Игровая деятельность в образовательном процессе начальной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 00:37, курсовая работа

Описание работы

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки
полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы использования игры в процессе обучения…….6
1. 1. История вопроса……………………………………………………..........6
1.2. Психологические основы игры…………………………………………..9
1.3 Развитие творческой активности младших школьников в процессе реализации игровой педагогической технологи..............................................11
2. Исследовательский материал……………………………………………....19
2.1 Констатирующий этап………………………………………….…...……..19
2.2 Формирующий этап......................................................................................22
2.3 Контрольный этап………….…………………………………...………….26
Заключение…………………………………………………………...………...30
Список использованной литературы................................................................ 31

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 58.18 Кб (Скачать файл)

 

 

 

1.3. Развитие творческой активности младших школьников в процессе реализации игровой педагогической технологии

         Главной  задачей системы образования  становится развитие личности, её  творческой индивидуальности, развитие  и реализация сущностных сил  ребёнка. Однако в работах многих  педагогов и психологов (Р. М.  Грановская, Ю.С. Крижанская и др.) отмечается, что в существующей сегодня системе образования недостаточно уделяется внимание целому пласту человеческого опыта – опыта творческой деятельности.

          Н.В.  Уварина утверждает, что особенно негативно такая тенденция в образовании отражается на детях младшего школьного возраста. Создавая у них репродуктивную направленность в обучении, можно потерять будущего творца, ведь такое обучение, отмечает автор, формирует скорее потребителя, беспомощного в творческом плане, столкнувшись с новыми условиями или обстоятельствами, он оказывается недееспособным.

          Необходимо  отметить, что существует противоречие  между резервом имеющихся теоретических  и методических возможностей  и недостаточностью использования  этих возможностей как средств  активизации и эффективности  развития потенциала младших  школьников.

          Несмотря  на разработку отдельных аспектов  данной проблемы ещё недостаточно изучен педагогический аспект творческой активности учеников начальной школы, связанный с технологическим подходом в организации учебно-воспитательного процесса.

           В  образовании эта область остаётся  мало разработанной и находится  в стадии становления. Поэтому  педагогические технологии образования  как область теории и практики  нуждаются в значительной разработке, и сам термин – в уточнении  дефиниции. Разрешение проблемы  активности личности в обучении  как ведущего фактора достижения  целей обучения, общего развития личности требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов). Стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объёма передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включение в него учащегося на уровне творческой активности.

          Младший  школьный возраст – благоприятный  и значимый период для выявления  и развития творческого потенциала  личности, так как в этом возрасте  закладываются основы творческой  и образовательной траектории, психологическая  база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей,  качеств, способностей, потребностей  личности, лежащих в основе её  творческого отношения к деятельности. Поэтому развивать заложенную  в каждом ребёнке творческую  активность, воспитывать у него  необходимые для этого качества - значит, создавать педагогические  условия, которые будут способствовать  этому процессу.

           Таким  образом, всё более активизируется  проблема устранения противоречий, между возрастающими потребностями  личности в творческой самодетерминации и сложившимися педагогическими условиями, препятствующими творческому росту личности младшего школьника в процессе образования, а также необходимостью использования педагогических технологий развития творческой активности младших школьников.

            В гуманистической педагогике  понимание развития личности  в процессе усвоения, научение  предусматривает толкование активной  самостоятельной деятельности и  творчества самого себя. Творчество  рассматривается как совокупность  сущностного, процессуального и  личностного компонентов, обусловливающих  появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью. Синтезируя изложенные точки зрения с учётом возрастных особенностей младших школьников, мы определяем творчество как процесс, этапами которого являются:

-накопление знаний и навыков  для уяснения замысла и формирования  задачи;

-рассмотрение задачи с разных  сторон, построение вариантов;

-реализация версий, идей, образов;

-проверка найденных вариантов  и их отбор.

         Данный  подход позволил выявить основные  составляющие творческой личности  младшего школьника: уверенность  в своих силах; доминирование  эмоций радости; отсутствие боязни  показаться странным и необычным;  отсутствие комфортности; любовь  к фантазированию, способность быть  самим собой, слышать своё «  Я »;

         Исходя  из того, что педагогические основы  периода начального становления  творческой личности изучены  недостаточно подробно, и то, что  современная педагогическая практика  пытается решить это противоречие  разными путями: реализации личностно-ориентированной  идеи в обучении и воспитании  ребёнка; прорывами к перспективным  образовательным ценностям и  др. Чётко вырисовывается тенденция  к поиску средств развития  мыслительных способностей, связанных  с творческой деятельности ребёнка:  развитие творчества через создание  специальных условий в разных  видах деятельности; целенаправленное  развитие творческих способностей  с помощью активных методов  обучения, а также созданием педагогических  технологий.

