Курсовая работа
Игра как метод обучения и воспитания
Содержание
Введение
Игра, являясь простым и близким человеку
способом познания окружающей действительности,
должна быть наиболее естественным и доступным
путем к овладению теми или иными знаниями,
умениями, навыками. Существующая же необходимость
в рациональном построении, организации
и применения ее в процессе обучения и
воспитания требует более тщательного
и детального ее изучения.
Игра – это уникальный феномен общечеловеческой
культуры, ее исток и вершина. Ни в одном
из видов своей деятельности человек не
демонстрирует такого самозабвения, обнажения
своих психофизиологических и интеллектуальных
ресурсов, как в игре. Именно поэтому она
взята на вооружение в системе профессиональной
подготовки людей, именно поэтому игра
расширяет свои принципы, вторгаясь в
ранее непредсказуемые сферы человеческой
жизни.
При изучении игры исследователи сталкиваются
с ее богатством, многомерностью проявлений,
неопределенностью границ игры, с ее феноменом
первоисточника досуга, так и одной из
форм человеческой деятельности.
Игра как феномен культуры обучает, воспитывает,
развивает, социализирует, развлекает,
дает отдых, не внося в содержание досуга
бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности
человека, сохраняя при этом свою самоценность.
Русский писатель Ю. Нагибин так оценивает
значение детской игры: «В игре выявляется
характер ребенка, его взгляды на жизнь,
его идеалы. Сами того не осознавая, дети
в процессе игры приближаются к решению
сложных жизненных проблем. [C.56]
Учитывая тот факт, что интерес является
лучшим стимулом к обучению, необходимо
стараться использовать каждую возможность,
чтобы разгрузить ребенка посредством
игровой деятельности в процессе обучения
языку.
Изучением данного вопроса занимались
лингвисты Н.В. Имедадзе, Н. Павлович, Н.В.
Агурова и др. Эти авторы видят основу
усиленного обучения младших школьников
иностранным языком именно в специфике
психофизиологических возможностей детей.
Другого взгляда придерживаются Л.Б.
Беккер, С.И. Гоздецкая, Е.И. Матецкая, которые
пытаются создать языковую среду с самого
начала обучения, рекомендуют занятия
по иностранному языку с 6-летними детьми
проводить только иностранным языком,
и на помощь к родному языку обращаться
только в исключительных случаях. Более
того, Е.П. Кутиева и Е.С. Царапкина считают,
что преподаватель вообще не должен разговаривать
с детьми родным языком, преподавая иностранный.
У детей может сложиться мнение, что учитель
не понимает их языка. Эти авторы предлагают
проводить уроки по рисованию, пению, физкультуры
на иностранном языке. Е.И. Матецкая считает,
что проведение занятий по рисованию иностранным
языком открывает еще одну возможность
обучения детей, используя обобщение и
сами действия детей.
Однако, несмотря на то, что технология
игрового обучения достаточно изучена,
в практике школы он используется не достаточно
активно. Вот почему проблема использования
игровых технологий в практике обучения
рассматривается нами как актуальная,
требующая анализа.
Цель исследования – концептуальный
анализ игры и игровой деятельности учащихся
и научное обоснование эффективности
применения игровых технологий в процессе
преподавания иностранных языков.
Объект исследования – игровые технологии
в процессе преподавания иностранных
языков.
Предмет исследования – игровые технологии,
как один из методов, способствующих формированию
познавательного интереса школьников
при обучении иностранного языка.
ГЛАВА 1. ИГРА КАК
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1 Теории происхождения
игры
Попытки разгадать тайну происхождения
игры предпринимались учеными на протяжении
многих сотен лет. Проблема игры возникла
как слагаемое проблемы свободного времени
и досуга людей в силу тенденций религиозно-социально-экономического
и культурного развития общества.
В отечественной психологии
и педагогике теорию игры разрабатывали
К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, Г.В. Плеханов,
С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Н.К. Крупская,
А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина,
А.С. Макаренко и другие. А.Н. Леонтьев в
работе «Психологические основы дошкольной
игры» описывает процесс возникновения
детской ролевой игры следующим образом:
«в ходе деятельности ребенка возникает
противоречие между бурным развитием
у него потребности в действии с предметами,
с одной стороны, и развитием осуществляющих
эти операции (т.е. способов действия) –
с другой. Ребенок хочет сам управлять
автомобилем, он сам хочет грести на лодке,
но не может осуществить этого действия…
потому, что он не владеет и не может овладеть
теми операциями, которые требуются реальными
предметными условиями данного действия...
