Игра как средство формирования личности ребёнка дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 11:40, реферат

Описание работы

Цель работы: рассмотреть игру как средство формирования личности дошкольника.
Задачи:
1. изучить, проанализировать и систематизировать психолого-педагогическую литературу по проблеме;
2. раскрыть понятие «игра» и «сюжетно-ролевая игра»;
3. рассмотреть классификацию игр для детей дошкольного возраста;
4. определить роль игры в формирование личности дошкольника.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...4
1. Характеристика социальной ситуации развития в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………….6
2. Понятие игры. Подходы классификация игр.…………………………...9
3. Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности дошкольника: сущность, компоненты игры……………………………………………………16
4. Роль игры в формировании личности дошкольника………………….24
Заключение…………………………………………………………………28
Список литературы…………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

Игра как средство формирования личности ребёнка дошкольного возраста.docx

— 60.02 Кб (Скачать файл)

· по игровой  методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации;

· по предметной области: математические, химические, биологические, физические, экологические, музыкальные, театральные. Литературные, трудовые, технические, производственные, физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные, обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие;

· по игровой  среде: без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, телевизионные, технические  средства обучения (ТСО), технические  со средствами передвижения.

Другие  педагоги учреждений дополнительного  образования как практики классифицируют игры по следующим видам (О.А. Данилина, муниципальное образовательное  учреждение «Агнесс», г. Нижний Новгород):

· малоподвижные  игры. Участников игры может быть любое  количество, дети играют сидя или стоя на месте. Проводятся тогда, когда нужно  выбрать будущих участников для  игры в зале, на сцене, или эстафетной игры. Может быть использована, когда  возникла пауза в ходе праздника, концерта или в кругу друзей;

· эстафетные игры — это состязание двух или  больше команд в беге, быстроте реакции, в смекалке, эрудиции, творческих возможностях. Задания могут быть связаны с  переноской предметов, бегом с неустойчивыми  предметами, аттракционами с завязанными глазами, творческими заданиями (пантомимы, ребусы, вопросы викторины, песенные конкурсы). В эстафетной игре могут быть задания для всей команды или отдельно для девочек и мальчиков, для болельщиков;

· аттракционы  подразделяются на зрелищные и организуемые на площадке. Зрелищные аттракционы — это игры-состязания между двумя или несколькими участниками в ловкости, силе, меткости, быстроте реакции, умении ориентироваться в темноте. Все остальные дети являются болельщиками, зрителями;

· аттракционы  имеют небольшой запас зрелищности, потому что скоротечны. В их организации  важно использовать яркие реквизиты: мячи, кегли, кубы, маски и т.д. Аттракционы  для площадки — это игры на предельное метание, ловкость, выдержку и терпение;

· игры со сцены — это, во-первых, игры для  всего зрительного зала: когда  организатор задает вопрос, а ответ  звучит хором; когда дети исполняют  хоровую песню или проводится песенный аукцион; когда проводится малоподвижная игра, где участники, сидя на месте, совершают действия (хлопают, топают и т.д.).

Во-вторых, игра со сцены может быть с отдельным  участником из зала, приглашенным на сцену, с которым проводится зрелищный  аттракцион.

В-третьих, игра для двух или более команд, с которыми проводится эстафетная игра. Важно учесть при организации  хорошую видимость из зала того, что происходит на сцене, и все  задания должны нести запас зрелищности. Популярны среди подростков и  молодежи также конкурсные программы: КВН, «Джентельмен-шоу», «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?».

· массовые подвижные игры, связанные с передвижением, перестроением всех игроков под  музыку, где дети танцуют и поют. В них принимает участие большое  количество детей. Проводить игры можно  в фойе или на улице. Чаще всего  эти игры организуются на новогоднем празднике, масленице, празднике Нептуна  и др., ими можно начинать или  заканчивать большие уличные мероприятия. Таким образом, рассматривая разные подходы в классификации игр, необходимо уяснить, что игра — это не только детская деятельность или «деловая» игра. [16]

Каждый  вид игры выполняет свою функцию  в развитии ребенка. Наблюдаемое  сегодня в теории и практике стирание граней между самодеятельными и  обучающими играми недопустимо. В дошкольном возрасте выделяются три класса игр:

  • игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры;
  • игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;
  • игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей. [12]

Каждый  из перечисленных классов игр, в  свою очередь, представлен видами и  подвидами. Так, в состав первого  класса входят: игра – экспериментирование  и сюжетные самодеятельные игры –  сюжетно-образовательная, сюжетно-ролевая, режиссерская и театрализованная. Этот класс игр представляется наиболее продуктивным для развития интеллектуальной инициативы, творчества ребенка, которые  проявляются в постановке себе и  другим играющим новых игровых задач; для возникновения новых мотивов  и видов деятельности. Именно игры, возникающие по инициативе самих  детей, наиболее ярко представляют игру как форму практического размышления  на материале знаний об окружающей действительности значимых переживаний  и впечатлений, связанных с жизненным  опытом ребенка. Именно самодеятельная игра является ведущей деятельностью  в дошкольном детстве. Содержание самодеятельных игр «питается» опытом других видов  деятельности ребенка и содержательным общением с взрослыми.