          Сущностью  педагогических технологий является  научно-обоснованный способ построения  учебного процесса; экстенсивный  характер его развития; гарантированность  планирования и воспроизводимость  системы. Поэтому под игровой  педагогической технологией понимается  систематическое и последовательное  воплощение на практике заранее  спроектированного процесса обучения, систему способов и средств  достижения целей и управление  этим процессом.

          Исходя  из гуманистического подхода,  необходимо выстраивать индивидуальную  траекторию творческого развития  каждого ребёнка. На наш взгляд, это возможно в условиях игровой  технологии. Применение тренинго-игрового метода в структуре игровой педагогической технологии позволяет содержание образования подстроить под ребёнка, через учет реальных психологических механизмов развития личности.

         В данной  технологии учёт реальных психологических  механизмов это экзистенциальная  сущность ребёнка, выражающаяся  в личностной свободе, обеспечивающая  проявление творческой активности  младших школьников и как следствие  полноценное развитие личности.

         Уровень  применения в начальной школе  педагогических технологий направленных  на развитие творческого мышления  и творческой активности даёт  нам возможность говорить о  недостаточной теоретической разработанности  технологий преподавания в начальной  школе и их направленности  на развитие творческой активности  младших школьников.

          Организация  деятельности младших школьников  по развитию творческой активности  можно рассматривать как технологический  процесс. Его критериями являются: эвристичность в установлении  различий и сходства в изучаемых  предметах и явлениях, нахождение  общего, единичного, особенного; не регламентированность в поиске и разрешении противоречий; комфортность; выразительность речи; высокая творческая активность. Главным показателем развития творческой активности младших школьников является устойчивый интерес к учебной деятельности, готовность к действию, нестандартное выполнение заданий.

         Тренинго - игровой метод выступает как инструментарий развития творческой активности младших школьников, который можно применять на отдельном занятии и как элемент урока. В связи с этим, мы определяем тренинго-игровой метод, как многофункциональный, способствующий овладению любым сложным видом деятельности, перепрограммирования модели управления поведением. Одним из принципиальных положений организации тренинга является отсутствие отметки по больной системе, деятельность оценивается на основе суждений. При помощи данных приёмов, с одной стороны, в работу вовлекается максимальное число учащихся, с другой – видно, кто из детей знает материал, а кто не знает. В целом, применение тренинго-игрового метода предполагает гуманное отношение к детям, которое выражается в заинтересованности их судьбой, оптимистической вере в ребёнка, сотрудничестве, отсутствии прямого принуждения, терпимости, демократизации отношений, уравнивание учителя и учащегося в правах, праве на собственную точку зрения и праве на ошибку, стиле отношений (не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора). Для этого, в рамках применения тренинго-игрового метода, используются приёмы, которые содержат элемент новизны, неожиданности в источнике выполнения задания, элементы юмора, игры, импровизации.

         Применение  тренинго-игрового метода в системе уроков открывает перед младшим школьником возможности раскрепощения интеллектуальных ресурсов, расширения поля сознания, укрепление веры в свои силы, развития творческой активности, талант к общению, этические и нравственные основы поведения. И самое важное он не усваивает насильно внедряемые стандарты, а развивает сам себя.

          В целом  использование тренинго-игрового метода в процессе обучения обусловлено возрастными особенностями детей начальной школы, целями личностно-ориентированного образования, задачами развития творческой личности младшего школьника. Правомерно и обосновано его использование для развития творческой активности ученика начальной школы.

           Вместе с тем психологические исследования (Л.А. Венгер, В.С. Мухина, С.Н. Карпова, В.А. Петровский, Б.Д. Эльконии и др.) показывают, что если дошкольники достаточно полно реализуют свою потребность в свободе в условиях игровой деятельности, то с приходом в школу, где основным видам деятельности становится учение, новообразования дошкольного периода во многом утрачиваются. Это связано с тем, что успешность учения первоклассников во многом зависит от их способностей к действиям по правилам и вступление ребёнка в школьную жизнь сопровождается значительной регламентацией его действия. Такие важные структурные элементы способной учебной деятельности целеполагание, планирование, рефлексия, самооценка, практически полностью монополизированы учителем.

           В  воспитании творческой личности  особое значение приобретает  компетентность педагога, педагогическое  творчество. В связи с этим  приведём пример проведения эксперимента  по выявлению и степени готовности  учителя к использованию педагогических  технологий в творческом развитии  личности. Участниками эксперимента  были выбраны будущие учителя  начальной школы. В соответствии  с целями исследования были  разработаны критерии готовности  будущих учителей к применению  игровой педагогической технологии  развития творческой активности  младших школьников.

