Игровые техноогии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка. И не случайно все в большей степени возрастает роль практических знаний в профессиональной подготовке педагогических кадров.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА I .ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ…….6
1.1 Сущность и понятие игровых технологий………………………………..6
1.2 Классификация игровых технологий……………………………………..11
1.3 Значение игровых технологий в обучении……………………………….13
Выводы по Главе I……………………………………………………………...16
ГЛАВА II. ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ……………………………………………………………………...17
2.1 Достоинства и недостатки использования игр в образовании…………..17
2.2 Разработка игровых технологий (на примере урока математики)……….18
2.3 Использование игровых технологий в обучении (на примере урока математики)………………………………………………………………………21
Выводы по Главе II………………………………………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….26
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

курсовая (2).docx

— 63.13 Кб (Скачать файл)

3. Игра –  первая  ступень  деятельности  ребенка  дошкольника,  изначальная школа его поведения,  нормативная  и  равноправная  деятельность  младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои  цели по мере  взросления  учащихся.

4. Игра есть практика  развития.  Дети  играют,  потому  что  развиваются,  и развиваются  потому, что играют.

5. Игра – свобода  самораскрытия,  саморазвития  с  опорой  на  подсознание,  разум и творчество.                  

6.  Игра  –  главная  сфера  общения  детей;   в   ней   решаются   проблемы  межличностных отношений, приобретается  опыт взаимоотношений людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Классификация  игровых технологий

 

Наряду с трудом и ученьем игра — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен человеческого существования. Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.   

В структуру игры как деятельности личности входят этапы:

 • целеполагания;

 • планирования;

 • реализации цели;           • анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.           Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации.       В структуру игры как процесса входят:        • роли, взятые на себя играющими;

 • игровые действия  как средства реализации этих  ролей;

 • игровое употребление  предметов, т. е. замещение реальных  вещей игровыми, условными;

 • реальные отношения  между играющими;

 • сюжет (содержание) — область действительности, условно  воспроизводимая в игре.

 Игра — это вид  деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание  и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется  самоуправление поведением. Большинство игр отличает следующие черты:

 • свободная развивающая  деятельность, предпринимаемая лишь  по желанию ребенка, ради удовольствия  от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное  удовольствие);

 • творческий, в значительной  мере импровизационный, активный  характер этой деятельности («поле  творчества»);

 • эмоциональная приподнятость  деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);

 • наличие прямых  или косвенных правил, отражающих  содержание игры, логическую и  временную последовательность ее  развития.

Педагогические игры — достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

 Педагогические игры  достаточно разнообразны по:

 • дидактическим целям;

 • организационной  структуре;

 • возрастным возможностям  их использования;

• специфике содержания.

 Место и роль игровой  технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и  учения во многом зависят от  понимания учителем функций и  классификации педагогических игр. Г.К.Селевко предлагает классифицировать  педагогические игры по нескольким принципам: [8]

1. Деление игр по виду  деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

2. По характеру педагогического процесса:     

обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;     познавательные, воспитательные, развивающие;                    репродуктивные,продуктивные,творческие;                                   коммуникативные,диагностические,профориентационные,психотехнические и другие.

3. Согласно Селевко по  характеру игровой методике педагогические  игры делятся на: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.

4. По предметной области  выделяют игры по всем школьным  циклам.

5. По игровой среде, которая  в значительной степени определяет  специфику игровой технологии: различают  игры с предметами и без  них, настольные, комнатные, уличные, на  местности, компьютерные и с ТСО, с различными средствами передвижения.

