Игра как средство формирования личности ребёнка дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 11:40, реферат

Описание работы

Цель работы: рассмотреть игру как средство формирования личности дошкольника.
Задачи:
1. изучить, проанализировать и систематизировать психолого-педагогическую литературу по проблеме;
2. раскрыть понятие «игра» и «сюжетно-ролевая игра»;
3. рассмотреть классификацию игр для детей дошкольного возраста;
4. определить роль игры в формирование личности дошкольника.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...4
1. Характеристика социальной ситуации развития в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………….6
2. Понятие игры. Подходы классификация игр.…………………………...9
3. Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности дошкольника: сущность, компоненты игры……………………………………………………16
4. Роль игры в формировании личности дошкольника………………….24
Заключение…………………………………………………………………28
Список литературы…………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

Игра как средство формирования личности ребёнка дошкольного возраста.docx

— 60.02 Кб (Скачать файл)

5) В игре  зарождаются новые виды продуктивной  деятельности (рисование, лепка,  аппликация)

Когда ребенок  играет ту или иную роль, он не просто фиктивно переносится в чужую  личность; принимая на себя роль и входя  в нее, он расширяет, обогащает, углубляет  свою собственную личность. На этом отношении личности ребенка к  его роли основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и личности ребенка  в целом. [3].

Игра  теснейшим образом связана с  развитием личности, и именно в  период её особенно интенсивного развития – в детстве – она приобретает  особое значение.

В ранние годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой  формируется его личность. Игра –  первая деятельность, которой принадлежит  особенно значительная роль в развитии личности, в формировании её свойств  и обогащении её внутреннего содержания, морально-волевых качеств.

Различные формы серьезной деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся  в игровой деятельности детей. Игры органически связаны со всей культурой  народа; свое содержание они черпают  из труда и быта окружающих. [4]

Игра  подготовляет подрастающее поколение  к продолжению дела старшего поколения, формируя, развивая в нем способности  и качества, необходимые для той  деятельности, которую им в будущем  предстоит выполнять.

В игре проявляются  и удовлетворяются первые человеческие потребности и интересы ребенка; проявляясь, они в ней вместе с  тем и формируются. В игре формируются  все стороны психики ребенка.

В игре у  ребенка формируется воображение, которое заключает в себе и  отлет от действительности, и проникновение  в нее. Способности к преобразованию действительности в образе и преобразованию ее в действии, ее изменению закладываются и подготовляются в игровом действии; в игре прокладывается путь от чувства к организованному действию и от действия к чувству; словом, в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности; в ролях, которые ребенок, играя, на себя принимает, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка. В игре в той или иной мере формируются свойства, необходимые для учения в школе, обусловливающие готовность к обучению. [11].

 

Заключение.

Целью данной работы было рассмотрение игры, как средства нравственного формирования личности дошкольника.

В ходе работы была проанализирована научно-практическая литература, что позволило изучить закономерности развития дошкольника, выявить особенности формирования личности в процессе игры. Были определены основные теоретические подходы по проблемам формирования личности.

Игра  является ведущей деятельностью  дошкольника, приводящей к возникновению  новообразований, и средством педагогического воздействия по средствам игры. Особое внимание уделили сюжетно-ролевым и дидактическим играм, а также и другим играм, которые способствуют развитию личности дошкольника.

 В процессе игровой деятельности (будь то сюжетно-ролевая или дидактическая игра) ребенок приобретает новый социальный опыт, который переносит в жизнь. 

Игровой метод включения ребенка в  деятельность предполагает личностный подход, когда воспитатель ориентирован на личностный подход в целом. Игра – не развлечение, а особый метод  вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности, позволяющий развивать личность дошкольника.

Игра, как  способ познания действительности, есть одно из главных условий развития детского воображения. Не воображение  порождает игру, а деятельность ребенка, познающего мир, творит его фантазию, его воображение. Игра подчиняется  законам реальности, а ее продуктом  может быть мир детской фантазии, детского творчества. Игра формирует  познавательную активность и саморегуляцию, позволяет развивать внимание и  память, создает условия для становления  абстрактного мышления. Игра для младших  школьников – любимая форма деятельности. В игре, осваиваются игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях.

Список литературы.

  1. Артёмова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.: «Просвещение», 2003.
  2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в    детстве: Норма и отклонения. М.: Педагогика, 2003 г.
  3. Богуславская З. М. , Смирнова Е. О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста». М.: «Просвещение», 2002 г.
  4. Венгер Л.А., Мухина В.С.  Психология. М., 2003 г. Психология   личности т.2 // Под ред. Д.Я. Райгородского.
  5. Диагностика развития и воспитания дошкольников. М.В. Корепанова,   Е.В. Харламова. Москва 2005г.
  6. Ковалёв А.Г. Психология личности. М. 2005 г.
  7. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция  психологического развития дошкольника. Минск, 2004 г.
  8. Корепанова М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников.  
  9. Люблянская А.А. Детская психология. М., 2003 г.
  10. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. М., 2002 г.
  11. Мухина В.С. «Психология дошкольника». М.: «Просвещение», 2004
  12. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2004 г.
  13. Психолог в д/с 2006 №1 стр.24 // Е.А. Бирюкевич.
  14. Психология личности т.2 // Под ред. Д.Я. Райгородского. 2004 г.
  15. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учебное    пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений // Под ред.  И.В. Дубровиной.
  16. Практикум по возрастной и педагогической психологии.//Под  

редакцией И.В. Дубровиной. М.: Академия, 2004.

  1. Смирнова Е.О. Детская психология. М., 2003.
  2. Смирнова Е.О. Развитие отношения к сверстникам в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. - 1996. - №3
  3. Урунтаева Г.А. Дошкольника психология. Учебное пособие. М., 2003.
  4. Фонарева А.М. Развитие личности ребенка. М.,2000.
    1. Психолог в д/с 2006 №1 стр.24 // Е.А.Бирюкевич.

 


Информация о работе Игра как средство формирования личности ребёнка дошкольного возраста