Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 00:37, курсовая работа
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки
полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими.
Введение………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы использования игры в процессе обучения…….6
1. 1. История вопроса……………………………………………………..........6
1.2. Психологические основы игры…………………………………………..9
1.3 Развитие творческой активности младших школьников в процессе реализации игровой педагогической технологи..............................................11
2. Исследовательский материал……………………………………………....19
2.1 Констатирующий этап………………………………………….…...……..19
2.2 Формирующий этап......................................................................................22
2.3 Контрольный этап………….…………………………………...………….26
Заключение…………………………………………………………...………...30
Список использованной литературы................................................................ 31
1.3. Развитие творческой активности младших школьников в процессе реализации игровой педагогической технологии
Главной
задачей системы образования
становится развитие личности, её
творческой индивидуальности, развитие
и реализация сущностных сил
ребёнка. Однако в работах
Н.В. Уварина утверждает, что особенно негативно такая тенденция в образовании отражается на детях младшего школьного возраста. Создавая у них репродуктивную направленность в обучении, можно потерять будущего творца, ведь такое обучение, отмечает автор, формирует скорее потребителя, беспомощного в творческом плане, столкнувшись с новыми условиями или обстоятельствами, он оказывается недееспособным.
Необходимо
отметить, что существует противоречие
между резервом имеющихся
Несмотря
на разработку отдельных
В
образовании эта область
Младший
школьный возраст –
Таким
образом, всё более
В гуманистической педагогике
понимание развития личности
в процессе усвоения, научение
предусматривает толкование
-накопление знаний и навыков
для уяснения замысла и
-рассмотрение задачи с разных сторон, построение вариантов;
-реализация версий, идей, образов;
-проверка найденных вариантов и их отбор.
Данный
подход позволил выявить
Исходя
из того, что педагогические основы
периода начального
Сущностью
педагогических технологий
Исходя
из гуманистического подхода,
необходимо выстраивать
В данной
технологии учёт реальных
Уровень
применения в начальной школе
педагогических технологий
Организация
деятельности младших
Тренинго - игровой метод выступает как инструментарий развития творческой активности младших школьников, который можно применять на отдельном занятии и как элемент урока. В связи с этим, мы определяем тренинго-игровой метод, как многофункциональный, способствующий овладению любым сложным видом деятельности, перепрограммирования модели управления поведением. Одним из принципиальных положений организации тренинга является отсутствие отметки по больной системе, деятельность оценивается на основе суждений. При помощи данных приёмов, с одной стороны, в работу вовлекается максимальное число учащихся, с другой – видно, кто из детей знает материал, а кто не знает. В целом, применение тренинго-игрового метода предполагает гуманное отношение к детям, которое выражается в заинтересованности их судьбой, оптимистической вере в ребёнка, сотрудничестве, отсутствии прямого принуждения, терпимости, демократизации отношений, уравнивание учителя и учащегося в правах, праве на собственную точку зрения и праве на ошибку, стиле отношений (не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора). Для этого, в рамках применения тренинго-игрового метода, используются приёмы, которые содержат элемент новизны, неожиданности в источнике выполнения задания, элементы юмора, игры, импровизации.
Применение тренинго-игрового метода в системе уроков открывает перед младшим школьником возможности раскрепощения интеллектуальных ресурсов, расширения поля сознания, укрепление веры в свои силы, развития творческой активности, талант к общению, этические и нравственные основы поведения. И самое важное он не усваивает насильно внедряемые стандарты, а развивает сам себя.
В целом
использование тренинго-
Вместе с тем психологические исследования (Л.А. Венгер, В.С. Мухина, С.Н. Карпова, В.А. Петровский, Б.Д. Эльконии и др.) показывают, что если дошкольники достаточно полно реализуют свою потребность в свободе в условиях игровой деятельности, то с приходом в школу, где основным видам деятельности становится учение, новообразования дошкольного периода во многом утрачиваются. Это связано с тем, что успешность учения первоклассников во многом зависит от их способностей к действиям по правилам и вступление ребёнка в школьную жизнь сопровождается значительной регламентацией его действия. Такие важные структурные элементы способной учебной деятельности целеполагание, планирование, рефлексия, самооценка, практически полностью монополизированы учителем.
В
воспитании творческой
На основании
предположенных критериев были
выделены следующие уровни
Отсюда
игровая педагогическая
Обобщая теоретические положения, выдвинутые многими исследователями по рассматриваемой проблеме, мы пришли к следующим выводам: использование тренинго-игрового метода в системе урока, моделирование ситуаций, требующих проявления творческой активности учащихся, творческие задания, подготовка будущих учителей к использованию педагогических технологий являются, на наш взгляд, основными вещами при реализации игровой педагогической технологии, направленной на развитие творческой активности младших школьников.9
2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МАТЕРИАЛ
Для исследования мной был проведён цикл занятий на базе РОШ № 2 в 1-Б классе на уроках музыки.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ – педагогический эксперимент, научное наблюдение.
Исследовательская работа проходила в трёх этапах: констатирующем, формирующем и контрольном.
2.1. Констатирующий этап
ЦЕЛЬ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭТАПА: Изучить недостатки работы учителя выявить уровень использования игровых технологий на уроках музыки в начальных классах, выявить уровень усвоения учащимися материала.
МЕТОДЫ: педагогический эксперимент, научное наблюдение.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема четверти: «Волшебный мир звуков»
Тема урока: «Музыкальное путешествие в осенний лес»
Тип урока: комбинированный
Цель урока:
Образовательная: выявить и дать знания о музыкальных и шумовых звуках, накопить у детей звуковые образы.
Воспитательная: сформировать у детей хороший музыкальный вкус в индивидуальном характере.
Развивающая: развивать звуковое воображение,
мобилизовать слуховое внимание, накопить
звучащие жесты, развивать умение ансамблевого
исполнения, развивать музыкально-
Оборудование: учебник, фортепиано.
Ход урока
1. Организационный момент:
Учитель: Здравствуйте ребята!
2. Сообщение целей и задач
урока: Сегодня на уроке мы
будем путешествовать по
3. Песня: Давайте вначале
4. Песня: Сейчас попробуем
Информация о работе Игровая деятельность в образовательном процессе начальной школы