 

1.3 Значение игровых  технологий в обучении

 

Мы подробно рассмотрели сущность и функции игры — чтобы подчеркнуть тезис о том, что потребность в игре — одна из базовых потребностей человека вообще и ребенка, в частности. А содержание игры варьируется в зависимости от культурной ситуации, в которую погружен ребенок.              Некоторые исследователи считают, что не только содержание, но и вообще склонность к игровой деятельности зависит от социальной ситуации. В педагогической психологии считается, что игра — деятельность именно дошкольного возраста. В.Москвичев в статье «Возможности развития ролевой игры» оспаривает этот тезис, предполагая, что исчезновение ролевой игры в школьном возрасте происходит не из-за «отказа ребенка от нее, а из-за отсутствия объективной возможности ее осуществления…». Другими словами, потребность в игре сохраняется, нет лишь форм, в которых эта потребность могла бы реализовываться.       Здесь можно вспомнить один из эпизодов, описанных в «От двух до пяти» К.Чуковского. Рационально мыслящая мама пыталась вообще исключить игру из деятельности и мышления ребенка, знакомя его с научными фактами и серьезным подходом к явлениям. Выслушав рассказ мамы о том, как дети появляются на свет, сын также припомнил, что у мамы в животе он пил чай, сидя на крылечке… Дети дошкольного возраста не могут не играть. Взрослые не играть могут. Но потребность в игре у многих людей сохраняется в течение всей жизни, подтверждения чему можно отыскать не только в исследованиях, но и в обыденном опыте. Эпидемии компьютерных игр обрушиваются на организации, оснащенные современным информационным оборудованием; играют люди, справедливо считающиеся основой консерватизма и практичного подхода к жизни — женщины 40–50 лет, обремененные семьей и работой. Стихийное движение «ролевых игр», включает возрастные группы от школьников до людей 30–40 лет и считается самым массовым стихийным движением как в нашей стране, так и за рубежом.             В силу некоторых причин, о которых будет сказано далее, игра необычайно привлекательна для участников любого возраста. Школьники тратят массу сил, времени, творческой изобретательности на участие в играх, поэтому, став средством педагогики, игра может использовать весь этот потенциал в «конверсионных» целях. То есть, если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности.            На детскую игру можно смотреть по-разному. Но есть законы, не подчиняющиеся ничьим желаниям. Согласно одному из них, если какая-то стадия развития не пройдена полностью, то следующая будет протекать искаженно. Детство — время игры, и если блокировать игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать недоигранное, вместо того, чтобы идти вперёд.     «Родительские увещевания и запреты могут сыграть с ребёнком злую шутку. Как, например, было с одним мальчиком, которому всё время говорили, мол, учись, учись и учись. В три года выучившись читать, в свои 11 лет он был аж в 7-ом классе. Родители, естественно, гордились таким сыном. Как вдруг у мальчика начались проблемы со здоровьем: головные боли, бессонница, плач, крошащиеся ногти… Педиатры дружно рекомендовали годовой перерыв в учёбе. Ну а психолог посоветовал оставить мальчика в покое хотя бы на месяц. Несколько дней вундеркинд просто отсыпался, а потом стал помаленьку играть в игры трёхлетнего возраста. Постепенно, через день-два, он переходил к играм более старшего возраста, добирая то, чего лишили его в детстве родители. А спустя недели три впервые за несколько лет запел за игрой. Мать собиралась вести его к врачу, но, взглянув на ногти, была поражена — они были целёхоньки. Депрессии и нервные срывы прекратились. Он вылечился, играя». [3]   В учебнике «Психология», автором которого является В.А.Крутецкий, читаем: «Лучший способ организовать внимание подростка связан... с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный урок способны захватить подростка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Активная познавательная деятельность — вот что делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания». [9] Вывод таков: игра учит. Следовательно, стоит поговорить об игре как средстве обучения.          Интерес, возникший к использованию игровых методик в образовании не случаен. «Современное состояние народного образования многие наши известные дидакты характеризуют, — читаем у Ж.С.Хайдарова и П.И.Пидкасистого, — как кризисное и даже — катастрофическое для развития страны и вообще, культуры и цивилизации». [5]      Педагоги и психологи, увидев в игре мощный потенциал для преодоления кризисных явлений в образовании, уже многие годы успешно используют ее в своей деятельности. Некоторые страны даже определились с направлением: Америка, например, «специализируется» на игровых методиках обучения, Франция — на «jeu dramatique», в Израиле вообще педагоги без знания игровых технологий не допускаются к работе с детьми. Материал, которым мы располагаем, дает нам возможность говорить о том, что дидактическая игра и игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов. Не раз возникала попытка научной классификации игры и определение ее каким-нибудь одним исчерпывающим понятием, но к настоящему моменту научно определены всего лишь связи между игрой и человеческой культурой, выяснено значение, которое оказывает игра на развитие личности ребенка и взрослого, эмпирическим путем выявлена биологическая природа игры и ее обусловленность психологическими и социальными факторами.            Между тем игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе казахстанского образования. Забавно, что некоторые инноваторы, провозгласив игру панацеей, но игнорируя опыт отечественных ученых, едут обучаться игровым технологиям за границу, видя в ней непререкаемый авторитет. Другие и вовсе не принимают игру, не считают ее особым и (или) самостоятельным направлением в педагогике, либо соглашаются с такими ее формами, которые никакого отношения к игре не имеют.       Несомненно, и в отечественной и в мировой педагогической практике накоплен багаж, который может быть использован. Это, в первую очередь, игровые технологии. Они нашли широкое применение в нашей практике. Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя. Кроме игровых технологий этой задаче служат проектный метод, модульная технология и обучение «с погружением». Например, проектная деятельность существует в нашей школе в настоящее время как внеурочная образовательная программа. Модульная технология активно используется нашими педагогами, особенно — в начальной школе.       Игра настолько уникальное явление бытия, что она просто не могла не быть использована в различных сферах деятельности человечества, в том числе и в педагогической. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

