Игровая коррекция поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2014 в 01:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить коррекционные возможности игровой деятельности.
Объект исследования: игровая деятельность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: коррекция поведения детей дошкольного возраста посредством игры.

Содержание работы

Введение. стр. 3

Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы
по теме исследования. стр. 6

1. Развитие ребёнка как субъекта игровой
деятельности. стр. 6

2. Отклоняющееся поведение и его коррекция
в дошкольном возрасте. стр. 9

Глава 2. Игровая коррекция поведения. стр. 20

1. Условия развития игровой деятельности
в экспериментальном детском
дошкольном учреждении. стр. 20

2. 2. Коррекция поведения через игровую деятельность. стр. 21

Заключение. стр. 27

Файлы: 1 файл

Игровая коррекция поведения.doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

От того, как сложатся отношения ребёнка в первой его жизни группе сверстников – в группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит, и его дальнейшая судьба. Если эти отношения складываются благополучно, если ребёнок тянется к сверстникам, умеет играть, общаться с ними, никого не обижая и не обижаясь на других, можно надеяться, что он и в дальнейшем будет нормально чувствовать себя среди людей. [8, с. 20].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

Игра «Будь внимателен»

 

Цель игры – стимулирование внимания, регулирование поведения, выразительность движений.

Организация и проведение игры. Дети шагают по кругу. Затем ведущий произносит какое – либо слово, и дети должны начать выполнять определённые действия: на слове «зайчики» - прыгать, на слове «лошадки» - ударять «копытом» об пол, «раки» - пятиться, «птицы» - бегать, раскинув руки в стороны, «аист» - стоять на одной ноге.

 

Приложение 2.

 

Игра «Доброе слово»

 

Цель игры – коррекция нежелательных черт характера поведения детей, развитие познавательной сферы психики, снижение психического напряжения.

Организация и проведение игры. Дети сидят в кругу. Каждый по очереди говорит что – то приятное о своём соседе. Условие: говорящий смотрит в глаза тому, о ком говорит.

 

Приложение 3.

 

Игра «Угадай, чего не стало?»

 

Цель игры – развитие внимания и памяти.

Материал: 6 – 8 знакомых детям игрушек, настольная ширма.

Организация и проведение игры. На детском столе за ширмой в ряд поставлены 3 игрушки. Дети сидят у стола. Воспитатель поднимает ширму, дети запоминают игрушки. Взрослый меняет за ширмой одну или две игрушки – дети должны увидеть изменения. Усложнение заключается в увеличении количества игрушек. [2, с. 57].

 

 

 

Приложение 4.

 

Развивающая игра «Составь картинку»

 

Цель игры – развитие наглядно – образного мышления, усидчивости.

Материал: картинки с изображениями предметов и сюжетов, разрезанные на 8 – 20 частей.

Организация и проведение игры. Воспитатель предлагает ребятам собрать разрезанные Незнайкой картинки. Усложнение заключается в сборе картинок из большего количества частей. [2, с. 81].

 

Приложение 5.

 

Дидактическая игра «Что нарисовал художник?»

 

Цель игры – тренировка аналитического восприятия.

Материал: серия картинок, на каждой из которых надо найти искомую фигуру, спрятанную в переплетении других фигур и линий. [2, с. 95].

 

Приложение 6.

 

Подвижная игра «Тучи и ветер»

 

Цель игры – тренировка вестибулярного аппарата.

Организация и проведение игры. Ребёнок, сидя или стоя, изображает кругообразными движениями рук над головой и движениями всего тела маленькие и большие тучи. Потом он быстро бежит, как тучи, которые гонит по небу ветер. [7, с. 101].

 

Приложение 7.

 

Подвижная игра «Вот сидит наш пёс Барбос»

 

Цель игры – развитие внимания, умения действовать по сигналу.

Материал: игрушечная собачка

Организация и проведение игры. Ребёнок сидит на стуле, в руках у него игрушечная собачка, которая «спит». Он говорит: «Вот сидит наш пёс Барбос, в лапы спрятал чёрный нос». Другие дети подходят к собачке. «Ну, Барбос, скорей вставай! И Наташу догоняй!» Бежит за детьми: «Гав – гав!» Пойманные дети выходят из игры. Побеждает тот, кого собачка не поймала.  [7, с. 123].

 

Приложение 8.

 

Подвижная игра «Птицы и автомобиль»

 

Цель игры – развитие внимания, умения быстро бегать, действовать по сигналу

Материал: игрушечный автомобиль

Организация и проведение игры. Дети – «птички» «летают» по комнате, размахивая руками, как крыльями, а взрослый напевает:

Прилетели птички,

Птички – невелички.  Дети – «птички» «летают»

Летали, летали,

Крыльями махали.

 

Так они летали,   «Птички» прыгают на скамеечку

Крыльями махали,  и приседают на полусогнутых но-

На дорожку прилетали,   гах, затем прыгают на пол, садят-

Зёрнышки клевали.  ся на корточки, стучат пальчиком

об пол – «клюют».

 

Появляется взрослый с игрушечным автомобилем в руках, раздаётся гудок, и автомобиль, управляемый взрослым, едет. Взрослый приговаривает или поёт:

Автомобиль по улице бежит,

Пыхтит, спешит, в гудок гудит.

Тра – та – та, берегись, посторонись!

Дети – «птички» быстро убегают от автомобиля и встают на скамейку. Следующий раз в роли взрослого выступает ребёнок.  [7, с. 142].

 

 

 

 

Приложение 9.

 

Игра «Расскажи о себе»

 

Цель игры – учить детей анализировать свои поступки, выражать чувства, состояния и формировать речевые высказывания по этому поводу.

