Игра как метод обучения и воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применения ее в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального ее изучения.
Игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. Именно поэтому она взята на вооружение в системе профессиональной подготовки людей, именно поэтому игра расширяет свои принципы, вторгаясь в ранее непредсказуемые сферы человеческой жизни.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1. ИГРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 5
1.1 Теории происхождения игры 5
1.2. Типология учебных игр 7
1.3 Условия эффективности игры как воспитательного средства 8
ГЛАВА 2. РОЛЕВЫЕ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ 10
ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ 10
2.1 Определение и методическая структура ролевой игры 10
2.2 Воспитательный и обучающий потенциал игры 12
2.3 Методика практического использования ролевой игры 13
Глава 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА) 17
3.1 Констатирующий эксперимент 17
3.2 Контрольный эксперимент 20
Заключение 21
Литература 22

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 57.79 Кб (Скачать файл)

- представьте, что вы гуляете  по очень глубокому снегу;

- покажите классу, как  вы пытаетесь поднять тяжелые  гири;

- покажите, как бы вы  почистили зубы утром без зубной  щетки.

2. Можно предложить задания  в форме шарад с использованием  пантомимы, мимики:

- покажите, что вы чувствуете, когда вы видите большую собаку, бегущую к вам;

- вы обнаружили, что кто-то  вырвал несколько листов из  вашего учебника.

По завершении упражнений учитель может попросить учащихся подготовить небольшой рассказ, отражающий их чувства и реакцию в подобных ситуациях.

Можно усложнить ситуации, которые помогут развить спонтанность и выразительность в поведении. Учитель дает инструкцию поэтапно, по мере развития действия. Ученик должен выполнить их без остановки. Например: вы вешаете картину на стену. Вам нравится картина, вы нашли хорошее место, для того, чтобы ее повесить, и довольны тем, как она украсит комнату. Вы берете молоток и гвозди и начинаете заколачивать гвоздь. Вы поранили палец.

Кроме того, в ходе подготовки к ролевой игре учащиеся с удовольствием составляют и инсценируют короткие диалоги и разрешают проблемные ситуации.

Другими словами, использование ролевой игры как коммуникативного упражнения стимулирует использование других коммуникативно-направленных упражнений, особенно игрового плана.

За день-два до проведения ролевой игры учителю целесообразно индивидуально побеседовать с учениками, ответственными за соответствующие этапы игры, чтобы убедиться в их психологической и коммуникативной готовности играть ведущую роль на «своих» этапах.

Что касается видов ролевых игр, то их можно условно разделить на две основные группы:

- контролируемая ролевая  игра;

- свободная ролевая игра.

Контролируемая ролевая игра является более простым видом, может быть построена на основе диалога или текста. В первом случае учащиеся знакомятся с базовым диалогом и отрабатывают его. Затем совместно с учителем они обсуждают содержание диалога и необходимую лексику. После этого учащимся предлагается составить свой вариант диалога, опираясь на базовый и используя написанные на доске опоры. Новый диалог может быть похож на базовый, но в нем необходимо использовать другое наполнение, другую форму вопросов, ответов, диалог этот может быть длиннее или короче базового. Кроме того, учитель может давать по мере необходимости инструкции по ходу ролевой игры.

Вторым видом контролируемой ролевой игры является ролевая игра на основе текста. В этом случае после знакомства с текстом учитель может предложить одному из учеников сыграть роль какого-либо персонажа из текста, а другим ученикам – взять у него интервью. Причем ученики-репортеры могут задавать не, только те вопросы, ответы на которые есть в тексте, но и любые другие, интересующие, а ученик, исполняющий роль персонажа может проявить свою фантазию при ответах на эти вопросы. Как и в первом случае, учитель может давать инструкции и помогать учащимся по ходу ролевой игры.

Что касается свободной ролевой игры, при ее проведении сами учащиеся должны решать, какую лексику им использовать и как будет развиваться действие. Учитель называет тему ролевой игры, а затем просит учащихся составить различные ситуации, затрагивающие разные аспекты темы. Учитель может разделить класс на группы, предложить каждой группе выбрать ситуацию и дать время на подготовку.