во-первых, применение игровых технологий — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

во- вторых, потребность в игре — одна из базовых потребностей человека вообще и ребенка, в частности. А содержание игры варьируется в зависимости от культурной ситуации, в которую погружен ребенок.

в-третьих, педагоги и психологи, увидев в игровых технологиях мощный потенциал для преодоления кризисных явлений в образовании, уже многие годы успешно используют ее в своей деятельности

в-четвертых, игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя.

в-пятых, игра настолько уникальное явление бытия, что она просто не могла не быть использована в различных сферах деятельности человечества, в том числе и в педагогической. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

 

2.1 Достоинства и недостатки использования игр в образовании

 

Из перечисленных требований к игре, очевидно, что игра — очень время- и трудоемкая форма. Подготовка игры требует обыкновенно на порядок большего количества времени, нежели ее проведение. Возможно, в будущем будет создан банк игровых образовательных технологий, что позволит экономить силы, но пока его не существует.            Игра не является педагогической панацеей. Существует большая опасность использования педагогами псевдоигровых форм. Многие замечательные образовательные технологии оборачиваются пустой оболочкой при использовании их формально. Зачастую педагоги называют игрой все то, что не имеет стандартной формы «фронтальный опрос — новый материал — закрепление — домашнее задание». Здесь обозначена проблема, пути решения ее можно указать только в общих чертах: увлечение самого педагога игровыми формами;       запрет на «обязательность» внедрения игр;        проработка требований к игре (наличия легенды, мотивов, структуры отношений и т.д.).             Игра — живое явление, более широкое, чем вкладываемое в нее дидактическое наполнение. Поэтому дети могут легко перейти «от цели к мотиву», то есть увлечься игровой оболочкой и потерять образовательное содержание.          Существует также опасность возникновения «игровой аддикции» (зависимости от игры). Игра настолько привлекательна для школьников, что зачастую даже витальные потребности могут быть депривированы — подростки, увлеченные компьютерными играми, могут отказывать себе в еде и питье. Происходит это, по-видимому, из-за того, что игра реализует не менее значимые потребности — в общении, самоутверждении и т.д. Очевидно, что при возникновении зависимости необходимо выяснить, каков механизм, какую потребность ребенок реализует в игре. И попытаться найти аналог этой деятельности в других сферах жизни.      Игра — это технология педагогики будущего, но, внедряя игры в образование, необходимо учитывать возможные опасности и ограничения игры.

