Игра как фактор развития познавательных процессов младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 08:15, дипломная работа

Описание работы

Актуальность моей работы выражается в вышесказанном и в этом заключается основание выбора темы. В этом смысле однозначно разделяю мысли Абдульменовой, «что игра помогает делать урок живым, а общение искренним, дойти до ума и сердца каждого ребенка, вызвать творческий интерес к предмету». Объектом исследования является игра в учебном процессе младших школьников. Предметом исследования выступает процесс развития познавательной и учебной мотивации под влиянием комплексов деятельности, имеющих характер игровой функции. Цель исследования состоит в раскрытии самого механизма стимулирующего влияния игровой деятельности, а также в выявлении его роли на освоение предметов и в формировании мотивации учения младших школьников. Кроме того, целью исследования является разработка методов использования наиболее практичных и универсальных игр.

Содержание работы

Введение
Глава I. Концептуальные взгляды на феномен игры
1.1 Человеческая игра
1.2 Взгляды зарубежных исследователей
1.3 Взгляды отечественных исследователей
1.4 Общая дефиниция игры
Глава II. Игра в жизни ребенка
2.1 Игра и эмоциональное развитие детей
2.2 Игра и учебная деятельность младших школьников
Глава III. Практическая часть игрового подхода в обучении
3.1 Классификация игр
3.2 Цель, задачи и принципы организации игровой деятельности
3.3 Диагностическая основа включения игры в образовательный процесс
3.4 Методика создания и воплощения игровых программ


Развитие познавательной деятельности через игру на уроках математики
Развитие познавательной деятельности через игру на уроках русского языка
Глава 2. Практическая часть
1. Уроки - игры (уроки – путешествия, брейн-ринг, сюжетно-ролевые игры). Сценарии.
2. Игровые элементы в проведении физкультминуток.
3. Устный счет
4. Эксперимент констатирующий:
Анкетирование
Наблюдение уроков. Планы уроков
Письменные и контрольные работы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

дипломная работа97 - 2003.doc

— 288.50 Кб (Скачать файл)

АУ СПО «Канашский педагогический колледж»

Министерство  образования и молодежной политики  Чувашской Республики 

 

 

  

 

Д И П Л О М Н А Я    Р А Б О Т А

 

Игра как  фактор развития познавательных процессов  младших школьников

 

 

 
 
 

 

 

                                                       

                                   

                                                            

 

 

  

 

 

               . 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Канаш-2013.

Содержание: 

 

Введение

Глава I. Концептуальные взгляды на феномен игры  

1.1 Человеческая игра

1.2 Взгляды зарубежных исследователей

1.3 Взгляды отечественных исследователей

1.4 Общая дефиниция игры

Глава II. Игра в жизни ребенка    

2.1 Игра и эмоциональное развитие  детей    

2.2 Игра и учебная деятельность  младших школьников

Глава III. Практическая часть игрового подхода в обучении    

3.1 Классификация игр    

3.2 Цель, задачи и принципы организации  игровой деятельности    

3.3 Диагностическая основа включения  игры в образовательный процесс     

3.4 Методика создания и воплощения игровых программ

 
 

  1. Развитие познавательной деятельности через игру на уроках математики
  2. Развитие познавательной деятельности через игру на уроках русского языка

Глава 2. Практическая часть

1. Уроки -  игры (уроки – путешествия, брейн-ринг, сюжетно-ролевые игры). Сценарии.

2. Игровые элементы в проведении  физкультминуток.

3. Устный счет

4. Эксперимент констатирующий:

Анкетирование

Наблюдение уроков. Планы уроков

Письменные и контрольные работы

Заключение

 
 
 
 
 
 
 

 

Введение 

 

Переход от индустриального общества XX века к постиндустриальному или информационному XXI века, а также прогрессивные тенденции развития глобализации  и, как следствие, социально-экономические, научно-технические, политико-правовые, культурно-информационные, национально-этнические, профессионально-кадровые интеграции мирового сообщества предъявляют иные, качественно новые требования к образованию в целом, что приводит к возникновению конкурентоспособных специалистов в той или иной области деятельности человека. Усложнение общественных отношений и их непрерывное развитие требуют комплексной и в то же время узконаправленной профориентации специалиста, а также его перманентное осваивание  все новых и новых бурно развивающихся знаний.

