Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2014 в 01:11, курсовая работа
Цель исследования: изучить коррекционные возможности игровой деятельности.
Объект исследования: игровая деятельность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: коррекция поведения детей дошкольного возраста посредством игры.
Введение. стр. 3
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы
по теме исследования. стр. 6
1. Развитие ребёнка как субъекта игровой
деятельности. стр. 6
2. Отклоняющееся поведение и его коррекция
в дошкольном возрасте. стр. 9
Глава 2. Игровая коррекция поведения. стр. 20
1. Условия развития игровой деятельности
в экспериментальном детском
дошкольном учреждении. стр. 20
2. 2. Коррекция поведения через игровую деятельность. стр. 21
Заключение. стр. 27
Содержание
Введение. стр. 3
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы
по теме исследования.
деятельности. стр. 6
в дошкольном возрасте. стр. 9
Глава 2. Игровая коррекция поведения. стр. 20
в экспериментальном детском
дошкольном учреждении. стр. 20
2. 2. Коррекция поведения через игровую деятельность.
Заключение. стр. 27
Приложение. стр. 28
Введение
Развитие как биологический процесс есть реализация тесно взаимосвязанных количественных (рост) и качественных (дифференцировка) преобразований особей с момента зарождения до конца жизни (индивидуальное развитие или онтогенез) и в течение всего времени существование жизни на Земле их видов и других систематических групп (историческое развитие). В данном случае нас интересует именно первое определение, предполагающее качественные и количественные изменения. При развитии ребёнка не только растёт масса тела и происходит активизация его физических возможностей. Одновременно ребёнок развивается и психически, познаёт мир, действительность, вступает с ним в общение. И здесь основой общения ребёнка с миром становится игра.
Что же такое игра? Воспользуемся определением, данным Д. Б. Элькониным. «Игрой у человека является такое воссоздание человеческой деятельности, при которой из неё выделяется социальная, собственно человеческая суть – её задачи и нормы отношений между людьми». [11, с. 27]
В первые два – три месяца жизни ребёнка игра и игрушки (предметы игры) важны для развития органов чувств ребёнка, накопления зрительных и слуховых впечатлений, поддержания положительного эмоционального состояния. Именно так с помощью основ игры развиваются первые физические и познавательные навыки ребёнка. В этом возрасте важно постоянно общаться с ребёнком, играть с ним, что будет способствовать развитию у него первоначальных предпосылок двигательных навыков, навыков общения и др.
В возрасте от 3 до 7 лет ребёнок в мире начинает уже подражать деятельности взрослых, а игрушки служат ему символами, помогают развивать сюжеты игр, способствуют формированию начал отвлечённого мышления. Игры в это время служат средством формирования социального сознания ребёнка, объединяют детей в коллектив, познания мира и его преобразования, при этом создаются условия для всех видов самостоятельной детской деятельности.
Влияние игровой деятельности на развитие ребёнка изучали ведущие учёные педагоги и психологи: Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, А. н. Леонтьев, Л. А. венгер, В. С. Мухина, Н. К. Крупская и др. Тема интересна для исследования, так как влияние игры на личность его ребёнка, его поведение обширно и может применяться в различных ситуациях. Игровую терапию ребёнка – нередко единственный путь помощи тем, кто ещё не освоил мир взрослых ценностей и правил, - изучали А. Фрейд, К. Роджерс, Г. Лэндрет и др. [12, с. 3]
Игра выполняет важные социальные функции, поскольку в ней ребёнок ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива. Таким образом, игра является средством социализации ребёнка. Игра для ребёнка то же, что речь для взрослого. В то же время игра – своеобразная «школа морали», по выражению Д. Б. Эльконина. С. Л. Рубинштейн считал, что игру ребёнка можно сравнить лишь с очарованием высших форм творчества. Игра способствует самореализации ребёнка. Играя, он обретает пространство – физическое, эмоциональное, социальное. У него формируется комплекс «самости» - самовыражения, самоконтроля, самореализации, самоопределения, самореабилитации. [8, с. 18]
В настоящее время актуальность игры, её роли в развитии ребёнка дошкольного возраста, коррекционным возможностям неоспорима, постоянно рассматривается в периодической литературе. [2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 17, 18, 19, 20]
В связи с этим, темой исследования является игровая коррекция поведения детей.
Цель исследования: изучить коррекционные возможности игровой деятельности.
Объект исследования: игровая деятельность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: коррекция поведения детей дошкольного возраста посредством игры.
Задачи исследования:
Исходя из цели, объекта и предмета исследования, выдвигается гипотеза: поведение ребёнка можно корректировать в процессе игровой деятельности при соблюдении следующих психолого – педагогических условий:
В условиях методически корректного отношения, грамотного использования мощного психолого-педагогического потенциала игра способна стать универсальным средством, обеспечивающим
Для исследования данной темы использовались следующие методы:
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
В дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) ребёнок испытывает потребность жить одной жизнью с взрослыми, активно войти в жизненное пространство человеческого сообщества и действовать в нём. Однако предмет этой потребности меняется. Ребёнок стремится освоить деятельность взрослого, понять её смысл, особенности взаимодействия и отношений между людьми. И потому он в большей степени ориентирован не столько на предметный мир, сколько на человека и его действия с этими предметами, взаимодействие и отношения людей в деятельном общении. Ведущим становится отношение «ребёнок – взрослый человек». [14, с. 187]
Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребёнок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.
Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания.
