Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 00:37, курсовая работа
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки
полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими.
Введение………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы использования игры в процессе обучения…….6
1. 1. История вопроса……………………………………………………..........6
1.2. Психологические основы игры…………………………………………..9
1.3 Развитие творческой активности младших школьников в процессе реализации игровой педагогической технологи..............................................11
2. Исследовательский материал……………………………………………....19
2.1 Констатирующий этап………………………………………….…...……..19
2.2 Формирующий этап......................................................................................22
2.3 Контрольный этап………….…………………………………...………….26
Заключение…………………………………………………………...………...30
Список использованной литературы................................................................ 31
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические основы использования игры в процессе обучения…….6
1. 1. История вопроса………………………………………
1.2. Психологические основы игры…………………………………………..9
1.3 Развитие творческой
2. Исследовательский материал…………
2.1 Констатирующий этап……………………………
2.2 Формирующий этап..............
2.3 Контрольный этап………….………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы....................
Введение
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки
полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Интересная игра повышает
умственную активность ребенка,
Играя, дети учатся
применять свои знания и
Игра занимает большое
место в системе физического,
нравственного, трудового и
Игра имеет большое
образовательное значение, она тесно
связана с обучением на
Они учатся решать
самостоятельно игровые задачи,
находить лучший способ
Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремлении подрожать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности ребенка, который начинает складываться еще в дошкольном детстве.
Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения.
Актуальность проблемы определила выбор темы моей курсовой работы. Анализ работ Пидкасистого П. И., Хайдарова Ж. С.[4], Эльконина Д. В.[8], Менджерицкая Д. В.[3], Хейзинга И.[5] и других позволили определить цель и задачи исследования.
Цель данной работы: раскрыть методику игровой деятельности в процессе обучения,
проанализировать
Цели способствуют решению следующих задач:
* на основе изученной литературы определить назначение игровой
деятельности в учебном
* установить, как часто используются игры в организации учебного
процесса, и на сколько это эффективно;
Вышеуказанные задачи определили круг методов педагогического исследования:
* беседа.
* анкетирование.
* наблюдение.
Слово « игра », « играть » в русском языке чрезвычайно многозначны. Слово «игра » употребляется в значении развлечения, в переносном значении. Е.А.Покровский говорит, что понятие об « игре » вообще имеет некоторую разницу у разных народов. Так у древних греков слово « игра » означало собою действия, свойственные детям, выражая главным образом то, что у нас называется «придаваться ребячеству ». У евреев слово « игра » соответствовало понятие о шутке и смехе. В последствии на всех европейских языках словом « игра » стали обозначать обширный круг действий человеческих, с одной стороны не претендующих на тяжелую работу, с другой – доставляющих людям веселье и удовольствие.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
1.1. История вопроса
Слово « игра » не является научным понятием в строгом смысле этого слова.
Может быть именно потому, что целый ряд исследователей пытались найти нечто общее между самыми разнообразными и разнокачественными действиями, обозначенными словом « игра », мы и не имеем до настоящего времени удовлетворительного разграничения этих деятельностей и удовлетворительного объяснения разных форм игры.
Исследования путешественников и этнографов, содержащие материал о положении ребенка в обществе, находящемся на относительно низком уровне истории развития, дают достаточно оснований для гипотезы о возникновении и развитии детской игры.
На разных стадиях развития общества, когда основным способом добывания пищи являлось собирательство с применением простейших орудий, игры не существовало.
Дети рано включались в жизнь взрослых. Усложнение орудий труда, переход к охоте, скотоводству, мотыжному земледелию привели к существенному изменению положения ребенка в обществе. Возникла потребность в специальной подготовке будущего охотника, скотовода и тому подобных. В связи с этим взрослые начали изготовлять орудия, являющиеся точной копией орудий взрослых, но меньшего размера, специально приспособленных для детей. Возникли игры –упражнения .
Детские орудия увеличивались вместе с ростом ребенка, постепенно приобретая все свойства орудий труда взрослых. Общество в целом чрезвычайно заинтересовано в подготовке детей к участию в будущем в самых ответственных и важных областях труда, и взрослые всячески содействуют играм-упражнениям детей, над которыми надстраиваются игры-соревнования, являющиеся своеобразным экзаменом и общественным смотром достижения детей. В дальнейшем появляются сюжетно-ролевая
(или сюжетная) игра. Игра, в которой ребенок принимает на себя и выполняет роль, соответственно каким-либо действиям взрослых. Дети, предоставленные самим себе, объединяются и организуют свою особую игровую жизнь, воспроизводящую в основных чертах общественного отношения и трудовую деятельность взрослых.
