Игровые техноогии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка. И не случайно все в большей степени возрастает роль практических знаний в профессиональной подготовке педагогических кадров.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА I .ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ…….6
1.1 Сущность и понятие игровых технологий………………………………..6
1.2 Классификация игровых технологий……………………………………..11
1.3 Значение игровых технологий в обучении……………………………….13
Выводы по Главе I……………………………………………………………...16
ГЛАВА II. ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ……………………………………………………………………...17
2.1 Достоинства и недостатки использования игр в образовании…………..17
2.2 Разработка игровых технологий (на примере урока математики)……….18
2.3 Использование игровых технологий в обучении (на примере урока математики)………………………………………………………………………21
Выводы по Главе II………………………………………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….26
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

курсовая (2).docx

— 63.13 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

ГЛАВА I .ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ…….6

1.1 Сущность и понятие игровых технологий………………………………..6

1.2 Классификация игровых технологий……………………………………..11

1.3 Значение игровых технологий в обучении……………………………….13

Выводы по Главе I……………………………………………………………...16

ГЛАВА II. ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ……………………………………………………………………...17

2.1 Достоинства и недостатки использования игр в образовании…………..17

2.2 Разработка игровых технологий (на примере урока математики)……….18

2.3 Использование игровых технологий в обучении  (на примере урока математики)………………………………………………………………………21

Выводы по Главе II………………………………………………………………23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….26

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка. И не случайно все в большей степени возрастает роль практических знаний в профессиональной подготовке педагогических кадров.          Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).      Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знания как психология и философия. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм дошкольников (Н.А.Короткова, Н.Я.Михайленко, А.И.Сорокина, Н.Р.Эйгес и др.) и младших школьников (Ф.КБлехер, А.С.Ибрагимова, Н.М.Конышева, М.Т.Салихова и др.). Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно дошкольного и младшего школьного возраста. Ряд специальных исследований по игровой деятельности дошкольников осуществили выдающиеся педагоги нашего времени (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.). Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались С.В. Арутюняном, О.С. Газманом, В.М. Григорьевым, О.А. Дьячковой, Ф.И.Фрадкиной, Г.П. Щедровицким и др.     В перестроечный период произошел резкий скачок интереса к обучающей игре (В.В.Петрусинский, П.И.Пидкасистый, Ж.С.Хайдаров, С.А.Шмаков, М.В.Кларин, А.С.Прутченков и др.).       В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в методике преподавания нового учебного материала, относятся игровые технологии. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.        Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в Казахстане в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.             Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.  

Объектом исследования является познавательная деятельность учащихся с применением игровых технологий в учебном процессе.   

Предметом исследования - игровые технологии как одна из форм организации познавательной деятельности при изучении нового материала на уроках.             

Гипотеза исследования: если в учебном процессе применять игровые технологии, то это позволит активизировать познавательную деятельность учащихся, так как повысится на уроке прочность и качество усвоенных знаний.

Цель исследования: рассмотреть и изучить игровые технологии в учебном процессе и разработать рекомендации.

Задачи:

    • изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.                                                                                                                      
    • раскрыть сущность и понятие игровой деятельности в учебном процессе.                                  
    • рассмотреть классификацию игровых технологий
    • выявить значение игровых технологий в обучении.                                         
    • выявить достоинства и недостатки использования игровых технологий в учебном процессе.                                    
    • разработать и применить игровые технологии на уроках математики.                                                                                                 
    • на основе результатов  исследования разработать рекомендации.

В ходе исследования были использованы следующие методы:

    • анализ психолого-педагогической литературы;
    • сравнительно-сопоставительный анализ;
    • наблюдение.

Теоретическая значимость заключается в том, что рассмотрены теоретические основы игровых технологий, сущность, классификация, их достоинства и недостатки, а также значение игровых технологий в учебном процессе.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана и применена методика игровых технологий,  и разработаны рекомендации по применению игровых технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I .ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

    1.  Сущность и функции игры и игровой деятельности

 

Поиск новых форм и приемов изучения истории в наше время - явление  не только закономерное, но и необходимое. И это понятно: в свободной  школе, каждый не только сможет, но и должен  работать  так,  чтобы использовать все возможности собственной личности.  В  условиях  гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна  быть направлена на формирование сильной личности, способной  жить  и  работать  в непрерывно  меняющемся  мире,  способной  смело  разрабатывать   собственную стратегию  поведения,  осуществлять  нравственный  выбор  и  нести  за  него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.      На данный момент существует огромное количество различных методов обучения. Традиционная классификация предполагает следующие виды обучения: словесный (лекция), работа с источниками, наглядный (демонстрация образца), практический (эксперимент). В связи с этим, в последние годы ведется поиск путей повышения эффективности обучения за счёт активизации слушателей и интенсификации самого процесса. 

