Игра как фактор развития познавательных процессов младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 08:15, дипломная работа

Описание работы

Актуальность моей работы выражается в вышесказанном и в этом заключается основание выбора темы. В этом смысле однозначно разделяю мысли Абдульменовой, «что игра помогает делать урок живым, а общение искренним, дойти до ума и сердца каждого ребенка, вызвать творческий интерес к предмету». Объектом исследования является игра в учебном процессе младших школьников. Предметом исследования выступает процесс развития познавательной и учебной мотивации под влиянием комплексов деятельности, имеющих характер игровой функции. Цель исследования состоит в раскрытии самого механизма стимулирующего влияния игровой деятельности, а также в выявлении его роли на освоение предметов и в формировании мотивации учения младших школьников. Кроме того, целью исследования является разработка методов использования наиболее практичных и универсальных игр.

Содержание работы

Введение
Глава I. Концептуальные взгляды на феномен игры
1.1 Человеческая игра
1.2 Взгляды зарубежных исследователей
1.3 Взгляды отечественных исследователей
1.4 Общая дефиниция игры
Глава II. Игра в жизни ребенка
2.1 Игра и эмоциональное развитие детей
2.2 Игра и учебная деятельность младших школьников
Глава III. Практическая часть игрового подхода в обучении
3.1 Классификация игр
3.2 Цель, задачи и принципы организации игровой деятельности
3.3 Диагностическая основа включения игры в образовательный процесс
3.4 Методика создания и воплощения игровых программ


Развитие познавательной деятельности через игру на уроках математики
Развитие познавательной деятельности через игру на уроках русского языка
Глава 2. Практическая часть
1. Уроки - игры (уроки – путешествия, брейн-ринг, сюжетно-ролевые игры). Сценарии.
2. Игровые элементы в проведении физкультминуток.
3. Устный счет
4. Эксперимент констатирующий:
Анкетирование
Наблюдение уроков. Планы уроков
Письменные и контрольные работы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

дипломная работа97 - 2003.doc

— 288.50 Кб (Скачать файл)

Кроме того, в игре дети обычно демонстрируют самые разнообразные игровые качества, непосредственно связанные с особенностями их темперамента и характера, условиями воспитания и др. Поэтому наблюдение за детским поведением в процессе самостоятельных игр (на перемене, пришкольном участке и т.п.) позволит учителю определить, к какому типу игроков относится каждый из них.

Так, идеальным партнером в играх  является так называемый «добродушный игрок» (45). Это умный, вдумчивый, внимательный, спокойно ко всему относящийся ребенок. Начав играть, он увлекается игрой и отдается ей всецело, по-детски непосредственно, непринужденно. В его поведении практически отсутствуют эгоистические проявления, он уступчив и может подчинять свои интересы интересам детской группы. В игру такой ребенок включается с осмотрительностью, не торопясь проявить себя активно и сразу. Он незлоблив, спокойно реагирует на шутки товарищей или вовсе не обращает на них внимания; так же спокойно настроен и в отношении взрослого.

Хорошими партнерами по игре являются такие типы игроков, как «игроки-таланты», «организаторы», «вожаки». Например, «истинный  талант» - это хороший товарищ, предпочитает быть лидером и фигурировать в центральных ролях. Он обычна достаточно активен и более развит, чем другие дети. Вместе с тем в поведении такого игрока есть некоторая капризность, манерничанье, неустойчивость желаний и проявления нервности. «Самостоятельный организатор» также хороший игровой партнер. Он инициативен, играет выдержанно, любит соблюдать все правила, но несколько самолюбив. У такого ребенка проявляется особая социальная одаренность, т.е. умение найти подход к каждому ий игроков и объединить их. В процессе игры он, организуя детей, охотно и результативно помогает руководителю, но может и самостоятельно вести игру. Наконец, «настоящий вожак» - это игрок с особенно развитой волей и обостренным чувством законности, чрезвычайно инициативный, активный и настойчивый. Он постоянно озабочен общими интересами, гордится своей ролью в игре и также способен действенно помогать взрослому при ее проведении.

