Игровые технологии на уроках физики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 16:01, реферат

Описание работы

Цель работы:
Показать эффективность игровых технологий.
Обобщить опыт по внедрению игровых технологий на уроках физики.
Задачи:
1. Раскрыть особенности педагогических игр;
2. Показать возможную методику организации уроков с использованием игровых технологий;
3. Определить, какое место игровые технологии занимают в учебно-воспитательном процессе.

Содержание работы

Введение
2.Психолого-педагогические основы организации игровой деятельно-сти
3. Цель. Задачи. Гипотеза
4.Технология опыта
5.Требования
6.Результативность
7.Урок с дидактической игрой
а) Этапы подготовки и проведения дидактической игры
б) Цели. Мотивация
8.Виды дидактических игр
а) Игры-упражнения (кроссворды, ребусы, викторины)
б) Игры-путешествия
в) Игры-соревнования
9.Анкетирование
10.Заключение
11.Литература

Файлы: 1 файл

79858_Муниципальное_бюджетное_общеобразовательное_учреждение.doc

— 1.33 Мб (Скачать файл)

Результативность.

      При систематическом использовании  на уроках игровых технологий  наблюдаются следующие результаты:

  • формируются такие качества личности как терпение, настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к познавательной деятельности;
  • вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
  • создаётся положительный морально – психологический климат в классе для развития личности учащихся;
  • повышается уровень развития коммуникативных навыков учащихся;
  •     В каждом классе выделяется группа учащихся, у которых наблюдается высокий уровень сформированности устойчивой мотивации познания;

развивается наблюдательность, умения видеть необычное в знакомых вещах.

  •    Нередко победителями игр становятся слабоуспевающие дети.
  •    В ходе игровой деятельности у них проявляются терпение и настойчивость, то есть те качества, которых им не хватает для систематической подготовки домашних заданий.

Урок  с дидактической игрой.

 

Педагогическая технология игрового обучения заключается в обязательном выполнении следующих

этапов  подготовки и проведения дидактической  игры.

  • Определение цели
  • Мотивация
  • Характеристика содержания и оснащения игры
  • Описание условий организации игры
  • Оценка результатов
  • Организация самоконтроля и постановка перспективной познавательной цели

            Рассмотрим каждый этап отдельно.

  • Цели познавательной игры отражают педагогические и методические задачи урока, с учётом того, что игра может занимать лишь его часть. Особое внимание следует уделять постановке воспитательных и развивающих целей, так как в процессе игрового обучения часто имеет место, проявляется дух
  • коллективизма, дружеской взаимопомощи, ответственности перед командой и т.д. Цели воспитания и развития учащимся не сообщаются, а цель обучения не только чётко сообщается, но и обосновывается для того. Необходимо, чтобы они приняли ее как свою собственную.

 

Мотивация.

  • Для того чтобы цель обучения была принята учащимися, необходимо вызвать у них такие мотивы, которые вызовут желание осуществлять познавательную деятельность. От того, как учитель сможет организовать положительную мотивацию, связанную с целью предстоящей игры, зависит глубина включения учащихся в содержание урока. Игра предполагает свободу выбора, поэтому правильная мотивация должна этому способствовать.

 

Содержание  и оснащение игры должно удовлетворять вышеперечисленным требованиям к использованию игровых приёмов

Описании  условий организации игры включает в себя указание форм организации работы с учащимися: индивидуальная или коллективная, в паре или микрогруппе. Важно отметить вид игры - ролевая, деловая, игра-путешествие, игра-соревнование и т.д. Также условия протекания, регламент,

 

Оценка  результатов игры очень важна, поскольку результат игровой деятельности имеет двойное значение. Для учителя он свидетельствует о степени развития учащегося и о степени овладения предметным знанием. Учащимся же результат дает степень удовлетворения собой и своей деятельностью.

       Результаты познавательной игры можно оценить с помощью самоконтроля, взаимоконтроля, контроля жюри. Важна оценка результатов самим учителем.

