Игра как средство формирования личности ребёнка дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 11:40, реферат

Описание работы

Цель работы: рассмотреть игру как средство формирования личности дошкольника.
Задачи:
1. изучить, проанализировать и систематизировать психолого-педагогическую литературу по проблеме;
2. раскрыть понятие «игра» и «сюжетно-ролевая игра»;
3. рассмотреть классификацию игр для детей дошкольного возраста;
4. определить роль игры в формирование личности дошкольника.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...4
1. Характеристика социальной ситуации развития в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………….6
2. Понятие игры. Подходы классификация игр.…………………………...9
3. Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности дошкольника: сущность, компоненты игры……………………………………………………16
4. Роль игры в формировании личности дошкольника………………….24
Заключение…………………………………………………………………28
Список литературы…………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

Игра как средство формирования личности ребёнка дошкольного возраста.docx

— 60.02 Кб (Скачать файл)

Министерство общего и  профессионального  образования

 Свердловской  области 

ГБОУ СПО СО «Красноуфимский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Игра как средство формирования личности ребёнка дошкольного возраста»

Реферат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Сташкина М. С. студентка 2 курса специальность 050704«Дошкольное образование»

Руководитель: Маркова С.В.

преподаватель психологии


 

 

 

 

 

 

 

Красноуфимск

2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Тезаурус……………………………………………………………………....3

Введение……………………………………………………………………...4

  1. Характеристика социальной ситуации развития в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………….6
  2. Понятие игры. Подходы классификация игр.…………………………...9
  3. Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности дошкольника: сущность, компоненты игры……………………………………………………16
  4. Роль игры в формировании личности дошкольника………………….24

Заключение…………………………………………………………………28

Список литературы…………………………………………………………29

 

 

ТЕЗАУРУС

Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная, прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и оценке, которую даёт себе сам человек. [3]

Игра — это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования.

Дошкольный возраст - этап психического развития, в отечественной периодизации занимающий место между ранним возрастом и младшим школьным возрастом — от 3 до 6-7 лет. В дошкольном возрасте выделяют 3 периода:

младший дошкольный  возраст (3-4 г.);

средний дошкольный  возраст (4-5 лет);

 старший  дошкольный  возраст (5-7 лет).

Дошкольный  возраст имеет исключительно  важное значение для развития психики и личности ребенка. Его называют возрастом игры, поскольку именно игра — ведущая деятельность данного возраста. [2]

Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.

Сюжетно-ролевая игра - это модель взрослого общества, но связи между детьми в ней серьезные.

 

Введение

Дошкольный  возраст является ответственным  этапом детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.  Зная закономерности развития личности, мы можем создавать условия для её полноценного и гармоничного формирования. 

Игра  в дошкольном детстве имеет высокое  развивающее значение. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес  для дошкольников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность  ребенку проверить и развить  свои способности, включающие его в  соревнования с другими сверстниками. Участие дошкольников в таких  играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные  качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив. [6]

Вопрос  о природе и сущности игры изучали многие исследователи, такие, как: Гальперин П.Я., В.Л. Данилова, Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Среди подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (Лисина М.И.), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.). Каждый из этих подходов, выделяя какую-то сторону игры, в конечном счете, оказывается недостаточным для объяснения сущности, специфики детской игры в целом. Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Л.С. Выготский отмечал, что в дошкольном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность дошкольников [2]. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития» [2]. Отсюда - сущность проблемы заключается во влиянии игры на развитие личности ребенка. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

Цель работы: рассмотреть игру как средство формирования личности дошкольника.

Задачи:

  1. изучить, проанализировать и систематизировать психолого-педагогическую литературу по проблеме;
  2. раскрыть понятие «игра» и «сюжетно-ролевая игра»;
  3. рассмотреть классификацию игр для детей дошкольного возраста;
  4. определить роль игры в формирование личности дошкольника.

 

 

1. Характеристика социальной ситуации развития в дошкольном возрасте.

В дошкольном возрасте интересы ребенка перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей. Ребенок впервые психологически выходит за рамки семьи, за пределы  окружения близких людей. Взрослый начинает выступать не только как  конкретное лицо, но и как образ. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве: «ребенок — взрослый (обобщенный, общественный)». Обобщенный взрослый — это носитель общественных функций, т.е. водитель, милиционер, продавец, воспитатель, мама.

Конец раннего  детства знаменуется появлением у ребенка феномена "Я", когда  он начинает называть себя не по имени, а местоимением "Я". К трем годам  у ребенка возникает большое  стремление к самостоятельности, что  выражается в настойчивом "Я сам" и "Я хочу". Классическая психологическая ситуация — феномен «Я - сам». Внешне это выражается в противостоянии «хочу» ребенка и «нельзя» взрослого. Ребенок стремится действовать самостоятельно, вести себя «как взрослый». Внешне кризис трех лет проявляется несколькими важными симптомами. Л.С. Выгодский обозначает их как "семизвездие симптомов" этого возрастного критического периода:

1. Негативизм - отрицательная реакция и отказ  от выполнения определенных требований  взрослых.

2. Упрямство  - реакция на свое собственное  решение, которая заключается  в настойчивом требовании его  выполнения.

3. Строптивость -  протест против порядков, которые  существуют дома.

4. Своеволие  - реакция эмансипации от взрослого.

5. Обесценивание  взрослых - выражается в нередких  заявлениях в адрес взрослого.

