Игра и её роль в педагогическом процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть возможность игры в учебном процессе и её влияние на мотивацию школьников к учебному процессу.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить историю, сущность и функции игры;
Выявить условия эффективности игры как воспитательного средства;
Проанализировать роль игры в педагогическом процессе.

Содержание работы

Введение……………………...……………………………………………........3
1.История, содержание и функции игры...........................................................5
2.Виды игр. Условия эффективности игры как воспитательного средства................................................................................................................9
3.Роль игры в педагогическом процессе…………….………………………15
4.Преимущества применение игровых технологий в педагогическом процессе..............................................................................................................20
Заключение…………………………………………………………………….27
Список использованной литературы………………………………………...30
Приложение.......................................................................................................32

Файлы: 1 файл

Игра в педагогическом процессе(исправленное).docx

— 60.70 Кб (Скачать файл)

Ролевая игра - основная форма игровой деятельности, в которой участники берут на себя роли взрослых, или должностные, или социальные роли и в специально создаваемой игровой ситуации воссоздают деятельность людей и отношения между ними.

 Ролевая игра вызывает  глубокие эмоциональные переживания,  связанные с содержанием и  качеством выполнения ролей и  теми чувствами и отношениями,  которые возникают в ходе игры.

 Существует  три типа ролевых игр: 

 прямые игры - моделирование элементов профессиональной деятельности;

 стратегические  симуляции - принятие решений в определенных условиях: "Экологическая катастрофа", "Начальник - подчиненный" и т. д.

 собственно ролевые игры: участники игры получают различные индивидуальные инструкции по взаимодействию друг с другом в предполагаемых условиях.

 При использовании  такой технологии занятия проводятся  в форме либо суда, либо собеседования  (например, "начальник отдела кадров" принимает на работу "сотрудника"), либо свободно развивающегося  ролевого общения (диалога) между  участниками. Такие игры позволяют  активно вовлечь учащихся в  процесс обучения, вызвать интерес  к теме. В ходе ролевой игры  обучаемый может определить свои сильные и слабые стороны, научиться взаимодействовать с людьми, решать конфликты.

 Ролевая игра, как и  любая активная технология, имеет  как положительные черты, так  и недостатки.

Плюсы и минусы ролевых игр

Преимущества ролевых  игр

Недостатки ролевых игр

"Обучение через действие" - один из самых эффективных  способов обучения и приобретения  опыта. Собственные переживания  запоминаются ярко и сохраняются  в течение долгого времени

Суть успешной игры - создание ситуации, приближенной к реальности настолько, насколько позволяют  условия. Если группа чувствует, что  сценарий нереалистичен или не учитывает  некоторых деталей практической деятельности, ценность игры будет  потеряна и цели обучения не будут  достигнуты


В заключение урока - ролевой  игры обучающиеся обсуждают итог и ход решения проблемы (конфликта), оценивают поведение каждого  из участников в данной ситуации, продуктивность его работы. При этом хорошо, если начнут дискуссию "зрители", а  закончит педагог, сделав критический  разбор итогов ролевого общения, отметив  достижения и неудачи.

Конечно, весь учебный процесс  переводить на "нетрадиционные рельсы" не нужно. Именно традиционный урок должен быть основной формой обучения и воспитания, но разнообразить учебный процесс  нестандартными занятиями необходимо, т. к. они помогут активизировать мыслительную деятельность учащихся, развить их творческие способности, повысить мотивацию к учению. А при проведении педагогами открытых уроков нетрадиционная форма занятий всегда будет являться выигрышной, т. к. в нее можно включить и игровые моменты, и оригинальную подачу материала, и различные виды коллективной и групповой работы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Игра – самостоятельная  деятельность, в которой дети впервые  вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

Игра - наиболее освоенная  школьниками деятельность. В ней  они черпают образцы для решения  новых жизненных задач, возникших  в познании, в труде, в творчестве. Поэтому опора на игру - это важнейший  путь включения детей в учебную  работу без психологических сдвигов  и перегрузок. Вся детская деятельность синкретична, т. е. в известной степени слитна, неразделима. И это единство возникает благодаря воображаемой, условной ситуации, в которой происходит процесс детского творчества. Игра как бы синтезирует познавательную, трудовую и творческую активность. Любое новое занятие или умение, приобретённое в школе, побуждает его к действию с ним. Характер же этого действия игровой, наиболее понятный для детей из их прежнего опыта.

Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без  исключения сторон жизнедеятельности  коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.