Это противоречие… может разрешиться
у ребенка только в одном - единственном
типе деятельности, а именно в игровой
деятельности, в игре…Только в игровом
действии требуемые операции могут быть
заменены другими операциями, а его предметные
условия - другими предметными условиями,
причем содержание самого действия сохраняется».
[C.148]
Вот несколько основных подходов
к объяснению причин возникновения игры:
Теория избытка нервных сил,
компенсаторности возникла в ХIХ веке,
в то время, когда преобладала точка зрения.
Что игра есть явление, замещающее, компенсирующее
активность. Родоначальником данной теории
является английский философ Спенсер,
который считал игру результатом чрезмерной
активности, возможности которой не могут
быть исчерпаны в обычной деятельности.
Согласно Спенсеру, игра значима только
тем, что позволяет высвободить избыток
энергии, присущей животным с высоким
уровнем организации и человеку. Спенсер
утверждает, что игры людей, в том числе
детей есть проявление инстинктов и совершаются
ради этого удовлетворения. [C.57]. Спенсер
внес в понимание игры эволюционный подход,
указав на распространение игр у животных,
инстинктивные формы которых недостаточны
для приспособления к изменчивым условиям
существования. В играх животных происходит
предварительное приспособление – предупреждение
инстинктов к условиям борьбы за существование
по мере их взросления.
Гросс стоял на такой же позиции
укрепления развития наследственных форм
поведения в играх, критически относился
к теориям отдыха и избытка нервных сил.
Суть концепции Гросса сводится к отрицанию
рефлекторной природы и к признанию спонтанности
развития за счет разряда внутренней энергии
в организме, то есть в игре упражняются
только инстинкты.
Существует также теория антиципации
будущего в детской игре. Сторонники этой
теории считают, что игры у мальчиков и
девочек различны, так как обусловлены
жизненной ролью, которая их ждет. Временными
аспектами игровой деятельности занимался
О.С. Газман. Он писал: «Игра всегда выступает
одновременно как бы в двух временных
измерениях – в настоящем и будущем».
[C.158] Приверженцы этой теории пытаются
доказать, что игры, с одной стороны, предвосхищают
будущее, но работают на настоящее.
Фрейд – основоположник
психоанализа, разрабатывал идею
компенсаторности игры, связывал ее с
бессознательными механизмами психики
человека. По Фрейду, бессознательные
влечения реализуются в детских играх
символически. Игры, по исследовательским
данным Фрейда, очищают и оздоравливают
психику, снимают травматические ситуации,
являющиеся причиной многих неврологических
заболеваний.
Игру, как средство поддержания
бодрости и силы трактовали Шиллер и Спенсер.
Понимая, что в игре человек не только
тратит, но и восстанавливает энергию.
Такие исследователи, как Шалер, Валлон,
Патрик, Штейнталь считали игру не столько
компенсаторной, сколько уравновешенной,
значит отдыхом. Игра позволяет извлечь
в работу ранее бездействовавшие органы
и тем самым восстановить жизненное равновесие.
[C.176]
Теория духовного развития
ребенка в игре. К.Д. Ушинский противопоставляет
проповеди стихийности игровой деятельности
идею использования игры в общей системе
воспитания, в деле подготовки ребенка
через игру к трудовой деятельности. Ушинский
один из первых утверждал, что в игре соединяются
одновременно стремление, чувствование
и представление. [C.129]
Многие ученые, в том числе Пиаже,
Левин, Выготский, Эльконин, Ушинский,
Макаренко, Сухомлинский полагали, что
игра возникает в свете духовности и служит
источником духовного развития ребенка.
Бесспорно, существуют и другие
версии происхождения игры. Например,
Ж. Шато считает, что игры детей возникли
из их вечного стремления подражать взрослым.
Р. Хартли, Л. Франк, Р. Гольденсон предполагают,
что игра порождается «коллективным инстинктом»
детей. Тот же Хейзинга или Гессе, Лем,
Мазаев источником игры считают культуру,
равно как и игру источником культуры.
Многие из вышеназванных исследователей
называют источником игры общественный
разум.
Один и тот же круг исследователей
называют разные источники и причины появления
феномена игры, рассматривая различные
функции или близкие ей явления культуры.
1.2. Типология учебных
игр
Анализ учебно-методической
литературы по вопросам игрового обучения
английскому языку показал, что игры группируются
по цели использования (лексика, грамматика,
перевод, страноведение), по функциональной
значимости (речевые навыки и умения),
по сюжетной линии (инструментальные игры,
ролевые игры, деловые игры и так далее).
