Игровые упражнения как средство обучения детей раннего возраста подпрыгиванию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление влияния игровых упражнений на процесс обучения детей третьего года жизни подпрыгиванию и составление картотеки игровых упражнений. Следовательно, основными задачами работы являются:
Изучить и проанализировать методическую литературу по заявленной теме.
Рассмотреть особенности физического воспитания детей дошкольного возраста.
Определить уровень развития подпрыгивания у детей третьего года жизни.
Подобрать игровые упражнения направленные на развитие основных видов движения (подпрыгивания) у детей третьего года жизни и проверить экспериментально их эффективность.

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК))).doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

Подвижная игра, по определению П.Ф.Лесгафта, является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни., незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных моральноволевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых качеств личности.

1.2.Развитие активных движений детей третьего года жизни

Движение детей  раннего возраста имеют свои особенности  и постоянно изменяются по своим  количественным и качественным показателям. По своим количественным признакам  движения детей второго года жизни имеют сугубо индивидуальный характер. Количественные признаки трудно фиксировать, так как ребенок  только осваивает движение (Лайзане С.Я., 1987).

Самостоятельная ходьба – огромное достижение в  нервно – психическом развитии ребенка. Стереотип ходьбы достаточно прочен и с трудом поддается изменению.

Начальный период ходьбы имеет  характерные особенности: центр тяжести тела расположен выше оси тазобедренных суставов мышцы  ног и тазобедренной области  недостаточно сильны, площадь опоры  мала, поэтому ребенку второго года жизни значительно труднее, чем в дошкольном возрасте, удерживать равновесие (Мугинова Е.Л., 1977).

При ходьбе ребенок  широко расставляет ноги, сильно сгибает  их в коленях, разводит в стороны  руки, туловище наклоняет вперед. Ставить  стопу на пятку и перекатывать на носок ребенок не умеет, поэтому он “шлепает” ею об пол, шаркает ногами. Шаг малыша неравномерный, короткий, ступни ног развернуты вовнутрь. При ходьбе малыш не может выдерживать указанное направление, а отклоняется то вправо, то влево, его как бы качает (Шишкина В.А.,1992).

На втором году жизни у ребенка появляется ускоренная и быстрая ходьба, причем она своеобразна  и индивидуальна, каждый ребенок  ходит в удобном ему  темпе, в соответствии со своими возможностями (Лайзане С.Я., 1987).

Ходьба детей  третьего года жизни еще не вполне освоена и в дальнейшем продолжает совершенствоваться, наблюдаются характерные  признаки, свойственные ходьбе малышей  раннего возраста. Движения рук иногда отсутствуют или бывают не согласованны с движением ног. Стопы развернуты носком внутрь и широко поставлены, шаг семенящий, неритмичный (шлёпанье), так как нога становится на всю ступню, туловище наклонено вперед, темп неустойчивый, шаг неравномерный, ноги слегка согнуты в тазобедренном суставе (Лайзане С.Я., 1987).

На третьем  году жизни применяются самые  простые упражнения в равновесии, при выполнении их наблюдается неуверенная  ходьба, приставной шаг, скованность  в движениях, дети могут сильно сгибать  ноги в тазобедренном суставе.

В течение года дети в основном осваивают все предусмотренные упражнения в равновесии, значительно улучшается качество движения и скорость его выполнения (Лайзане С.Я., 1987).

 По данным  исследований, согласованное движение  рук и ног наблюдается не  более чем у 25% детей 2,5-3 лет.  У них чаще наблюдается параллельная постановка стопы на грунт, полусогнутое держание ног и недостаточный вынос конечностей вперед во время ходьбы. Постоянные упражнения в ходьбе довольно рано формируют ее динамический стереотип(Степаненкова Э.Я.,2001).

Бег детей третьего года жизни похож на ускоренную ходьбу. Наиболее характерный признак бега – в наличии фазы “полета”: после выноса вперед одной ноги, вторая толчком тоже отрывается от опоры, и тело находится в воздухе (Юрко Г.П., 1978). Качественные показатели бега несколько выше показателей ходьбы: отмечается большая согласованность и ритмичность движений рук и ног, само движение выполняется ребенком более естественно. Однако шаг в беге неравномерный, семенящий; ребенок пока плохо сгибает колени, ступает на всю стопу, а не с пятки на носок; он испытывает трудности в сохранении равновесия. Формирование бега начинается с развития качественной его стороны, а не скорости. Малыши могут овладевать бегом примерно к двум с половиной годам. (Шишкина В.А., 1992) Быстрая “семенящая”, по мнению Е.Л. Мугиновой, появляется в возрасте 1г.9мес., бег “без полета” – с 1г.3мес. до 2 лет, бег с “небольшим полетом” появляется с 1г.6мес., бег “с полетом” с 1г.9мес. (Мушнова Е.Л., 1977). Исследования  С.Я.Лайзане свидетельствуют, что фаза полета  отмечается у 30% детей от 1г.10мес.до 2г.8мес. (Лайзане С.Я.,1987) Э.Я. Степаненкова считает, что характерный для бега  “полет” появляется спустя год после первых самостоятельных шагов (Степаненкова Э.Я.,2001).

