Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 17:13, курсовая работа
Описание работы
В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка. И не случайно все в большей степени возрастает роль практических знаний в профессиональной подготовке педагогических кадров.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3 ГЛАВА I .ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ…….6 1.1 Сущность и понятие игровых технологий………………………………..6 1.2 Классификация игровых технологий……………………………………..11 1.3 Значение игровых технологий в обучении……………………………….13 Выводы по Главе I……………………………………………………………...16 ГЛАВА II. ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ……………………………………………………………………...17 2.1 Достоинства и недостатки использования игр в образовании…………..17 2.2 Разработка игровых технологий (на примере урока математики)……….18 2.3 Использование игровых технологий в обучении (на примере урока математики)………………………………………………………………………21 Выводы по Главе II………………………………………………………………23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….26 ПРИЛОЖЕНИЕ
Дети осваивают коммуникативный,
аналитический, проектировочный, творческий
типы деятельности.
Учащиеся овладевают математическими
знаниями, умениями и навыками разного
уровня сложности: от минимальных, соответствующих
обязательным результатам обучения, до
повышенных, позволяющих продолжить обучение
в математическом, физическом классах,
а также в классах с углубленным изучением
информатики
У учащихся формируется представление
о математике как о предмете, где каждому
есть возможность выразиться.
Приобретается навык работы
со справочной литературой, проводятся
необходимые измерения, подбираются доступные
приборы, анализируются полученные результаты.
У учащихся формируется представление
о математике как о предмете, где каждому
есть возможность выразиться.
Учащиеся адекватно оценивают
деятельность одноклассников (с помощью
консультантов).
Изменяется поведение детей
в коллективе: они начинают прислушиваться
к мнению других, без боязни высказывают
свое собственное мнение.
В заключении хочется отметить,
что большую роль для формирования интереса
к изучению математики играет личность
учителя, причем наиболее важной чертой
в этом является его увлечённость предметом
и преподаванием, желание учителя поверить
в возможности ученика. Интерес к нестандартным
задачам у учителя способствует развитию
такого же интереса и у его учеников. Учитель
и ученики извлекают интересные задачи
отовсюду, решают, делятся друг с другом
наиболее интересными, систематизируют.
В.А.Сухомлинский писал: «Без
игры не может быть полноценного умственного
развития. Игра - это огромное светлое
окно, через которое в духовный мир ребёнка
вливается живительный поток представлений,
понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности».
2.3 Применение
игровых технологий на уроке
математики
В ходе своего исследования
я разработала различные игровые формы
уроков, учебные деловые игры и ролевые
игры. В качестве дисциплины на которую
конкретно были нацелены эти формы занятий
я выбрала предмет математики, т.к учась
в школе я очень любила математику и мне
не составило труда вспомнить школьный
материал, и составить игровые формы занятий,
которые впоследствии могут использованы
учителем математики на своих уроках.
Применение в своей преподавательской
деятельности игровых технологий приводит
к активизации познавательной деятельности,
вследствие чего повышается прочность
и качество полученного на уроке материала.
Рассмотрим некоторые тенденции
в использовании занимательности на уроках
математики [1]:
Первая и основная
тенденция заключается в том, что учителя
автоматически переносят на урок занимательные
материалы из внеучебной занимательности,
но внеучебные занимательные материалы
создавались для других целей и только
редкие из них могут быть использованы
на уроках. Я предлагаю из внеучебной занимательности
брать приемы, формы, идеи, а не конкретные
материалы.
На основе этого ошибочного
подхода в практике учителей появилась
и вторая отрицательная
тенденция — основное внимание уделяется
зрелищности, интересности, увлекательности
материалов и совершенно (за редким исключением)
игнорируется выполнение ими дидактических
функций. Многие учителя, поэтому полагают,
что роль использования занимательности
заключается в том, чтобы поднять тонус
учащихся, дать кратковременный отдых.
Однако установлено, что работа на уроке,
внешне эффективная и нравившаяся и ученикам,
и учителю, фактически оказывается бесполезной.
Почти все внешне интересные привходящими
моментами уроки оказывались в итоге малоэффективными,
ибо уводили в сторону от выполнения учебных
задач урока.
Третья тенденция, непосредственно вытекающая
из второй, заключается в том, что многие
учителя не задумываются над вопросом,
органично ли входит тот или иной занимательный
материал в урок. На уроках порой используется
такая занимательность, которая надолго
выбивает учащихся из колеи. Другая крайность
состоит в том, что учителя используют
ограниченное число приемов занимательности.
В итоге подача занимательных материалов
становится однотипной, что довольно скоро
надоедает учащимся и теряет свой эффект.
Наконец, четвертая тенденция заключается в том,
что учителя не пытаются сами составлять
занимательные материалы. А ведь, составляя
их, учителя значительно глубже поймут
существо занимательности и смогут эффективнее
ее использовать как на уроках, так и во
внеклассной работе.
Думается, что все это в совокупности
и привело к порочной методике использования
занимательности на уроках, иногда практикуемой
учителями математики. Эта «методика»
заключается в следующем. Учитель ограничивается
сообщением, что при выполнении плана
урока оставшиеся в конце урока несколько
минут будут посвящены занимательной
математике. Такой подход явно несостоятелен.