Он обязательно  должен похвалить победителей, указать  причины ошибок учащихся.

Организация самоконтроля и постановка перспективной познавательной цели. По мнению Г.И.Щукиной, В.Ф. Башарина и других педагогов нельзя завершать учебную деятельность лишь оценкой результатов. Необходимо проанализировать всю работу. Если получен положительный результат, то нужно закрепить его, зафиксировать опыт приобретения данного результата.

В случае неудачи  важно найти ошибку, исправить  её, скорректировать дальнейшую работу, чтобы исключить появление подобных ошибок впредь. Для этого и планируется организация самоконтроля учащихся. Теория познавательного интереса на данном этапе предполагает постановку перспективной цели, которая актуализируется в дальнейшей работе.

 

Характерной особенностью урока с дидактической игрой  является включение игры в его  конструкцию  в качестве одного из структурных элементов урока. Существуют определенные

требования  к организации дидактических  игр.

  1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.

2. Игра должна  быть построена на интересе, участники  должны получать удовольствие от игры.

3. Обязателен  элемент соревнования между участниками  игры.

 

Требования  к подбору игр следующие.

  1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.

2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.

3. Игры должны  базироваться на определенном  дидактическом материале и методике его применения.

 

Выделяют  следующие виды дидактических игр.

1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины. 
2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез. 
3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

 

 

 

 

 

 

Игры-упражнения

 

Использование наглядности на уроках физики, в  том числе в сочетании с  игровыми моментами, способствует лучшему усвоению материала. Представляю работу, в которой как раз и сочетается наглядность с игровыми элементами, как ребус, кроссворды, викторина.

Разгадывание  любых ребусов, кроссвордов требует  сообразительности, фантазии, обширных знаний, четкой работы мысли. Использование такой формы работы на уроках способствует повышению активности ребят, увеличению их словарного запаса, развитию лингвистической зоркости.

Я люблю решать кроссворды,

Вот бегут слова, как орды,

Голова моя  гудит –

Скоро буду эрудит!

На вопросы  все отвечу,

Час пройдет  – и не замечу:

Отвечая, так  стараюсь…

Я расту и  развиваюсь!

 

 

При изучении темы «Электричество» мы разгадываем  кроссворды.

 

 

Кроссворд № 1


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     

 

 

 

 


 

 

 

                                                           А).Источник питания, в котором химическая энергия превращается в

    Б).Частицы создающие электрический ток в    металлах …

    В). Единица напряжения…

    Г). Не заряженная частица в ядре атома …

    Д).Атом, содержащий избыток или недостаток электронов называют …

Кроссворд № 2

 

А).Прибор, служащий для обнаружения заряда…

Б). Электрическая  цепь изображенная в виде символов …

 В). Общее  название вещества, в котором  хорошо проходит электрический  ток …

Г).Мельчайшая частица  вещества …

Д). Вещества, не проводящие электрический ток…


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физический  кроссворд (при закреплении 7 кл)

 

 

По  горизонтали:

  1. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел.
  2. Действие тел друг на друга.
  3. Составная часть молекулы.


 

   

                            По вертикали:

                           4. Наука о природе.

      5.Изменение положения тела относительно       других тел с течением времени.

 

 

 

 

 

 

Ребусы 

 

Каждый из нас не раз  слышал такое слово - «ребус». Что  оно означает?

Ребус - это загадка, но загадка не совсем обычная. Все слова в ребусах изображены при помощи рисунков и различных знаков. Для того, чтобы прочесть то, что зашифровано в ребусе, надо правильно назвать все изображенные предметы и понять, какой знак что изображает. У ребусов очень интересная история. Когда мы хотим что-нибудь сообщить, мы наши мысли выражаем словами, устно или письменно. Но так было не всегда. Когда люди еще не умели писать, они составляли свои письма из предметов.