 

 

 

2.2 Разработка игровых технологий на примере урока математики

 

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока разнообразна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В ходе игры у учащихся вырабатывается целеустремленность, организованность, положительное отношение к учебе.

На уроках математики могут применяться учебные ролевые и деловые игры, а так же другие игровые формы  уроков: урок-сказка, урок-КВН,  урок-путешествие, урок-смотр знаний, игра «Счастливый случай», «Поле чудес», Морской бой».

 Ролевая игра характеризуется  более ограниченным набором структурных  компонентов, основу которых составляют  целенаправленные действия учащихся  в моделируемой жизненной ситуации  в соответствии с сюжетом игры  и распределенными ролями. Формы  проведения ролевых игр могут  быть самыми разнообразными: путешествие, дискуссии, пресс-конференции и др. Чтобы возбудить интерес к  счету, можно применить следующие  ролевые игры: «Домино», «Найди ошибку», «Кто быстрее», «Эстафета», «Закодированный  ответ», «Рыбалка».

В деловых играх на основе замысла моделируются жизненные ситуации и отношения. В рамках уроков применяются учебные деловые игры. Примеры игр: «Строитель», «Магазин», «Почта».

Разнообразие уроков зависит от фантазии учителя, многие    формы можно почерпнуть из телевизионных игр.

Результативность:

  • Дети используют знания, умения и навыки, полученные на уроках математики, в практической деятельности.

  • Формируются навыки, позволяющие продолжить обучение в техникуме, ПТУ или профильном классе.

  • Дети осваивают коммуникативный, аналитический, проектировочный, творческий типы деятельности.

  • Учащиеся овладевают математическими знаниями, умениями и навыками разного уровня сложности: от минимальных, соответствующих обязательным результатам обучения, до повышенных, позволяющих продолжить обучение в математическом, физическом классах, а также в классах с углубленным изучением информатики

  • У учащихся формируется представление о математике как о предмете, где каждому есть возможность выразиться.

  • Приобретается навык работы со справочной литературой, проводятся необходимые измерения, подбираются доступные приборы, анализируются полученные результаты. У учащихся формируется представление о математике как о предмете, где каждому есть возможность выразиться.

  • Учащиеся адекватно оценивают деятельность одноклассников (с помощью консультантов).

  • Изменяется поведение детей в коллективе: они начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказывают свое собственное мнение.

Основу занимательности на уроках математики должны составлять задания оказывающие воздействие на мыслительную деятельность учащихся и непосредственно связанные с программным материалом.

Доказано, что ролевые, имитационные игры и другие игровые методы обучения обеспечивают достижение ряда важнейших образовательных целей:

  • стимулирование мотивации и интереса  в области предмета изучения, в общеобразовательном плане.

  • развитие навыков

С помощью игр, занимательных задач можно снять утомление, её можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, привития навыков  самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях. В играх активизируется внимание детей, творческая фантазия, формируются вычислительные навыки, нравственные качества личности, развивается чувство ответственности, коллективизма, дисциплина, воля, характер. Чтобы урок был интересным, в нем должно быть разумное сочетание необходимого и увлекательного. Введение в урок занимательных задач  мотивирует учащихся к изучению математики и повышают их интерес к предмету. Занимательные игры и задачи на уроках математики побуждают искать нестандартные пути решения. Находят связь между разными предметами. Интерес – один из инструментов, побуждающих учащихся к более глубокому познанию предмета, развивающий их способности.

 

   Включение в учебный процесс занимательных задач с использованием игровых технологий способствует повышению результативности образовательного процесса в целом:

  • Дети используют знания, умения и навыки, полученные на уроках математики, в практической деятельности.

  • Формируются навыки, позволяющие продолжить обучение в техникуме, ПТУ или профильном классе.

Информация о работе Игровые техноогии