Игровые упражнения как средство обучения детей раннего возраста подпрыгиванию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление влияния игровых упражнений на процесс обучения детей третьего года жизни подпрыгиванию и составление картотеки игровых упражнений. Следовательно, основными задачами работы являются:
Изучить и проанализировать методическую литературу по заявленной теме.
Рассмотреть особенности физического воспитания детей дошкольного возраста.
Определить уровень развития подпрыгивания у детей третьего года жизни.
Подобрать игровые упражнения направленные на развитие основных видов движения (подпрыгивания) у детей третьего года жизни и проверить экспериментально их эффективность.

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК))).doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

Игровые упражнения как средство обучения

детей раннего  возраста подпрыгиванию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

Введение

Важнейшей задачей, стоящей  перед ДОУ, которая определяет особую значимость физического воспитания детей дошкольного возраста как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями, любящего спортивные и физические упражнения, способного к активной  творческой деятельности.

Познавая и учитывая закономерности потенциальных возможностей ребенка 

дошкольного возраста, теория физического воспитания предусматривает 

требование научно обоснованной программы всего воспитательно-

образовательного комплекса  физического воспитания (двигательные умения и 

навыки, физические качества, некоторые элементарные знания), усвоение

которой обеспечивает детям  необходимый уровень физической

подготовленности для  последующего поступления в школу.

Прыжки относятся  к основным движениям и имеют  динамический характер. Все 

разновидности прыжков с места, кроме прыжков  через скакалку, представляют

собой движения ациклического типа, прыжки с разбега — смешанного типа.

Каждый вид прыжка состоит из четырех фаз, последовательно сменяющих друг

друга:подготовительной, двух основных и заключительной. Первая фаза — 

принятие исходного  положения при прыжках с места  и разбег при прыжках с 

разбега, вторая — отталкивание, третья — полет, четвертая — приземление.

При выполнении прыжков в работу вовлекается  большое число мышечных

групп, что стимулирует  функционирование всех систем организма и оказывает

положительное влияние на физическое развитие ребенка. Прыжки ускоряют рост

костей нижнихконечностей, обеспечивают наибольшую их прочность,

увеличивают амплитуду  движений, что в свою очередь ведет  к 

совершенствованию формы суставных поверхностей.) В  процессе

выполнения прыжков у детей (развиваются скорость,  сила, ловкость,

координационные способности, ориентировка в пространстве,  глазомер.

Освоение разнообразных  прыжков требует определенного  уровня напряжения

 психических    процессов:   мышления,   внимания,   памяти, восприятия,

представленийвоображения.

Прыжки являются эффективным средством формирования личности

дошкольника, его  нравственных качеств, эстетического  восприятия. Так,

например,  в играх «Зайцы и волк», «Волк во рву», «Мы — веселые ребята»

выполнение прыжков связано  с проявлением смелости, честности,

организованности, дисциплинированности; в играх «Лягушки и цапля»,

«Воробушки и автомобиль»  — с проявлением выдержки, воли; в вариантах игр

«Два Мороза», «Бездомный заяц» — с проявлением взаимопонимания и

взаимопомощи. Осваивая разнообразные  прыжки, дети приобретают 

уверенность в своих силах, учатся применять их в различных жизненных

ситуациях.

Многообразие прыжковых  упражнений, осваиваемых детьми дошкольного

возраста, их частое повторение в различных условиях, в том  числе в танцах и 

хороводах с музыкальным  сопровождением, помогают ребенку приобрести

пластику, грацию, ритмичность. При выполнении прыжков, особенно в

окружении природы, у детей возникают положительные эмоции.

Изучению условий повышения  результатов в прыжках у детей дошкольного

возраста посвящены исследования А. И. Быковой, Е. Г. Леви - Гориневской

(1955), Т. И. Осокиной (1960), И.И. Сергеени (1980) и др. В них,  в частности, 

отмечается, что в период от 3 до 7 лет результаты прыжков в  высоту и длину 

увеличиваются более чем  в 2 раза. Это становится возможным благодаря

развитию физических качеств  ребенка — скорости и силы нижних конечностей,

повышению прыгучести, которая  является скоростно-силовым качеством.На

совершенствование прыжков  определяющее влияние   оказывает двигательный

режим в группах детей раннего и дошкольного возраста. Чем больше ребенок  

целенаправленно  двигается, чем больше у него двигательный опыт, тем более

высокого   уровня он достигает при выполнении прыжковых упражнений. В

детском саду используются разнообразные виды прыжков: подпрыгивания  

(подскоки),   прыжки   в   глубину   (спрыгивания), прыжки, в высоту и длину с

места и с  разбега, различные прыжки через короткую и длинную скакалки. Их

выполнение детьми разного возраста имеет свои особенности, связанные с 

анатомо-физиологическим и психологическим развитием младших и старших

дошкольников. Методика  обучения разнообразным прыжкам базируется на

общих дидактических  принципах и учете индивидуальных и возрастных

особенностей  детей.

 

Опираясь на сказанное  выше, мы считаем, что тема курсовой работы является актуальной для воспитателей.

Объект исследования – процесс обучения детей раннего возраста основному движению - подпрыгиванию.

Предмет исследования –игровые упражнения как средство обучения подпрыгиванию детей раннего возраста.

Цель исследования: выявление влияния игровых упражнений на процесс обучения детей третьего года жизни подпрыгиванию и составление картотеки игровых упражнений.

Следовательно, основными задачами работы являются:

  1. Изучить и проанализировать методическую литературу по заявленной теме.
  2. Рассмотреть особенности физического воспитания детей дошкольного возраста.
  3. Определить уровень развития подпрыгивания у детей третьего года жизни.
  4. Подобрать игровые упражнения направленные на развитие основных видов движения (подпрыгивания) у детей третьего года жизни и проверить экспериментально их эффективность.

Методы  исследования: анализ, сравнение,  наблюдение, тестирование, педагогическая диагностика.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы развития основных движений у детей

1.1 Цели и задачи физического воспитания дошкольников

Физическое   воспитание  в дошкольных учреждениях является частью общегосударственной системы физического воспитания. Оно проводится с учетом возрастных, психологических особенностей детей при обязательном контакте с семьей.  Целью   физического   воспитания  является высокий уровень здоровья  дошкольника   и  формирование фундамента физической культуры будущего взрослого человека1.

В процессе  физического   воспитания  решаются оздоровительные, образовательные  и  воспитательные задачи.

В группе оздоровительных  задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья ребенка, всестороннее физическое совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.

Оздоровительная роль физических упражнений весьма важна и заключается в следующем:

- повышение неспецифической  устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, что способствуют снижению заболеваемости;

- стимулирование процессов роста и развития, что благоприятно сказывается на созревании и функциональном совершенствовании ведущих систем организма;

- совершенствование реакций терморегуляции, обеспечивающее устойчивость к простудным заболеваниям;

- своевременное формирование  двигательного анализатора и стимулирование развития основных физических качеств (сила, быстрота, ловкость, выносливость, равновесие и координация движений), что обеспечивает оптимальную работоспособность организма;

- нормализация нарушенной деятельности отдельных органов и функциональных систем, а также коррекция врожденных или приобретенных дефектов развития;

- повышение тонуса коры головного мозга и создание положительных эмоций, что способствует охране и укреплению психического здоровья;

- выраженное  положительное влияние на кровообращение растущего организма, повышение адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы, усиление кровотока.

Учитывая состояние  здоровья, уровень физического  и  двигательного развития детей, материально-техническую базу дошкольного учреждения, руководитель учреждения определяет приоритетные направления  и  формы работы по  физическому   воспитанию , средства физического воспитания, специфику физкультурно-оздоровительных мероприятий на учебный год.

К средствам   физического   воспитания  детей дошкольного возраста относятся:

-физические  упражнения;

-оздоровительные  силы природы;

-гигиенические  факторы.

Физические упражнения основаны на активных двигательных действиях сознательного характера и оказывают разностороннее влияние на развитие детей. При их выполнении ребенок осваивает знания, связанные с физической культурой человека, здоровым образом жизни, эмоционально переживает, проявляет волевые усилия; разнообразные физические упражнения снимают утомление, активизируют память, мышление, а значит, обеспечивают организм ребенка резервными возможностями.

В  физической  культуре  дошкольника   физические  упражнения представлены следующими видами: гимнастикой, подвижными  и  спортивными играми, простейшим туризмом.

Основное содержание  физического   воспитания  в дошкольных учреждениях базируется на разных вариантах ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания; некоторых видах спортивных упражнений (плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, катание на роликовых коньках); спортивных игр (футбол, хоккей, бадминтон, городки, баскетбол и др.); общеразвивающих упражнениях; подвижных играх; элементах акробатики и ритмической гимнастики. Важно приучить детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, закрепить у них положительное отношение к данному виду деятельности.

Оздоровительные силы природы - воздух, вода усиливают положительное влияние физических упражнений на организм ребенка. Однако они могут использоваться и как самостоятельное средство закаливания. Эффективность повышается при постепенном  и  систематическом их применении. Соблюдение гигиенических факторов (гигиена окружающей среды, средства личной  и  общественной гигиены, лечебно-профилактические мероприятия) является обязательным условием решения  задач   физического   воспитания   и  повышения эффективности воздействия физических упражнений на организм ребенка.

В теории и методике физического воспитания используются основные понятия, которые мы раскроем с помощью таких авторов как Степаненко Э.Я., Хухулаевой Д.В, Шебеко В.Н., Н.А. Ноткина, Т.И.Осокина, М.А. Руновой, С.Я. Лайзанье.

Физическая  культура как вид культуры общества есть деятельность людей по созданию и использованию материальных и духовных ценностей для физического совершенствования человека{  }.

Физическое  воспитание – педагогическая система использования средств физической культуры с целью личностного совершенствования человека.

Физическое  развитие «это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей» из учебного пособия Холодова Ж.К,               Кузнецова B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта.

Физическое  упражнение это двигательное действие, созданное и применяемое для физического совершенствования человека.

Двигательный  навык – это приобретенная на основе знаний и опыта способность управлять движениями в процессе двигательной деятельности.

Физическая  подготовка – педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков и развитие двигательных способностей человека. Результатом физической подготовки является физическая подготовленность.

Основные  движения – это жизненно необходимые для человека движения, которыми он пользуется в процессе своей жизнедеятеольности – ходьба, бег, прыжки, метание, лазание.

Информация о работе Игровые упражнения как средство обучения детей раннего возраста подпрыгиванию