В этом контексте, совершенно очевидно, что способности личности как индивидуума играют приоритетную роль в предопределении степени интеллекта, эрудиции и профессионализма человека не только в качестве специалиста, но и как полноценного человека. Школьное образование имеет большую прерогативу в развитии человека, которое должно дать   адекватные знания и соответствующее воспитание в процессе становления личности школьника как полноправного социального члена общества, так как данный возрастной период определяет большую потенциальную перспективу разностороннего развития ребенка. Необходимо также отметить, что многие специалисты подчеркивал на крайнюю значимость младшего школьного возраста в становлении личности человека и формировании у него продуктивного интеллекта. Существенную роль играет участие младших школьников в играх, способствующее их самоутверждению, развивающее настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. Поэтому условия обучения на начальной ступени школы во многом определяют успешность дальнейшего образования личности, а также продуктивность интеллектуального труда будущего специалиста.

Из психологии известно, что за время обучения в начальной школе  ребенок переживает несколько психических кризисов. Первый их них, кризис семи лет, связан с переходом от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. Второй кризис связан с началом полового созревания, сменой мотивов и ведущей деятельности.

Ребенок в начальной школе усваивает  специальные психофизические и  психические действия, которые должны обслуживать письмо, арифметические действия, чтение, физкультуру, рисование, ручной труд и другие виды учебной деятельности. На основе которых при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребенка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению.

Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает  для него как стрессогенная. У  каждого ребенка, поступившего в  школу, повышается психологическая  напряженность, которая отражается не только на физическое здоровье, но и  в поведении. Несоответствие психофизиологического состояния учащихся формам и методам обучения приводит к тому, что у значительной части детей снижается желание учиться, от класса к классу падает мотивация учения личности, у некоторых учащихся возникает синдром разочарования в школе. Поэтому адекватное обстоятельное рассмотрение ресурсов детской игры и изучение тех условий, которые позволяют ей максимально эффективно воздействовать на самые разные стороны детского развития, и в первую очередь - на формирование у младших школьников творческой и социальной активности, становление навыков учебной деятельности и всех тех качеств и способностей, которые в совокупности обеспечивают успешность их развития, обучения и воспитания. Присущие игре диагностическая, дидактическая, воспитательная, развивающая и другие функции должны быть с обязательностью осознаны и освоены всеми специалистами начальной школы для того, чтобы избежать многочисленных случайностей, нелепостей и грубых ошибок, которые возможны при бессистемном, некорректном и просто неразумном включении игры в педагогический процесс.

Актуальность моей работы выражается в вышесказанном и в этом заключается основание выбора темы. В этом смысле однозначно разделяю мысли Абдульменовой, «что игра помогает делать урок живым, а общение искренним, дойти до ума и сердца каждого ребенка, вызвать творческий интерес к предмету»

Объектом исследования является игра в учебном процессе младших школьников.

Предметом исследования выступает процесс развития познавательной и учебной мотивации под влиянием комплексов деятельности, имеющих характер игровой функции.

Цель исследования состоит в раскрытии самого механизма стимулирующего влияния игровой деятельности, а также в выявлении его роли на освоение предметов и в формировании мотивации учения младших школьников. Кроме того, целью исследования является разработка методов использования наиболее практичных и универсальных игр.

Исходя из этого, можно сформулировать следующую гипотезу: развитие учебной и познавательной мотивации, формирование психики, мышления и самосознания младших школьников методом использования игры даст наиболее продуктивный эффект при применении:

·   наиболее адекватных игр с учетом возрастных, психологических, половых и национальных (актуально в многонациональных регионах) специфик детей младшего школьного возраста;

·   систематического использования игровых приемов и способов в образовательном процессе;

·   дуалистического подхода: сочетания и синтеза игры с обучением.

Для проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:

·   изучение теоретических положений самой теории игры;

·   проведение характеристики современного состояния применения игровой деятельности в развитии детей младшего школьного возраста и их обобщение;

·   определение требований к играм в зависимости от особенностей детей;

·   разработка методов использования игр.

Методологической основой исследования являются изучение, анализ и дальнейшее обобщение достижений психологической и педагогической наук из различных литератур (учебные, монографические, периодические, методологические, статистические и пр.). Также беседа, наблюдение и анкетирование.

Научна новизна и  теоретическая значимость исследования состоят в том, что на основании изученного материала и проведенного исследования выработан наиболее аргументированный и экспериментально апробированный вариант использования игры с учетом местных особенностей и специфик.

Практическая значимость исследования, несомненно, заключается в дальнейшем использовании его результатов и рекомендаций учителями начальных классов в учебно-воспитательной работе. 

 

 

 

 
 
 
 

 

 

  

 

 
 

 

 

 

 

Глава I. Концептуальные взгляды на феномен игры   

1.1 Человеческая игра

Игра помогает делать урок живым,

а общение искренним, дойти до ума  и

сердца каждого ребенка, вызвать  

творческий интерес к предмету.

