Игровые упражнения как средство обучения детей раннего возраста подпрыгиванию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление влияния игровых упражнений на процесс обучения детей третьего года жизни подпрыгиванию и составление картотеки игровых упражнений. Следовательно, основными задачами работы являются:
Изучить и проанализировать методическую литературу по заявленной теме.
Рассмотреть особенности физического воспитания детей дошкольного возраста.
Определить уровень развития подпрыгивания у детей третьего года жизни.
Подобрать игровые упражнения направленные на развитие основных видов движения (подпрыгивания) у детей третьего года жизни и проверить экспериментально их эффективность.

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК))).doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, все двигательные умения, полученные ребенком в раннем возрасте  будут основой для их развития в последующие годы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Особенности освоения прыжков детьми третьего года жизни

Малыш начинает ходить в конце первого года жизни. На втором-третьем году жизни ходьба совершенствуется, однако автоматизм и координация развиты еще слабо. Пропорции тела в этом возрасте не создают благоприятных условий для устойчивости. Ребенок ходит, широко расставляя ноги, балансируя руками, пытаясь сохранить равновесие. Стопы ставит параллельно, а иногда поворачивает внутрь (косолапит). У детей нет переката с пятки на носок. Малыш ступает всей стопой, поднимая ее не высоко, иногда шаркая. Темп ходьбы неравномерный. Дети то замедляют шаг, то ускоряют. Большинство детей при ходьбе раскачиваются из стороны в сторону, координация рук и ног у них еще не сформирована. Малыши не всегда выдерживают направление при ходьбе, плохо ориентируются в пространстве.

Однако при правильном обучении и воспитании, при создании необходимых условий многие из этих особенностей к трем годам исчезают. У большинства детей появляется содружественное движение рук и ног. Малыши могут менять и соблюдать направление, изменять темп ходьбы, ходить в разных условиях. В то же время родители, воспитатели должны знать, что полностью автоматизм ходьбы появляется только к концу дошкольного периода.

Прыжок — это сложное движение. Оно состоит из ряда последовательных двигательных элементов: исходное положение, приседание, толчок или разбег, приземление.

Прыжки способствуют развитию суставно-связочного аппарата и основных групп мышц, развитию силы и быстроты движений. Прыжки поднимают эмоциональный тонус, так как дети прыгают с удовольствием. При правильном прыжке перед толчком ноги слегка сгибаются в коленях, во время толчка они выпрямляются и тело отрывается от почвы (фаза полета). Приземление происходит на обе ноги, слегка согнутые в коленях. Корпус устремлен слегка вперед, сохраняется равновесие.

Развитие умения прыгать  начинается уже на первом году. Дети при поддержке взрослого проделывают  ритмические приседания на двух ногах, без отрыва от почвы, а затем ритмические подпрыгивания. Помощь взрослого или поддержка за предметы помогает малышам сохранять равновесие. К двум годам дети приобретают умение самостоятельно приседать на месте. Подражая взрослым, они ритмично сгибают ноги в коленях, не отрываясь от почвы. Прыжки являются эффективным средством формирования личности дошкольника, его нравственных качеств, эстетического восприятия. Так, например,  в играх «Зайцы и волк», «Волк во рву», «Мы — веселые ребята» выполнение прыжков связано с проявлением смелости, честности, организованности, дисциплинированности; в играх «Лягушки и цапля», «Воробушки и автомобиль» — с проявлением выдержки, воли; в вариантах игр «Два Мороза», «Бездомный заяц» — с проявлением взаимопонимания и взаимопомощи. Осваивая разнообразные прыжки, дети приобретают уверенность в своих силах, учатся применять их в различных жизненных ситуациях.

 

Многообразие прыжковых  упражнений, осваиваемых детьми дошкольного  возраста, их частое повторение в различных  условиях, в том числе в танцах и хороводах с музыкальным сопровождением, помогают ребенку приобрести пластику, грацию, ритмичность. При выполнении прыжков, особенно в окружении природы, у детей возникают положительные эмоции.

Изучению условий повышения  результатов в прыжках у детей  дошкольного возраста посвящены исследования А. И. Быковой, Е. Г. Леви - Гориневской (1955), Т. И. Осокиной (1960), И.И. Сергеени (1980) и др. В них, в частности, отмечается, что в период от 3 до 7 лет результаты прыжков в высоту и длину увеличиваются более чем в 2 раза. Это становится возможным благодаря развитию физических качеств ребенка — скорости и силы нижних конечностей, повышению прыгучести, которая является скоростно-силовым качеством.

