Игра как средство формирования личности ребёнка дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 11:40, реферат

Описание работы

Цель работы: рассмотреть игру как средство формирования личности дошкольника.
Задачи:
1. изучить, проанализировать и систематизировать психолого-педагогическую литературу по проблеме;
2. раскрыть понятие «игра» и «сюжетно-ролевая игра»;
3. рассмотреть классификацию игр для детей дошкольного возраста;
4. определить роль игры в формирование личности дошкольника.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...4
1. Характеристика социальной ситуации развития в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………….6
2. Понятие игры. Подходы классификация игр.…………………………...9
3. Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности дошкольника: сущность, компоненты игры……………………………………………………16
4. Роль игры в формировании личности дошкольника………………….24
Заключение…………………………………………………………………28
Список литературы…………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

Игра как средство формирования личности ребёнка дошкольного возраста.docx

— 60.02 Кб (Скачать файл)

Ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте - сюжетно - ролевая игра. Сюжетно-ролевая  игра глубоко и всесторонне изучена  в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, А.П. Усовой, Ф.И. Фрадкиной и др. Рассмотрим основные стороны детской игры: содержание и сюжет. Развитие сюжетной и содержательной сторон детской игры показывает все более глубокое проникновение ребенка в жизнь окружающих взрослых. Сюжет — отражаемая в игре область, сторона действительности. Разнообразие сюжетов увеличивается по мере знакомства ребенка с новыми аспектами жизни взрослых: игра «в семью», «в доктора», «в магазин», «в погоню» и т.д. Младшие дошкольники заимствуют сюжеты из наблюдения повседневной жизни своей семьи, близкого окружения.

Сюжетно-ролевая  игра позволяет малышу понять мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывает ее общественный смысл. Если первоначально в выборе роли главное место занимает ее внешняя привлекательность: бескозырка, фонендоскоп, погоны, то в процессе игры раскрывается ее социальная польза. Теперь ребенок понимает, что воспитатель воспитывает детей, врач их лечит. [12]

 С  расширением кругозора старшие  дошкольники черпают сюжеты из  книг, мультфильмов, фильмов. В одном  из телесюжетов была показана игра двух детей с нелегкой судьбой, находившихся в тот момент в приемнике-распределителе. Их любимая игра — игра «в рэкетиров». Мальчик и девочка запирали, «пытали» жертву (куклу), добиваясь «возврата долга». Воспитатели детских садов в последние годы обратили внимание на значительное увеличение игр детей «в милиционеров и бандитов», «в зачистку», а то и просто «в бандитов». Учитывая замечание Д.Б. Эльконина о том, что обычно любимыми детскими ролями бывают роли тех людей, которые «занимают особое место в обществе, на которых сконцентрировано общественное внимание», можно посмотреть на современную социальную действительность и с этой, важной для будущего, точки зрения. Содержание игры — то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности и отношений взрослых; то, какие именно действия и взаимоотношения людей воспроизводятся им в игровой форме. Отношения «человек — человек» могут быть воссозданы в собственной деятельности ребенка по-разному, в зависимости от того, насколько глубоко он понимает сущность той или иной деятельности взрослых. [19]

Содержательная  сторона игры развивается и углубляется  на протяжении дошкольного детства. В младшем дошкольном возрасте в  игре находит отражение внешняя  сторона деятельности. Дети воспроизводят  предметные действия, характерные для  той или иной роли. Игра «в больницу»  — это «лечебные» манипуляции  с условным градусником, шприцем  и т.п. Роль взрослого (в данном случае врача) рождается из фактически производимых действий, логика которых не всегда соответствует реальной и легко нарушается. Далее содержанием игры становятся внешние социальные отношения (чаще всего профессиональные) и социальная иерархия. Это ролевые взаимоотношения водителя и пассажиров, командира и подчиненных, продавца и покупателя, врача и пациента — «кто главней?», «кто и что должен делать?».

 Наивысший уровень развития ролевой игры в старшем дошкольном возрасте связан с выделением внутренней, смысловой сущности деятельности человека. В этом случае предметом ориентировки становятся мотивы, морально-нравственные основания, общественный смысл человеческой деятельности. Роль доктора теперь переосмысливается как персонализация таких качеств, как доброта, сочувствие, воплощение стремления помочь другому, вплоть до самопожертвования.

