Игры – эстафеты в работе с детьми дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выявление значения игр-эстафет в развитии физических качеств.
Объектом исследования является развитие физических качеств у дошкольников.
Предметом исследования – развитие физических качеств дошкольников с помощью игр-эстафет.
Для достижения данной цели поставлены задачи:
Изучение, анализ психолого-педагогической литературы по данной теме.
Выявить актуальный уровень развития физических качеств.
Подобрать серию игр-эстафет, развивающих физические качества.

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 255.00 Кб (Скачать файл)

Вопрос о  том, что представляет собой ловкость, является дискуссионным.

Так Н.А. Ноткина  считает, что ловкость представляет собой способность быстро овладевать новыми движениями, быстро и точно перестраивать свои движения в соответствии с требованиями внезапно меняющееся обстановки.

И.В. Волков характеризует  ловкость как способность быстро и наиболее совершенно решать двигательные задачи, особенно возникающие неожиданно, как высшую ступень способности координировать свои движения.

В.Л. Лях даёт такое определение: «Ловкость – качество управления движениями, обеспечивающее правильное, быстрое, рациональное решение двигательной задачи». (14 стр187)

Все перечисленные  понятия характеризуют комплексный характер ловкости, которая точнее определяется как координационные способности многообразные и сложные.

Таким образом, ловкость – способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также умение действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро, находчиво. К развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями. (16 стр265)

Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в  изменяющихся условиях. Так, в подвижных  играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления  решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников. Ловкость развивается при выполнении упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения (бег между предметами, подъёмы на лыжах на горку и спуски с нее и другое), с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования; с дополнительными заданиями, при коллективном выполнении упражнений с одним предметом (обруч, шнур). (7 стр28)

Сила – способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечного напряжения. Развитие силы мышц может быть достигнуто благодаря увеличению веса предметов, применяемых в упражнениях (набивной мяч, мешочки с песком и другое); использованию упражнений, включающих поднятие собственной массы (прыжки), преодоление сопротивление партнёра (в парных упражнениях). В детском саду следует использовать разнообразные упражнения для развития силы всех групп мышц, уделяя преимущественное внимание мышцам-разгибателям.

Гибкость – способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определённом направлении. Гибкость зависит от состояния позвоночника, суставов, связок, а также эластичности мышц. Гибкость развивается при выполнении физических упражнений с большой амплитудой, в частности общеразвивающих. У детей дошкольного возраста опорно-двигательный аппарат обладает большой гибкостью. Следует стремиться к сохранению этой естественной гибкости, не злоупотребляя упражнениями на растягивание, которые могут привести к необратимым деформациям отдельных суставов (например – коленного).

Равновесие – способность человека сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры. Это качество необходимо человеку, чтобы передвигаться в помещении и на улице, не задевая предметы, друг друга, успешно справляться с обязанностями, необходимыми при разных работах (верхолаз и другие).

Равновесие  зависит от состояния вестибулярного аппарата, всех систем организма, а также от расположения общего центра тяжести тела (ОЦТ). У дошкольников ОЦТ расположен высоко, поэтому им труднее сохранять равновесие. При выполнении упражнений, смене положения центр тяжести тела смещается и равновесие нарушается. Требуется приложить усилие, чтобы восстановить нужное положение тела.

Равновесие  развивается в большей степени  в упражнениях, выполняемых на уменьшенной  и приподнятой площади опоры (катание  на коньках, велосипеде, ходьба, бег  по скамейке), также в упражнениях, требующих значительных усилий, чтобы сохранить устойчивое положение тела (метание на дальность, прыжок в длину с места и с разбега и другое).

Выносливость  – способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения интенсивности. Развитие выносливости требует большого количества повторений одного и того же упражнения. Однообразная нагрузка приводит к утомлению, и дети теряют интерес к этому упражнению. Поэтому лучше всего применять разнообразные динамические упражнения, особенно на свежем воздухе: ходьбу, бег, передвижения на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, плавание и другое. Полезны также подвижные игры, которые вызывают положительные эмоции и снижают ощущение усталости. Рекомендуются  и прогулки (пешие, на лыжах), во время которых упражнения чередуются с отдыхом.

