставление и оценка вариантов решения.
  5. Диспут - отдельные группы защищают свое решение. Цель – аргументированная защита решений.
  6. Сопоставление итогов - сравнение решений, принятых в группах, с решением, встречающимся в действительности. Цель – оценить взаимосвязь интересов, в которых находятся отдельные решения.

Имитационные  игры: Имитационная игра как метод нашла свое применение в многочисленных стратегиях обучения, включающих в себя игровые элементы. Сюда входят ролевые, конфликтные, деловые игры, игры для принятия решений, компьютерные имитации на базе деловой игры и т. д. Имитационные игры сочетают такие элементы, как соревнование, кооперация, правила, отражающие характерные черты действительности. Особое значение в обучении имеют деловые и ролевые игры.

Ролевая игра как метод  обучения дает возможность преподавателю  оформить учебный процесс в виде игровой деятельности и имитации конфликтных ситуаций из жизни общества, а студентам – открыть разные социальные формы поведения в  приближенных к действительности игровых  ситуациях, не опасаясь серьезных санкций  в случае неправильного поведения.

Деловые игры. Основой любой  деловой игры является процесс имитации реальных ситуаций во время ее проведения. Деловая игра состоит из двух компонентов: модели игры и собственно игры. Модель определяет рамки игры и, таким образом, создает базу для игры, которая  предоставляет игрокам возможность  принятия решений в рамках соответствующей  модели.

Таким образом, игра вполне оправданно может являться инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс  привлекательнее и интереснее, заставляет волноваться и переживать, что  формирует мощный стимул к овладению  знаний по изучаемым дисциплинам.

В современном образовательном  процессе основной организационной  формой передачи знаний, умений, навыков  является урок. Он может проводиться  в традиционной и нетрадиционной форме. При традиционной форме учащийся, как правило, является пассивным объектом обучения. В этом есть свои плюсы и минусы.

Положительные и  отрицательные стороны

традиционной  формы обучения

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Систематичность обучения

Шаблонное построение, однообразие

Упорядоченная, логически  правильная подача учебного материала

Нерациональное распределение  времени урока. На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в  материале, а достижение высоких  уровней предполагается за счет домашних заданий

Организационная четкость

Отсутствие самостоятельности

Постоянное эмоциональное  воздействие личности педагога

Слабая речевая деятельность учащихся, пассивное поведение в  целом

Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении

Слабая обратная связь.

Усредненный подход.

Отсутствие индивидуального  обучения


 

Особенности  нетрадиционных  уроков

 Современные педагоги  постоянно ищут новые формы  "оживления" процесса объяснения  материала и обратной связи,  которые помогут активизировать  всех учащихся, повысить их интерес  к занятиям и вместе с тем  обеспечат быстроту запоминания,  понимания и усвоения учебного  материала. 

Нетрадиционные уроки - это  занятия, которые аккумулируют методы и приемы различных форм обучения. Они строятся на совместной деятельности педагога и учащихся, на совместном поиске, на эксперименте по отработке  новых приемов с целью повышения  эффективности учебно-воспитательного  процесса.

Признаки нетрадиционного  занятия:

  • присутствуют элементы нового, происходит изменение внешних рамок;
  • кроме программного, используется и внепрограммный материал;
  • организуется коллективная деятельность обучающихся в сочетании с индивидуальной;
  • занятие проводится в нетрадиционном месте или с использованием оригинального оформления;
  • в процессе занятия используется музыка, видео,  информационные компьютерные технологии, мультимедийное оборудование;
  • дает возможность обучающимся раскрыться  с новых сторон, помогает ориентироваться в атмосфере творческого поиска;
  • требует серьезной предварительной подготовки.

Творческие принципы нетрадиционных уроков:

  • в организации урока нужно отказаться от шаблона, а в проведении - от рутины и формализма;
  • необходимо максимально вовлечь учащихся класса (группы) в активную деятельность на уроке;
  • основой эмоционального тона на уроке должна быть не развлекательность, а занимательность и увлеченность;
  • важно поддерживать множественность мнений, альтернативность;
  • нужно развивать отношения взаимопонимания с учениками;
  • педагог должен уважительно относиться не только к детскому знанию, но и к незнанию;
  • необходимо использовать оценку не только как результирующий инструмент, но и как формирующий.

 

 

 

Рассмотрим преимущества и недостатки деловой игры:

Деловая игра - метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных, хозяйственных ситуациях путем организации коллективной деятельности по заданным правилам и нормам.

 Деловую игру нельзя  прервать на полпути, отложить  ее окончание. Для деловой игры  обязательно ее завершение, связанное  с принятием необходимых решений,  с их оценкой и рефлексией  по поводу процесса принятия  решений. 

 Деловая игра является  перспективным методом обучения  учащихся старших классов, студентов.  Она должна использоваться для  тренировки решения комплексных  задач, усвоения нового материала  и закрепления изученного, стимулирования  внимания и повышения интереса  к занятиям, развития творческих  способностей, формирования общеучебных умений. Игра должна давать учащимся возможность понять учебный материал с различных позиций.

 В учебном процессе  применяются различные модификации  деловых игр: имитационные, ролевые. 

Имитация - подражание кому-нибудь, чему-нибудь, воспроизведение. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например, совета молодежного клуба и т. д. Можно имитировать события, деятельность конкретных людей (деловое совещание, проведение беседы, ведение пропаганды, агитации, спора).

 Сценарий имитационной  игры, кроме сюжета событий, должен  содержать описание структуры  и назначения имитируемых процессов  и объектов.

Информация о работе Игра и её роль в педагогическом процессе