Игровая коррекция поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2014 в 01:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить коррекционные возможности игровой деятельности.
Объект исследования: игровая деятельность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: коррекция поведения детей дошкольного возраста посредством игры.

Содержание работы

Введение. стр. 3

Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы
по теме исследования. стр. 6

1. Развитие ребёнка как субъекта игровой
деятельности. стр. 6

2. Отклоняющееся поведение и его коррекция
в дошкольном возрасте. стр. 9

Глава 2. Игровая коррекция поведения. стр. 20

1. Условия развития игровой деятельности
в экспериментальном детском
дошкольном учреждении. стр. 20

2. 2. Коррекция поведения через игровую деятельность. стр. 21

Заключение. стр. 27

Файлы: 1 файл

Игровая коррекция поведения.doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

Введение.          стр. 3

 

Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы

     по теме исследования.      стр. 6

 

  1. 1. Развитие ребёнка как субъекта игровой

деятельности.        стр. 6

 

  1. 2. Отклоняющееся поведение и его коррекция

                    в дошкольном возрасте.      стр. 9

 

Глава 2. Игровая коррекция поведения.     стр. 20

 

  1. 1. Условия развития игровой деятельности

          в экспериментальном детском

дошкольном учреждении.      стр. 20

 

2.  2. Коррекция поведения через игровую       деятельность.        стр. 21

 

Заключение.         стр. 27

 

Приложение.         стр. 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Развитие как биологический процесс есть реализация тесно взаимосвязанных количественных (рост) и качественных (дифференцировка) преобразований особей с момента зарождения до конца жизни (индивидуальное развитие или онтогенез) и в течение всего времени существование жизни на Земле их видов и других систематических групп (историческое развитие). В данном случае нас интересует именно первое определение, предполагающее качественные и количественные изменения. При развитии ребёнка не только растёт масса тела и происходит активизация его физических возможностей. Одновременно ребёнок развивается и психически, познаёт мир, действительность, вступает с ним в общение. И здесь основой общения ребёнка с миром становится игра.

Что же такое игра? Воспользуемся определением, данным Д. Б. Элькониным. «Игрой у человека является такое воссоздание человеческой деятельности, при которой из неё выделяется социальная, собственно человеческая суть – её задачи и нормы отношений между людьми». [11, с. 27]

В первые два – три месяца жизни ребёнка игра и игрушки (предметы игры) важны для развития органов чувств ребёнка, накопления зрительных и слуховых впечатлений, поддержания положительного эмоционального состояния. Именно так с помощью основ игры развиваются первые физические и познавательные навыки ребёнка. В этом возрасте важно постоянно общаться с ребёнком, играть с ним, что будет способствовать развитию у него первоначальных предпосылок двигательных навыков, навыков общения и др.

В возрасте от 3 до 7 лет ребёнок в мире начинает уже подражать деятельности взрослых, а игрушки служат ему символами, помогают развивать сюжеты игр, способствуют формированию начал отвлечённого мышления. Игры в это время служат средством формирования социального сознания ребёнка, объединяют детей в коллектив, познания мира и его преобразования, при этом создаются условия для всех видов самостоятельной детской деятельности.

Влияние игровой деятельности на развитие ребёнка изучали ведущие учёные педагоги и психологи: Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, А. н. Леонтьев, Л. А. венгер, В. С. Мухина, Н. К. Крупская и др. Тема интересна для исследования, так как влияние игры на личность его ребёнка, его поведение обширно и может применяться в различных ситуациях. Игровую терапию ребёнка – нередко единственный путь помощи тем, кто ещё не освоил мир взрослых ценностей и правил, - изучали А. Фрейд, К. Роджерс, Г. Лэндрет и др.  [12, с. 3]

Игра выполняет важные социальные функции, поскольку в ней ребёнок ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива. Таким образом, игра является средством социализации ребёнка. Игра для ребёнка то же, что речь для взрослого. В то же время игра – своеобразная «школа морали», по выражению Д. Б. Эльконина. С. Л. Рубинштейн считал, что игру ребёнка можно сравнить лишь с очарованием высших форм творчества. Игра способствует самореализации ребёнка. Играя, он обретает пространство – физическое, эмоциональное, социальное. У него формируется комплекс «самости» - самовыражения, самоконтроля, самореализации, самоопределения, самореабилитации. [8, с. 18]

В настоящее время актуальность игры, её роли в развитии ребёнка дошкольного возраста, коррекционным возможностям неоспорима, постоянно рассматривается в периодической литературе. [2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 17, 18, 19, 20]

В связи с этим, темой исследования является игровая коррекция поведения детей.