6. Протест-бунт - проявляется в частых ссорах  с родителями.

7. Стремление  к деспотизму - проявляется в желании  властвовать и управлять поведением  взрослых. [3]

В результате кризиса 3-х лет происходит психологическое  отделение ребенка от взрослого, что создает предпосылки для  создания новой социальной ситуации развития. Ребенок выходит за пределы  своего семейного круга и установленных  отношений с миром взрослых людей. Центром социальной ситуации является взрослый как носитель общественной функции (взрослый - мама, врач и т.д.). В тоже время ребенок не в состоянии  реально участвовать в жизни  взрослых. Данное противоречие разрешается  в игре, как в ведущей деятельности.

 Межличностные  отношения (взаимоотношения) - это  многообразная и относительно  устойчивая система избирательных,  осознанных и эмоционально переживаемых  связей между членами контактной  группы. Несмотря на то, что межличностные  отношения актуализируются в  общении и в большей своей  части в поступках людей, сама  реальность их существования  значительно шире. Выражаясь образно,  межличностные отношения можно  уподобить айсбергу, у которого  лишь надводная его часть предстает  в поведенческих аспектах личности, а другая, подводная часть, большая,  чем надводная, остается скрытой.

 Рассмотрение  феномена детских отношений, на  фоне которых развертывается  конфликт, позволяет перейти к  его описанию и анализу. Межличностные  отношения дошкольников очень  сложны, противоречивы, нередко с  трудом интерпретируются. [8]

 Общение  с детьми - необходимое условие  психологического развития ребенка.  Потребность в общении рано  становится его основной социальной  потребностью. Общение со сверстниками  играет важную роль в жизни  дошкольника. Оно является условием  формирования общественных качеств  личности ребенка, проявления  и развития начал коллективных  взаимоотношений детей в группе  детского сада. Дети все имеют  разный характер.

 В  настоящее время в теории и  практике дошкольной педагогики  все большее значение придается  детской коллективной деятельности  на занятиях, как средству нравственного  воспитания. Совместная деятельность  объединяет детей общей целью,  заданием, радостями, огорчениями,  переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение  обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям  сверстников или убеждать их  в своей правоте, прилагать  усилия для достижения общего  результат. [3]

 

  1. Понятие игры. Подходы к классификации игр.

Игра  имеет социально-историческое происхождение. В первобытном родовом обществе, где ребенок был прямо приобщен к труду взрослых, ролевые игры отсутствовали. Игра выполняет функцию  преодоления разрыва межпоколенной  связи, передачи межпоколенного опыта. В историческом прошлом человечества игра, прежде всего, выполняла социализирующую  функцию, помогая освоить четко  очерченное поле «готовых» смыслов  деятельности.

Игра  — это особая форма освоения реальной социальной действительности путем  ее воспроизведения. Она представляет собой тип символико - моделирующей деятельности. Игра как модель содержит в себе «культурный код» детского развития (В.П. Зинченко). Игра — эмоционально насыщенная деятельность, она захватывает  ребенка целиком. Мотив игры лежит  в самом игровом процессе; формула  мотивации игры — не выиграть, а  играть. [12]

Игра - ведущий  вид деятельности ребенка дошкольного  возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими  людьми, использующий в своей деятельности определенные правила.

 Главное  изменение в поведении состоит  в том, что желания ребенка  отходят на второй план, и на  первый план выходит четкое  выполнение правил игры.

Разумеется, существуют различные подходы к  систематизации игр, исходя из их существенных признаков, отличающих одних от другого. В современной педагогической литературе изложен достаточно широкий спектр подходов к классификации игр. Остановимся лишь на некоторых. А.В. Запорожец и А.П. Усова разработали следующую классификацию:

 

«Игры творческие и их разновидности: игры — драматизации и строительные игры; подвижные игры; дидактические игры».

Несколько другой подход к классификации игры у Н.Я. Михайленко. Он предлагает следующий вариант:

. игры с правилами можно разделить на три подгруппы:

· подвижные  игры (салочки, прятки, классики и т.п.);

· сюжетные игры могут быть разделены на несколько  подгрупп: ролевые (когда ребенок  превращается (в доктора, маму, бабушку); режиссерские игры (разыгрывает сражения, управляя игрушечными солдатиками, управляет жизнью кукольной семьи); игра — драматизация (можно провести аналогию со спектаклем.)

На мой  взгляд интересный подход к классификации игр найден П.И. Пидкасистым  и Ж.С. Хайдаровым. Они предложили деление игр на два основных типа: естественные и искусственные игры.

Естественные  игры разделены на три рода:

· игры теплокровных животных и их детенышей;

· игры первобытных  людей и их детей;

· игры современных  детей на разных стадиях развития.

На два  больших рода разделены искусственные  игры: детских игр и результативных игр, например, «дочки-матери» или  «классики».

Род результативных игр имеет два основных класса:

· энергетические, которые характеризуются «выбросом  мускульной силы»; например, хоккей и  лапта;

· интеллектуальные объединены в три вида — абстрактные, символические и имитационные, которые  характеризуются большим «выбросом  умственной энергии». [10]

Особый  подход в классификации педагогической игры сделан Г.К. Селевко. Автор классифицирует педагогические игры по следующим параметрам игровых технологий:

· по области  деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические;

· по характеру  педагогического процесса: обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические;

Информация о работе Игра как средство формирования личности ребёнка дошкольного возраста