Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 16:12, контрольная работа
Прочные знания, умения и навыки учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности. С этой целью учителя начальных классов используют в своей практике различный занимательный материал: дидактические и сюжетно-ролевые игры, задачи в стихах, задачи-шутки, ребусы, загадки и занимательные задачи.
Дидактическая игра на уроках математики не только увлекает, заставляет думать, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребенка, приучает считаться с интересами товарищей.
Ест он фрукты с овощами.
10 килограммов он
Вносит за день в рацион.
Что ж при этом он съедает?
Кто из вас скорей узнает?
На плакате - фрукты, овощи. Под каждым рисунком пример на табличное сложение или вычитание в пределах 10.Задача детей: решить примеры и подобрать их пары так, чтобы в ответе было 10. Примеры:
6-4= 2+6=
2+7= 10-5=
8-3= 8-7=
2+4= 9-6=
9-3= 10-6=
Дети не записывают выражения. Они рисуют схематично фрукт или овощ, что им нравится, и в центре пишут ответ.
«Помогите числам занять свои места по порядку.»
-закрепление знаний о порядке чисел.
1-в. Учитель расставляет на планке карточки с числами: 0, 1,…, 9, и обращается к детям: «Числа заблудились, помогите им занять свои места». Дети расставляют числа первого десятка по порядку: 0, 1, 2,…10. Учитель спрашивает, сколько понадобилось цифр для обозначения числа 10?
2-в. Учитель раздает детям карточки с числами первого десятка. По сигналу «Числа, стройтесь по порядку, начиная с меньшего числа: 1, 2..10,
«Составим поезд»
-обучение детей
приемам прибавления и
Учитель вызывает к доске 5 девочек. Они образуют поезд из 5 вагонов ( цепляются друг за друга – кладут правую руку на плечо впереди стоящего). Затем цепляют еще один вагон ( мальчик ) и еще 1 ( девочка ). Учитель записывает пример вида 5+2=7 5+1+1
Дети проговаривают прием прибавления 2.
Затем отцепляются 2 вагона по одному в 2 приема. Ученики записывают и проговаривают прием вычитания 2
5-2=3
5-1-1
Аналогично показываются приемы прибавления и вычитания 3 и 4.
6+3=9 6+3=9
6+1+1+1 6+2+1
«Маятник.»
-учить детей
приему прибавления и
Учитель спрашивает детей, кто видел часы с маятником. Просит показать, как покачивается маятник. Что отсчитывает маятник? ( Время ).
Предлагает детям покачиваться, как маятник, и прибавлять или отнимать по 1.Учитель пишет на доске примеры вида 5+2= , 7-3= ,6+4= , 9-3= , и т.д. Учащиеся покачиваясь, как маятники, считают, решают пример. Ученики, наклоняясь влево, проговаривают: «5 да 1=6, прибавили1», наклоняясь вправо, продолжают: « 6 да 1=7, прибавили2». Учитель спрашивает: «Сколько всего прибавили?» (2) и т.д. Учитель задает ритм наклонов взмахом руки.
«Белка и грибы.»
-усвоение состава чисел.
Учитель рассказывает детям о том, что белочка на зиму делает запасы грибов. В одном дупле белочка никогда не хранит свои запасы, а раскладывает их в 2-3 дупла. «Белочка (учитель показывает изображение белочки) каждый день сушила по 7 белых грибов (число можно менять) и раскладывала их в 2 дупла. Поскольку грибов может положить белочка в каждое дупло?
Вопросы. Кто хочет быть белочкой и разложить грибы в дупла? Как белочка могла бы разложить грибы в первый день? Во второй день? В третий день?
«Математическая рыбалка»
-закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10.
На магнитной доске размещаются рыбки, на обратной стороне которых записаны примеры на сложение и вычитание. Учитель поочередно вызывает детей к доске, они «ловят» (снимают) рыбку, читают пример. Все ученики, решившие пример, обозначают ответ цифрой и показывают ее учителю. Кто решит пример раньше всех, тот получит рыбку. Кто больше всех «наловит» рыбок (решит примеры правильно), тот лучший рыболов.
Аналогично проводится игра «Аквариум».
«Лесная школа.»
-закрепление таблицы сложения.
Вот так чудо из чудес,
Мы попали с вами в лес.
У зверят идет урок.
Волк учитель очень строг.
Кто какой пример решал?