Но в детских играх проявляются  и «мнимые таланты», «шуты», «неудачные остряки», «замкнутые дички», «конфузящиеся игроки», «подражатели», «мятежные души», «расслабленные игроки»,  «лицемерные игроки», «выскочки»,   «хвастуны»,   «вожаки-хитрецы», «вожаки-силачи» и другие типы игроков. Уже само их определение до некоторой степени свидетельствует о тех элементах стихийности, внеплановости,   которую   они  могут привносить в игру. Так, «мнимый талант» довольно самолюбив, капризен, обидчив и подозрителен. В игре проявляет себя как большой спорщик, часто нарушает правила.  «Конфузящийся игрок» хочет принять участие в игре и в то же время боится. Он слаб, нерешителен, не проявляет инициативы, не уверен в своих силах и боится выглядеть в игре смешным, не кочет, чтобы на  него  было  обращено  какое-либо внимание. «Иронический игрок» относится к играм свысока, пренебрежительно.  В силу присущей ему тщеславности он обычно или  совсем не принимает участия в игре, или всячески демонстрирует свое снисходительное отношение к ней, делает замечания товарищам, без предупреждения выходит из игры. Эти и другие типы игроков педагог должен уметь определять и с их учетом выстраивать собственную тактику игрового воздействия, одновременно проводя и определенную коррекцию негативных типов детского игрового поведения.

Вместе с тем следует принимать  во внимание, что некоторые первоначальные диагностические сведения могут быть отчасти переосмыслены с учетом постоянно поступающей педагогически значимой информации в ином ключе, а поэтому, будучи раз использованными, диагностические средства не должны исчезнуть из поля внимания педагога, продолжая служить необходимым условием и регулятором образовательного процесса. Вполне уместным является выбор педагогом какой-либо формы фиксации результатов диагностирования и динамического наблюдения за развитием учеников в процессе использования средств игрового влияния. Это могут быть, например, своеобразный дневник педагогических наблюдений, индивидуальные карты учеников и др., но при любой форме анализу и оценке подлежат не только игровые интересы и потребности учеников, но и их ответная реакция на использование конкретных игровых методов и форм педагогического воздействия.

Таким образом, изучение спонтанно  существующих игровых форм деятельности и самостоятельных игр детей - важнейшая предпосылка расширения возможностей их применения в начальной школе, конструирования направленных игровых программ и разработки (моделирования) новых игр. Разные методы и формы педагогической диагностики служат, с одной стороны, естественной и органичной базой для выяснения игровых запросов и особенностей игрового поведении учеников, а с другой - для грамотного определения роли и места игры как педагогического средства в работе с ними. Результаты диагностирования и соотнесение их с общими и частными задачами педагогической работы с классом в целом и каждым учеником помогают учителю прогнозировать наиболее верные стратегию и тактику включения детской игры в образовательный процесс начальной школы.

 
 

3.4 Методика создания и воплощения  игровых программ

 

Однако единственная  игра,  даже самая лучшая, не может обеспечить успеха в решении всех стоящих перед педагогом задач, в связи с чем наиболее оптимальной стратегией его деятельности является разработка и реализация в работе с детьми целостного комплекса игр (игровой программы). Удачным примеров такого подхода к использованию игр до сих пор остается опыт А.С. Макаренко (46). Жизнь и работа  в  возглавляемых  им  колонии им. Горького и коммуне им. Дзержинского были насыщены игровыми элементами, и не проходило недели, чтобы не создавалась какая-нибудь новая игра. Многие из этих игр наиболее интересные, укоренялись и входили в традицию, составив впоследствии систематизированный комплект,  гармонично сочетавшийся со всеми остальными    элементами    педагогической системы. А.С. Макаренко считал, что как в хорошей картине или в хорошей песне не должно быть ничего лишнего, так и в удачном  комплексе  игр  не должно быть ни лишнего, ни недостающего. Вместе с тем он хорошо осознавал, что создать какой-либо единственный и идеальный - на все времена и для всех детских учреждений - комплекс игр и рекомендовать его всем нельзя, поскольку дети растут, развиваются, изменяются. Над играми надо постоянно  работать  и  заменять их, чутко улавливая и жизнь детского коллектива, и перспективы дальнейшего его развития. При этом обязательным условием своевременности внесения нужных изменений является активное участие самих детей не только в проведении игр, но и в их создании, изменении, однако ведущей и руководящей силой должен оставаться педагог.

