Игры – эстафеты в работе с детьми дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выявление значения игр-эстафет в развитии физических качеств.
Объектом исследования является развитие физических качеств у дошкольников.
Предметом исследования – развитие физических качеств дошкольников с помощью игр-эстафет.
Для достижения данной цели поставлены задачи:
Изучение, анализ психолого-педагогической литературы по данной теме.
Выявить актуальный уровень развития физических качеств.
Подобрать серию игр-эстафет, развивающих физические качества.

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 255.00 Кб (Скачать файл)

Введение.

Забота о  всестороннем развитии подрастающего  поколения всегда находится в  центре внимания. Очень важной составной  частью гармонической личности является физическое совершенство: крепкое здоровье, закалённость, ловкость, сила, выносливость. Воспитание всех этих качеств должно начинаться с детства.

В связи с  этим одной из актуальных задач физического  воспитания дошкольников является разработка и использование таких методов  и средств, которые бы функциональному  совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делали бы его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды.

Исследования  последних лет показали, что увеличение объёма и интенсивности двигательной активности детей в режиме дня способствует совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно -  сосудистой, дыхательной),  физическому и нервно-психическому развитию моторики (Ю.Ю.Рауцкис, О.Т. Аракелян, С.Я. Лайзане, Л.Н.Селиверстова и др.).

Особое внимание уделяется использованию физических упражнений на свежем воздухе в различных  формах - физкультурные занятия, спортивные упражнения, упражнения на прогулке в летнее время, подвижные игры и игры-эстафеты (Л.В. Карманов, В.Т. Фролов, О.Т. Аракелян, Т.В. Шалыгина, Е.А. Тимофеева и др.). Авторами этих  исследований разработаны содержание и методика проведения физических упражнений, направленные на увеличение двигательной активности детей дошкольного возраста, показано положительное влияние сочетания физических упражнений и закаливающего воздействия свежего воздуха на организм детей.

При проведении игр-эстафет на открытом воздухе  дети получают возможность проявить большую активность, самостоятельность  и инициативу в действиях. Многократное повторение элементов игр-эстафет в условиях большого пространства в тёплое и холодное время года способствует более прочному закреплению двигательных навыков и развитию физических качеств.

Неотъемлемым  компонентом двигательной деятельности детей служит сознательная ориентировка их в пространстве, без которой не может быть целенаправленных, уверенных и точных движений и действий. Важна роль игр-эстафет и подвижных игр как наилучших условий для выработки у детей прочных навыков ориентировки.

Целью работы является выявление значения игр-эстафет в развитии физических качеств.

Объектом исследования является развитие физических качеств у дошкольников.

Предметом исследования – развитие физических качеств дошкольников с помощью игр-эстафет.

Для достижения данной цели поставлены задачи:

  1. Изучение, анализ психолого-педагогической литературы по данной теме.
  2. Выявить актуальный уровень развития физических качеств.
  3. Подобрать серию игр-эстафет, развивающих физические качества.

Следовательно, гипотеза заключается в том, что игры-эстафеты способствуют развитию физических качеств при условии:

а) наличия положительных эмоций у детей;

б) наличия уверенности  в выполнении заданий детьми в  играх-эстафетах;

в) справедливой оценки в выполнении заданий детьми в играх-эстафетах.

Для проведения исследования использовали следующие методы исследования:

    1. Теоретический анализ литературы;
    2. Диагностические методики;
    3. Наблюдение;
    4. Лабораторный эксперимент.

В качестве базы психолого-педагогического эксперимента работы выступает ДОУ № 1 «Красная шапочка» г. Дубоссары.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретические основы развития физических качеств у дошкольников.

 

 

1.1 Место  роль физической культуры в  общей системе воспитания детей  дошкольного возраста.

Правильное  физическое воспитание детей – одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.

Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано  так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребёнка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребёнок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость и самые различные расстройства  в деятельности организма, не только ведёт к понижению способности, но и расшатывает волю ребёнка. Недаром выдающийся педагог В.А.Сухомлинский подчёркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в занятиях, вера в свои силы. Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности. В настоящее время в ряде детских учреждений работа по физическому воспитанию ведут организаторы физической подготовки. Но в большинстве дошкольных учреждений проведением занятий по физической культуре по-прежнему занимаются воспитатели. (9 стр160)

Теория физического  воспитания детей дошкольного возраста, имея единое содержание и предмет  изучения с общей теорией физического  воспитания, вместе с тем специально изучает закономерности управления развитием ребёнка в процессе его воспитания и обучения.

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста учитывает  возможности работоспособности  организма, возникающие интересы и  потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, своеобразии преобладающего вида деятельности, в связи, с развитием которой происходят главнейшие изменения в психики ребёнка к новой высшей ступени его развития. В соответствии с этим теория физического воспитания детей разрабатывает содержания всех форм организации физического воспитания и оптимальные педагогические условия его реализации.

Познавая и учитывая закономерности потенциальных возможностей ребёнка  каждого возрастного периода, теория физического воспитания предусматривает требования научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного комплекса физического воспитания (двигательные умения и навыки, физические качества, некоторые элементарные знания), усвоение которой обеспечивает детям необходимый уровень физической подготовленности для поступления в школу. (8 стр116)

Вместе с  тем предусматривается соблюдение строгой последовательности при усвоении детьми программы с учетом возрастных особенностей и возможности ребенка каждого периода его жизни, состояния нервной системы и всего организма в целом.