Весь современный комплекс методов обучения можно условно разделить на шесть групп:

·        Лекция

·        Практические занятия

·        Самостоятельная работа

·        Активные методы обучения (АМО)

·        Методы практического освоения

·        Методы контроля

 Самой эффективной  для выработки практических знаний  и умений,  является группа  АМО. Это объясняется тем, что  в них, как правило, преобладает  продуктивно - преобразовательная деятельность  обучающихся. По полученным данным  слушатели усваивают материал:

·        На 20% при чтении лекции;

·        На 30% при чтении лекций с использованием наглядных пособий;

·        На 50% при использовании  аудиовизуальных средств;

·        На 70% при проведении дискуссий;

·        На 90% при разборе конкретных ситуаций.

            Особое  место  занимают   такие   формы   занятий,   которые  обеспечивают активное участие  в уроке каждого  ученика,  повышают  авторитет знаний и индивидуальную  ответственность школьников  за  результаты  учебного труда. Эти  задачи  можно  успешно  решать  через  технологию  игровых  форм  обучения. В.П. Беспалько в книге  «Слагаемые педагогической технологии»  дает определение  педагогической  технологии,  как  систематичное  воплощение  на практике  заранее  спроецированного  учебно-воспитательного  процесса.  Игра имеет большое  значение в жизни ребенка,  имеет  то  же  значение,   какое  у взрослого  деятельность,  работа,  служба.  Игра   только   внешне   кажется беззаботной  и легкой. А на самом деле  она властно  требует,  чтобы  играющий отдал ей максимум  своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.     Игровые технологии позволяют  использовать  все  уровни  усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к  главной  цели –  творческо-поисковой   деятельности.   Творческо-поисковая   деятельность оказывается  более  эффективной,  если  ей  предшествует  воспроизводящая  и преобразующая  деятельность,  в  ходе  которой  учащиеся  усваивают   приемы учения. 

 Для учебных игр  характерны:

  • Многовариантность и многоальтернативность решений, из которых требуется произвести выбор наиболее рационального;
  • Необходимость принимать решения в условиях неопределённости и в обстановке условной практики;
  • Сжатые временные рамки, возможность неоднократной повторяемости ситуаций;
  • Наглядность последствий принимаемых решений;
  • Интеграция теоретических знаний с практикой профессиональной деятельности.
  • Широкие возможности индивидуализации обучения.

Учебные игры развивают и закрепляют у учащихся навык  самостоятельной работы, умение профессионально мыслить, решать задачи и вести управление коллективом, принимать решения и организовывать их выполнение. В ходе игры у обучающихся вырабатываются следующие умения и навыки:

  • сбора и анализа информации, необходимой для принятия решений;
  • принятия решений в условиях неполной или недостаточно достоверной информации, оценки эффективности принимаемых решений;
  • анализа определённого типа задач;
  • установления связей между различными сферами будущей профессиональной деятельности;
  • работы в коллективе, выработки коллегиальных решений с использованием приёмов группового мышления;
  • абстрактного и образного мышления как основы эффективного творческого использования системного подхода к исследованию процессов и явлений.

