Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2014 в 01:11, курсовая работа
Цель исследования: изучить коррекционные возможности игровой деятельности.
Объект исследования: игровая деятельность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: коррекция поведения детей дошкольного возраста посредством игры.
Введение. стр. 3
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы
по теме исследования. стр. 6
1. Развитие ребёнка как субъекта игровой
деятельности. стр. 6
2. Отклоняющееся поведение и его коррекция
в дошкольном возрасте. стр. 9
Глава 2. Игровая коррекция поведения. стр. 20
1. Условия развития игровой деятельности
в экспериментальном детском
дошкольном учреждении. стр. 20
2. 2. Коррекция поведения через игровую деятельность. стр. 21
Заключение. стр. 27
Третья задача решалась посредством изучения литературы с практическим материалом, осуществлялась подборка игр, целью которых являлась коррекция отклоняющегося поведения дошкольников. Важным этапом являлось сотрудничество взрослого и ребёнка, детей между собой.
2. 2. Коррекция поведения через игровую деятельность..
Первым этапом экспериментальной работы было наблюдение за детьми группы во время различных режимных моментов, коллективных игр, специально организованной деятельности, самостоятельной деятельности, при общении со взрослыми, родителями, сверстниками. Целью данного вида работы являлось выявление уровня развития, отклонений в поведении у детей дошкольного возраста. В группе были выявлены гиперактивные и склонные к гиперактивности дети: Мацуев Гриша, Орлов Саша, Ковалёв Денис, Костюков Андрей. Были разработаны критерии диагностики, результаты которой внесены в таблицу.
Анализ проведённого наблюдения – эксперимента показал, что
Таким образом, принимая во внимание результаты констатирующего этапа эксперимента с группой, были сформированы две группы: экспериментальная и контрольная.
Результаты констатирующего этапа эксперимента.
№ п/п, Ф. И. ребёнка |
Моторная активность |
Усидчивость |
Интерес к малоподвижным играм |
Умение сотрудничать со взрослыми, детьми |
Вспыльчивость в поведении |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Ковалёв Денис |
3 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2. Орлов Саша |
3 |
1 |
2 |
2 |
2 |
3. Мацуев Гриша |
3 |
2 |
2 |
3 |
1 |
4. Костюков Андрей |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1, 2 (Ковалёв Д., Орлов С.) – экспериментальная группа
3, 4 (Мацуев Г., Костюков А.) – контрольная группа
3 – высокий показатель, 2 – средний , 1 – низкий
Ковалёв Денис – очень подвижный ребёнок, интерес к малоподвижным играм недостаточен. В ходе специально организованной деятельности отвлекается на посторонние раздражители. Орлов Саша - гиперактивный ребёнок, в ходе самостоятельной деятельности предпочитает высоко подвижные игры, импульсивен, иногда вспыльчив.
Руководствуясь результатами диагностики, были поставлены последующие цели, задачи и методы коррекции поведения детей.
Формирующий этап эксперимента.
Целью формирующего этапа эксперимента является коррекция поведения детей при помощи игровой деятельности.
Содержание формирующего эксперимента обусловлено задачами и методами, разработанными с учётом анализа констатирующего этапа. Оно включает в себя ряд игровых упражнений и игр, направленных на ослабление гиперактивного поведения (приложения 1- 15).
Задачи данного этапа:
В ходе формирующего этапа эксперимента использовались следующие методы и приёмы:
Многие игры велись от лица игрового персонажа для привлечения внимания и интереса детей.
Эксперимент проводился в несколько этапов:
В ходе эксперимента было замечено, что для игровой деятельности дети выбирают такой материал, с которым в дальнейшем они без труда могут придумать сюжет для игры. Таким образом, для коррекции поведения детей при помощи игры необходима хорошая база. Также в ходе данного этапа работа проводилась не только с ребятами экспериментальной группы, но и с детьми меньшей активности: совместное слаживание картинок и конструктора, самостоятельная деятельность в игровом уголке, рассматривание иллюстраций в книгах, разрисовывание книжек – раскрасок и т. д.
Таким образом, эксперимент показал, что при помощи игр и игровых упражнений, при их систематическом использовании, возможно частично корректировать отклонения в поведении детей. Взрослому необходимо выражать одобрение по поводу каждой удачи ребёнка, постоянно поощрять детей, делая любую ошибку легко исправимой. Игры необходимо организовывать в доверительной обстановке и спокойной атмосфере, чтобы каждый ребёнок мог проявить себя. Ребята вели себя активно, им был интересен и увлекателен процесс игры.