При этом на первых порах действительно
наблюдалось возросшее внимание ребят
к изучению учебного материала. Однако,
спустя некоторое время (обычно 2-3 месяца),
ученики остывали и даже занимательные
пятиминутки не могли подогреть их интерес
к школьной (как они теперь поняли, скучной!)
математике. Намного продуктивнее будут
уроки, если удастся органично вкраплять
занимательный материал в структуру урока,
придавать ему дидактические, развивающие
и познавательные функции и тем самым
уничтожить явную границу между занимательным
и учебным материалом.
Таким образом, противопоставление
занимательного и учебного материала
не дает положительных результатов.
Учителю надо постараться избежать
таких ошибок в использовании занимательности
на уроке, как отвлечение от темы и дидактических
задач урока (резкий скачок в сторону),
неподготовленность занимательного задания
предыдущей учебной работой на уроке,
отсутствие учета всех категорий учащихся
и др.
В приложении своей курсовой
я разместила различные виды разработанных
мною игр.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ
ГЛАВЕ
По результатам практической
части исследования можно сделать следующие
выводы:
- очевидно, что игра — очень
время- и трудоемкая форма. Подготовка
игры требует обыкновенно на порядок большего
количества времени, нежели ее проведение.
- игра — это технология педагогики
будущего, но, внедряя игры в образование,
необходимо учитывать возможные опасности
и ограничения игры.
- большую роль для формирования
интереса к изучению математики играет
личность учителя, причем наиболее важной
чертой в этом является его увлечённость
предметом и преподаванием, желание учителя
поверить в возможности ученика. Интерес
к нестандартным задачам у учителя способствует
развитию такого же интереса и у его учеников.
-занимательные игры и задачи
на уроках математики побуждают искать
нестандартные пути решения. Находят связь
между разными предметами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время школа нуждается
в такой организации своей деятельности,
которая обеспечила бы развитие индивидуальных
способностей и творческого отношения
к жизни каждого учащегося, внедрение
различных инновационных учебных программ,
реализацию принципа гуманного подхода
к детям и пр. Иными словами, школа чрезвычайно
заинтересована в знании об особенностях
психического развития каждого конкретного
ребенка. И не случайно все в большей степени
возрастает роль практических знаний
в профессиональной подготовке педагогических
кадров.
Уровень обучения и воспитания
в школе в значительной степени определяется
тем, насколько педагогический процесс
ориентирован на психологию возрастного
и индивидуального развития ребенка. Это
предполагает психолого-педагогическое
изучение школьников на протяжении всего
периода обучения с целью выявления индивидуальных
вариантов развития, творческих способностей
каждого ребенка, укрепления его собственной
позитивной активности, раскрытия неповторимости
его личности, своевременной помощи при
отставании в учебе или неудовлетворительном
поведении. Особенно важно это в младших
классах школы, когда только начинается
целенаправленное обучение человека,
когда учеба становится ведущей деятельностью,
в лоне которой формируются психические
свойства и качества ребенка, прежде всего
познавательные процессы и отношение
к себе как субъекту познания (познавательные
мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству
и пр.).
В связи с этим возникает актуальность
в разработках игровых технологий для
современной школы. В последнее время
опубликовано несколько пособий по игровым
технологиям. Хочется отметить работу
А.Б.Плешаковой «Игровые технологии в
учебном процессе», А.В.Финогенова «Игровые
технологии в школе» и О.А.Степановой «Профилактика
школьных трудностей у детей»
Изучение литературы, анализ
и обобщение собранных по проблеме материалов
дали мне возможность определить теоретические
основы и использования игровых технологий.
Анализ литературы и практики преподавания
подвел меня к необходимости разработки
комплекса игр, направленных на активизацию
познавательной деятельности школьников
при изучении нового материала на уроках
математики.
Изученный в процессе игровой
деятельности материал забывается учащимися
в меньшей степени и медленнее, чем материал,
при изучении которого игра не использовалась.
Это объясняется, прежде всего, тем, что
в игре органически доступным и увлекательным
для школьников, и деятельность, благодаря участию
которой в процессе обучения, усвоение
знаний становится более качественным
и прочным. Исследование показало, что
использование игровых технологий в обучении
активизируют познавательную деятельность
на всех стадиях изучения нового материала,
используя возможности методических приемов,
направленных на изучение.
В.А.Сухомлинский писал: «Без
игры не может быть полноценного умственного
развития. Игра - это огромное светлое
окно, через которое в духовный мир ребёнка
вливается живительный поток представлений,
понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Недопекина Е.В.
Курсовая работа на тему: «Методика использования
занимательных заданий в процессе обучения
математике».
2. Леонтьев А. Н. Психологические
основы дошкольной игры // Сов.педагогика,
1944. № 8-9.
3. // Домашний очаг 2001, №5, с.36.
4.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической
технологии. — М.: Педагогика, 1989.
5. Пидкасистый П. И., Хайдаров
Ж. С. Технология игры в обучении и развитии:
Учебное пособие. М., 1996.
6. Шмаков С.А. Игры учащихся —
феномен культуры. М., 1994. с.14.
7. Эльконин Д.Б. Психология игры.
М., 1999. с.124
8. Селевко Г.К. Современные образовательные
технологии. М.: Народное образование,
1998. с.58.
9. Крутецкий В.А. Психология.
М., Просвещение. 1986. с.65.