У старших  дошкольников количество выполняемых  ролей расширяется примерно до 10, из которых 2-3 становятся любимыми. Ролевое поведение регулируется правилами, которые составляют центральное ядро роли. Ребенок действует не так, как хочет, а так, как надо. Выполняя роль, он сдерживает свои непосредственные побуждения, поступается личными желаниями и демонстрирует общественно одобряемый образец поведения, выражает нравственные оценки. [17]

Структура сюжетно - ролевой игры в развитой форме включает роль, воображаемую ситуацию и игровые действия. Взятая ребенком на себя роль взрослого человека и связанные с ней действия составляет основную единицу игры (Д.Б. Эльконин), «конституирующий момент в игре» (А.Н. Леонтьев). Роль содержит правила поведения. Игровые действия — способы осуществления роли. Они имеют обобщенный характер. Это всегда воспроизведение общего, типического, чаще всего социальной функции взрослых: «доктора вообще», «командира вообще». Игры «в животных» не являются в данном случае исключением. Злой волк, хитрая лисица, храбрый заяц выступают в качестве носителей обобщенных человеческих свойств и функций, с помощью этих ролей воссоздаются вполне реалистические человеческие отношения. Роль как ведущий компонент игры формируется постепенно. Выше мы говорили об этом как о предпосылках возникновения ролевой игры в раннем возрасте. Игровые предметы замещают другие, происходит перенос значения с одного предмета на другой. Возникает воображаемая (мнимая) ситуация. Л.С. Выготский говорил о расхождении видимого пространства и смыслового поля как наиболее существенной характеристике воображаемой ситуации. Игра осуществляется не в видимом, а в смысловом поле. Это означает, что ребенок действует в игре с тем, чем предмет является по смыслу (например, скачет «на лошади», хотя вместо реальной лошади использует предмет заместитель — палку). Символизация детской игры состоит в том, что предметная сторона деятельности сокращается, становится символической. Игровые действия носят изобразительный характер, они схематичны, иногда лишь обозначаются, освобождены от операционально-технической оснастки, но сосредоточены на воспроизведении системы отношений между людьми. Игра чувствительна к сфере человеческих отношений, к сфере профессиональных ролевых функций, моральной и нравственной стороне человеческой деятельности. В ней происходит проникновение ребенка в мотивы и смыслы человеческих действий. В игре рождается и формируется воображение. Воображение - это действие в смысловом поле, которое является предтечей символического мышления.

Взаимоотношения детей в ситуации совместной игры носят различный характер. Это  и отношения по сюжету и роли —  игровые; и взаимоотношения детей  как партнеров, выполняющих общее  дело, — реальные. Взаимодействуя в  игре, дети учатся общаться, согласовывать  свои точки зрения. История становления  координации игровых взаимодействий на протяжении раннего и дошкольного  детства включает несколько этапов. Среди них: игра в одиночку; игра-наблюдение; параллельная игра — игра рядом, но не вместе; ассоциативная игра, игра - сотрудничество; совместная, коллективная игра.

Важная  линия генезиса игры связана с  проблемой овладения ребенком собственным  поведением. В сюжетно-ролевой игре необходимо возникает процесс подчинения ребенка определенным правилам. Л.С. Выготский указывал, что игра представляет собой школу произвольности, воли и морали. Закон развития игры выражает генетическую связь предметных, процессуальных игр раннего детства и игр с правилами, которые возникают в уже старшем дошкольном возрасте. [19]

Игры  подражательно-процессуальные характеризуются  тем, что в них игровая роль и воображаемая ситуация открыты, а  правило скрыто. Сюжетная игра на протяжении дошкольного возраста претерпевает трансформации; различают такие  ее разновидности: сюжетно - ролевая  игра, режиссерская игра, игра-драматизация. Однако во всякой ролевой игре заключены  определенные правила, которые вытекают из взятой на себя ребенком роли (например, как должна вести себя мама, или  разбойники, или потерпевшие кораблекрушение). Игра с правилами — это игра со скрытой воображаемой ситуацией, скрытой игровой ролью и открытыми правилами. В игре с зафиксированными правилами внутренне заключена задача (например, в игре «в классики» нужно достичь цель, соблюдая ряд условий, о которых специально договариваются).

В сюжетно-ролевой  игре между детьми складываются ролевые  и реальные отношения.

Первые  определяют выбор и распределение  ролей, проявляются в разнообразных репликах, замечаниях, требованиях, которые регулируют ход игры. Распределение ролей - важный момент в возникновении игры. Нередко ребенок-лидер навязывает товарищам неинтересные роли, а сам берет на себя самую привлекательную, не считаясь с желаниями других. Если детям не удается договориться о распределении ролей, то игра распадается или кто-то из ребят выходит из нее.

Чем старше ребенок, тем более выражено его  стремление к совместной со сверстниками игре, тем больше он склонен согласиться выполнять непривлекательную роль только ради того, |" чтобы войти в игровое объединение. Он сдерживает свои личные желания и подчиняется требованиям других детей.