Второй  класс игр включает игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические  и другие) и досуговые, к которым  следует отнести игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные. Все игры могут быть и самостоятельными, но они никогда не являются самодеятельными, так как за самостоятельностью в них стоит выученность правил, а не исходная инициатива ребенка в постановке игровой задачи.

Воспитательное  и развивающее значение таких  игр огромно. Они формируют культуру игры; способствуют усвоению социальных норм и правил; и, что особенно важно, являются, наряду с другими видами деятельности, основой самодеятельных игр, в которых дети могут творчески  использовать полученные знания.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Использование дидактических игр как средство обучения дошкольников определяется рядом причин:

опора на игровую деятельность, игровые формы  и приемы – это наиболее адекватный путь включения детей в учебную  работу;

освоение  учебной деятельности, включение  в нее детей идет медленно;

имеются возрастные особенности детей, связанные  с недостаточной устойчивостью  и произвольностью внимания, преимущественно  произвольным развитием памяти, преобладанием  наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов;

недостаточно  сформирована познавательная мотивация. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Существуют значительные трудности адаптации при поступлении в школу. Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей. Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

1)дидактическая  задача;

2)игровые  действия;

3)правила  игры;

4)результат.

Третий класс игр – традиционные или народные. Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучаемым и досуговым. [18]

Предметная  среда народных игр также традиционна, они сами, и чаще представлена в  музеях, а не в детских коллективах. Исследования, проведенные в последние  годы, показали, что народные игры способствуют формированию у детей универсальных  родовых и психических способностей человека (сенсомоторной координации, произвольности поведения, символической  функции мышления и другие), а  также важнейших черт психологии этноса, создавшего игру. [15]

Для обеспечения  развивающего потенциала игр нужны  не только разнообразные игрушки, особая творческая аура, создаваемая взрослыми, увлеченными работой с детьми, но и соответствующая предметно-пространственная среда.

Для педагогов  важно продумать поэтапное распределение  игр, в том числе и дидактических, на уроке. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая  игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе  урока игра должна отвечать следующим  требованиям: быть интересной, доступной, увлекательной, включать детей в  разные виды деятельности. Следовательно, игра, может быть проведена на любом  этапе урока, а также на уроках разного типа. Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана  с другими формами обучения и  воспитания дошкольников.

 

  1. Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности дошкольника: сущность, компоненты игры.

В раннем детстве ребенок осваивает действия с предметами ближайшего окружения. Возрастающее стремление к самостоятельности и потребность поступать как взрослый приводит к тому, что малыш стремится подражать взрослым во всем. Ему уже недостаточно совершать только бытовые действия. Он хочет водить машину, лечить людей, продавать продукты. Но сделать это в реальной жизни невозможно. Создавшееся противоречие между желаемым и возможным приводит к возникновению сюжетно-ролевой игры, где ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его функции понарошку. Выдающийся психолог А.Н.Леонтьев подчеркивал: «...Овладение ребенком более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности может совершаться только в игре». Малыш, моделируя деятельность взрослых в игре, расширяет сферу, в которой он может действовать. А.В.Запорожец писал: «Игра позволяет воссоздать в активной, наглядно-действенной форме неизмеримо более широкие сферы действительности, далеко выходящие за пределы личной практики ребенка. В игре дошкольник с помощью своих движений и действий с игрушками активно воссоздает труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними и т.д. Тем самым складываются необходимые условия для осознания ребенком новых областей действительности, а вместе с тем и для развития соответствующих способностей». [15]

Сюжетно-ролевая  игра имеет социальную природу и  строится на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение ребенка в игре опосредуется образом другого человека. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых.

Д.Б. Эльконин, рассмотрев структуру сюжетно-ролевой игры, показал, что центральным компонентом ее выступает роль - соответствующий принятым в обществе нормам, правилам способ поведения людей в различных ситуациях.

Выполнение  роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения.

Дошкольник  встает на позицию другого человека, причем не одного, а разных. В пределах одного сюжета малыш «смотрит» на ситуацию глазами нескольких людей. Сегодня девочка выполняет роль мамы, а завтра - дочки. Она понимает, как важно, чтобы мама заботилась о своих детях, и как необходимо, чтобы дочка была послушной. Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми.

Игра на один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней.

- роль (главная, второстепенная);

- игрушки,  игровой материал;

-игровые действия (те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком)

Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность - режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самим  процессом выполнения действий и  подчас забывают о результате - для  чего и для кого они это сделали. [18]

 Для  средних дошкольников главное  - отношения между людьми, игровые  действия производятся ими не  ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому 5-летний ребенок, никогда не забудет "нарезанный" хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий - сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот.

 Для  старших дошкольников важно подчинение  правилам, вытекающим из роли, причем  правильность выполнения этих  правил ими жестко контролируется. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение. Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью ("Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!").

 В  развитии игры выделяются 2 основные  фазы или стадии. Для первой  стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение  логики реальных действий людей;  содержанием игры являются предметные  действия. На второй стадии (5-7 лет)  моделируются реальные отношения  между людьми, и содержанием игры  становятся социальные отношения,  общественный смысл деятельности  взрослого человека.

Информация о работе Игра как средство формирования личности ребёнка дошкольного возраста