Также некоторые авторы выделяют следующие виды ролевых игр:

Например, Н.Д. Гальскова и Н.И. Гез [C.235] предлагают такую классификацию ролевых игр:

1) ситуационно-ролевая игра  – это специально организованное  соревнование в решении коммуникативных  задач и имеющих строго заданные  роли в условиях вымышленной  ситуации. Это соревнование регламентировано  правилами игры;

2) инновационная (продуктивная) игра – совместная деятельность, направленная на создание информационного  продукта (решение какой-либо актуальной  проблемы), содержащая обмен мнениями, в том числе и специально  организованное их столкновение, демонстрацию промежуточных результатов;

3) полидеятельностные (фестивальные) игры в своей основе имеют много схожих черт с такой распространенной формой воспитательной работы, как так называемая «Ярмарка». В этом случае ролевая игра выступает в качестве составной части, элемента в содержании и организации неигровой деятельности, используется как побудительное средство к неигровой деятельности.

Чаще всего ролевые игры проводятся в рамках заключительного занятия по теме в обычном классе, оформленном соответствующим образом, или в игровой комнате, если таковая имеется в школе. В сельской местности, особенно в малокомплектных школах ролевая игра проводится иногда на школьной сцене, в холле, в библиотеке и даже в столовой. Само проведение ролевой игры в таком случае становится замеченным многими учащимися. Сразу рослее проведения ролевой игры учителю необходимо деликатно оценить вклад каждого ученика в подготовку и проведение ролевой игры, выразительность их ролевого поведения. Причем отмечаются положительные стороны проведенной ролевой игры, а негативные стороны лучше обсудить индивидуально.

Этап контроля и анализа игры может следовать сразу же по ее завершении или проводиться на последующих уроках, что зависит от сложности игры.

Занятие по итогам ролевой игры можно проводить вне расписания, тогда оно приобретает характерные черты внеклассного мероприятия на иностранном языке.

 

Выводы к главе 2

В ходе исследования была выявлена методологическая структура и функции ролевой игры.

В частности, были выделены следующие функции:

- побудительно-мотивационная;

- ориентирующая;

- компенсаторная;

- воспитательная.

Многие авторы учебников и трудов по методике обсуждают образовательную ценность игр. Большинство языковых игр заставляют пользоваться языком вместо заучивания правильных форм. Игры могут рассматриваться как центральная, а не периферийная система в программе обучения иностранным языкам. Игры могут снизить волнение, делая введение материала более естественными. Они высоко мотивационны.

Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении – не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом, она разводит то, что по «видимости едино». Она является своего рода индикатором успеха учащихся в овладении учебной дисциплиной, представляя собой одну из форм и средств отчета, контроля и самоконтроля учащихся.

 

Глава 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА)

3.1 Констатирующий эксперимент

3.2 Контрольный эксперимент

 

 

3.1 Констатирующий эксперимент

Цели:

- Выяснить какие обучающие  игры использует педагог на  уроках английского языка

- Определить, как влияет  введение обучающих игр в урок  английского языка

- Выявить уровень ЗУН  детей

Методы:

1. Ранжирование

2. Тест-опросник

3. Беседа

4. Метод наблюдения

1. Ранжирование

Испытуемым было предложено определить место предмета в системе обучения, оценив по 6-балльной шкале. Были предложены следующие предметы:

ИЗО

История

Математика

Английский язык

Физкультура

Русский язык

В таком порядке дети оценивают предметы:

ИЗО

История

Математика

Английский язык

Физ-ра

Русский язык

Ананьев Рома

1

4

2

3

5

6

БогинаЯна

5

3

4

1

6

2

Кривина Настя

1

4

5

2

6

3

Крайнов Антон

1

6

3

2

5

5

Фокин Тимур

1

6

4

2

3

5

Цвеленьева Мишель

1

2

4

3

6

5

Черныш Яна

2

3

5

1

6

4


 

На основании полученных данных был составлен рейтинг предметов:

1. ИЗО

2. Английский язык

3. Математика

4. Русский язык

5. История

6. Физкультура

Вывод : В основном все учащиеся поставили английский язык на второе место. Это говорит о высоком положении предмета в системе обучения, но так как на уроках английского языка в малой степени используются игровые моменты, детям трудно воспринимать учебный материал. Поэтому задачей является изменение структуры уроков путем внедрения игровых технологий.

2. Тест-опросник

Испытуемым на уроке английского языка было предложено ответить на ряд вопросов.

Были предложены следующие вопросы:

1. Любите ли вы игру?

2. Каким играм вы отдаете  предпочтение?

3. Где чаще всего вы  играете?

