Индивидуальный подход в процессе занятий по развитию речи в средней группе детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 17:55, аттестационная работа

Описание работы

Усиление гуманистических и демократических тенденций в жизни современного общества требует переноса акцентов в процессе воспитания с массовых педагогических явлений на личность ребёнка, детального изучения возможностей и обстоятельств его индивидуального развития, условий самореализации человека на различных этапах его жизнедеятельности. В связи с этим в настоящее время в процессе воспитания личности педагоги во всех во всех учебно-воспитательных учреждениях встречают достаточно серьёзные трудности на пути перехода от образовательного стандарта до практического осуществления формирования творческой, всесторонне развитой личности обучаемого, способного на вхождение в современную культуру общества, будущего гражданина на уровне мировой культуры.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…. 2
Глава 1. Научно-теоретические основы организации индивидуального подхода к детям среднего дошкольного возраста………………………………………6
1.1. Анализ работ психологов по вопросу физиологических особенностей детей 4 – 5 лет………………………………………………………………………….6
1.2. Анализ работ педагогов по вопросу индивидуального подхода к дошкольникам……………………………………………………………………………17
1.3. Основы индивидуального подхода на занятиях по развитию речи в средней группе детского сада……………………………………………………………26
Глава 2. Экспериментальная апробация методики индивидуального подхода для детей среднего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи……...31
2.1. Особенности усвоения речи детьми 4 – 5 лет в процессе занятия………31
2.2. Апробация методики индивидуального подхода на занятиях по развитию речи, способствующего усвоению родного языка и росту речевой активности…………………………………………………………………………………40
2.3. Сравнительный анализ результатов экспериментальной работы………..46
Заключение……………………………………………………………………….50
Список использованной литературы……………………………………………52
Приложение А……………………………………………………………………56
Приложение Б…………………………………………………………………... 61

Файлы: 1 файл

индивидуальный подход к развитию речи детей.docx

— 107.41 Кб (Скачать файл)

 

Заключение

На основе теоретических и экспериментальных результатов исследования нами сделаны следующие выводы.

Дошкольный возраст является наиболее активным  периодом для целенаправленного и систематического обучения детей родному языку, что обусловлено рядом психологических и лингвистических особенностей данного возраста.

Одной из главных задач педагога является формирование количественного и качественного словарей. Работа должна быть направлена на активизацию слов в речевой деятельности дошкольников и способствовать быстрому переходу лексики из пассивного словаря в активный. Не связанные с практической и игровой деятельностью, не направленные на индивидуальные психо-физиологические особенности детей компоненты в обучении снижают уровень восприятия информации. Таким образом, при рациональном, систематическом введении элементов драматизации, учитывающих индивидуальные психо-физиологические особенности каждого ребёнка, процесс усвоения детьми учебного материала будет проходить более эффективно.

Результаты анализа методических пособий показал недостаточное использование элементов драматизации, учитывающих индивидуальные психо-физиологические особенности каждого ребёнка в процессе обучения. Они используются эпизодически при закреплении, повторении некоторых художественных произведений.

В ходе теоретического исследования были определены критерии речевой активности детей. К ним относится активность ребёнка на занятии по развитию речи и качество ответов на вопросы воспитателя. А это подразумевает количественный и качественный состав словаря ребёнка; умение внимательно слушать и понимать заданные вопросы; умение вступать в разговор и поддерживать его; умение полно и содержательно отвечать на вопросы; умение замечать и корректировать ошибки в речи других ребят; грамматически правильно оформлять свою речь.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что лексический материал, закреплённый в практической деятельности, учитывающей индивидуальные психо-физиологические особенности ребёнка, быстрее переходит из области пассивного словаря в область активного его использования, чем та лексика, которая закрепляется в процессе проведения бесед статического, неиндивидуального характера.

Педагогический эксперимент показал, что систематическое использование практического взаимодействия детей друг с другом и воспитателем, т.е. драматизация, учитывающая индивидуальные психо-физиологические особенности каждого малыша благотворно влияет на уровень эффективности усвоения родного языка и повышения речевой активности.. Таким образом, индивидуальный подход на занятиях по развитию речи, выраженный в элементах драматизации, является эффективным средством активизации речевой деятельности у детей среднего дошкольного возраста.

Положительное влияние данной методики на уровень усвоения родной речи подтверждают результаты контрольного эксперимента. Так сравнительный анализ изменений, произошедших за период формирующего эксперимента в обеих группах свидетельствует о том, что в экспериментальной группе количество детей с высоким уровнем усвоения родного языка выше, чем в контрольной на 20%, со средним и низким уровнями ниже на 10%.

 

Список использованной литературы.

 

 

1. Аркин Е.А. Ребёнок в дошкольные годы. – М.: Просвещение, 1968.

2. Богуш А.М. Мовленнєвий компонент дошкільної освіти. – Одеса: Ярослав, 2004.

3. Богуш А.М. Обучение русскому языку в детском саду. – К.: Радянська школа, 1983.