Абдульменова З.З. (37, С.29) 

 

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в  детские годы и сопровождает человека на протяжении всей жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов, биологов. «Игра – вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе»(1, С.475). Игра  сопровождает человечество на протяжении всей его истории, переплетаясь с магией, культовым поведением, спортом, военным и другими тренировками, искусством, в особенности исполнительскими его формами. Естественно, что представителей научных отраслей в игре интересуют «свои» аспекты, но все они сходятся во мнении, что игра – неотъемлемая часть человеческой культуры.

В современной теории вопросы об историческом происхождении игры являются одним из главных, потому что проливает  свет на природу. И по сей день высказываются  взгляды на игру как деятельность обусловленную биологическими причинами (инстинкты, влечения) и, следовательно, имеющую постоянный внеисторический характер. Но в этом отношении некоторые социологи пошли ещё дальше. Яков Кротов указывает в своей статье о том, что «стремление к контакту с Богом заложено в природе человека. Но уже древнехристианские богословы подчеркивали, что в раю не будет пространства и времени. Это свойство падшего мира, это ограничение, которое Бог заложил на человеческую свободу. Но ведь именно это и есть определение игры как чего-то, что происходит в ограниченном пространстве и в ограниченном времени, по определенным правилам. И то, что часто называют проклятием человеку за грехопадение, то, о чем рассказывает Книга бытия, описывая изгнание людей из рая, больше все-таки похоже на благословение Боже на игру: «Идите, я представляю вам вот это довольно небольшое пространство, я предоставляю вам время, сколько – не скажу это одно из правил нашей с вами игры, благодаря которой вы должны вернуться ко мне. Я даю вам заповеди, я даю вам определенные ограничения на ваши творческие способности. Но зато у вас появляется возможность обрести меня вновь, возможность открыть меня». Вот к чему направлена та игра, которая зовется историей человечества после грехопадения». Подход с теологической точки зрения довольно интересен, но с таким же успехом можно проецировать или провести аналогию с различной человеческой деятельностью, явлениями и понятиями, пытаясь объяснить ее суть.  

 

1.2 Взгляды зарубежных исследователей  

 

Феномен детской игры изучен исследователями  довольно широко и разносторонне, как  в отечественных разработках, так  и за рубежом.

А. Фромм, одни из ведущих специалистов США в области детской психологии, педиатрии, психиатрии, в книге: «Азбука  для родителей» (33) пишет о значимости игры в жизни ребенка, говоря о том, что точно так же как взрослый человек должен работать, ребенку необходимо играть.

Характерной особенностью подавляющего большинства психологических теорий, распространенных на Западе, является, как уже ранее отмечалось биологизация человеческой психики, отрицание качественно нового типа психического развития на стадии человека. В понимании игры этот выражается двояко. С одной стороны, игра рассматривается как деятельность, в равной мере присущая животным и человеку.  Здесь выделяются два традиционных направления. Первое из них развивалось под влиянием теории К.Гросса (2), в которой основным является положение об игре как предварительном упражнении будущих функций. С теми или иными модификациями такой взгляд на игру характерен и для В.Штерна (3), К. Бюлера (4) и ряда их современных последователей. Второе традиционное направление связано с теорией Ф.Бойтендайка, понимающего игру как выражение ряда особенностей детского возраста, как проявление некоторых исходных влечений, например влечения к освобождению, к слиянию, общности с окружающим и тенденции к повторению. Собственно этим исходным позициям забавы котенка с клубком ниток, борьба молодых животных, лепет ребенка, постукивание ложкой по тарелке, игра – явление одного порядка. Все они характеризуются как игра.

Современные зарубежные исследователи  зачастую электрически объединяют положения  этих двух направлений, тогда игра рассматривается, например, как «разносторонний» вид  исследования («Что я могу делать с этим объектом?»), отличный от «специфического» исследования («Что может делать этот объект?») (5,6). В других случаях подчеркивается, что игровое манипулирование предметами и словами характеризуется эмоциональным удовольствием, поэтому уменьшает влияние неуспеха на действия играющего: предоставляя возможности для сочетания предметов и действий в необычной последовательности, оно ведет к лучшему познанию этих предметов и свойств. Благодаря всем этим особенностям предварительное манипулирование в игровой форме является более эффективным для решения ребенком той или иной проблемной ситуации, чем другие виды знакомства с ней. Таким образом, игра не создает ничего нового. Она выступает как средство, облегчающее решение ребенком частных проблем, тем самым лишь способствует реализации того, что у ребенка уже имеется.

Информация о работе Игра как фактор развития познавательных процессов младших школьников