Контрольный этап эксперимента.
После выполнения намеченного плана работы был проведён контрольный этап эксперимента.
Цель – выявление результатов проведённой работы по игровой коррекции поведения у дошкольников.
Задачи:
Ребята экспериментальной группы в некоторых ситуациях проявляли больше терпения и усидчивости, чем ребята из контрольной группы. Также они проявляли интерес к спокойным играм.
№ п/п, Ф. И. ребёнка |
Моторная активность |
Усидчивость |
Интерес к малоподвижным играм |
Умение сотрудничать со взрослыми, детьми |
Вспыльчивость в поведении |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Ковалёв Денис |
2 |
3 |
3 |
3 |
1 |
2. Орлов Саша |
3 |
2 |
3 |
3 |
1 |
3. Мацуев Гриша |
3 |
3 |
2 |
3 |
1 |
4. Костюков Андрей |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
Проанализировав данные констатирующего и контрольного этапов эксперимента, можно сделать вывод о том, что у детей экспериментальной группы в столбцах таблицы 2 и 6 заметно уменьшение, а в столбцах 3, 4 и 5 – увеличение результатов. Таким образом, можно отметить положительную динамику.
Проанализировав работу контрольного этапа эксперимента, можно сделать следующий вывод: у детей контрольной группы успехи менее заметны. Такие результаты говорят о том, что в группе не в достаточной мере используются коррекционные возможности игровой деятельности. У детей экспериментальной группы частично изменилось поведение. Денис К. больше времени стал уделять играм за столом, на ковре со сверстниками. Его заинтересовало слаживание картинок и раскрашивание рисунков. Саша О. начал играть на ковре в конструктор совместно с другими ребятами. Дети стали уделять меньше времени бессмысленному бегу по групповой комнате, больше заняты интересующим их делом.
Таким образом, эффективность проделанной работы подтверждена следующими результатами:
№ п/п, Ф. И. ребёнка |
Констатирующий этап |
Контрольный этап | ||
Столбцы 2,6 (средний результат) |
Столбцы 3, 4, 5 (средний результат) |
Столбцы 2,6 (средний результат) |
Столбцы 3, 4, 5 (средний результат) | |
1. Ковалёв Денис |
2 |
1, 7 |
1, 5 |
3 |
2. Орлов Саша |
2, 5 |
1, 7 |
2 |
2, 7 |
3. Мацуев Гриша |
2 |
2, 3 |
2 |
2, 7 |
4. Костюков Андрей |
1, 5 |
1, 7 |
1, 5 |
2 |
Таким образом, результаты по моторной активности и вспыльчивости в поведении уменьшились, а усидчивость, интерес к мало активным играм и умение сотрудничать увеличились.
Выводы по II главе.
Проведённое исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы:
Работа состоит из двух частей: теоретической и опытно – экспериментальной (практической). Опытно – экспериментальная часть включает в себя проведение трёх этапов:
На контрольном этапе исследования были обнаружены положительные изменения в поведении детей экспериментальной группы.
При подведении итогов проведённой экспериментальной работы появилась необходимость в выработке рекомендаций для педагогов: корректировать отклонения в поведении дошкольников, используя возможности игровой деятельности, больше внимания уделять индивидуальным особенностям каждого воспитанника группы, не занимать время, отведённое для игры, другими видами деятельности.
Заключение.
Игра – основной вид деятельности ребёнка вплоть до младшего школьного возраста. Игра постоянно привлекательна для ребёнка, позволяет ему осуществить свои стремления. Зачастую в игре ребёнок открывает в себе те качества, которые не были раньше заметны ни ему, ни окружающим, открывает в себе новые возможности. Игра – лучший способ тренировки тех или иных навыков.
Нет таких положительных качеств, которые нельзя было бы развить у ребёнка в ходе игры. Игра – основной способ развития этих качеств, так как она более привлекательна для детей, и дети занимаются ей с большим удовольствием, чем, например, просто учёбой в школе. Через игру можно развить познавательные характеристики ребёнка, подготовить его к жизни в современном обществе, заставит его поверить в свои силы и возможности.
Игра, затем уже, после окончания ребёнком школы, реализует себя и в его взрослой жизни в качестве деловых и «взрослых» ролевых игр. Современному человеку достаточно трудно реализовать себя в обществе без игры. Так что игра, будучи важнейшим фактором развития ребёнка, является не только реализацией этого развития, но и способствует совершенствованию умений и навыков взрослого человека.