В игре ребёнок полностью  раскрывается и материал, который  ему нужно усвоить, становится интереснее и легче. В процессе игры педагоги учат детей быть добрее, слушать  других людей, уважать чужое мнение, стремиться к знаниям - к постижению нового. Это всё так необходимо во взрослой жизни.

С помощью игры учителям легче войти в контакт с  учениками, установить с ними хорошие  отношения, научить их уважать друг друга.

С. А. Шмаков в качестве концептуальной идеи полагает, что в игре дети делают всё как бы втроём: их разум, их подсознание, их фантазия - всё это участвует  в игровом самовыражении растущего  человека. В игре выявляется потребность ребёнка в саморазвитии. Игра, по мнению Шмакова, является, с одной стороны, моделью, образцом жизни, а с другой - источником веселья, бодрости, радости, мажорного тонуса жизни. Воспитательное значение игры, её всесторонние влияние на развитие ребёнка трудно переоценить.

Игра имеет значение и  для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду, и для исправлений  некоторых отклонений в поведение  отдельных детей, и ещё для  многого другого. Если дети в коллективе будут обладать всеми этими качествами, то процесс обучения пойдёт интереснее, быстрее, качественнее. Не нужно будет  детей заставлять что-то делать, учить, им это будет самим интересно, они станут стремиться к знаниям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Абульханова, К.А. Психология и педагогика / К.А. Абульханова.–М.:ИНФРА-М, 1998. – 359 с.
  2. Бабанский К.С. Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса / К.С. Бабанский. – М.:Педагогика, 1995. – 435 с.
  3. Баранов С.П. Сущность процесса обучения / С.П. Баранов. – М.:Просвещение, 1998.–231с.
  4. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н.Ф. Голованова. – СПб.:Речь, 2004. – 272 с.
  5. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков / И.Н. Ерошенков. – М.:Гуманитарно-издательский центр Владос, 2004. – 221 с.
  6. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: учебник / Л.И. Маленкова. – М.:Педагогическое общество России, 2004. – 480 с.
  7. Никитин Б.П. Развивающие игры / Б.П. Никитин. – М.: Педагогика, 2000. – 367 с.
  8. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе / В.П. Сергеева. – М.:Новгород, 2000. – 192 с.
  9. Степанова Е.Н. Планирование воспитательной работы в классе / Е.Н. Степанова. – М.:ТЦ Сфера, 2003. – 352 с.
  10. Шмаков С.А. Игра и дети / С.А. Шмаков. – М.: Знание, 1999. – 256 с.
  11. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1997. – 304 с.

 

 

 

 

 

 

[1] Шмаков С.А. Игра и дети. – М.: Знание, 1999. – С. 161 .

[2] Шмаков С.А. Игра и  дети. – М.: Знание, 1999. – С. 164.

[3] Шмаков С.А. Игра и  дети. – М.: Знание, 1999. – С.167.

[4] Эльконин Д. Б. Психология  игры. – М.: Педагогика, 1997. – С.243.

[5] Эльконин Д. Б. Психология  игры. – М.: Педагогика, 1997. – С. 244 .

[6] Никитин Б. П. Развивающие  игры. – М.: Педагогика, 2000. – С. 43.

[7] Эльконин Д. Б. Психология  игры. – М.: Педагогика, 1997. – С.251.

[8] Эльконин Д. Б. Психология  игры. – М.: Педагогика, 1997. – С.255.

[9] Там  же. С. 256.

[10] Эльконин Д. Б. Психология  игры. – М.: Педагогика, 1997. – С.260.

[11] Никитин Б. П. Развивающие  игры. – М.: Педагогика, 2000. – С. 126.

[12]  Шмаков С.А. Игра  и дети. – М.: Знание, 1998. – С. 113.

[13] Никитин Б. П. Развивающие  игры. – М.: Педагогика, 2000. – С. 120.

[14] Абульханова К. А. Психология и педагогика. – М.:ИНФРА-М, 1998. – С. 302.

[15] Ерошенков И. Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков. – М.:Гуманитарно-издательский центр Владос, 2004. – С.75.

[16] Маленкова Л. И. Теория  и методика воспитания: Учебник.  – М.:Педагогическое общество России, 2004. – С. 386.

[17] Эльконин Д. Б. Психология  игры. – М.: Педагогика, 1997. – С.261.

[18] Никитин Б. П. Развивающие  игры. – М.: Педагогика, 2000. – С. 121.

[19] Там же. С.124.