Современные условия и тенденции  совершенствования организации и содержания образовательного процесса обусловливают настоятельную потребность активного включения игровых программ  в  жизнедеятельность младших школьников в целях эффективного влияния на их физическое, эмоциональное, интеллектуальное развитие, формирование навыков учебной деятельности и т.д. Вместе с тем большинство педагогов  сегодня имеют в своем распоряжении достаточно пестрый, неупорядоченный игровой арсенал и не ставят перед собой задачу конструирования  целостных, Четко ориентированных и  адресных игровых  программ,  хотя определенные наработки в этом направлении, безусловно,   имеются. В связи с этим важно, чтобы педагог не только умел достаточно объективно оценить ресурс готовых, уже апробированных  игровых программ и адаптировать их к условиям своего класса, но и мог самостоятельно создавать игровые программы в соответствии с потребностями образовательной практики и особенностями развития своих учеников.

На технологическом уровне проектирование любой игровой программы начинается с тщательного определения ее задач, основой для формулировки которых служат данные педагогической диагностики. Установив центральную,  приоритетную  задачу  игровой программы (например, формирование общеучебных интеллектуальных умений младших школьников),  следует продумать и то, какие другие - сопутствующие, прямо или косвенно связанные с приоритетной, задачи могут быть реализованы в ее рамках (например, развитие внимания, памяти и восприятия разной модальности, речевой и творческой активности детей и т.д.}.

Далее педагогу предстоит определить, в каких формах и в какое время может быть реализована задуманная им игровая программа, т.е. обозначить ее пространственные и временные перспективы. В нашем примере для решения задачи формирования общеучебных интеллектуальных умений могут быть использованы резервы урока,   внеурочной   и   внешкольной работы с учащимися, что значительно расширяет палитру игр, которые могут быть включены в нее и использованы в длительной перспективе (в течение учебного года).

Аналогично может быть задан  и вектор разработки игровой программы  оздоровительной/оздоровительно-коррекционной  направленности. Ее центральная задача - оптимизация двигательной активности младших школьников, профилактика и  коррекция у них недостатков в физическом развитии и здоровье — также ориентирована на длительную перспективу и может быть эффективно решена при правильной организации деятельности детей во время их пребывания в школе и в семье. В связи с этим педагогу необходимо продумать, как именно игры и игровые упражнения могут быть встроены в разные формы работы с учащимися. Взвешенный и объективный анализ возможностей, которые находятся в распоряжении педагога, позволит из весьма широкого спектра форм - гимнастика до начала учебного дня, физкультурные паузы на уроке, уроки физической культуры, перемены и динамические часы, прогулки в группе продленного дня и т.д. ~ выбрать наиболее адекватные реальным условиям жизнедеятельности учеников.

Следующим этапом конструирования программы независимо от ее центральных ориентиров является подбор или дизайн необходимых игр, их  экспертиза и систематизация. 

Основная цель экспертизы любой  игры - установить ее психолого-педагогический ресурс и найти адекватные способы включения в работу с младшими школьниками, определить необходимость ее модификации и дальнейшего использования для решения педагогических задач. В связи с этим процедура экспертизы любой игры носит трехступенчатый, или трехэтапный, характер.