Кто, ребята, отгадал?
Обратная связь. Дети должны по ответу вспомнить пример табличного сложения и вычитания числа 4. Например, ответ:2, пример 6-4;
«Дополнение.»
-развивать вычислительные навыки.
Вызываются к доске 2 ученика. Один задает 3 вопроса, другой отвечает, затем меняются ролями. Например, первый говорит: « Я буду называть числа, а ты отвечай, сколько не хватает до 80» (Ученик называет числа 20, 60, 30). Выигрывает тот, кто не сделает ни одной ошибки.
«Магазин.»
-развивать вычислительные умения.
1-в. В роли продавца учитель или ученик. На столе учителя товары: карандаши, ручки, тетради, открытки. У детей карточки с числами. Учитель сообщает цены товаров, а учащиеся готовят карточки с числами. Например, ручка стоит 80 тенге. Какими монетами можно за нее заплатить?
2-в. На красочном плакате или доске размещаются рисунки игрушек, под ними записаны примеры. Чтобы «купить» игрушку, надо решить пример.
«Парашютисты.»
-отрабатывать навыки счета.
На доске рисунки парашютов с записанными на них примерами. 80-20;
40+30; т.д. Под рисунками
квадраты с заполненными
«Молчанка.»
Учитель показывает на числовые данные и знаки действий, учащиеся молча составляют на сложение или вычитание и показывают ответ на карточках. примеры .
Приложение 1
Утренник «Первый десяток».
Учитель. Дорогие, ребята! Мы изучили с вами десять самых важных чисел 1-10 и соответственно цифры, которыми записываются эти числа. И сегодня встретимся с ними еще раз, послушаем об этих цифрах и числах загадки, стихи и пословицы.
Вот один, иль единица,
Очень тонкая, как спица.
Ученик.
Рисовал я единицу,
Получилось – ну и ну!
Настоящая ракета
Для полета на Луну.
Как стрела, помчусь я в небо.
Где ни разу до меня
Ни один мальчишка не был.
Самым первым буду я!
Учитель. Один – очень важное число. Каждый человек в мире один. Одна мама у ребенка. Одно солнце на небе. Но это число часто «грустит». Грустно человеку жить одному. Веселее, когда вокруг друзья.
Ученик.
Поиграть решили дети.
Встали в круг все, кроме Пети.
Он один не захотел
И, надувшись, в угол сел.
Но прошла одна минутка-
Разревелся не на шутку.
Догадались, почему?
Стало скучно одному.
Учитель. А еще число один часто встречается в пословицах и поговорках. Попробуйте их продолжить:
Один за всех….(и все за одного).
Лучше один раз увидеть….(чем сто раз услышать).
Один старый друг….(лучше новых двух).
А вот это – цифра два,
Полюбуйтесь, какова.
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
Учитель. Два – это тоже важное число. Ведь у каждого человека есть два… Чего? Продолжите!
Ученики. Два глаза, два уха, две руки, две ноги.
Учитель. Вместе с этим числом к нам пришли загадки. Отгадайте их!
Ученики.
Две подруги, две сестры
Рубят, строят, роют,
Рвут на грядке сорняки
И друг дружку моют.
……..
Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью под кроватью.
………
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами.
На глазах по колесу
И седелка на носу.
…….
Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня,
Езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня?
А за двойкой – посмотри-
Выступает цифра три.
Тройка – третий из значков,
Состоит из двух крючков.
Ученики.
Три цвета есть у светофора.
Они понятны для шофера:
Красный свет – проезда нет,
Желтый – будь готов к пути,
А зеленый свет – кати.
……
Три зубца у старой вилки.
Три в тетрадке у Данилки:
Он урок не доучил-
Вот и тройку получил
…..
Змей трехголовый покупал в палатке
Три банки сока и три шоколадки,
Для трехголовой бабки – три платочка.
Три ожерелья – трехголовой дочке.
Учитель. А еще число три дружит со сказками. Вспомните, в названиях каких сказок оно встречается?
Ученики. «Три поросенка», «Три медведя».
За тремя идет четыре,
Острый локоть оттопыря.
Учитель. Послушайте стихи и загадки и скажите, каких предметов всегда четыре?
Ученики.
Четыре в комнате угла.
Четыре ножки у стола,
И по четыре ножки
У мышки и у кошки.
….
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел.