[20] Ерошенков И. Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков. – М.:Гуманитарно-издательский центр Владос, 2004. – С.74.

[21] Шмаков С.А. Игра  и дети. – М.: Знание, 1999. – С. 122.

 

 

 

 

 

Приложение

Игры, используемые в педагогическом процессе

Коммутативная игра.

“Интервью”. У каждого участника по очереди все желающие берут интервью. Вопросы могут быть самыми разнообразными, но конечно конкретные. Каждому задаётся 5-7 вопросов. Отвечать можно с любой степенью откровенности.

“Разведка”. Игра происходит в форме диалога между участниками. В диалоге могут принимать участия сколько угодно пар одновременно. Каждый из участников получает записку–задание, в соответствии с которым каждый должен что-нибудь выяснить у напарника (например, где он был летом). Диалог следует вести так, чтобы напарник не узнал содержание задания. При этом за 5 минут, которые длиться диалог, надо постараться “разведать”, что за задание у собеседника. По окончании диалога ведущий задаёт каждой стороне вопрос: “Что стремился выяснить ваш партнёр? ”. Тот, чьё задание разгадано, считается проигравшим. Этот тип игр позволяет детям научиться общаться и точно высказывать свои мысли.

Игры – знакомства.

“Снежный ком”. Все сидят в круге и называют свои имена, используя принцип “снежного кома” (каждый повторяет по порядку все имена до него, а затем называет своё имя). “Комплимент”. Участники сидят в кругу. Каждый должен внимательно посмотреть на партнера, сидящего слева, подумать о том, какая черта характера, привычка этого человека ему нравится, и сделать комплимент. Тот, кому сделан комплимент, благодарит партнёра.

 

 

 

 

Интеллектуальные игры.

“Задача в стихах”.

Задачи в стихотворной форме всегда нравятся ребятам больше обычных задач. Они эмоциональны, легче запоминаются. Учитель, например, предлагает первоклассникам решить задачу:

    Прилетели галки,

    Сели на палки.

    Если на каждой  палке

    Сядет по одной  галке,

    То для одной  галки

    Не хватит палки.

    Если же на  каждой палке

    Сядет по две  галки,

    То одна из  палок

    Будет без галок.

    Сколько было  галок?

    Сколько было  палок?

    (4 галки и 3 палки)

Подобные математические стихи развивают смекалку, для  этих игр нужны определённые знания.

 

   “Колючая задача”.

Лев старше дикобраза

В два с половиной раза,

А год назад в три  раза старше был.

(Запомните всё это для полного ответа

Но я ещё не всё вам  сообщил)

По сведеньям удода,

Тому назад три года

В семь раз лев старше был, чем дикобраз,

Учтите всё и взвесьте.

А сколько лет им вместе,

Позвольте мне теперь спросить у вас.

(льву – 10 лет, дикобразу – 4 года, вместе им – 14 лет)

“Полёт туда и обратно”. Задача на смекалку.

Из точки А в восточном  направлении до точки В самолёт  долетает за 80 минут, а из точки В  в западном направлении до точки А– за 1 час 20 минут. Почему? Пояснение. Отвечая на этот вопрос, часто пытаются объяснить разницу в скорости полёта различными причинами, не обращая внимания на то, что 80 минут и 1 час 20 минут это одно и то же.

“Арифметическая физкультминутка”.

Играющие усаживаются в ряд и рассчитываются на 1–й по 10 –й. Каждый должен запомнить своё число. Руководитель называет то или иное число. Вызванный должен встать. Затем руководитель называет двухзначные числа, например, 17 (встают те, у кого числа 1 и 7). Когда играющие это усвоят, руководитель предлагает встать не тем, кого он назвал, а их соседям слева и справа. После этого можно предложить участникам несложные примеры на сложение, умножение и т. п. далее можно предлагать и более сложные примеры. Нужно так подобрать примеры, чтобы в ответах не было повторяющихся цифр (55, 88 и т. д.) и чтобы каждый мог активно участвовать.

Такие арифметические физкультминутки  можно время от времени проводить, усложняя задания по мере приобретения детьми новых знаний. Они закрепляют пройденный материал и дают детям  возможность отдохнуть с пользой, с интересом. Существует множество  игр для уроков. Каждая игра имеет  свои цели и задачи. Одни направлены на отдых детей, другие на закрепления  приобретённых знаний, третье–на  проверку смекалки и воле к победе. Некоторые игры помогают детям раскрепоститься, почувствовать свою значимость в  коллективе.

Информация о работе Игра и её роль в педагогическом процессе