В начале третьего года жизни при беге у детей нередко наблюдается мелкий, семенящий шаг, полусогнутые ноги опускаются всей стопой на землю, шаркают, движения рук и ног нечетко согласуются, заметны боковые раскачивания корпуса, нет ритмичности. Все это отрицательно влияет на скорость бега, поэтому она незначительна. На третьем году жизни у детей бег становится легче, появляется полётность.

Движения рук  слабые, не ускоряющие бег, они как  бы помогают ребенку сохранять равновесие. В дальнейшем движения рук и ног  совершенствуются, бег значительно облегчается, увеличивается стремительность (Лайзане С.Я.,1987).

Для 2,5-3  - летнего  ребенка бег более привычное  движение, чем ходьба, дети охотнее  бегают, чем ходят. В беге у ребенка  наблюдается большая, чем при  ходьбе, согласованность движений. Чаще ребенок плохо отталкивается от почвы, бежит на всей ступне. Во время бега руки согнуты в локтях. Согласованные движения рук и ног при беге развиваются раньше, чем при ходьбе. Исследование Р.Г. Сорочек свидетельствует, что бег ребенка этого возраста малоритмичен, тяжеловат4 он плохо ориентируется в пространстве, иногда теряет равновесие и падает, но затем быстро встает и продолжает бег. Развитие скорости бега строится на базе освоения правильных навыков движений. Навык бега закрепляется и совершенствуется в подвижных играх:  “Бегите ко мне”, “Догони-догони”.

Катание и ловля  мяча – движения, представляющие для  детей  большой интерес. Умение бросания появляется с 5 – 6 месяцев жизни  малыша, в 9 – 10 месяцев он может бросать  мяч, стоя при этом держась за перила кроватки (Степаненкова Э.Я.,2001). В возрасте года ребенок может зажимать в кулачке маленький резиновый мячик и бросать вперед - вниз, может переносить мелкие предметы с места на место (Шишкина В.А.,1992).  Пока малыш плохо удерживает равновесие в вертикальном положении, ему легче бросать предмет из положения сидя. Начинает ходить устойчиво и бросает предметы стоя. Сначала большие мячи он бросает двумя руками, затем маленькие одной рукой, без замаха. (Юрко Г.П.,1978).

Примерно с 1г.3мес. ребенок может катать мяч, в 1г.5мес. появляются элементы замаха и бросания (Степаненкова Э.Я.,2001). С 1г.6мес. ребенок может катать мяч, отталкивая его двумя руками, может бросить или положить мелкий предмет в горизонтальную цель (ящик, корзину), стоящую на полу (Лайзане С.Я.,1987). Е.Л.Мугинова считает, что двумя руками в горизонтальную цель (диаметр цели – 60 см., диаметр мяча – 30-40 см.) ребенок может уже с 1г.1 мес. бросать в вертикальную цель (диаметр цели – 60 см., расстояние до нее 50 –75 см., высота – 100 см.) – с 1г.4мес., бросать в вертикальную цель (диаметр цели тот же) попеременно правой и левой рукой – с 1г.9 мес., то же, но расстояние до цели 100 – 120 см., высота – 100 – 120 см. – с 1г.10 мес.  Если малыша не обучать метать левой рукой, то правой метает больше и лучше.

Метание детей  третьего года жизни освоено мало. В начале года элементы движения, характеризующие  метание (ноги слегка расставлены, замах  от плеча, энергичный бросок) выполняют  около 30% детей. Неточность броска, как  правило, объясняется анатомо-физиологическими особенностями  и малым двигательным опытом ребенка (Лайзане С.Я.,1987).

После 2 лет закрепляют правильный замах, при котором туловище ребенка поворачивается в сторону  руки, которой он бросает мяч. В 2,5 года ребенка учат правильному бросанию: при броске правой рукой правая нога отставляется назад и на нее переноситься тяжесть тела. При броске левой рукой отставляется левая нога. При замахе туловище поворачивается в сторону руки, которой будет производиться бросок, ребенок переносит тяжесть тела с ноги, отставленной назад, на впереди стоящую ногу (Степаненкова Э.Я.,2001).

Индивидуально проводится обучение ловле мяча, так как малыши  могут поймать мяч только после  точного броска взрослого  (с расстояния 0,5 – 1 м), когда предмет сам падает ему в руки.

Упражнения в метании  в цель гораздо труднее по способу  выполнения. На начальном этапе дети стараются положить в цель предмет; не умеют прицелиться, определить направление  броска, соотнести его силу и дальность, поэтому попадание в цель редки.

Освоение метания в этом возрасте происходит постепенно, малышам трудно сохранять определенную позу, а занять точное исходное положение им просто не по силам (Лайзане С.Я., 1987).

