Игры на уроках математики в 1 классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 16:12, контрольная работа

Описание работы

Прочные знания, умения и навыки учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности. С этой целью учителя начальных классов используют в своей практике различный занимательный материал: дидактические и сюжетно-ролевые игры, задачи в стихах, задачи-шутки, ребусы, загадки и занимательные задачи.
Дидактическая игра на уроках математики не только увлекает, заставляет думать, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребенка, приучает считаться с интересами товарищей.

Файлы: 1 файл

дидактические игры.docx

— 53.97 Кб (Скачать файл)

Игры  на уроках математики в 1 классе

Введение  

                                                                                                                                                                .«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.

Поэтому воспитание  будущего деятеля происходит прежде всего в игре». 

                                                                                               А. С. Макаренко.

1. Цель, сущность  дидактической игры. 

 Прочные знания, умения и навыки учащиеся  приобретают в процессе активной познавательной деятельности. С этой целью учителя начальных классов используют в своей практике различный занимательный материал: дидактические и сюжетно-ролевые игры, задачи в стихах, задачи-шутки, ребусы, загадки и занимательные задачи. 

  Дидактическая игра на уроках математики не только увлекает, заставляет думать, но и развивает самостоятельность, инициативу  и волю ребенка, приучает считаться с интересами товарищей.

Увлеченные игрой  дети легче усваивают программный  материал, приобретают определенные знания, умения и навыки. Поэтому  включение в урок математики игр  и игровых упражнений делает процесс   обучения интересным, создает у ребят бодрое настроение, способствует преод алению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание. 

 Данное пособие  представляет собой сборник игр  по математике для учащихся 1 класса. Материал пособия способствует  развитию интереса к математике  у детей. 

 По структуре  дидактические игры  делятся на сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие только отдельные элементы игры. В сюжетно-ролевых  играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью. В играх-упражнениях она выражена явно.

2. Методические  указания к проведению игр  на уроках математики в 1 классе.  

 Перед проведением  игры учителю надо доступно  изложить сюжет, правила, поставить  познавательную задачу, подготовить  необходимое оборудование. В игре  ( в той или иной роли должен участвовать каждый ученик класса. Если у доски осуществляют игровую деятельность часть учащихся, то все остальные дети должны выполнять роль контролеров, судей, учителя и т.д.) Игра может быть проведена на любом  этапе урока. 

 Все отобранные  из существующей литературы игры  распределены по разделам программы.  С помощью игр мы решаем  различные образовательные задачи.  

 Например, при изучении раздела «Простейшие представления» проводятся игры на формирование умения определять положение предметов «слева», «справа», «вверх», «вниз» и т.д.  Дети учатся различать понятия «большой- маленький», «высокий- низкий», «толстый- тонкий»  и др. 

 По изучению  «Нумерация чисел от 1 до 10» используются  такие игры «Составим поезд», «Построим домик» и др. В разделе  «Табличное сложение и вычитание»  можно применять большое количество  игр, направленных на формирование  навыков сложения и вычитания  в пределах 10. 

          При использовании дидактических игр очень важно следить за сохранением интереса школьников к игре. При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, так как игра по обязанности теряет свое дидактическое, развивающее значение, в том случае из игровой деятельности выпадает самое ценное - ее эмоциональное начало. При потере интереса к игре учителю следует своевременно принять действие, ведущее к изменению обстановки. Этому могут служить эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка отстающих. При наличии интереса дети занимаются с большой охотой, что благоприятно влияет и на усвоение ими знаний.

«Что на свете одно» 

     Попросите детей перечислить, что в мире есть только одно, например, солнце, луна, небо, Родина, Земля, Марс и т.д. Все перечисленное учитель записывает на доске. Дети по очереди выбирают одно слово из записанных на доске и говорят о нем два – три коротких предложения, не называя его. Например: Оно круглое. Оно дает нам жизнь. Оно горячее. (Солнце). Остальные угадывают, о чем идет речь. Это задание можно провести с разными понятиями, например: что у человека только одно, что в вашем доме только одно и т. д.

«Разложи  по размерам» 

     На столе лежат карточки с рисунками разных животных (рыб, птиц, насекомых, зверей). Каждый по очереди подходит к столу, выбирает три карточки и раскладывает их так, чтобы на первом месте был кто – то самый крупный, на втором – средних размеров, на третьем – самый маленький. Побеждает тот, кто правильно и быстрее всех разложит карточки.