          На основании  предположенных критериев были  выделены следующие уровни готовности  будущих специалистов по применению  игровой педагогической технологии  развития творческой активности  младших школьников: исполнительский  (низкий), инициативный (средний), творческий (высокий). В результате использования  было установлено, что каждый  пятый выпускник не готов к  реализации игровых педагогических  технологий. Половина из них не  всегда эффективно может использовать  инновации в своей работе. Всё  это определяет необходимость  совершенствовать педагогическую  подготовку будущего учителя  с точки зрения развития творческой  активности не только учащихся, но и самих педагогов. Теоретическое осмысление проблемы позволило определить пути и условия развития творческой активности учащихся: развитие творческой активности младших школьников и её влияние на их творческий рост проходит более успешно, если деятельность учителя основывается:  на искреннем уважении и эмпатическом понимании учащихся и умение использовать игровую педагогическую технологию, как инструментарий развития творческой активности младших школьников; умении тонко и деликатно обращаться с младшими школьниками, следовать природе ребёнка, обеспечивать их свободное развитие; поощрении в развитии способности учащихся быть самостоятельными, ответственными людьми; воспитании стремления к свободе. Условиями, обеспечивающими эффективность развития творческой активности младших школьников являются: возможность овладения школьниками опытом самостоятельной разнообразной для них деятельности через испытание тренинго-игрового метода в учебном процессе; создание обогащённой информационной и досугово-развивающей среды; выстраивание образовательного процесса, как процесса взаимодействия индивидуального, уникального учителя и индивидуального, уникального ученика; совместная деятельность педагога и учащегося, где особое значение приобретает мировоззрение и компетентность педагога в воспитании творческой личности с учётом её индивидуальности.

          Отсюда  игровая педагогическая технология  строится как сотрудничество, сотворчество  взрослого и ребёнка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом.

           Обобщая теоретические положения, выдвинутые многими исследователями по рассматриваемой проблеме, мы пришли к следующим выводам: использование тренинго-игрового метода в системе урока, моделирование ситуаций, требующих проявления творческой активности учащихся, творческие задания, подготовка будущих учителей к использованию педагогических технологий являются, на наш взгляд, основными вещами при реализации игровой педагогической технологии, направленной на развитие творческой активности младших школьников.9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МАТЕРИАЛ

 

Для  исследования мной был проведён цикл занятий на базе РОШ № 2 в 1-Б классе на уроках музыки.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ – педагогический эксперимент, научное наблюдение.

Исследовательская работа проходила  в трёх этапах: констатирующем, формирующем  и контрольном.

 

2.1. Констатирующий этап

ЦЕЛЬ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭТАПА: Изучить  недостатки работы учителя выявить  уровень использования игровых  технологий на уроках музыки в начальных  классах, выявить уровень усвоения учащимися материала.

МЕТОДЫ: педагогический эксперимент, научное наблюдение.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема четверти: «Волшебный мир звуков»

Тема урока: «Музыкальное путешествие  в осенний лес»

Тип урока: комбинированный

Цель урока:

Образовательная: выявить и дать знания о музыкальных и шумовых звуках, накопить у детей звуковые образы.

Воспитательная: сформировать у детей хороший музыкальный вкус в индивидуальном характере.

Развивающая: развивать звуковое воображение, мобилизовать слуховое внимание, накопить звучащие жесты, развивать умение ансамблевого исполнения, развивать музыкально-ритмическое  чувство, развивать интонационную  выразительность, развивать слуховые представления и чистоту певческого интонирования, развивать певческий  голос и певческие умения, накапливать  слуховые представления повтора, контраста  и музыкальной формы.

Оборудование: учебник, фортепиано.

Ход урока

1. Организационный момент:

Учитель: Здравствуйте ребята!

2. Сообщение целей и задач  урока: Сегодня на уроке мы  будем путешествовать по осеннему  лесу. Готовы?

3. Песня: Давайте вначале повторим  песню, изученную на прошлом  уроке «Зеркало» и «Эхо».

4. Песня: Сейчас попробуем представить  с вами будто мы в лесу…Что мы можем увидеть у лесу? (Ёжика). У ёжика колючие иголки. Погладим с вами ёжика (дети отрывисто гладят рукой). Хорошо, молодцы дети, получилось у вас познакомиться с ёжиком. А кого ещё мы можем сейчас встретить в сказочном лесу? (Зайчика). Давайте простучим в ладоши: «зай-чик», «за-инь-ка»; точно так же «ё-жик», «ё-жи-ки». Может вы ещё что-то заметите в осеннем лесу? (Листья). Давайте простучим и проговорим : «ли-стья», «лис-ти-ки». У вас получается, молодцы! А сейчас время возвращаться в класс. Сейчас мы выучим и споём ту песенку, которую простучали в ладоши. «Ёжик, листики и зайка». Послушайте, я вам её сейчас исполню. (Разучивает с детьми песню). Хорошо, молодцы, все очень старались!

Информация о работе Игровая деятельность в образовательном процессе начальной школы