Лазанье – дальнейшее преобразование ползания. Исследования М.Ю.Кистяковской  и З.С.Уваровой свидетельствуют, что лазание формируется на втором году жизни ребенка (Степаненкова Э.Л.,2001). Вначале второго года ребенок может ползать по прямой, затем ограниченной поверхности; в середине второго года жизни может перелезать через препятствия, подлезать под него любым способом, удобным для ребенка. Лазание осваивается ребенком медленнее, так как он боится высоты (Лайзане С.Я.,1987). Приставной шаг заменяется сперва смешанным, а затем чередующимся. При обучении чередующийся шаг удается сформировать только у 20% двухлетних детей. По данным А.Д.Удалой в 5 лет чередующийся шаг появляется спонтанно без обучения (Степаненкова Э.Л.,2001). Приставной шаг может быть у ребенка с 1г.10мес., переменный шаг – с 2г.3мес. (Мугинова Е.Л.,1977).

Большинство детей  третьего года жизни ползают правильно, на четвереньках, опираясь на колени и  ладони, но некоторые попеременно  передвигают руки и ноги или выносят  одновременно обе руки и, опираясь на них, подтягивают к рукам одновременно обе ноги.

Упражнения  в лазанье  выполнять довольно сложно, так как движения требуют  определенной координации согласованной  работы многих групп мышц, ориентировки в пространстве и смелости. Эти  качества у ребенка развиты ещё  очень слабо.

Лазая, чаще применяют  приставной шаг, смотрят на ноги, не согласовывают движений рук и ног, отпускают одновременно обе руки, опираются на перекладины предплечьем.

Скорость лазанья  очень незначительна, и каждый ребенок  выполняет упражнения  в индивидуальном темпе(Лайзане С.Я., 1987).

Прыжки –  развитие навыка прыжка начинается задолго  до его полной сформированности: на первом году жизни при поддержке  взрослого начинают ритмически приседать  на двух ногах без отрыва от пола, а затем ритмически подпрыгивать (Степаненкова Э.Л.,2001). С одного года ребенок может подпрыгивать на месте при  поддержке за обе руки, без помощи взрослого подпрыгивать на месте – с 1г.3мес. – 1г.6мес., “имитационные” прыжки могут быть у ребенка – 1г.7мес. (Мугинова Е.Л.,1977).

К двум годам  дети приобретают умение самостоятельно приседать на месте, пружинить, подпрыгивать на месте, слегка отрывая ноги от пола. Прыжок в глубину (спрыгивание) и прыжок в длину с места (через две линии) дается детям легче, чем прыжок в высоту. Прыжки на одной ноге детям моложе трех лет не удаются. По данным З.С.Уваровой до трех лет дети редко правильно прыгают, что обусловлено неподготовленностью опорно– двигательного аппарата, слабо развиты костно – мышечная система, связки, не полностью сформирован свод стопы, и поэтому он не имеет пружинящего свойства (Степаненкова Э.И.,2001.).

На третьем  году жизни у детей появляется и интенсивно формируется прыжок, наблюдаются существенные изменения  качественных и количественных показателей  прыжка. В соответствии с возможностями  и анатомо-физиологическими особенностями детей третьего года жизни прыжок требует согласованной ритмичной работы мышц, определенной координации движений. Обучение начинается с подскоков “на месте”, с продвижения вперед, прыжков в длину и с высоты (спрыгивание). Прыжок с высоты связан с большой нагрузкой на опорно-двигательный аппарат, поэтому ребенок спрыгивает менее энергично, тяжело опускаясь на всю ступню, почти не сгибая колен.

В 2,5 года ребенок  начинает спрыгивать с небольшой  высоты. Для овладения навыком  прыжка ребенку даются подготовительные упражнения типа “пружинки”, ритмичные приседания и выпрямления ног без отрыва от почвы, потягивания, подскоки на месте. Ребенок начинает подпрыгивать на месте, слегка отрывая ноги от почвы. Спрыгивание и прыжок в длину с места даются ребенку легче, чем прыжки в высоту. До 3 лет ребенку не удается выполнить прыжки на одной ноге.

Появление и  активное формирование прыжковых движений происходят почти одновременно с  развитием бега. Вначале, наблюдая за взрослыми, малыши начинают ритмично приседать, сгибать и выпрямлять ноги, учатся переносить массу тела с одной ноги на другую. Так возникают пружинящие движения. Ребенок пытается подпрыгивать вверх на месте, прыгать вперед, но не всем удается одновременно оттолкнуться обеими ногами. Иногда ребенок просто шагает одной ногой вперед или приземляется на одну ногу и потом приставляет другую. После прыжка дети опускаются тяжело, на всю ступню, не сгибая колен, что сопровождается неприятными  ощущениями.

В прыжке ребенка  в длину с места обнаруживаются все характерные для этого движения фазы (подготовительное приседание, толчок, полет, приземление). Одновременное приземление на две ноги является наиболее трудным и требует упражнения и закрепления в последующие годы.

Сила взмаха рук во время прыжка в длину с места незначительна и не оказывает существенного влияния на результат прыжка. В этом возрасте ребенок легко осваивает движение в целом, т.е. его внимание фиксируется только на основных признаках прыжка–правильной постановке стоп при отталкивании, энергичном толчке и мягком приземлении (Лайзане С.Я.1987).

Информация о работе Игровые упражнения как средство обучения детей раннего возраста подпрыгиванию