Историческое развитие
игры не повторяется. В
Таким образом, детство неотделимо от игры. Чем больше детства в культуре, тем важнее игра для общества.
Задолго до того, как
игра стала предметом научных
исследований, она широко использовалась
в качестве одного из важнейших средств
воспитания детей. Время, когда воспитание
выделилось в особую общественную функцию,
уходит вглубь веков, и в такую же глубь
веков уходит и использование игры как
средство воспитания. В различных педагогических
системах игре придавалась разная роль,
но нет ни одной системы, в которой в той
или иной мере не отводилось бы место в
игре.
Игре приписывают самые разнообразные функции, как чисто образовательные, так и воспитательные, поэтому возникает необходимость более точно определить влияние игры на развитие ребенка и найти её место в общей системе воспитательной работы учреждений для детей.
Необходимо более точно определить те стороны психического развития и формирования личности ребёнка, которые по преимуществу развиваются в игре или испытывают лишь ограниченное воздействие в других видах деятельности.
Исследование значения
игры для психического
Главнейшим является значение игры для мотивационно - потребностной сферы ребёнка. Согласно работам Д. Б. Эльконина [8; с.274], проблема мотивов и потребностей выдвигается на первый план.
В основе трансформации игры при переходе от периода предошкольного к дошкольному детству лежит расширение круга человеческих предметов, овладение которыми встаёт теперь перед ребенком как задача и мир которых осознается им в ходе его дальнейшего психического развития само расширение круга предметов, с которыми ребёнок хочет действовать самостоятельно, является вторичным. В его основе лежит «открытие» ребёнком нового мира, мира взрослых с их деятельностью, их функциями, их отношениями. Ребёнок на границе перехода от предметной к ролевой игре ещё не знает ни общественных отношений взрослых, ни общественных
функций, ни общественного смысла их деятельности. Он действует в направлении своего желания, объективно ставит себя в положение взрослого, при этом происходит эмоционально-действенная ориентация в отношении взрослых и смыслах их деятельности. Здесь интеллект следует за эмоционально-действенным переживанием. Игра выступает как деятельность, имеющая ближайшее отношение к потребностной сфере ребёнка. В ней происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает осознание своего ограниченного места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым. Значение игры не ограничивается тем, что у ребёнка
возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. Гипотетически можно представить себе, что именно в игре происходит переход от непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщённых намерений, стоящих на грани сознательности.
1.2. Психологические основы игры
Прежде чем говорить о развитии умственных действий в процессе игры,
необходимо перечислить
формирование всякого
* этап формирования действия на материальных предметах или их
материальных моделях-
* этап формирования того же действия в плане громкой речи;
* этап формирования собственно умственного действия.
Рассматривая действия ребёнка в игре, легко заметить, что ребёнок уже
действует со значениями предметов, но еще опирается при этом на их
материальные заместители - игрушки. Анализ развития действий в игре
показывает, что опора на предметы - заместители и действия сними все больше сокращаются.
Если на начальных этапах развития требуется предмет - заместитель и
относительно развернутое
Путь развития к действиям в уме оторванными от предметов значениями есть одновременно возникновение предпосылок для становления воображения. Игра выступает как такая деятельность, в которой происходит формирование предпосылок к переходу умственных действий на новый, более высокий этап – умственных действий с опорой на речь. Функциональное развитие игровых действий вливается онтогенетическое развитие, создавая зону ближайшего развития умственных действий.
В игровой деятельности
происходит существенная
А. В. Запорожец [1; с.139] первым обратил внимание на то, что характер
движений, выполняемых ребенком в условиях игры и в условиях прямого задания, существенно различен. Он же установил, что в ходе развития меняется структура и организация движений. В них явно вычленяется фаза подготовки и фаза выполнения.
Эффективность движения,
так и его организация
Ига представляет собой первую доступную для школьника форму деятельности, которая предполагает сознательное воспитание и усовершенствование новых действий.
Игра
имеет значение и для
Информация о работе Игровая деятельность в образовательном процессе начальной школы