Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 00:37, курсовая работа
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки
полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими.
Введение………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы использования игры в процессе обучения…….6
1. 1. История вопроса……………………………………………………..........6
1.2. Психологические основы игры…………………………………………..9
1.3 Развитие творческой активности младших школьников в процессе реализации игровой педагогической технологи..............................................11
2. Исследовательский материал……………………………………………....19
2.1 Констатирующий этап………………………………………….…...……..19
2.2 Формирующий этап......................................................................................22
2.3 Контрольный этап………….…………………………………...………….26
Заключение…………………………………………………………...………...30
Список использованной литературы................................................................ 31
5. Подведение итогов: Ну, вот и всё, наш урок подходит к концу. Сегодня мы побывали в осеннем сказочном лесу, познакомились с различными видами длительностей и выучили красивую песенку. До свидание.
АНАЛИЗ УРОКА:
Проведение этого урока
НАУЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
Цель наблюдения: Использование игровых методов на уроке музыки в начальных классах.
Наблюдение ведётся в
План наблюдения
1. Какие виды игровых технологий
использовались на данном
2. Эмоциональная отзывчивость
3. Уровень усвоения знаний
4. Активизация творческой
Вывод
Наблюдение данного урока
2.2. Формирующий этап
ЦЕЛЬ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭТАПА: Повысить уровень знаний ребёнка, поднят его на ступень выше в развитии.
МЕТОДЫ: педагогический эксперимент.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема четверти: «Волшебный мир звуков»
Тема урока: «Каких чудес припас нам вечер?»
Тип урока:
Образовательная: обобщить представления детей о разнообразии звуков, о способности музыки отражать окружающий мир и настроение человека.
Воспитательная: воспитать у детей здоровый интерес к музыке; воспитать в детях высокое понимание ценностей в музыке.
Развивающая: развить творческую деятельность учеников; развивать слуховое внимание и звуковое воображение детей; дифференцировать и накапливать динамические и регистровые слуховые представления; развивать звуко-высотный слух и ритмическое чувство учеников; обобщить инструментальные, речевые, певческие и пластические исполнительские умения; развивать творческую самостоятельность, навык переноса умений на новый художественный материал.
Оборудование: ТСО, учебник «Музыка 4 класс», музыкальные ложки, фортепиано, оркестровый треугольник, свечи, музыкальные диски.
Ход урока
Ученики входят в класс под музыку марша из балета « Щелкунчик» П.И.Чайковского (движение под музыку и в её настроении).
Музыкальное приветствие (тихое и громкое).
Учитель: Как звал нас на урок звонок: одинаково или по-разному? (Тихо и громко, таинственно и радостно.) Давайте поприветствуем друг друга африканской песенкой, которая подарит нам радостное настроение. (Игровая приветственная песня из африканского фольклора «Хэй, хэй – привет тебе!») Так как скоро конец четверти и нам предстоит ещё готовиться к осеннему празднику «Богач», давайте съездим в осенний лес попрощаться с нашими друзьями. На каких инструментах мы будем исполнять их музыку? (Музыку лошадки – на ложках, музыка листочков – на маракасах, птичек – на фортепиано и т.д.) (Речевая игра-рондо «Едем – едем на лошадке» (один из вариантов). Исполнение в ритме на реальных и «волшебных» (воображаемых) инструментах персонажей игры.). Мы выехали на поляну и встретили кого? (Ёжика.) (игровая песня «Ёжик – ёж». Моделирование движением пальчиков-колючек слуховых представлений.) Вот мы уже в чаще, а там живёт…? (Паучок – паучина.) (Шведская игровая песня «Паучина». Пластическое «рисование» образов.)
Учитель: Ребята, волшебница Музыка снова помогла нам побывать в осеннем лесу, посмотреть, какой же он красивый в эту пору года. Посмотрите, а ведь в лесу уже темнеет. Осенью вечер наступает рано. Кто «нарисует» на клавишах фортепиано, как темнеет небо и на землю постепенно опускается ночь? Давайте зажжём на тёмном небе яркие звёзды. (зажигаю свечи по классу.) (звукоподражание на фортепиано и оркестровом треугольнике: вечер опускается на землю (кластеры на фортепиано из верхнего в нижний регистр), в небе зажигаются звёзды (на фоне кластера в нижнем регистре фортепиано игра на треугольнике). (Музицирование на пиано!)