Проведенный мною анализ научно-методической
литературы, позволил мне сделать вывод
по организационно- структурным принципам
игровых заданий, которые можно разделить
на две основные группы:
1. Игры соревновательного
характера, содержащие организационные
установки и правила для достижения
успеха, величина которого определяется
по количественным критериям (кто
больше, кто быстрее, кто правильнее,
с наименьшим количеством ошибок
выполнит задание), а также по
качественным критериям (кто, точнее,
кто оригинальнее, кто интереснее, кто
разнообразнее и тому подобное построит
речевое высказывание). Внутри этого типа
игр можно выделить различные виды и подвиды
в зависимости от обучающих целей задания,
языкового наполнения, используемого
реквизита, содержания и характера действий,
что мы, однако, считаем вторичными признаками,
учитываемыми лишь в частных группировках.
2. Задания, в которых «проигрываются»
различные ситуации. К этой группе можно
отнести: моделирование – проигрывание
от своего имени ситуаций бытового или
условного характера, ролевое исполнение
проблемной ситуации бытового или условного
характера с заранее заданными параметрами
речевых действий; драматизацию – действие
по готовому сценарию познавательного
характера предполагают формы естественной
деятельности, основанной на мотивах инстинктивного
поведения и рефлексивного усвоения языковых
форм, и правил. Игры второй группы требуют
исполнения ситуаций в опоре на воображение,
социальный и эмоциональный опыт, фоновые
знания участников.
Прежде всего, необходимо дать
классифицированное определение данному
типу игр.
Лингвистической обучающей
игрой можно назвать вид учебной деятельности,
предназначенный стимулировать и поддерживать
интерес учащихся к предмету, что позволяет
им практиковаться в слушании или говорении
в целях обучения языку в атмосфере радости
и оживления.
Обучающая игра имеет 3 главные
характеристики:
1) цель (выигрыш);
2) набор критериев для
определения победителей и проигравших
(соревнование);
3) правила, которые управляют
действиями игроков. Обучающие цели
таких игр заключаются в развитии
и закреплении навыков устной
(письменной) речи, на основе повторения,
тренировки моделей, подлежащих
овладению учащимися.
Отечественные и зарубежные
специалисты рассматривают лингвистическую
обучающую игру как языковое, речевое
упражнение с элементами занимательности
и эмоциональной заинтересованности.
По форме – это соревнование с набором
правил для достижения успеха, что составляет
игровую, мотивационную суть задания,
отличающую игру от обычного упражнения.
Существует несколько групп
игр, развивающих интеллект, познавательную
активность ребенка.
I группа – предметные
игры, как манипуляции с игрушками
и предметами. Через игрушки –
предметы – дети познают форму,
цвет, объем, материал, мир животных,
мир людей и т. п.
II группа – игры творческие,
сюжетно-ролевые, в которых сюжет
– форма интеллектуальной деятельности.
Также С.Т. Занько [C.55] выделяет
несколько видов игр:
Организационно-деятельные
игры, предусматривающие организацию
коллективной мыследеятельности на основе
развертывания содержания обучения в
виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия
всех субъектов обучения в процессе их
анализа. Задача руководителя (ОДИ) «сделать»
группу единицей учебного процесса, но
при условии сохранения личной позиции
каждого. Ролевые игры, которые характеризуются
наличием задачи или проблемы и распределением
ролей между участниками ее решения.
Деловые игры, представляющие
собой имитационное моделирование реальных
механизмов и процессов. Это форма воссоздания
предметного и социального содержания,
какой-либо реальной деятельности (профессиональной,
социальной и т. д.), необходимые знания
усваиваются участниками игры в реальном
для них процессе информационного обеспечения
игровых действий, формировании действенного
образа той или иной реальной ситуации.
Познавательно-дидактические
игры, в которых создаются ситуации характеризующиеся
включением изучаемого в необычный игровой
контекст. Следует различать дидактические
игры, построенные на внешней занимательности,
и игры, требующие действий, которые входят
в состав деятельности подлежащей усвоению.
1.3 Условия эффективности
игры как воспитательного средства
Всякое средство, даже самое
совершенное, можно использовать во благо
и во вред. И даже благие намерения не обеспечивают
полезности применения средств: нужны
еще знания и умения использовать средство
соответствующим образом, чтобы его применение
приносило безусловную пользу. Точно так
же использование игры в воспитании требует
соблюдения некоторых правил. Впервые
об этих правилах написал Я.А.Коменский
в «Законах хорошо организованной школы».[C.64]
Сформулированы они настолько последовательно
и обоснованно, что и в наше время представляют
не столько исторический, сколько практический
интерес: