Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2014 в 01:11, курсовая работа
Цель исследования: изучить коррекционные возможности игровой деятельности.
Объект исследования: игровая деятельность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: коррекция поведения детей дошкольного возраста посредством игры.
Введение. стр. 3
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы
по теме исследования. стр. 6
1. Развитие ребёнка как субъекта игровой
деятельности. стр. 6
2. Отклоняющееся поведение и его коррекция
в дошкольном возрасте. стр. 9
Глава 2. Игровая коррекция поведения. стр. 20
1. Условия развития игровой деятельности
в экспериментальном детском
дошкольном учреждении. стр. 20
2. 2. Коррекция поведения через игровую деятельность. стр. 21
Заключение. стр. 27
От того, как сложатся отношения ребёнка в первой его жизни группе сверстников – в группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит, и его дальнейшая судьба. Если эти отношения складываются благополучно, если ребёнок тянется к сверстникам, умеет играть, общаться с ними, никого не обижая и не обижаясь на других, можно надеяться, что он и в дальнейшем будет нормально чувствовать себя среди людей. [8, с. 20].
Приложение 1.
Игра «Будь внимателен»
Цель игры – стимулирование внимания, регулирование поведения, выразительность движений.
Организация и проведение игры. Дети шагают по кругу. Затем ведущий произносит какое – либо слово, и дети должны начать выполнять определённые действия: на слове «зайчики» - прыгать, на слове «лошадки» - ударять «копытом» об пол, «раки» - пятиться, «птицы» - бегать, раскинув руки в стороны, «аист» - стоять на одной ноге.
Приложение 2.
Игра «Доброе слово»
Цель игры – коррекция нежелательных черт характера поведения детей, развитие познавательной сферы психики, снижение психического напряжения.
Организация и проведение игры. Дети сидят в кругу. Каждый по очереди говорит что – то приятное о своём соседе. Условие: говорящий смотрит в глаза тому, о ком говорит.
Приложение 3.
Игра «Угадай, чего не стало?»
Цель игры – развитие внимания и памяти.
Материал: 6 – 8 знакомых детям игрушек, настольная ширма.
Организация и проведение игры. На детском столе за ширмой в ряд поставлены 3 игрушки. Дети сидят у стола. Воспитатель поднимает ширму, дети запоминают игрушки. Взрослый меняет за ширмой одну или две игрушки – дети должны увидеть изменения. Усложнение заключается в увеличении количества игрушек. [2, с. 57].
Приложение 4.
Развивающая игра «Составь картинку»
Цель игры – развитие наглядно – образного мышления, усидчивости.
Материал: картинки с изображениями предметов и сюжетов, разрезанные на 8 – 20 частей.
Организация и проведение игры. Воспитатель предлагает ребятам собрать разрезанные Незнайкой картинки. Усложнение заключается в сборе картинок из большего количества частей. [2, с. 81].
Приложение 5.
Дидактическая игра «Что нарисовал художник?»
Цель игры – тренировка аналитического восприятия.
Материал: серия картинок, на каждой из которых надо найти искомую фигуру, спрятанную в переплетении других фигур и линий. [2, с. 95].
Приложение 6.
Подвижная игра «Тучи и ветер»
Цель игры – тренировка вестибулярного аппарата.
Организация и проведение игры. Ребёнок, сидя или стоя, изображает кругообразными движениями рук над головой и движениями всего тела маленькие и большие тучи. Потом он быстро бежит, как тучи, которые гонит по небу ветер. [7, с. 101].
Приложение 7.
Подвижная игра «Вот сидит наш пёс Барбос»
Цель игры – развитие внимания, умения действовать по сигналу.
Материал: игрушечная собачка
Организация и проведение игры. Ребёнок сидит на стуле, в руках у него игрушечная собачка, которая «спит». Он говорит: «Вот сидит наш пёс Барбос, в лапы спрятал чёрный нос». Другие дети подходят к собачке. «Ну, Барбос, скорей вставай! И Наташу догоняй!» Бежит за детьми: «Гав – гав!» Пойманные дети выходят из игры. Побеждает тот, кого собачка не поймала. [7, с. 123].
Приложение 8.
Подвижная игра «Птицы и автомобиль»
Цель игры – развитие внимания, умения быстро бегать, действовать по сигналу
Материал: игрушечный автомобиль
Организация и проведение игры. Дети – «птички» «летают» по комнате, размахивая руками, как крыльями, а взрослый напевает:
Прилетели птички,
Птички – невелички. Дети – «птички» «летают»
Летали, летали,
Крыльями махали.
Так они летали, «Птички» прыгают на скамеечку
Крыльями махали, и приседают на полусогнутых но-
На дорожку прилетали, гах, затем прыгают на пол, садят-
Зёрнышки клевали. ся на корточки, стучат пальчиком
об пол – «клюют».
Появляется взрослый с игрушечным автомобилем в руках, раздаётся гудок, и автомобиль, управляемый взрослым, едет. Взрослый приговаривает или поёт:
Автомобиль по улице бежит,
Пыхтит, спешит, в гудок гудит.
Тра – та – та, берегись, посторонись!
Дети – «птички» быстро убегают от автомобиля и встают на скамейку. Следующий раз в роли взрослого выступает ребёнок. [7, с. 142].
Приложение 9.
Игра «Расскажи о себе»
Цель игры – учить детей анализировать свои поступки, выражать чувства, состояния и формировать речевые высказывания по этому поводу.
Организация и проведение игры. Педагог предлагает детям начало предложения, а дети по очереди продолжают его и тем самым рассказывают о себе.
- Больше всего на свете я люблю (что? кого?)
- Если бы я поймал золотую рыбку, я бы …
- Если бы мне разрешили, я бы …
- Если бы ко мне прилетел Карлсон, я бы …
- Больше всего на свете я не люблю …
- Если бы я ушёл …
- Если бы мне купили … [17, с. 14].
Приложение 10.
Игра «Оцени поступок»
Цель игры – развивать способность детей делать нравственный выбор в жизненной ситуации, анализируя поведение других людей и прогнозируя свои поступки.
Организация и проведение игры. Игровое упражнение проводится по принципу интервьюирования. Детям задают вопрос – ситуацию, по поводу которого высказывается каждый, прогнозируя своё поведение.
Например,
[17, с. 12].
Приложение 11.
Игра «Сложи узор из палочек»
Цель игры – учить детей действовать по образцу, развивать усидчивость, зрительное внимание.
Организация и проведение игры. Взрослый предлагает ребёнку сложить по образцу из палочек узор. [13, с. 7].
Приложение 12.
Развивающая игра «Найди предмет по описанию»
Цель игры – учить детей по описанию находить предметы, развивать слуховое восприятие.
Организация и проведение игры. Сначала воспитатель, а потом дети описывают какой – либо предмет в группе, а остальные находят его. [13, с. 22].
Приложение 13.
Развивающая игра «Зеркало»
Цель игры – учить детей в точности повторять движения за ведущим.
Организация и проведение игры. Дети повторяют движения ведущего. Игра повторяется с новым ведущим. [13, с. 34].
Приложение 14.
Развивающая игра «Уши, щёки, нос»
Цель игры – учить детей соотносить предметы с их названиями, развивать слуховое восприятие.
Организация и проведение игры. Воспитатель предлагает внимательно следить за его движениями, речью и показывать ту часть лица, которую он называет. В ходе игры воспитатель специально допускает ошибки. [13, с. 38].
Приложение 15.
Дидактическая игра «Добавь рифму»
Цель игры – учить детей подбирать рифму к словам, закрепить знания названий овощей.
Организация и проведение игры. Воспитатель предлагает детям готовые фразы, в которые нужно вставить слово – рифму.
Затем дети называют всё одним обобщающим словом – овощи. [13, с. 59].
Список использованной литературы