Учитель: А теперь послушаем, как «нарисовал» вечер композитор Р. Глиэр (или С.Прокофьев). Поможем ему «рисовать» движением рук. Как красиво у нас получилось! (Слушание и пластическое интонирование – пьесы Р.Глиэра или С.Прокофьева «Вечер» (игра «Зеркало»).
Учитель: Пора уезжать из леса, пока совсем не стемнело. А поедем мы с вами не домой, а к бабушке в деревню. Там за печкою живёт сверчок – маленький жучок, который тоже поёт волшебные песни. (Речевое и пластическое « Едем – едем на лошадке» (окончание игры).
Учитель исполняет ритмодекламацию, затем разучивает её с учениками. (Ритм декламация под музыку « Золотой сверчок» (муз. К. Нефе, сл. Т.Кубяка)
Учитель: Правда, красивая песня у золотого сверчка? А какие замечательные песни поют нам вечером бабушки и мамы! Кто знает, как они называются? (Колыбельные.) (Слушание в исполнении учителя белорусской народной колыбельной « А ты, коцiк, не хадзi».) С такими песнями детям сладко спится. Но ведь рано или поздно ночь заканчивается. И даже сверчок перестаёт петь с первыми лучами солнца. Давайте послушаем, как поёт осень за окном, и поможем солнышку подняться. ( Звукоподражание – (игры «Эхо» и «Зеркало»). Звуки осени: ветер, шуршание опавших листьев, дождь, хлопанье крыльев летающих птиц. Кластерное хоровое исполнение: «Солнышко просыпается, всходит, ярко светит и заходит, все личики сливаются в один лучик» (унисон).
Учитель: Вот какие вы волшебники, молодцы! А сейчас вспомним нашу игру – песенку на лошадках и исполним её весело и задорно. Будьте внимательны, потому что слова у нас будут новые. (Игровая песня «слово на лошадках») ( Ритмическое исполнение с хлопками новых слов: вечер – вечерок; звёзды – звёздочка; мама – мамочка, сказка – сказочка, наш сверчок, колыбельная, просыпайся и т.д.)
Учитель: Ну что же, ребята, наш урок подошёл к концу. Вы уже успели заметить, какая Музыка волшебница. Она при помощи волшебных звуков может «нарисовать» всё вокруг нас, даже картины осени, вечера. А может передать нам своё настроение.
Музыкальное прощание. Выразительность «эха» (Игра «эхо»: учитель – дети.)
Ученики выходят из класса по музыку марша из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик».
АНАЛИЗ УРОКА:
Данный урок является одним из немногих, использовавший игровые технологии на уроке музыки в начальных классах; на нем активизировалась творческая деятельность учащихся. Материал, изученный на этом уроке дал качественный показатель усвоения материала; цели были реализованы – этому способствовало достаточное количество используемых игровых технологий и правильная их организация.
2.3. Контрольный этап
ЦЕЛЬ КОНТРОЛЬНОГО ЭТАПА: проверить уровень усвоения учащимися материала на уроке музыки в начальных классах по сравнению с первым (констатирующим) этапом.
МЕТОДЫ: педагогический эксперимент.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема четверти: «Волшебный мир звуков»
Тема урока: «Музыкальное путешествие в осенний лес»
Тип урока: урок углубления темы.
Цель урока:
Образовательная: накопить у детей звуковые образы, открыть мир музыкальных и шумовых звуков.
Воспитательная: сформировать у детей хороший вкус музыки в индивидуальном характере.
Развивающая: развивать звуковое воображение,
мобилизовать слуховое внимание, накопить
звучащие жесты, развивать умение ансамблевого
исполнения, развивать музыкально-
Оборудование: учебник, фортепиано, ТСО, музыкальные диски, осенние листики, школьная доска, наглядные изображения длительностей.