Организация и проведение игры. Педагог предлагает детям начало предложения, а дети по очереди продолжают его и тем самым рассказывают о себе.

- Больше всего на свете я  люблю (что? кого?)

- Если бы я поймал золотую  рыбку, я бы …

- Если бы мне разрешили, я  бы …

- Если бы ко мне прилетел  Карлсон, я бы …

- Больше всего на свете я  не люблю …

- Если бы я ушёл …

- Если бы мне купили …   [17, с. 14].

 

Приложение 10.

 

Игра «Оцени поступок»

 

Цель игры – развивать способность детей делать нравственный выбор в жизненной ситуации, анализируя поведение других людей и прогнозируя свои поступки.

Организация и проведение игры. Игровое упражнение проводится по принципу интервьюирования. Детям задают вопрос – ситуацию, по поводу которого высказывается каждый, прогнозируя своё поведение.

Например,

    1. Если бы девочка испугалась собаки и не могла пройти к дому, я бы …
    2. Если бы мама уставала нести сумку с продуктами, я бы …
    3. Если бы бабушка потеряла свои очки и не могла их найти, я бы …
    4. Если бы маленький ребёнок играл с мячом, который упал бы в лужу, я бы …
    5. Если бы мама попросила меня убрать свои игрушки, я бы …

[17, с. 12].

Приложение 11.

 

Игра «Сложи узор из палочек»

 

Цель игры – учить детей действовать по образцу, развивать усидчивость, зрительное внимание.

Организация и проведение игры. Взрослый предлагает ребёнку сложить по образцу из палочек узор.  [13, с. 7].

 

Приложение 12.

 

Развивающая игра «Найди предмет по описанию»

 

Цель игры – учить детей по описанию находить предметы, развивать слуховое восприятие.

Организация и проведение игры. Сначала воспитатель, а потом дети описывают какой – либо предмет в группе, а остальные находят его.  [13, с. 22].

 

Приложение 13.

 

Развивающая игра «Зеркало»

 

Цель игры – учить детей в точности повторять движения за ведущим.

Организация и проведение игры. Дети повторяют движения ведущего. Игра повторяется с новым ведущим.  [13, с. 34].

 

Приложение 14.

 

Развивающая игра «Уши, щёки, нос»

 

Цель игры – учить детей соотносить предметы с их названиями, развивать слуховое восприятие.

Организация и проведение игры. Воспитатель предлагает внимательно следить за его движениями, речью и показывать ту часть лица, которую он называет. В ходе игры воспитатель специально допускает ошибки.  [13, с. 38].

Приложение 15.

 

Дидактическая  игра «Добавь рифму»

 

Цель игры – учить детей подбирать рифму к словам, закрепить знания названий овощей.

Организация и проведение игры. Воспитатель предлагает детям готовые фразы, в которые нужно вставить слово – рифму.

 

    1. Захотелось плакать вдруг – слёзы лить заставил … (лук)
    2. Набирай скорее в миску краснощёкую … (редиску)
    3. Отыскали, наконец, и зелёный … (огурец)
    4. Под кустом копнёшь немножко – выглянет на свет … (картошка)
    5. Разве в огороде пусто, если там растёт … (капуста)
    6. За ботву, как за верёвку, можно вытащить … (морковку)

Затем дети называют всё одним обобщающим словом – овощи.  [13, с. 59].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Аванесова В. Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе. – М.: Просвещение, 1979.
  2. Анищенко О. А. Развиваем в игре: Пособие для педагогов и практических психологов дошкольных учреждений / О. А. Анищенко, П. А. Вяткина, М. В. Мащенко. – Мн.: Асар, 2000.
  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Пер. А. А. Грузберга. – Екатеринбург.: ЛИТУР, 1999.
  4. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Пер. А. А. Грузберга. – Екатеринбург.: ЛИТУР, 1999.
  5. Бондаренко Е. А. О психическом развитии ребёнка (Дошкольный возраст). – Мн.: Нар. асвета, 1974
  6. Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. – 1966. - № 6.
  7. Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до трёх лет. – Ярославль: Академия развития, 2005.
  8. Доронина М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста // Дошкольное педагогика. – 2007. № 4.
  9. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка. – М.: Просвещение, 1986.
  10. Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. – Мн.: Нар. асвета, 1984.
  11. Литова З. А. Роль игры в развитии личности школьника // Ярославский педагогический вестник. – 2003. - № 3 (36).
  12. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. Пер. А. Я Варга. – М.: Международная педагогическая академия, 1994.
  13. Мазурова М. В. Дружно играем – себя развиваем: метод. Пособие для воспитателей детского сада / Сост. М. В. Мазурова, Т. Н. Язепова. – Мозырь: Издательский дом «Белый ветер», 2001.
  14. Пралеска: программа дошкольного образования / Е. А. Панько и др. – Мн.: НИО; Аверсэв, 2007.
  15. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. / И. В. Дубровина. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
  16. Психология формирования личности детей дошкольного и школьного возрастов / Р. М. Малиновская. – Мн.: Нар. асвета, 1987.
  17. Снегирёва Л. А. Игры и упражнения для развития навыков общения у детей. – Мн.: Нар. асвета, 1995.
  18. Степанова О. А. Методика игры с коррекционно – развивающими технологиями / О. А. Степанова, М. Э. Вайнер, Н. Я. Чутко; под ред. Т. Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  19. Формирование личности дошкольника в различных видах деятельности / Под ред. Старжинской Н. С., Слепович Е. С. – Мн.: НИИП МП БССР, 1987.
  20. Фопель К. Психологические игры и упражнения. Ч. 1. – М.: Генезис, 1998.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Игровая коррекция поведения