4. С кем вы играете?

5. Часто ли вы обмениваетесь  мнениями об игре?

6. Хотелось бы вам, чтобы  на уроках присутствовала игра?

7. Вы больше любите  работать в группе или поодиночке?

8. Как бы вы изменили  урок английского языка, включили  бы игру в урок?

Вывод: ответы ребят показали, что уровень знаний детей выше среднего, но обучение проходит традиционно, по одной и той же схеме. В уроке нет разнообразия при внесении нового. Задача учителя – донести до ребенка материал, но форма преподнесения – традиционная. Дети хотели бы изменить ход урока, внести что-то новое и интересное, ребятам нравятся игры и они хотели бы видеть использовать их на уроках.

3. Беседа

Беседа с учителем

На основе результатов теста-опросника было выявлено, что детям нравятся ролевые и групповые игры, но данные игровые технологии не часто используются на уроке английского языка. Поэтому мы решили провести беседу с учителем. Задавались следующие вопросы:

1. Используете ли вы  игры на уроке?

2. Какие методы и методики  вы используете?

3. Используете ли вы  игру как метод обучения иностранному  языку?

Анализируя ответы учителя можно сказать о его большой роли в поддержании интереса к предмету. Учитель правильно организует деятельность детей, использует индивидуальный подход к каждому ученику. Учитель совмещает и традиционные и активные методы обучения, что сохраняет высокую степень активности детей в усвоении материала.

Вывод: Игра в большей степени позволяет контролировать внимание детей, но требует тщательной подготовки и соблюдения методики проведения. Нельзя часто повторять одну и туже игру часто, так как дети быстро теряют к ней интерес.

Беседа с учащимися

Ребятам уроки не кажутся скучными. Но они внесли бы какое-нибудь разнообразие. Им интересно участвовать в играх, решать сложные задачи, искать ответы на интересующие их вопросы, решать проблемные ситуации. Дети готовы помогать учителю в разработке игровых ситуаций на уроках, содействовать в любых преобразованиях урока. Им интересно узнавать что-то новое и раскрывать свои способности перед классом. Игровые моменты помогают детям раскрыть свои способности в области английского языка, вызывают заинтересованность ребенка, дают возможность самореализоваться, самоутвердиться в коллективе.

4. Метод наблюдения

Метод наблюдения дал возможность проследить уровень ЗУН учащихся, рассмотреть их отношение к урокам английского языка, их заинтересованность предметом, активность на уроке, межличностное взаимодействие и взаимодействие с учителем. Это необходимо для того, чтобы выявить индивидуальные особенности каждого ребенка и подобрать индивидуальные методы работы.

Вывод: В ходе наблюдения испытуемые были разделены на следующие группы по нескольким критериям:

По способностям к изучению иностранного языка:

1. Одаренные дети –  Цвеленьева Мишель, Черныш Яна

2. Дети со средними  способностями – Ананьев Рома, Богина Яна, Кривина Настя, Крайнов Антон, Фокин Тимур

По активности на уроке:

1. Активные – Черныш  Яна, Богина Яна, Крайнов Антон

2. Пассивные – Ананьев  Рома, Кривина Настя, Фокин Тимур, Цвеленьева Мишель

Межличностные отношения:

1. «Звезды» - Черныш Яна

2. Предпочитаемые – Богина Яна, Фокин Тимур, Крайнов Антон

3. Принятые – Ананьев  Рома

4. Пренебрегаемые – Цвеленьева Мишель, Кривина Настя

5. Изгоев в данной ученической  группе нет

 

3.2 Контрольный эксперимент

Цели:

- выявить насколько изменился  уровень ЗУН учащихся во время  проведения эксперимента

- выявить насколько у  испытуемых изменилось отношение  к английскому языку

Для того, чтобы определить какое место стал занимать английский язык в системе обучения 5 «А» класса после проведения экспериментальных уроков, был проведено ранжирование предметов.

ИЗО

История

Математика

Английский язык

Физ-ра

Русский язык

Ананьев Рома

1

4

2

3

5

6

Богина Яна

5

3

4

1

6

2

Кривина Настя

1

4

5

2

6

3

Крайнов Антон

1

6

3

2

5

5

Фокин Тимур

1

6

4

2

3

5

Цвеленьева Мишель

1

2

4

3

6

5

Черныш Яна

2

3

5

1

6

4

Информация о работе Игра как метод обучения и воспитания