«Четыре строчки» 

      Поделите детей на четверки и попросите их придумать стишок. Первая строчка: «Раз, два, три, четыре» - задана, нужно придумать остальные три, например,

  1. Раз, два, три, четыре

Мы опять в своей  квартире,

Собираемся играть,

Но пора ложиться спать. 

      Все стихотворения детей записываются в альбом: «Стихи о цифре четыре».

«Белоснежка и семь гномов» 

     Один из детей – Белоснежка. Она задает всем вопросы:

  • Какие семь деревьев в лесу самые красивые, и какую пользу они приносят?
  • Какие семь зверей в лесу самые трудолюбивые?
  • Какие семь грибов (ягод) самые вкусные? и т. д.

Тот, чей ответ понравился Белоснежке, становится гномом. Когда  набирается семь гномов, каждый из них  должен сказать комплимент Белоснежке.

«Составляем римские цифры» 

      Поделите детей на группы. Один человек из каждой группы должен вытащить из мешка столько палочек, сколько может захватить его рука. Нужно составить из палочек как можно больше римских цифр, а затем сложить их. Побеждает группа, получившая самую большую сумму. 

                             «Задача с нолем» 

    Поделите детей на группы и попросите их придумать задачу, в результате решения которой получается ноль. Например: «Мама попросила меня сделать четыре дела: сходить в магазин, помыть посуду, вынести мусор и подмести пол. Я выполнил все ее просьбы. Сколько просьб осталось не выполнено?

Решение: 4 – 4 = 0»

«Пропавшие  часы» 

    Напишите, сколько часов и минут вам необходимо в сутки: на сон, еду, учебу и все остальные дела. Сколько времени в сумме занимают все ваши дела? Посчитайте, сколько часов получится, если из двадцати четырех часов, которым равны сутки, вычесть полученное вами время. Проанализируйте, куда уходят оставшиеся часы. Сколько таких часов у вас получается в месяц и в год?

Творческое задание «Смешные имена месяцев» 

      Поделите детей на пары и раздайте им карточки с названиями разных месяцев. Дети должны придумать смешное объяснение названия того или иного месяца.

«Назови дни недели.» 

-дать понятие  о последовательности дней недели.  

Дети стоят в  кругу. Учитель называет день недели и бросает ребенку мяч. Ребенок  ловит мяч, называет следующий день и бросает мяч товарищу. Можно  договориться называть дни недели

в обратном порядке.

«Мой дом.»

-выучить домашний  адрес, описывать свой дом.

Один из детей  «почтальон». Он разносит письма. Тот, к кому он «постучится», должен назвать  домашний адрес и рассказать о  своем доме: описать его внешний  вид, особенности архитектуры. Кто  справился с заданием, получает конверт (письмо). Дети достают из конверта белые  листочки бумаги и рисуют свой дом. (можно на листочке «написать» письмо своим близким).

«РЕЖИМ ДНЯ.»

-ЗАКРЕПЛЯТЬ ЗНАНИЯ ВРЕМЕН СУТОК.

У ребят и учителя  по четыре цветные полоски (цвет каждой полоски соответствует  определенному времени суток: розовая - утро, красная – день, синяя – вечер, черная – ночь).

Дети рассматривают  сюжетную картину, отражающую режимные моменты в определенное время  суток, например утром. Учитель убирает картину. Дети перессказывают  увиденное. Кто ошибся, платит фант (отдает розовую полоску учителю). У кого в конце игры остались все полоски, тот выиграл.

«Водители.»

-учить правилам  дорожного движения.  Представьте, что вы не просто участники             игры,

а водители автомобиля, в руках у вас руль перед  вами дорога, а на пути – светофор.

Красный свет –  хода нет.                         «Желтый»,- правую руку вверх «ш –ш –ш»

Желтый свет –  предупрежденье              Зеленый – «р – р – р» двигаетесь.

Свет зеленый  – путь открыт                    Красный – остановитесь и поднимаете         руки вверх.

Продолжай движение.

«Составим поезда.»

-сравнивать группы  предметов.

Учитель  предлагает составить два поезда из вагонов (учеников) и сравнить, где    больше вагонов.

С этой целью вызывают 7 учеников. Они составляют поезд  из 7 вагонов. Затем вызываю 5 учеников, они составляют поезд из 5 вагонов  «Какой поезд длиннее?»- спрашивает педагог.- Какой короче? Где вагонов  больше? Где меньше? Как уравнять поезда по числу вагонов. Игра повторяется 2-3 раза.

«Построим домик.»

-закрепление нумерации  чисел первого десятка.