 

На совершенствование  прыжков определяющее влияние   оказывает двигательный режим в  группах детей раннего и дошкольного возраста. Чем больше ребенок   целенаправленно  двигается, чем больше у него двигательный опыт, тем более высокого   уровня он достигает при выполнении прыжковых упражнений. В детском саду используются разнообразные виды прыжков: подпрыгивания   (подскоки),   прыжки   в   глубину   (спрыгивания), прыжки, в высоту и длину с места и с разбега, различные прыжки через короткую и длинную скакалки. Их выполнение детьми разного возраста имеет свои особенности, связанные с анатомо-физиологическим и психологическим развитием младших и старших дошкольников. Методика  обучения разнообразным прыжкам базируется на общих дидактических принципах и учете индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Метание — сложное  скоростно-силовое движение. Оно требует развития мышц плечевого пояса и хорошо развитых связок и суставов. В связи с этим в раннем возрасте применяются только подготовительные упражнения к метанию: катание, прокатывание, бросание вдаль, в горизонтальную цель, вверх, вниз, ловля.

Все рассмотренные выше основные движения широко используются как в организованной двигательной активности (физкультурные занятия, подвижные игры, утренняя гимнастика), так и в самостоятельной двигательной деятельности.

 

1.4 Игровые  упражнения как средство обучения детей раннего возраста подпрыгиванию

Игра занимает важнейшее место в жизни ребёнка  раннего возраста, и поэтому рассматриваются  педагогами как одно из главных средств  воспитания. В практике детского сада широко используются игры: дидактические, ролевые, строительные, игры с песком, подвижные. Но среди многообразия игр следует выделить особо подвижные игры, в которых все играющие вовлекаются в активные двигательные действия. Передовые русские учёные П. Ф. Лесгафт, Е. А. Покровский уделяли много внимания изучению подвижных игр, учитывая важную роль в развитии физических сил ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Организация опытно-практической работы

2.1 Констатирующий  этап: исследование навыков подпрыгивания

 

Экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ № ___________.

Цель – изучение уровня развития основных движений (подпрыгивания) детей 3 лет.

Объект исследования – дошкольники третьего года жизни.

Предмет исследования – особенности  уровня развития движений детей 3 лет.

Задачи диагностической работы:

  1. Подобрать диагностические методики;
  2. Провести диагностику;
  3. Обработать полученные результаты;
  4. Сделать выводы.

В эксперименте принимали участие дети 1 младшей  группы в количестве 10 человек.

Выявление уровня сформированности основных движений у  детей третьего года жизни осуществлялось при помощи тестовых упражнений и подвижных игр.

Обучать детей  прыжкам лучше с подпрыгивания  на месте на двух ногах. Отталкиваться  от земли надо посильнее и носочками, а ноги выпрямлять, тогда прыжок будет выше. Приземляться нужно сначала на носочки, а потом уж на всю ступню.

Сформировать  эти навыки помогут подготовительные упражнения:

  • «Пружинки» — учить детей сгибать колени, стоя на месте;
  • подпрыгивание до поднятой руки взрослого, до мяча, подвешенного на доступной высоте),
  • подвижные игры «Поймай шарик» или «Позвони в колокольчик», «Мячики», «Зайчики».

На основе полученных результатов исследования развития основных видов движения (подпрыгивания)   у дошкольников на начало исследования, можно сделать следующий вывод.

До введения в процесс обучения подвижных  игр  по развитию основного вида движения - подпрыгивания - у дошкольников показатели низкого уровня составляли 30% (3 ребенка), среднего - 50% (5 детей), а высокого - 20% (2 ребенка).

Представим  полученные результаты в виде диаграммы:

 

Рис 1. Результаты констатирующего этапа.

 

Анализ исследования результатов  констатирующего этапа  эксперимента показывает, что у многих детей данного возраста степень совершенствования основного движения – подпрыгивания - не высока.

2.2 Подбор игр  и упражнений, направленных на  развитие навыков подпрыгивания и контрольный этап

 

Исходя из цели и задач нашего исследования, учитывая основные направления деятельности и задачи ДОУ, опираясь на результаты констатирующего этапа эксперимента, нами был спланирован и апробирован формирующий эксперимент.

Цель: разработать и апробировать комплекс подвижных игр,  направленных на формирование и развитие физических умений и навыков подпрыгивания детей третьего года жизни.

Формирующий эксперимент  проводился с детьми в течение  трех месяцев.

Приведем описание некоторых подвижных игр с  прыжками и подпрыгиваниями, используемых в работе с детьми третьего года жизни.

«Подпрыгни  до воздушного шара».