Ход урока
Ученики входят под музыку марша С.С. Прокофьева. (Движение под музыку и в её характере).
Музыкальное приветствие. Выразительность «Эха» и «зеркала». (Игровая приветственная песенка «Хэй, хэй – привет тебе!». Игры «Эхо» и «Зеркало».)
Учитель: А сейчас, ребята, мы с вами отправимся в сказочный осенний лес, где тоже живёт наша волшебница Музыка, но отправимся мы туда не пешком, а поедем на лошадке. Сожмём кулачки и постучим. Это будут копытца нашей лошадки. Что же мы услышим и увидим в путешествии? С кем встретимся? (Речевое рондо-игра «Едем-едем на лошадке». Игры «Зеркало» и «Эхо». Речевая игра в форме рондо с различными ритмическими заданиями, регистровой, динамической и тембровой нюансировкой в эпизодах.
Учитель: Вот, ребята, мы с вами уже забрались в чащу. А кого мы там можем встретить? (Ёжика.) Давайте с ним познакомимся. Сомкните лошадки в замочек, и вот у каждого уже есть свой ёжик. А теперь споём про него песенку, а пальчиками будем «рисовать» его колючки. Мы будем ёжику задавать вопросы, а он нам будет отвечать. (Игровая детская песня «Ёжик-ёж» (русский вариант текста Т.Боровик). Разучивание методами «Зеркало» и «Эхо»: работа над чистотой звуковысотного интонирования, координация слуха, движения и голоса. Диалогическое пение: учитель – класс со сменой ролей.)
Учитель: Молодцы, ребята! Хороший у вас получился разговор с ёжиком. Ну, а сейчас нужно выехать из лесной чащи. (Продолжение рондо-игры «Едем-едем на лошадке» - речевое и пластическое интонирование. Игры «Эхо» и «Зеркало». Знакомство с новыми эпизодами–персонажами.)
Учитель: И приехали мы в класс. Давайте вспомним, кого же мы встретили сегодня в осеннем лесу. А поможет нам это сделать игра-песенка «Слово на лошадках»:
Ё-жик ТА-ТА
Ё-жи-ки ти-ти-ТА
Ли-стья ТА-ТА
Лис-ти-ки ти-ти-ТА
Зай-чик ТА-ТА
За-инь-ка ти-ти-ТА и т.д.
Далее песня исполняется с
Учитель: Ну что же, ребята, наш урок подошёл к концу. Волшебница Музыка помогла нам с вами побывать в осеннем лесу, услышать как шуршат листья, поют птицы, стучит дятел, прыгает заяц, помогла познакомиться с ёжиком.
Музыкальное прощание.
Ученики выходят из класса под музыку марша С.Прокофьева. (Движение в характере музыки.)
АНАЛИЗ УРОКА:
Данный урок показал большую разницу усвоения учащимися материала по отношению с первым (констатирующим) этапом. Дети активно участвовали на уроке, были заинтересованы, проявляли творческие способности. Таким образом, можно сказать, что использование игровых технологий на уроке музыки в начальных классах с целью эффективного усвоения учащимися нового материала – одно и важнейших требований к современному учителю музыки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Игра – это мощный стимул обучения,
это разнообразная и сильная
мотивация учения. В игре активизируются
психологические процессы участников
игровой деятельности: внимание, запоминание,
интерес, восприятие и мышление. Уникальная
особенность игры. Состоит в том,
что она позволяет расширить
границы собственной жизни
Игра позволяет задействовать в учебных целях энергию, которую школьники расходуют на «подпольную» игровую деятельность.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая
игра обладает существенным признаком
– чётко поставленной целью обучения
и соответствующими ей педагогическими
результатами, которые могут быть
обоснованы, выделены в явном виде
и характеризуются учебно-
Анализ эмоционального состояния детей в результате проведённого урока музыки с применением игровой технологии показывает, что урок вызвал у детей эмоциональный подъём, что положительно сказывается на усвоение материала.
Информация о работе Игровая деятельность в образовательном процессе начальной школы