Он вспорхнул и улетел.
….
Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, четвертый плачет.
Учитель. Кто назовет четыре времени года? Четыре времени суток? Четыре стороны света?
На что похожа цифра пять?
На серп, конечно, как не знать.
Ученики.
Один, два, три, четыре, пять…
Будем пальчики считать.
…
Если пять стоит в тетрадке,
Это значит все в порядке.
…
Пять линеек нотной строчки
Мы назвали нотный стан.
И на нем все ноты – точки
Разместились по местам.
…
Перед тобой пятерка братьев,
Дома все они без платьев,
А на улице зато
Нужно каждому пальто.
Учитель. Кто может назвать имена этих братьев?
(Дети называют пальцы, начиная с большого, а затем рассказывают считалки, которые начинаются словами – один, два, три, четыре, пять.)
Цифра шесть – дверной замочек-
Сверху крюк, внизу кружочек.
Ученики.
Шесть подружек в парке были.
Шесть деревьев посадили,
Шесть березок на аллее,
Пусть растут они скорее!
…
Вот и гости собрались!
На столе стоит сервиз:
Чашек шесть, тарелок шесть,
Чай попить и торт поесть.
…
Шесть котят есть хотят.
Дай им каши с молоком,
Пусть лакают языком,
Не едят из ложки.
Учитель. Назовите по порядку героев сказки «Репка». Сколько их? Правильно, их шесть.
Вот семерка – кочерга.
У нее одна нога.
Ученик.
Семь ночей и дней в неделе.
Семь вещей у нас в портфеле:
Промокашка и тетрадь,
Ручка, чтобы ей писать.
И резинка, чтобы пятна
Подчищала аккуратно,
И пенал, и карандаш,
И букварь – приятель наш.
Учитель. Число семь часто встречается в пословицах и поговорках. Кто-нибудь может вспомнить некоторые из них?
Ученики.
Семь бед – один ответ.
Семеро одного не ждут.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Один с сошкой, семеро с ложкой.
Учитель. Назовите семь дней недели. Семь цветов радуги. Сказки, в которых встречается это число.
Ученики. «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
У восьмерки два кольца,
Без начала и конца.
Ученики.
Цифра восемь так вкусна-
Из двух бубликов она.
…
Цифру восемь, цифру восемь
На носу всегда мы носим.
Цифра восемь плюс крючки-
Получаются очки.
…
К этой цифре ты привык.
Эта цифра – снеговик.
Лишь зима сменяет осень,
Дети лепят цифру восемь.
Только в цифре ты, дружок,
Третий не лепи кружок.
Цифра девять иль девятка-
Цирковая акробатка:
Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка станет.
Ученики.
К девяти без десяти
Надо в школу нам идти.
В девять слышится звонок-
Начинается урок.
…
Девять мальчиков в подъезде,
Во дворе играют вместе.
А с балконов на ребят
Десять бабушек глядят.
…
В девяти этажном доме
На девятом этаже
Проживает мальчик Рома,
Девять лет ему уже.
К девяти часам утра
Роме в школе быть пора.
Цифра вроде буквы О-
Это ноль, иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
Если слева, рядом с ним,
Единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это – десять!
(Двое учеников инсценируют стихотворение С. Маршака. От автора говорит учитель.)
Сказал веселый круглый ноль
Соседке – единице:
С тобою рядышком, позволь
Стоять мне на странице!
Она окинула его
Сердитым, гордым взглядом:
- Ты, ноль, не стоишь ничего,
Не стой со мною рядом!
Ответил ноль: - Я признаю,
Что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.
Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в десять раз,
Когда я встану справа.
Учитель. С тер пор единица подружилась с нулем. Мы вспомнили все цифры. А умеете ли вы строить их по порядку? Хорошо. Сейчас проверим .
(Проводится игра «Цифры, стройтесь по порядку!» Две команды получают карточки с цифрами. По сигналу дети должны построиться по порядку. Выигрывает команда, которая построится быстрее и не допустит ошибок.)
Праздник заканчивается, учитель благодарит детей за активность, за знание и выразительное чтение пословиц, стихов и считалок.
Приложение 2
Развивающие задания по математике.
1. Масса петуха, стоящего на двух ногах, 4 кг. Какова будет масса петуха, если он встанет на одну ногу?
2. Два мальчика играли в шашки 2 ч. Сколько часов играл каждый мальчик.