Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 14:53, курсовая работа
Целью работы является выявление значения игр-эстафет в развитии физических качеств.
Объектом исследования является развитие физических качеств у дошкольников.
Предметом исследования – развитие физических качеств дошкольников с помощью игр-эстафет.
Для достижения данной цели поставлены задачи:
Изучение, анализ психолого-педагогической литературы по данной теме.
Выявить актуальный уровень развития физических качеств.
Подобрать серию игр-эстафет, развивающих физические качества.
Введение.
Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения всегда находится в центре внимания. Очень важной составной частью гармонической личности является физическое совершенство: крепкое здоровье, закалённость, ловкость, сила, выносливость. Воспитание всех этих качеств должно начинаться с детства.
В связи с этим одной из актуальных задач физического воспитания дошкольников является разработка и использование таких методов и средств, которые бы функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делали бы его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды.
Исследования последних лет показали, что увеличение объёма и интенсивности двигательной активности детей в режиме дня способствует совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно - сосудистой, дыхательной), физическому и нервно-психическому развитию моторики (Ю.Ю.Рауцкис, О.Т. Аракелян, С.Я. Лайзане, Л.Н.Селиверстова и др.).
Особое внимание
уделяется использованию
При проведении игр-эстафет на открытом воздухе дети получают возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Многократное повторение элементов игр-эстафет в условиях большого пространства в тёплое и холодное время года способствует более прочному закреплению двигательных навыков и развитию физических качеств.
Неотъемлемым компонентом двигательной деятельности детей служит сознательная ориентировка их в пространстве, без которой не может быть целенаправленных, уверенных и точных движений и действий. Важна роль игр-эстафет и подвижных игр как наилучших условий для выработки у детей прочных навыков ориентировки.
Целью работы является выявление значения игр-эстафет в развитии физических качеств.
Объектом исследования является развитие физических качеств у дошкольников.
Предметом исследования – развитие физических качеств дошкольников с помощью игр-эстафет.
Для достижения данной цели поставлены задачи:
Следовательно, гипотеза заключается в том, что игры-эстафеты способствуют развитию физических качеств при условии:
а) наличия положительных эмоций у детей;
б) наличия уверенности в выполнении заданий детьми в играх-эстафетах;
в) справедливой оценки в выполнении заданий детьми в играх-эстафетах.
Для проведения исследования использовали следующие методы исследования:
В качестве базы
психолого-педагогического
1.Теоретические основы развития физических качеств у дошкольников.
1.1 Место
роль физической культуры в
общей системе воспитания
Правильное физическое воспитание детей – одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.
Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребёнка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребёнок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость и самые различные расстройства в деятельности организма, не только ведёт к понижению способности, но и расшатывает волю ребёнка. Недаром выдающийся педагог В.А.Сухомлинский подчёркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в занятиях, вера в свои силы. Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности. В настоящее время в ряде детских учреждений работа по физическому воспитанию ведут организаторы физической подготовки. Но в большинстве дошкольных учреждений проведением занятий по физической культуре по-прежнему занимаются воспитатели. (9 стр160)
Теория физического воспитания детей дошкольного возраста, имея единое содержание и предмет изучения с общей теорией физического воспитания, вместе с тем специально изучает закономерности управления развитием ребёнка в процессе его воспитания и обучения.
Теория физического воспитания детей дошкольного возраста учитывает возможности работоспособности организма, возникающие интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, своеобразии преобладающего вида деятельности, в связи, с развитием которой происходят главнейшие изменения в психики ребёнка к новой высшей ступени его развития. В соответствии с этим теория физического воспитания детей разрабатывает содержания всех форм организации физического воспитания и оптимальные педагогические условия его реализации.
Познавая и учитывая закономерности потенциальных возможностей ребёнка каждого возрастного периода, теория физического воспитания предусматривает требования научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного комплекса физического воспитания (двигательные умения и навыки, физические качества, некоторые элементарные знания), усвоение которой обеспечивает детям необходимый уровень физической подготовленности для поступления в школу. (8 стр116)
Вместе с тем предусматривается соблюдение строгой последовательности при усвоении детьми программы с учетом возрастных особенностей и возможности ребенка каждого периода его жизни, состояния нервной системы и всего организма в целом.
