Игровые технологии на уроках физики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 16:01, реферат

Описание работы

Цель работы:
Показать эффективность игровых технологий.
Обобщить опыт по внедрению игровых технологий на уроках физики.
Задачи:
1. Раскрыть особенности педагогических игр;
2. Показать возможную методику организации уроков с использованием игровых технологий;
3. Определить, какое место игровые технологии занимают в учебно-воспитательном процессе.

Содержание работы

Введение
2.Психолого-педагогические основы организации игровой деятельно-сти
3. Цель. Задачи. Гипотеза
4.Технология опыта
5.Требования
6.Результативность
7.Урок с дидактической игрой
а) Этапы подготовки и проведения дидактической игры
б) Цели. Мотивация
8.Виды дидактических игр
а) Игры-упражнения (кроссворды, ребусы, викторины)
б) Игры-путешествия
в) Игры-соревнования
9.Анкетирование
10.Заключение
11.Литература

Файлы: 1 файл

79858_Муниципальное_бюджетное_общеобразовательное_учреждение.doc

— 1.33 Мб (Скачать файл)

0Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 

Абрамовская основная общеобразовательная школа

 

Орехово-Зуевский район  Московская область

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ярмарка педагогических технологий

 

30 марта  2012 год 

 

 

 

 

 

Тема  выступления

 

Игровые технологии на уроках физики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель физики

Колесникова Наталья Ивановна

 

 

 

 


План 

 

1.Введение

2.Психолого-педагогические основы организации игровой деятельности

3. Цель. Задачи.  Гипотеза

4.Технология опыта

5.Требования

6.Результативность

7.Урок с дидактической игрой

а)  Этапы подготовки и проведения дидактической игры

   б) Цели.  Мотивация

   8.Виды дидактических игр

а) Игры-упражнения (кроссворды, ребусы, викторины)

б) Игры-путешествия

в) Игры-соревнования

       9.Анкетирование

      10.Заключение

      11.Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одним из основных принципов  в дидактике был и остаётся принцип активности учащегося в процессе обучения. Это понятие подразумевает такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Не секрет, что для  многих из нынешних школьников учебный  труд превращается в тягостную повинность. Поэтому учителю необходимо преобразовывать образовательный процесс -  из однообразного скучного в радостный, охотно выполняемый. Одним из путей достижения этого является разнообразие педагогических технологий, применяемых в урочной и внеурочной деятельности. Более всего интересна для учащихся либо поисковая, исследовательская деятельность, либо деятельность, предполагающая свободный выбор задания, так как именно в этом случае учащиеся чаще всего достигают успеха.

Активность школьников сама по себе возникает нечасто, она  является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий, т.е. применяемой педагогической технологии. В игровой технологии главную идею и основу эффективности результатов составляют средства, активизирующие и интенсифицирующие деятельность учащихся.

  Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В структуру игры как деятельности органично входит постановка цели и ее достижение, планирование деятельности, анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В отличие от игры вообще педагогическая игра обладает чётко  поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью.

При проведении уроков физики  мною часто используется игровая  технология. В ней дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры. Учебный материал при этом используется в качестве её средства. Урок при этом  приобретает элемент соревнования, а успешное выполнение дидактического задания при этом связывается с игровым результатом.  Дидактические игры позволяют учащимся применять знания, умения и навыки, полученные ими в ходе учебного процесса в практической деятельности; развивать общеучебные и трудовые навыки.

 

Психолого-педагогические основы организации игровой деятельности.

 

Дидактическая игра - это  занимательная для субъекта учебная  деятельность в условных ситуациях. Поскольку обучение - это процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организация формирования знания, умения, навыков.

Но не всякая деятельность в условных ситуациях является игрой. Деятельность, чтобы быть игрой, должна быть занимательна для играющего. Деятельность в игре - не цель, а средство. А вот занимательность - цель. В учебной же деятельности условность направлена на обучение, на возможность упражнения, тренировки различных умений и навыков.

В настоящее время  интерес к игре быстро растет, это естественным образом приводит к увеличению числа игр, а также к их разнообразию. Ориентироваться в них становится сложнее. Поэтому актуальность вопроса классификации игр повышается с каждым днем.

Классификация по сущностной игровой основе выглядит следующим образом:

  • игры с правилами;
  • ролевые игры;
  • комплексные игровые системы (КВН).
  • игры для изучения нового материала;
  • игры для закрепления;
  • игры для проверки знаний;
  • обобщающие игры;

При планировании педагогической работы в определенных случаях важно разделять игры по количеству участников на: групповые, индивидуальные, диалоговые (парные), массовые.

Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся.

В процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить такой объем работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

Игра создает особые условия, при которых может развиваться  творчество. Суть этих условий заключается  в общении на равных, где исчезает робость, возникает ощущение - "я тоже могу", т. е. в игре происходит внутреннее раскрепощение. Для обучения важно, что игра является классическим способом обучения действием. В игре органично заложено познавательная задача.

Организация игр - не всегда простое занятие. Во-первых, дисциплина: азарт игры может превратить урок в беспорядочное, шумное мероприятие. Во-вторых, серьезное отношение к предмету.

Ведь учитель должен дать детям знание, и они должны быть научны. Оценка в игре - ещё одна проблема. Артистичные дети могут получить оценку не за знание, а за артистизм. В игре нет полной предсказуемости. Много разных проблем встает перед учителем: как часто следует привлекать игру, сколько времени нужно тратить на нее на уроке и т. д.

Игра - это яркий и эмоциональный праздник. И это указывали многие известные педагоги: А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, С. А. Шмаков и др. В организации игры все должно быть продумано да мелочей.        

 Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.          

 К таким  технологиям можно отнести игровые  технологии. Именно их я использую на уроках физики.       

  Девиз моей педагогической деятельности: «Учение без принуждения». Задача - сделать  процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.                 

 Я систематически  совершенствую и углубляю знания по теории и методике преподаваемого мной предмета, обновляю методическую литературу, стараюсь использовать новые технологии в своей работе.         

 Тема самообразования,  взятая мной в этом учебном  году, звучит так: «Дидактические игры как средство активизации учебного процесса». К данной теме я обратилась в связи с тем, что  столкнулась со снижением интереса  к моему предмету. Пересмотрев ряд технологий, я остановилась на игровых технологиях, потому что они способствуют развитию познавательной активности на уроках.       

 Игровые  технологии я использую в основном  в 7-8-ых классах. Это связано с тем, что седьмой класс – это начало изучения физики, новый предмет. Задача учителей в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Мне как учителю физики приходится решать такую задачу почти каждый урок. Программа предусматривает 2 часа в неделю, меньше, чем отводится на другие дисциплины. Поэтому, для меня важно сделать встречи с физикой, не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь  приходят уроки - игры, уроки - путешествия в страну Физики. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.    

 Я убедилась,  что на таких уроках ученики  работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока я слышу от детей фразу:

«Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока.     

 Использовать  игровые технологии можно не  только в 7-8-ых классах, но и  на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдается, когда учитель увидит, с каким азартом работают дети.      

 

 

 

 

Цель моей работы:

Показать эффективность  игровых технологий.

Обобщить опыт по внедрению игровых технологий на уроках физики.

Задачи:

1.      Раскрыть особенности педагогических игр;

2.      Показать возможную методику организации уроков с использованием игровых технологий;

3.      Определить, какое место игровые технологии занимают в учебно-воспитательном процессе.

 

Гипотеза:  

Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся.

 

Технология  опыта.    

 Игра наряду  с трудом и ученьем – один  из основных видов деятельности  человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество.    

 Игру как  метод обучения, передачи опыта  старших поколений младшим люди  использовали с древности. В  современной школе, делающей ставку  на активизацию и интенсификацию  учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:         

  • В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;       
  • Как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;       
  • В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);       
  • Как технологии внеклассной работы.

 

       Понятие «игровые педагогические  технологии» включает достаточно  обширную группу методов и  приёмов организации педагогического  процесса в форме различных педагогических игр.    

 Педагогическая  игра обладает существенным признаком  – чётко поставленной целью  обучения и соответствующим ей  педагогическим результатом, которые  могут быть обоснованы, выделены  в явном виде и характеризуются  учебно – познавательной направленностью.     

 Игровая  форма занятий создаётся на  уроках при помощи игровых  приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

 

 

 

 

 

Требования

       Использование игровых приёмов и ситуаций на уроках должно подчиняться следующим требованиям:

  1. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.

2. Учебная деятельность  подчиняется правилам игры, а  учебный материал используется в качестве её средства.

3. В учебной деятельности обязателен элемент соревнования, с помощью которого дидактическая задача переводится в игровую.

4. Успешное выполнение  дидактического задания должно  быть обязательно связано с  игровым результатом.

5. Игра должна  вызывать у учащихся только положительные эмоции (доступность, привлекательность, цель должна быть достижимой, а оформление красочным).

6. Обязательный  учёт возрастных особенностей  учащихся.

7. Игра должна  основываться на свободном творчестве  и самодеятельности

 

Педагогические  игры имеют следующую классификацию:

  • По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические; 
  • По характеру педагогического процесса:

1. обучающие,  тренировочные, контролирующие и  обобщающие;

2. познавательные, воспитательные, развивающие;

3. репродуктивные, продуктивные, творческие;

4.коммуникативные,  диагностические, профориентационные  и др.;

  • По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.;
  • По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и др.

Информация о работе Игровые технологии на уроках физики