На первом - доигровом - этапе предварительной оценке подлежит педагогический замысел, развивающие, обучающие, воспитательные, иные ресурсы и пространственно-временное поле игры. Комплексный характер воздействия многих игр обусловливает некоторую пристрастность педагога при анализе ресурсов игр, находящихся в его «методической копилке»: нередко оказывается, что одна и та же игра может быть включена в программы, различные по своим приоритетным задачам. Так, игры, преимущественно нацеленные на формирование и совершенствование общеучебных интеллектуальных умений, могут носить достаточно подвижный, активный характер, а следовательно, их использование на школьной перемене или на прогулке будет одновременно и достаточно действенно регулировать соотношение физической и умственной нагрузки учеников.

Каждую игру педагогу необходимо разложить  на составные части (элементы) и понять взаимоотношения между ними, что позволяет, во-первых, вникнуть в ее задачи, содержание, условия и правила проведения, оптимальную длительность, а во-вторых, установить определенные методические ориентиры и тактику ее проведения. Следует также проанализировать возможные негативные варианты развертывания (хода) игры и продумать соответствующие способы их предупреждения и устранения. От тщательности экспертизы игры на этом этапе во многом зависит, станет ли ее второй — собственно игровой — этап органичной и эффективной составляющей педагогического процесса, или он будет иметь лишь статус апробации той или иной игры методом «проб и ошибок» (что крайне нежелательно!).

На третьем - послеигровом - этапе проводится обобщающий анализ игры. Методическая оценка хода и результатов игры проводится прежде всего с позиций решения поставленных перед ней задач. От педагога ожидается продуманное, хорошо аргументированное и взвешенное решение, в котором следует:

- установить степень соответствия  планируемого и реального результатов  игры и - при необходимости  - определить причины их несоответствия;

- провести поэтапный анализ  хода игры с выделением наиболее  трудных или, наоборот, очень легких для детей игровых заданий, правил и др.;

-  дать подробный анализ игрового состояния   и   поведения   детей,   их активности    и    заинтересованности ходом и результатами игры («Умно, да скучно и потому плохо» - такую оценку    проводимых    игр    приходилось слышать от А.С. Макаренко его сотрудникам);

- определить адекватность выбранной педагогом линии  игрового поведения;

™ сделать заключение о перспективах использования игры, т.е. о целесообразности ее дальнейшего использования, необходимости модификации и др.

В целях большей объективности  при анализе игры педагог может  в корректной форме поинтересоваться мнением детей по поводу прошедшей игры, а также понаблюдать (если такой результат предполагался) за тем, насколько охотно и часто дети используют ее при организации самостоятельной деятельности. Излишняя поспешность на этом этапе анализа игры может быть только вредна; окончательное суждение должно учитывать все возможные обстоятельства и быть максимально взвешенным.

Важность именно такого - аналитического и глубоко профессионального — подхода к использованию ресурсов игры бесспорна. Закономерно, что в программах разной направленности будут доминировать игры того или иного вида (например, в программах преимущественно воспитательного характера - игры творческие, в обучающих - игры с правилами и т.д.). Каждый из видов игр будет иметь и собственные критерии как предваряющей, так и итоговой психолого-педагогической экспертизы, но есть и ряд общих положений, которыми следует руководствоваться при подборе игры независимо от того, какие задачи (адаптационные, дидактические, воспитательные, рекреационные, коррекционно-развивающие и т.д.) и в каких пространственно-временных границах (на уроке, во внеурочной или внешкольной деятельности) ей предназначено решать.

• Психолого-педагогический замысел игры должен быть согласован с возрастными и индивидуально-типическими особенностями и возможностями развития младших школьников.

• Следует   оценить   соответствие общего замысла игры нормирующим ее   правилам   и   непосредственному содержанию,

• С позиций безопасности и целесообразности должны быть проанализированы обстановка  и оборудование, необходимые для проведения игры, ее длительность, степень участия и активности в ней взрослого.

•  Требуется продуманность способов введения детей в ситуацию игры и выхода из нее.

• Анализу подлежат ход игры в  целом и его поэтапная разбивка, меры педагогического влияния на игровое состояние и поведение детей, соотношение в ходе игры их интеллектуальной и физической нагрузки и способы ее регулирования.

Информация о работе Игра как фактор развития познавательных процессов младших школьников