Превышения требований, ускорения темпа обучения детей, минуя промежуточные звенья программы, следует считать недопустимым, так как это вызывает непосильное напряжение организма, наносящие вред здоровью и нервно-психическому развитию детей. По этому поводу академик А.В.Запорожец предупреждает об опасной позиции сторонников, так называемой искусственной акселерации, стремящихся неразумно использовать возможности маленького ребенка и путем сверхраннего, максимально форсированного обучения доводить его как можно быстрее до высоких ступеней физического и духовного развития. Физическое воспитание в то же время комплексно решает задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Во всех формах организации физического воспитания детей (занятия, подвижные игры, самостоятельная двигательная активность и так далее) внимание воспитателя направляется на воспитание мыслящего, сознательно действующего в меру своих возрастных возможностей ребёнка, успешно овладевающего двигательными навыками, умеющего ориентироваться в окружающем, активно преодолевать встречающееся трудности, проявляющего стремление к творческим поискам. Теория физического воспитания детей дошкольного возраста непрерывно развивается и обогащается новыми знаниями, получаемыми в результате исследований, охватывающих многообразные стороны воспитания ребенка. Данные исследований, проверенные в массовой практике детских учреждений, вводятся в программы, учебные пособия, учебники и в практическую работу с детьми, содействуя прогрессу всего воспитательно-образовательного прогресса. Таким образом, теория физического воспитания детей дошкольного возраста содействует совершенствованию всей системы физического воспитания. (8 стр116)
Осуществлять физическое воспитание детей, это значит:
Установлена прямая
зависимость между уровнем
Ребёнок по своей
природе готов постоянно
1.2 Особенности развития
С ростом ребёнка под воздействием окружающих его взрослых быстро расширяется круг доступных движений. При этом время проявления и дальнейшего совершенствования двигательного умения обусловлено уровнем развития физических качеств, без которых оно не может быть выполнено.
Физические качества ребёнка включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, равновесие и глазомер.
Изучением того, что представляют собой двигательные качества – занимались такие исследователи как Е.Н. Вавилова, Н.А. Ноткина, Л.В. Волков, В.М. Зациорский, Э.С. Вильчковский, М.Ю. Кистяковская и другие.
Характерным для данных работ является наличие некоторой разницы в используемой терминологии.
Так Е.Н. Вавилова, Э.С. Вильчковский, М.Ю. Кистяковская применяют термин «двигательные качества», Э.Я. Степаненкова употребляет термин «психофизические качества», Л.В. Волков пользуется термином «физические способности», а В.М. Зациорский термином «физические качества».
Но, несмотря на представленные различия, исследователи сходятся в вопросе формулировки понятия физических качеств как отдельных проявлений двигательных возможностей человека, обусловленных во много врождёнными анатомо-физиологическими, биохимическими, психологичес-кими особенностями, а также социальными факторами обучения и воспитания.
Именно на такую
взаимообусловленность
Физические качества –это сложный комплекс морфофункциональных, биологических и психических свойств организма, которые определяют силовые, скоростно–силовые и временные характеристики движения ребенка.
Физиологической основой развития физических качеств являются морфологические и функциональные изменения в мышечной системе, а также в нервной регуляции двигательных и вегетативных функций организма.
Важное значение
имеют координационная
Определённый
уровень развития физических качеств
их гармоничность позволяют детям
совершать разнообразные
Быстрота – способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная лёгкость образования и перестройки условно рефлекторных связей у детей создают благоприятные условия для развития у них быстроты. Данное определение дают многие исследователи: Е.Н. Вавилова, Л.В. Волков, В.М. Зациорский, Э.С. Вильчковский, Э.Я. Степаненкова.
Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно скорее), с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый), а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего).
Развитию быстроты способствуют скоростно-силовые упражнения: прыжки, метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок при метании совершается с большой скоростью). Для развития быстроты целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья.
Информация о работе Игры – эстафеты в работе с детьми дошкольного возраста