Цель исследования: изучить коррекционные возможности игровой деятельности.

Объект исследования: игровая деятельность детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: коррекция поведения детей дошкольного возраста посредством игры.

Задачи исследования:

    1. Изучить игровую деятельность и её возможности в психолого – педагогической литературе.
    2. Изучить возможности игровой коррекции поведения детей.
    3. Разработать экспериментальную методику работы по теме.

Исходя из цели, объекта и предмета исследования, выдвигается гипотеза: поведение ребёнка можно корректировать в процессе игровой деятельности при соблюдении следующих психолого – педагогических условий:

    • система использования игр на специально организованных занятиях и в повседневной жизни;
    • целесообразную частность планирования в течение года игр в пределах задач всестороннего развития и коррекции поведения;
    • учитывая принципы индивидуализации и дифференциации;
    • обновить и обогатить в группе окружающую среду детей самыми разнообразными новыми для них предметами и игрушками;
    • применение игровой деятельности в коррекционных целях ненавязчиво для ребёнка;
    • создать в группе благоприятную атмосферу, доброжелательно относиться к детям.

В условиях методически корректного отношения, грамотного использования мощного психолого-педагогического потенциала игра способна стать универсальным средством, обеспечивающим

  • успешность адаптации ребёнка к новой ситуации развития;
  • сохранение и совершенствование на протяжении всего дошкольного возраста достижений раннего возраста;
  • поддержание и укрепление физического, психического и социального здоровья дошкольника;
  • развитие его как субъекта собственной деятельности и поведения и др. [18, с. 4]

Для исследования данной темы использовались следующие методы:

  • анализ плана учебно – воспитательной работы в группе;
  • педагогический эксперимент;
  • беседы с детьми и наблюдение за ними;
  • анализ литературы по теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования

 

  1. 1. Развитие ребёнка как субъекта игровой деятельности

 

В дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) ребёнок испытывает потребность жить одной жизнью с взрослыми, активно войти в жизненное пространство человеческого сообщества и действовать в нём. Однако предмет этой потребности меняется. Ребёнок стремится освоить деятельность взрослого, понять её смысл, особенности взаимодействия и отношений между людьми. И потому он в большей степени ориентирован не столько на предметный мир, сколько на человека и его действия с этими предметами, взаимодействие и отношения людей в деятельном общении. Ведущим становится отношение «ребёнок – взрослый человек». [14, с. 187]

Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребёнок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания.

Дети сами выбирают игру, сами организуют её, но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определённой цели, помогает воспитывать целеустремлённость.

В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача взрослого состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольника. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребёнка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и с взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре.

Организуя игры и руководя ими, необходимо удовлетворять потребность детей в движении, совершенствовать основные движения, побуждать детей к упражнению в беге, лазанье, прыжках, бросании, ловле мяча, метании и т. п., поддерживать и развивать игры, создавать и поддерживать активное, бодрое и радостное настроение.

В целях умственного воспитания нужно пробуждать у детей интерес к окружающему, развивать пытливость, стремление узнавать свойства предметов и природных материалов, с которыми дети играют, умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине, побуждать правильно называть предметы и их признаки, а также действия с ними. Следует использовать игру для развития активного речевого общения, разговорной речи детей, обогащения их словаря, одновременно воспитывая память, воображение, произвольное внимание. При работе с детьми старшего возраста особое внимание надо уделять играм, которые позволяют выявлять и формировать разнообразные интересы и склонности детей, познавательные способности, любознательность, умение наблюдать, самостоятельно решать умственные задачи.