На протяжении дошкольного детства осуществляется беспрерывное развитие физических качеств, о чем свидетельствуют показатели общей физической подготовленности детей. Дошкольников от 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков она возрастает с 25 до 52 килограмм, у девочек с 20,4 до 43 килограмм. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на 10 метров с хода сокращается: у мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у девочек с 2,6 до 2,2 секунд. Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают, возрастает: мальчики с 602,3 метра до 884,3 метра, девочки с 454 метра до 715,3 метра. Вместе с тем ученые утверждают, что максимальные темпы прироста физических качеств по годам не совпадают. Более высокие увеличения показателей быстроты отмечаются в возрасте от 3 до 5 лет, ловкости от 3 до 4 лет, силовых способностей от 4 до 5 лет. В возрасте от 5 до 6 лет обнаружены некоторые замедления силовых показателей. Необходимо учитывать это при организации целенаправленной работы по развитию физических качеств дошкольников. (5 стр25)

На развитие физических качеств дошкольника  оказывают влияние различные  средства и методы физического воспитания. Эффективным средством развития быстроты являются упражнения направленные на развитие способности быстро выполнять движения. Дети осваивают упражнения лучше всего в медленном темпе. Педагог должен предусмотреть, чтобы упражнения не были продолжительными однообразными. Желательно их повторить в разных условиях с разной интенсивностью, с усложнениями или, наоборот, со снижением требований.

Для развития ловкости необходимы более сложные упражнения по координации и условиям проведения: применение необычных исходных положений (бег и исходное положение, стоя на коленях, сидя, лежа); прыжок из исходного положения, стоя спиной к направлению движения; быстрая смена различных положений; изменения скорости или темпа движения; выполнения взаимосогласованных действий несколькими участниками. Могут быть использованы упражнения, в которых дети прилагают усилия, чтобы сохранить Равновесие: кружиться на месте, качаться на качелях, ходьба на носках и другое.

Упражнения  для развития силовых способностей делятся на 2 группы: с сопротивлением, которое вызывает вес бросаемых предметов, и выполнение которых затрудняет вес собственного тела (прыжки, лазания, приседания). Большое значение имеет количество повторений: небольшое не содействует развитию силы, а чрезмерно большое может привести к утомлению.

В раннем и дошкольном возрасте важно решать задачи воспитания практически всех физических качеств. В первую очередь следует обращать внимание на воспитание координационных способностей, в частности на такие компоненты, как чувство равновесия, точность, ритмичность, согласованность отдельных движений. При освоении новых движений предпочтение отдаётся методу целостного разучивания. При расчленении движений ребёнок теряет его смысл, а следовательно, и интерес к нему. Ребёнок хочет видеть результат своего действия. (15 стр180)

Определённый  уровень развития физических качеств, их гармоничность позволяют детям совершать разнообразные движения более целесообразно и экономно. При меняющихся условиях среды развитые физические качества способствуют появлению активности, самостоятельности, уверенности, самообладания. Физические качества позволяют легко осваивать технику движений, более свободно владеть телом, распоряжаться своим телом в пространстве, используя хорошо развитое мышечное чувство. Целесообразное формирование физических качеств позволяет значительно повысить уровень физической подготовленности детей, успешно решать вопросы подготовки к школе. (17 стр143)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Значение и методика организации проведения игр – эстафет.

В развитии двигательной деятельности ребёнка дошкольного возраста подвижной игре принадлежит ведущая роль. Игры – эстафеты зародились в далёком прошлом в недрах народного быта. Состязания в силе, ловкости, быстроте, меткости.

Эстафета-игра, в которой каждый участник выполняет  последовательно одно за другим движения, передавая другому участнику своей команды предмет (палочку, мяч, обруч, и т.д.), и старается сделать это быстрее участников других соревнующихся команд.