 Можно сказать, что  технология игровых  форм  обучения  нацелена на то, чтобы научить  учащихся  осознавать  мотивы  своего  учения, своего поведения  в игре  и  в  жизни,  т.е.  формировать  цели  и  программы  собственной  самостоятельной  деятельности   и   предвидеть   ее   ближайшие  результаты.        Психологическая теория  деятельности в рамках теоретических  воззрений А.С. Выготского, А.Н. Леонтьева  выделяет  три  основных  вида  человеческой деятельности – трудовую, игровую и учебную. Все  виды  тесно  взаимосвязаны.             Немецкий  психолог  К.Гросс,  первым  в  конце  19в. предпринявший  попытку  систематического  изучения   игры,   называет   игры изначальной школой поведения. Для него, какими бы внешними  или  внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в  том,  чтобы  стать  для детей школой жизни. Игра объективно – первичная стихийная  школа,  кажущийся хаос которой предоставляет ребенку  возможность  ознакомления  с  традициями поведения людей, его окружающих.      Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра,  по  мнению многих  ученых,  есть  вид  развивающей,  социальной   деятельности,   форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.           Блестящий исследователь игры Д.Б.Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на  отражение мира взрослых. Называя игру  «арифметикой  социальных  отношений»,  Эльконин трактует игру как деятельность, возникающую на определенном этапе, как  одну из ведущих форм развития  психических функций и способов  познания  ребенком мира взрослых.   Игра воспроизводит стабильное и новационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью,  в  которой  стабильное  отражают  именно правила и условности игры – в них заложены устойчивые традиции  и  нормы,  а повторяемость правил  игры  создает  тренинговую  основу  развития  ребенка. Новационное же идет от установки  игры,  которая  способствует  тому,  чтобы ребенок верил или не верил во все, что происходит в сюжете игры.  Во  многих играх «функция реального» присутствует то ли в виде срезовых условий, то  ли  в виде предметов – аксессуаров, то ли в самой интриге игры.  А.М.  Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким,  непосредственно  недоступным ему кругом действительности, только в  игре,  забавляясь  и  играя,  ребенок обретает себя  и  осознает  себя  личностью. Для  детей  игра  –  сфера  их социального   творчества,   полигон   их   общественного   и    творческого самовыражения. Игра необычайно информативна и  многое  рассказывает  самому ребенку о нем. Игра – путь поиска ребенком себя в  коллективах  сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход  на  социальный  опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего,  повторение  социальной  практики, доступной пониманию. Игра – уникальный  феномен  общечеловеческой  культуры, ее исток  и вершина. Ни в каких видах деятельности человек не  демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических,  интеллектуальных способностей, как в игре. Игра – регулятор всех жизненных  позиций  ребенка.      По мнению С.А.Шмакова, как феномен педагогической культуры игра выполняет следующие важные функции: [6]

 • Функция социализации.

 Игра — есть сильнейшее  средство включения ребенка в  систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры.

 • Функция межнациональной  коммуникации.

Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей, поскольку «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны».

 • Функция самореализации  ребенка в игре как «полигоне  человеческой практики».

 Игра позволяет, с одной  стороны, построить и проверить  проект снятия конкретных жизненных  затруднений в практике ребенка, с другой — выявить недостатки  опыта.

 • Коммуникативная  функция игры ярко иллюстрирует  тот факт, что игра — деятельность  коммуникативная, позволяющая ребенку  войти в реальный контекст  сложнейших человеческих коммуникаций.

 • Диагностическая  функция игры предоставляет возможность  педагогу диагностировать различные  проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра — «поле  самовыражения», в котором ребенок  проверяет свои силы, возможности  в свободных действиях, самовыражает  и самоутверждает себя.

 • Терапевтическая  функция игры заключается в  использовании игры как средства  преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении.

 «Эффект игровой терапии  определяется практикой новых  социальных отношений, которые ребенок  получает в ролевой игре. Именно  практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит  ребенка как со взрослым, так  и со сверстниками, отношений  свободы и сотрудничества, взамен  отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к  терапевтическому эффекту». [7]

 • Функция коррекции  — есть внесение позитивных  изменений, дополнений в структуру  личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит  естественно, мягко.

• Развлекательная функция игры, пожалуй, одна из основных ее функций.

 Игра стратегически  — только организованное культурное  пространство развлечений ребенка, в котором он идет от развлечения  к развитию.

Школа игры такова, что в ней ребенок – и ученик, и учитель одновременно.     Из раскрытия понятия игры педагогами,  психологами  различных  научных школ можно выделить ряд общих положений:

1. Игра  выступает  самостоятельным  видом  развивающей  деятельности  детей    разных возрастов.

2. Игра  детей  есть  самая  свободная  форма  их  деятельности,  в  которой  осознается, изучается окружающий мир,  открывается  широкий  простор  для личного  творчества, активности самопознания, самовыражения.

Информация о работе Игровые техноогии