Нравственное воспитание в процессе игры предусматривает формирование положительных черт характера, доброжелательных взаимоотношений со сверстниками (от чувства симпатии, умение уступить игрушку, помочь друг другу и т. д. – у малышей, до сотрудничества и взаимопомощи, умения справедливо и самостоятельно разрешать спорные вопросы, если они возникают в игре, и др. – у старших), развитие бережного отношения к игрушкам и материалам (у детей младшего и среднего возраста), ответственности за сохранность игрового материала и порядок в игрушечном хозяйстве (у старших детей).

Осуществление указанных задач во многом зависит от уровня развития игровой деятельности: чем выше уровень игры, тем больше возможностей для воспитания детей, для организации их жизни и содержательной деятельности. Поэтому в программе каждой возрастной группы выделяются задачи развития детской игровой деятельности: умение играть (сосредоточиваться на своей игре), играть рядом, активно участвовать в общей игре, выполнять правила, действовать в соответствии с взятой на себя ролью и т. д.

А. П. Усова так характеризует развитие игры в дошкольном возрасте: «В первые месяцы жизни – это совместные действия взрослого с ребёнком, когда взрослый забавляет ребёнка (совместная игра с погремушкой, «ладушки», «ку-ку» и т. д.). Несколько позже, в 7-8 месяцев, ребёнок, играя, начинает сам действовать с предметами, игрушками. На втором году жизни предметные действия совершенствуются. В конце второго года, на третьем появляется ролевая игра, которая к 4-5 годам развивается, становится основным видом игровой деятельности. Примерно в этом же возрасте дети овладевают умением играть по правилам. У детей старшего дошкольного возраста ролевая игра и игры с правилами совершенствуются, приобретают характер всё более самостоятельной деятельности». [1, с. 37]

Развитие игр детей в указанной последовательности является возрастной закономерностью и происходит постепенно, без резких переходов и смен этапов. Новое, рождаясь в старом, ещё долгое время сохраняет в себе элементы старого, характерного для предыдущей ступени развития и лишь постепенно становится преобладающим. Например, характерные для детей второго года жизни игры в форме действий с предметами зарождаются раньше, в процессе совместных действий взрослого с ребёнком. В свою очередь овладение действиями с предметами, игрушками становится необходимой предпосылкой сюжетной игры и игры с правилами.

Таким образом, в играх детей собственно дошкольного возраста могут сосуществовать элементы разных этапов. Но одни из них являются прогрессивными, определяющими характер игры в целом, другие характеризуют пройденный этап.

Развитие и становление игры как основного вида деятельности не определяется только возрастом ребёнка, а во многом зависит от условий жизни и воспитания. При менее благоприятных условиях этот процесс замедляется, дети не достигают возможного уровня игры (например, даже старшие дошкольники не научаются играть по правилам, не овладевают умением самостоятельно играть в сюжетно – ролевые игры). И наоборот, дети раньше овладевают более сложными играми, играют много и разнообразно, если в группе создаются благоприятные условия и воспитатель планомерно, учитывая возрастные особенности детей, последовательно переводит их от элементарных к более высоким этапам в развитии игры. Непременным условием этого является знание педагогом особенностей игровой деятельности у всех воспитанников и понимание того, что каждый ребёнок умеет и что в его играх надо формировать.

 

 

 

 

  1. 2. Отклоняющееся поведение детей и его коррекция в дошкольном возрасте.

 

«Трудные дети» (по В. П. Кащенко) – дети с характерными особенностями в их жизненных проявлениях, связанных с устойчивыми отклонениями от нормы тех или иных сторон формирующейся личности, обусловленными физическими или умственными недостатками, дефектами и проявляющимися в осложнённой форме поведения.

У «трудных» дошкольников просматриваются тенденции непонимания со стороны окружающих, неудовлетворённой потребности в признании, трудностей общения, противоречивого отношения к себе и окружающим. При этом у ребёнка возникают негативные эмоциональные состояния: общая психическая напряжённость, эмоциональная нестабильность, эмоциональная расторможенность или заторможенность.

«Трудный» ребёнок безуспешно пытается различными неадекватными способами добиться социального признания, а в результате оказывается отверженным. Он характеризуется постоянным чувством вины, возникающим в силу неуспешности и неадекватной самооценки. У этих детей возникает противоречие между нереальным уровнем притязаний и недоверием к себе, своим возможностям в учении, которое распространяется и на отношение ребёнка к окружающим.

Информация о работе Игровая коррекция поведения