Дети сами выбирают игру, сами организуют её, но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определённой цели, помогает воспитывать целеустремлённость.
В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача взрослого состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.
Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольника. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребёнка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и с взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре.
Организуя игры и руководя ими, необходимо удовлетворять потребность детей в движении, совершенствовать основные движения, побуждать детей к упражнению в беге, лазанье, прыжках, бросании, ловле мяча, метании и т. п., поддерживать и развивать игры, создавать и поддерживать активное, бодрое и радостное настроение.
В целях умственного воспитания нужно пробуждать у детей интерес к окружающему, развивать пытливость, стремление узнавать свойства предметов и природных материалов, с которыми дети играют, умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине, побуждать правильно называть предметы и их признаки, а также действия с ними. Следует использовать игру для развития активного речевого общения, разговорной речи детей, обогащения их словаря, одновременно воспитывая память, воображение, произвольное внимание. При работе с детьми старшего возраста особое внимание надо уделять играм, которые позволяют выявлять и формировать разнообразные интересы и склонности детей, познавательные способности, любознательность, умение наблюдать, самостоятельно решать умственные задачи.
Нравственное воспитание в процессе игры предусматривает формирование положительных черт характера, доброжелательных взаимоотношений со сверстниками (от чувства симпатии, умение уступить игрушку, помочь друг другу и т. д. – у малышей, до сотрудничества и взаимопомощи, умения справедливо и самостоятельно разрешать спорные вопросы, если они возникают в игре, и др. – у старших), развитие бережного отношения к игрушкам и материалам (у детей младшего и среднего возраста), ответственности за сохранность игрового материала и порядок в игрушечном хозяйстве (у старших детей).
Осуществление указанных задач во многом зависит от уровня развития игровой деятельности: чем выше уровень игры, тем больше возможностей для воспитания детей, для организации их жизни и содержательной деятельности. Поэтому в программе каждой возрастной группы выделяются задачи развития детской игровой деятельности: умение играть (сосредоточиваться на своей игре), играть рядом, активно участвовать в общей игре, выполнять правила, действовать в соответствии с взятой на себя ролью и т. д.
А. П. Усова так характеризует развитие игры в дошкольном возрасте: «В первые месяцы жизни – это совместные действия взрослого с ребёнком, когда взрослый забавляет ребёнка (совместная игра с погремушкой, «ладушки», «ку-ку» и т. д.). Несколько позже, в 7-8 месяцев, ребёнок, играя, начинает сам действовать с предметами, игрушками. На втором году жизни предметные действия совершенствуются. В конце второго года, на третьем появляется ролевая игра, которая к 4-5 годам развивается, становится основным видом игровой деятельности. Примерно в этом же возрасте дети овладевают умением играть по правилам. У детей старшего дошкольного возраста ролевая игра и игры с правилами совершенствуются, приобретают характер всё более самостоятельной деятельности». [1, с. 37]
Развитие игр детей в указанной последовательности является возрастной закономерностью и происходит постепенно, без резких переходов и смен этапов. Новое, рождаясь в старом, ещё долгое время сохраняет в себе элементы старого, характерного для предыдущей ступени развития и лишь постепенно становится преобладающим. Например, характерные для детей второго года жизни игры в форме действий с предметами зарождаются раньше, в процессе совместных действий взрослого с ребёнком. В свою очередь овладение действиями с предметами, игрушками становится необходимой предпосылкой сюжетной игры и игры с правилами.
Таким образом, в играх детей собственно дошкольного возраста могут сосуществовать элементы разных этапов. Но одни из них являются прогрессивными, определяющими характер игры в целом, другие характеризуют пройденный этап.
Развитие и становление игры как основного вида деятельности не определяется только возрастом ребёнка, а во многом зависит от условий жизни и воспитания. При менее благоприятных условиях этот процесс замедляется, дети не достигают возможного уровня игры (например, даже старшие дошкольники не научаются играть по правилам, не овладевают умением самостоятельно играть в сюжетно – ролевые игры). И наоборот, дети раньше овладевают более сложными играми, играют много и разнообразно, если в группе создаются благоприятные условия и воспитатель планомерно, учитывая возрастные особенности детей, последовательно переводит их от элементарных к более высоким этапам в развитии игры. Непременным условием этого является знание педагогом особенностей игровой деятельности у всех воспитанников и понимание того, что каждый ребёнок умеет и что в его играх надо формировать.
«Трудные дети» (по В. П. Кащенко) – дети с характерными особенностями в их жизненных проявлениях, связанных с устойчивыми отклонениями от нормы тех или иных сторон формирующейся личности, обусловленными физическими или умственными недостатками, дефектами и проявляющимися в осложнённой форме поведения.
У «трудных» дошкольников просматриваются тенденции непонимания со стороны окружающих, неудовлетворённой потребности в признании, трудностей общения, противоречивого отношения к себе и окружающим. При этом у ребёнка возникают негативные эмоциональные состояния: общая психическая напряжённость, эмоциональная нестабильность, эмоциональная расторможенность или заторможенность.
«Трудный» ребёнок безуспешно пытается различными неадекватными способами добиться социального признания, а в результате оказывается отверженным. Он характеризуется постоянным чувством вины, возникающим в силу неуспешности и неадекватной самооценки. У этих детей возникает противоречие между нереальным уровнем притязаний и недоверием к себе, своим возможностям в учении, которое распространяется и на отношение ребёнка к окружающим.