Преимущество  игры среди различных физических упражнений Аркин Е.А. видит в  эмоциональной насыщенности, придающую ей особую привлекательность, мобилизующей силы детей, доставляющей радость и удовлетворение; в характере двигательной деятельности, содействующей работе значительной массы крупных мускулов; в разнообразии движений, устраняющей опасность утомления; в возможности регулирования самими детьми темпа и энергии движений; в проявлении личной инициативы и развитии психических качеств – смелости, дисциплины, находчивости и так далее. (10 стр180)

Кистяковская  М.Ю. подчеркивала, что разнообразные игровые движения в играх – эстафетах требуют вовлечения всех мышечных групп в работу, усиливают кровообращение, активизируют работу легких, способствуют насыщению организма кислородом, повышению общего жизненного тонуса. Интенсивная мышечная деятельность содействует развитию гибкости скелета, суставов, скелетных мышц, увеличивает их мускульную силу, развивает необходимую координацию. Игры – эстафеты способствуют развитию моторики ребёнка, уменьшению заторможенности, умению соизмерять движения в соответствии с задачей. Следовательно, игра целостно воздействует на организм ребёнка, активизирует взаимосвязанные функции органов и систем, в том числе и нервной системы, что в свою очередь повышает функциональный уровень всей психической деятельности ребёнка. (7 стр12)

В процессе игр  – эстафет ребёнок направляет своё внимание на достижение цели, а  не на способ выполнения. Он действует  целеустремленно, приспосабливаясь к  игровым условиям, проявляя ловкость и тем самым совершенствуя  движения.

Существуют  следующие виды эстафет:

  1. линейные (соревнующиеся стоят в параллельных колоннах)
  2. встречные (команда делится пополам и её половины становятся в кодонах друг против друга)
  3. круговые (команды становятся по кругу)

Характерная особенность  игр-эстафет – это добровольность и эмоциональность. Относительная свобода, самостоятельность действий в игре с принятием обязанности соблюдать ряд условных требований.

Игровая деятельность характерна тем, что она непосредственно  связанна с определёнными функциональными  изменениями в организме.

Наиболее существенной особенностью подвижных игр и  эстафет необходимо считать отражение  в них двух характерных и важных видов взаимоотношений между  людьми: соревновательной борьбы; сотрудничества.

Элементы соревновательной борьбы присущи всем подвижным играм и эстафетам, и они занимают ведущее место в практическом содержании всех основных игровых действиях.

Сотрудничество  между играющими осуществляется в большинстве игр-эстафет. Весьма важно, что сотрудничество в эстафетах, как правило, обусловлено конкретными условиями и задачами развертывающейся в них соревновательной борьбы. В эстафетах все необходимые действия выполняются в условиях совместной деятельности определённого коллектива играющих. При этом каждому участнику приходится входить в контакт с другими играющими и взаимодействовать с ними.

Важной особенностью игр-эстафет является то, что игровые  действия осуществляются в неожиданно меняющихся внешних условиях. Каждый играющий стремится поставить себя в наиболее выгодное по сравнению  с соперником положение и вместе с тем создать для последнего возможно большие трудности в осуществлении игровых целей.

Изменчивость  игровых ситуаций вызывает у участников игры необходимость постоянно и  вдумчиво ориентироваться, что обуславливает  проявлений таких качеств, как наблюдательность, умение анализировать и оценивать сложившееся положение. (12 стр54)

Педагогические  требования к проведению игр-эстафет  следующие: Подбирая ту или иную игру, следует учитывать подготовленность группы и задачи, которые будут  решаться в процессе игры. Следует так же учитывать такие факторы, как состав группы, место проведения и наличие инвентаря.

Каждая игра начинается с организации участников – размещения участников, назначения капитанов. При проведении командных  игр, а они являются наиболее эффективным средством закрепления навыков, необходимо следить за тем, чтобы все команды были равны по силам.

Объяснение  игры должно быть логичным и образным. Как правило, дети ведут себя во время  игры по разному. Одни играют очень  активно, другие осторожно, избегая острой борьбы. Необходимо провести так эстафеты, чтобы все приняли активное участие в игре.

Информация о работе Игры – эстафеты в работе с детьми дошкольного возраста