Реальные  отношения в сюжетно-ролевой игре имеют место и тогда, когда  ребенок как бы временно выходит из роли и дает другому указания, касающиеся дальнейшего хода игры, соблюдения правил. [19]

Второй  вид отношений, возникающих в  игре, составляют реальные отношения. Реальные отношения нередко противоречат игровым. Чем старше ребенок, тем чаще конфликт между ролевыми и реальными отношениями разрешается в пользу последних. Реальные отношения в игре не менее важны, чем ролевые. Нарастающая с возрастом потребность играть совместно со сверстниками ставит малыша перед необходимостью выбрать сюжет, распределить роли, проконтролировать ролевое поведение партнера, что приводит к развитию коммуникативных умений и навыков.

 

 

 

 

4. Роль игры в формировании личности дошкольника.

Личность  формируется в условиях конкретно  – исторического существования  человека, в деятельности (трудовой, учебной и др.). Ведущую роль в  процессах формирования личности играют обучение и воспитание, которые осуществляются в группах и коллективах.

Понятие «формирование личности» употребляется  в двух смыслах. Первый – формирование личности как её развитие, его процесс  и результат. Взятое в этом значении понятие формирования личности является предметом психологического изучения, в задачу которого входит выяснение  того, что есть (находится в наличии, экспериментально выявляется, обнаруживается) и что может быть в развивающейся  личности в условиях целенаправленных воспитательных воздействий. Это собственно психологический подход к формированию личности. [4]

Второй  смысл — формирование личности как ее целенаправленное воспитание. Это собственно педагогический подход к вычленению задач и способов формирования личности. Педагогический подход предполагает необходимость выяснить, что и как должно быть сформировано в личности, чтобы она отвечала социально обусловленным требованиям, которые предъявляет к ней общество. [5]

Значение  игры для психического развития ребенка  дошкольного возраста велико. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что значение игры «определяется тем, что она затрагивает наиболее существенные стороны психического развития личности ребенка в целом, развития его сознания». Главные линии влияния игры на развитие психики:

1. Развитие  мотивационно - потребностной сферы: ориентация в сфере человеческих отношений, смыслов и задач деятельности; формирование новых по содержанию социальных мотивов, в частности стремления к общественно значимой и оцениваемой деятельности; формирование обобщенных сознательных намерений; возникновение соподчинения, иерархии мотивов.

2. Развитие  произвольности поведения и психических  процессов. Главный парадокс игры  состоит в зарождении функции  контроля внутри свободной от  принуждения, эмоционально насыщенной  деятельности. В ролевой игре  ребенок ориентируется на образец  действия (эталон), с которым он  сравнивает свое поведение, т.е.  контролирует его. В ходе игры  создаются благоприятные условия  для возникновения предпосылок  произвольного внимания, произвольной  памяти, произвольной моторики.

3. Развитие  идеального плана сознания: стихийный  переход от мышления в действиях  (через этап размышления о предмете  заместителе) к мышлению в плане  представлений, к собственно умственному  действию.

4. Преодоление  познавательного эгоцентризма ребенка.  Познавательная децентрация формируется «двойной позицией играющего» (страдает как пациент и радуется как хорошо исполняющий свою роль), координацией различных точек зрения (отношения «по роли» и реальные партнерские взаимодействия, соотнесение логики реального и игрового действия). Закладываются основы рефлексивного мышления — способности анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями.

5. Развитие  чувств, эмоциональной саморегуляции поведения.

6. Внутри  игры первоначально возникают  другие виды деятельности (рисование,  конструирование, учебная деятельность).

7. Развитие  речи: игра способствует развитию  знаковой функции речи, стимулирует  связные высказывания.

А.В.Запорожец  писал: «Особое значение имеют психические изменения, происходящие в игре, которые заключаются не в переходе отдельных действий из материального в идеальный, умственный план, а в формировании у ребенка на основе внешней игровой деятельности самого этого умственного плана, в развитии способности создавать системы обобщенных, типичных образов окружающих предметов и явлений и затем совершать различные их мысленные преобразования, подобные тем, которые совершались реально с материальными объектами».

1) В игре  ребенок учится полноценному  общению со сверстниками.

2) Учиться  подчинять свои импульсивные  желания правилам игры. Появляется  соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо".

3) В игре  интенсивно развиваются все психические  процессы, формируются первые нравственные  чувства (что плохо, а что  хорошо).

4) Формируются  новые мотивы и потребности  (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).

Информация о работе Игра как средство формирования личности ребёнка дошкольного возраста