 


 

 

 

 

        вакуум

 

 

 



 

 

 

 

        Протон   скорость     энергия

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опыт

 

 

 

 

 

Викторина.

 

Слово «викторина» придумал выдающийся журналист, публицист и писатель – Михаил Ефимович Кольцов? Этим словом в 1920-ых годах он назвал газетную подборку, в которую входили загадки, вопросы, ребусы, шарады и другие подобные материалы. Назвал именно так, потому что занимался этой полосой сотрудник, которого звали Виктором. Латинский перевод имени Виктор – «победитель», также отразил содержание мероприятия. С тех пор мы подразумеваем под понятием викторины конкурсы, содержащие вопросы и ответы.

Викторины используются в образовании. Проведение мероприятий с использованием викторины для детей позволяет увлечь детей игрой, пробудить естественный дух соперничества, что в свою очередь стимулирует учащихся к изучению данного предмета. В образовании используются тематические викторины, вопросы в которых задаются по конкретному предмету. Таким образом, викторины не только расширяют кругозор, но и могут привлечь внимание детей к этическим и другим важным вопросам. Викторины позволяют тренировать память, углублять свои знания в общем или в какой-нибудь конкретной сфере, а также это замечательный способ провести время, и блеснуть своими знаниями.


 

        Вопросы викторины "Тепловые явления" 

 

 

 1. В один стакан налита холодная вода, а в другой - горячая. В каком стакане вода обладает большей внутренней энергией?

2. Почему при  длительном пробеге автомашины, резина заметно нагревается?

3. Почему, если быстро скользить по шесту или канату можно обжечь руки?

4. Почему нагретые  детали в воде, нагреваются быстрее,  чем на воздухе?

5. Зачем водопроводные  и канализационные трубы зарывают  в землю на большую глубину?

6. Зачем ствол  винтовки покрывают деревянной  накладкой?

7. В каком  чайнике вода быстрее нагреется  в новом или в старом, стенки  которого покрыты накипью?

8. С одинаковой  высоты упали два тела одинаковой массы медное и железное. Какое из них при ударе больше нагрелось?

9. Тёплый воздух  поднимается вверх, поэтому в  комнатах у потолка теплее. Почему  же в тропосфере, наоборот, теплее  в нижних слоях?

10. Почему стальной  орудийный ствол не плавится при выстреле, хотя температура достигает 3600 С.

11. Весной в  воздухе уже тепло, температура  больше 0 С, а на реках, озёрах  лёд ещё стоит. Чем это объяснить?

12. Как объяснить,  что во время ледохода, весной, вблизи реки бывает холоднее, чем вдали от неё?

13. Почему нам  становится холодно, когда наша  одежда намокнет?

14. Почему сырые  дрова «кипят» в печке и  дают мало тепла?

15. Зачем вспотевшую  после езды лошадь, накрывают  помпоной?

16. С какой  стороны на оконных стёклах  образуется зимой лёд?

17. Отличается  ли температура кипящей воды  в чайнике от температуры пара, выходящего из него?

18. Зачем в  цилиндре двигателя внутреннего  сгорания топливо подаётся в  распылённом виде вместе с воздухом?

19. Почему после  дождя становится немного прохладнее?

20. Почему в  прорезиненной одежде жару переносить  труднее, чем в обычной?

21. У пара  или у воды при 100 С больше  внутренняя энергия?


Викторина по теме  ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

(закончить  предложение)

 

1.Электрическим  током называется...

2.Единица электрического сопротивления...

3.Формула закона  Ома для участка цепи...

4.Действия электрического  тока...

5.Причиной сопротивления  является взаимодействие движущихся  электронов с…

6.Электрическое  сопротивление зависит от ...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игры-путешествия

 

Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх – путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах. 

Цель подобной игры – приблизить изучаемые на уроках физики законы к окружающему миру, ко всем тем явлениям, которые встречаются каждый день: на улице, на страницах книги, на экране телевизора.

Информация о работе Игровые технологии на уроках физики