Детям дается задание  построить домик из 6, 8, 10 палочек. Один ученик строит дом на магнитной  доске из цветных полосок бумаги, все другие у себя на партах из палочек. Аналогично, дети выкладывают снежинку, рыбку, елочку, парусную лодку, звездочку, машинку и считают число использованных палочек.

«Курочка и цыплята.»

-формирование навыков  счета.

Учитель вызывает к  столу девочку, надевает на нее маску  ( шапочку) курочки, остальные дети – цыплята. Учитель читает стихи.

«Вышла курочка  гулять,

Свежей травразличениеплятки».

«Ко – ко – ко, ко – ко – ко.

Не ходите далеко.

«Угадай загадки Буратино.»  

- различение предметов  по форме и составление из  кругов, квадратов  и треугольников разных рисунков.

Учитель на магнитной  доске прикрепляет круг, квадрат  и треугольник и предлагает отгадать загадки Буратино:

-Что можно нарисовать  из круга? (яблоко, арбуз. Мяч и т.д.)

-Что можно нарисовать  из квадрата? (портфель, ящик, печенье.)

-Что можно нарисовать  из треугольника? (елочку, парусную  лодку и т.д.)

«Составим поезд.»(2).

- ознакомление детей  с приемом образования чисел  путем прибавления единицы к  предыдущему числу и вычитания  единицы из последующего числа.

Учитель вызывает к  доске поочередно учеников. Каждый из них, выполняя роль вагона, называет свой номер. Например, первый вызванный ученик говорит: «Я – первый вагон». Второй ученик, выполняя роль второго вагона, цепляется к первому вагону (кладет левую руку на плечо ученика, стоящего впереди), называет свой порядковый номер, остальные составляют пример: Один да один, получится два».Затем цепляется третий вагон, и все дети по сигналу учителя составляют пример на сложение: « Два да один- это три» и т. д.

Потом вагоны (ученики) отцепляются по одному, а класс  составляет примеры: «Три без одного- два. Два без одного –один» и т. д. Учащиеся в игре закрепляют знания о порядковом и количественном значении числа и снова делают обобщение, как образуется предыдущее и последующее число.

«Теремок.»

Всем, кто просится пожить в домике, дается задание, например, составить примеры с ответом 3, 4, 5, 6. Дети помогают всем, потому, что хотят, чтобы все житии под одной крышей.

«Составь круговые примеры.»

-составление примеров, у которых первый компонент  равен ответу предыдущего примера.

Учитель пишет на доске примеры, у которых задан  первый компонент. Учащиеся составляют примеры с ответом, равным первому  компоненту следующего примера.

7-5=2      2+6=8     8+2=10                            10-8=2     2+5=7

Учащиеся составляют цепочку примеров по данному образцу.

Числа – перебежчики.

-закрепление знаний  о переместительном свойстве  сложения.

Вызываются 6 учеников, им раздают карточки с цифрами  и знаками. По

Например:    2+8=10     7+1=8     5+4=9

Ведущий предлагает числам перебежать так, чтобы получились другие примеры с таким же ответом.

8+2=10       1+7=8        4+5=9

«Звездное небо»

На плакате изображено « звездное небо». Учитель предлагает посчитать звезды на небе, закрывает  их тучкой, затем тучку отодвигает и спрашивает: «А сколько теперь звезд?» Дети считают. Учитель останавливает  счет и просит детей заглянуть  за тучку, чтобы они убедились, что  там именно столько звезд, сколько  было сказано.

«Полет в космос.»

Винтик и Шпунтик изобрели новую ракету и пригласили вас совершить увлекательное путешествие. Да вот беда. Ракета не может вместить всех желающих. Давайте разделим класс на две команды и выберем от каждой по 5 представителей и по одному капитану. Дается сигнал, и капитаны начинают соревнование. Решив пример, капитаны передают мел следующему игроку команды

Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок решит примеры. Она и отправляется в космический полет.

«Веселый счет.»

Детям показывает учитель  карточки с примерами, а они числом движений дают ответ: « Столько раз  ногою топнем (8-4), столько раз  руками хлопнем (5+4), мы присядем столько  раз (7-4), мы наклонимся сейчас (6-4), мы подпрыгнем ровно столько (10-4). Ай да счет! Игра и только».

«Составь меню для Робина-Бобина-Барабека.»

Дети отлично  знают персонажа произведения С. Маршака Робина-Бобина, который скушал 40 человек, и корову, и быка, и кривого мясника». Наш Робин-Бобин добрый. 

Изменился человек,

Робин-Бобин-Барабек.

Ведь представьте-ка вы сами:

Информация о работе Игры на уроках математики в 1 классе