На игровой  площадке натянут шнур на расстоянии 3—5 м от земли. К нему привязаны шары так, чтобы они находились выше вытянутых рук ребенка. Воспитатель предлагает детям подпрыгнуть и ударить по шару руками. Высота привязанных шаров регулируется в зависимости от роста детей и их возможностей. Воспитатель следит за тем, чтобы дети, подпрыгивая, касались шара двумя руками (с целью равномерной нагрузки на мышцы плечевого пояса).

Вариант с усложнением. На шнур можно повесить колокольчики, бабочек (сделанных из бумаги) и др. Воспитатель следит за тем, чтобы дети, подпрыгивая, касались предметов поочередно правой и левой рукой.

«Мой веселый, звонкий мяч». Дети стоят по кругу  или полукругом. Воспитатель берет  большой мяч, отбивает его рукой и произносит текст:

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

Затем кладет мяч  и предлагает детям попрыгать, «как мяч». 
Вновь повторяет стихотворение и делает движение рукой так, как будто отбивает мяч. Закончив читать стихотворение, воспитатель говорит: «Догоню». Дети убегают.

«Угости белку  орешком». Белка (игрушка) находится  на полочке или сучке дерева, а  рядом, чуть выше поднятой руки ребенка, висит корзина. Чтобы угостить белку  орешком (положить его в корзину), ребенок должен хорошо подпрыгнуть. Воспитатель следит, чтобы дети отталкивались одновременно двумя ногами и мягко приземлялись. Можно повесить 2—3 корзинки, это даст возможность одновременно выполнять упражнение 2—3 детям. Учитывая рост детей, корзинки можно повесить на разной высоте.

«Прыгни через шнур».

На полу протягивают  шнур длиной 3—4 м. Дети подходят к шнуру  и по сигналу воспитателя перепрыгивают  через него. 
Можно положить параллельно 5—8 шнуров разного цвета (на расстоянии по 50 см).

«Прыгни в обруч». На полу лежит обруч диаметром 1 м. Детям предлагают подойти к нему ближе и прыгнуть в него, а затем выпрыгнуть из обруча. Упражнение выполняют одновременно 3 человека, повторяют его до 5 раз.

Можно предложить детям после выполнения упражнений походить и побегать вокруг обруча. «Из обруча в обруч». 
Плоские обручи (3—4) положены на расстоянии 30 см друг от друга. Дети прыгают на двух ногах друг за другом из обруча в обруч, продвигаясь вперед.

«Через ручеек». На полу сделан «ручеек» из клеенки  голубого цвета шириной 15—20 см, длиной 2 м. Воспитатель говорит, что ручеек глубокий, поэтому надо прыгнуть дальше, чтобы не намочить ноги. Дети подходят к ручейку и перепрыгивают его, оттолкнувшись сразу двумя ногами. 
Воспитатель следит, чтобы они сильнее отталкивались и мягко приземлялись, сгибая колени.

«Прыгай до флажка».

Цветные флажки кладут на стульчики или скамейку. На расстоянии 1—1,5 м от стульчиков протягивается на полу шнур. Дети подходят к шнуру и по сигналу воспитателя  прыгают от него на двух ногах, продвигаясь  вперед до флажков. Когда дети окажутся у флажков, они должны взять их, помахать ими и положить на место. Обратно возвращаются бегом. 
Воспитатель следит, чтобы дети, выполняя прыжки, отталкивались одновременно двумя ногами и мягко приземлялись.

«По ровненькой дорожке».

По дорожкам длиной 2—3 м дети прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. В конце дорожки каждый берет из коробки мяч, прокатывает его по той же дорожке в обратном направлении и бежит за ним. Если ребенку трудно выполнить упражнение, то не следует требовать, чтобы он обязательно допрыгал до конца дорожки. Для дорожки можно использовать цветные шнуры, гимнастические палки или цветную клеенку.

«Вокруг обруча».

Дети стоят  в больших обручах по 2 человека. По сигналу воспитателя они выпрыгивают  из обруча и прыгают на двух ногах  вокруг него. Каждый ребенок делает до 10 прыжков, постепенно количество прыжков увеличивается до 15. По сигналу воспитателя дети отдыхают в обруче. Упражнение повторяется.

Анализ результатов  контрольного этапа эксперимента показал, что уровень совершенствования основного движения – подпрыгивания -   значительно изменился.

После использования  специально подобранных упражнений и  подвижных игр, мы добились значительного  прироста показателей развития основных видов движения (подпрыгивания) у  дошкольников: показатели низкого уровня снизились до 20% (2 ребенка), среднего до 40% (4 ребенка), и показатели высокого уровня возросли до 40% (4 ребенка).

Информация о работе Игровые упражнения как средство обучения детей раннего возраста подпрыгиванию