Превышения  требований, ускорения темпа обучения детей, минуя промежуточные звенья программы, следует считать недопустимым, так как это вызывает непосильное  напряжение организма, наносящие вред здоровью и нервно-психическому развитию детей. По этому поводу академик А.В.Запорожец предупреждает об опасной позиции сторонников, так называемой искусственной акселерации, стремящихся неразумно использовать возможности маленького ребенка и путем сверхраннего, максимально форсированного обучения доводить его как можно быстрее до высоких ступеней физического и духовного развития. Физическое воспитание в то же время комплексно решает задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Во всех формах организации физического воспитания детей (занятия, подвижные игры, самостоятельная двигательная активность и так далее) внимание воспитателя направляется на воспитание мыслящего, сознательно действующего в меру своих возрастных возможностей ребёнка, успешно овладевающего двигательными навыками, умеющего ориентироваться в окружающем, активно преодолевать встречающееся трудности, проявляющего стремление к творческим поискам. Теория физического воспитания детей дошкольного возраста непрерывно развивается и обогащается новыми знаниями, получаемыми в результате исследований, охватывающих многообразные стороны воспитания ребенка. Данные исследований, проверенные в массовой практике детских учреждений, вводятся в программы, учебные пособия, учебники и в практическую работу с детьми, содействуя прогрессу всего воспитательно-образовательного прогресса. Таким образом, теория физического воспитания детей дошкольного возраста содействует совершенствованию всей системы физического воспитания. (8 стр116)

Осуществлять  физическое воспитание детей, это значит:

  1. Уметь анализировать и оценивать степень физического здоровья и двигательного развития детей;
  2. Формулировать задачи физического воспитания на определенный период (например – на учебный год) и определять первостепенные из них с учетом особенностей каждого из детей;
  3. Организовать процесс воспитания в определенной системе, выбирая наиболее целесообразные средства, формы и методы работы в конкретных условиях;
  4. Проектировать желаемый уровень конечного результата, предвидя трудности на пути к достижению целей;
  5. Сравнивать достигнутые результаты с исходными данными и поставленными задачами. (16 стр265)

Установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным  запасом, развитием речи, мышлением. Под действием физических упражнений двигательная активность в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

Ребёнок по своей  природе готов постоянно двигаться, в движении он познаёт мир. (12 стр54)

 

 

 

 

 

 

1.2 Особенности развития физических  качеств у детей дошкольного  возраста в психолого-педагогической  литературе.

С ростом ребёнка  под воздействием окружающих его  взрослых быстро расширяется круг доступных  движений. При этом время проявления и дальнейшего совершенствования двигательного умения обусловлено уровнем развития физических качеств, без которых оно не может быть выполнено.

Физические  качества ребёнка включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, равновесие и глазомер.

Изучением того, что представляют собой двигательные качества – занимались такие исследователи  как Е.Н. Вавилова, Н.А. Ноткина, Л.В. Волков, В.М. Зациорский, Э.С. Вильчковский, М.Ю. Кистяковская и другие.

Характерным для  данных работ является наличие некоторой разницы в используемой терминологии.

Так Е.Н. Вавилова, Э.С. Вильчковский, М.Ю. Кистяковская применяют  термин «двигательные качества», Э.Я. Степаненкова употребляет термин «психофизические качества», Л.В. Волков пользуется термином «физические способности», а В.М. Зациорский термином «физические качества».

Но, несмотря на представленные различия, исследователи сходятся в вопросе формулировки понятия физических качеств как отдельных проявлений двигательных возможностей человека, обусловленных во много врождёнными анатомо-физиологическими, биохимическими, психологичес-кими особенностями, а также социальными факторами обучения и воспитания.

Именно на такую  взаимообусловленность социальных и биологических факторов в развитии физических качеств указывают многие исследователи.

Физические качества –это сложный комплекс морфофункциональных, биологических и психических свойств организма, которые определяют силовые, скоростно–силовые и временные характеристики движения ребенка.

Физиологической основой развития физических качеств являются морфологические и функциональные изменения в мышечной системе, а также в нервной регуляции двигательных и вегетативных функций организма.

Важное значение имеют координационная деятельность нервных центров по регуляции функций мышечного аппарата и вегетативных органов; поступление в мышечные волокна импульсов в оптимальном ритме и адапционно-трофическое влияние их на мышцы через симпатические нервные волокна; координация работы мышц – синергистов и антагонистов и т.д. (Е.Н. Вавилова, Л.В. Волков, В.М. Зациорский, Э.С. Вильчковский, М.Ю. Кистяковская, Э.Я. Степаненкова).

Определённый  уровень развития физических качеств  их гармоничность позволяют детям  совершать разнообразные движения более целесообразно и экономно. При меняющихся условиях среды развитые физические качества способствуют появлению активности, самостоятельности, уверенности, самообладания. Физические качества позволяют легко осваивать технику движений, более свободно владеть телом, распоряжаться своим телом в пространстве, используя хорошо развитое мышечное чувство. Целесообразное формирование физических качеств позволяет значительно повысить уровень физической подготовленности детей, успешно решать вопросы подготовки к школе. (17 стр143)

Быстрота – способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная лёгкость образования и перестройки условно рефлекторных связей у детей создают благоприятные условия для развития у них быстроты. Данное определение дают многие исследователи: Е.Н. Вавилова, Л.В. Волков, В.М. Зациорский, Э.С. Вильчковский, Э.Я. Степаненкова.

Быстрота развивается  в упражнениях, выполняемых с  ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно скорее), с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый), а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего).

Развитию быстроты способствуют скоростно-силовые упражнения: прыжки, метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок при метании совершается с большой скоростью). Для развития быстроты целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья.

Информация о работе Игры – эстафеты в работе с детьми дошкольного возраста