4. Бойченко Н.А., Григоренко Г.И., Коваленко Е.И., Щербакова Е.И. Сюжетно-ролевые игры дошкольников. – К.: Радянська школа, 1982.

5. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1977.

6. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981.

7. Буре Р.С.  Готовим детей к школе. – М.: Просвещение, 1987.

8. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. – М.: Просвещение, 1977.

9. Валлон А. Психическое развитие ребёнка. – М.: Просвещение, 1967.

10.  Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. Гамезо М.В. – М.: Просвещение, 1984.

11.  Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. Петровского А.В. – М.: Просвещение, 1979.

12.  Воспитание детей в игре. / Под ред. Менджерицкой Д.В. – М.: Педагогика, 1979

13.  Воспитание детей в средней группе детского сада. / Сост. Лямина Г.М. – М.: Просвещение, 1982.

14.  Воспитание и обучение в детском саду. / Под ред. Запорожца А.В., Марковой Т.А. – М.: Педагогика, 1976.

15.  Воспитание к свободе. Педагогика Рудольфа Штейнера. – М.: Московский центр вальдорфской педагогики, 1993.

16.  Генезис сенсорных способностей. / Под ред. Венгера А.А. – М.: Педагогика, 1976.

17. Гёте И. Из «Поэзии и правды». – Избранные философские произведения. – М.: Наука, 1964.

18.  “Дитина” – програма виховання і навчання дітей дошкільного віку. – К.: Освіта, 1993.

19.  Добролюбов Н.А. Собрание сочинений т.2. – М. – Л.., 1962.

20.  Жуковская Р.И. Игра и её педагогическое значение. М.: Просвещение, 1975.

21.  Запорожец А.В. Психология. – М.: Просвещение, 1965.

22.  Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология личности и деятельности дошкольника. – М.: Просвещение, 1965.

23. История зарубежной дошкольной педагогики. \ Сост. Мечлидзе Н.Б. – М.: Просвещение, 1968.

24.  Ковалёв А.Г., Мясищев В.Н. Психологические особенности человека. Т.2. Способности. – Л.: ЛГУ, 1960.

25.  Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребёнка. – М.: Просвещение, 1981.

26.  Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в педагогическом наследии Крупской Н.К. – Дошкольное воспитание. 1972, №2.

27.  Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход к детям старшего дошкольного возраста. – Минск, 1962.

28.  Кондратенко Т.Д., Котырло В.К., Ладывир С.А. Обучение старших дошкольников. – К.: Радянська школа, 1986.

29.  Константинов И.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. – М.: Просвещение, 1974.

30.  Концепция дошкольного воспитания в Украине. – К.: Освіта, 1993.

31.  Корчак Я. Как любить детей. Пер. с польского. – М.: Просвещение, 1973.

32.  Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в дет. саду. – М.: Просвещение, 1978.

33.  Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. – М.: Просвещение, 1978.

34. « Крымский  веночек» - крымская региональная программа воспитания детей дошкольного возраста. – Симферополь: 2004.

35.  Лаврентьева Г.П. Культура общения дошкольников. – К.: Радянська школа, 1988.

36.  Лейтес Н.С. Об умственной одарённости. – М.: АПН РСФСР, 1960.

37.  Любинская А.А. Воспитателю о развитии ребёнка. – М.: Педагогика, 1972.

38.  Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. – М.: Просвещение, 1977.

39.  Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. – М.: Просвещение, 1988.

40. «Малятко» - программа виховання і навчання дітей дошкільного віку. – К.: Освіта, 1993.

41.  Мухина В.С. Психология дошкольника. – М.: Просвещение. 1975.

42.  Николаев Л.И. Воспитывать человека. М.: Просвещение , 1979.

43.  Новотворцева Н.В. Развитие речи детей Популярное для родителей и педагогов. – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.

44.  Нравственное воспитание дошкольников. / Под ред. Нечаевой В.Г. – М.: Просвещение, 1979.

45.  Общая психология. / Под ред. Петровского А.В. – М.: Просвещение, 1976.

46.  Освітні технології . / За загальної редакцією  Піхоти О.М. – Київ, 2001.

47.  Основы педагогического мастерства. / Под ред. Зазюна Н.А. – М.: Просвещение, 1989.

48.  Педагогіка. Учебное пособие. / Под ред. Пидкосистого П.И. – М.; 1998.

49.  Петровський А.В. Популярне беседы о психологи. М.: Просвещение, 1976.

50.  Пустовалов П.С., Сенкевич Н.П. Пособие по развитию речи. – М.: Просвещение, 1976.

51.   Развитие общения у дошкольников. / Под ред. Запорожцева А.В., Лисиной М.И. – М.: Просвещение, 1971.

52.  Развитие речи у детей дошкольного возраста. / Под ред. Сохина Ф.А. – М.: Просвещение, 1984.

53.  Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.; 1998.

54.  Сисоева С., Соколова І. Нариси з історії розвитку педагогічної думки. – К.: ЦУЛ, 2003.

55.  Склонности и способности. / Под ред. Мясищева В.Н. – Л.: ЛГУ, 1962.

56.  Славина Л.С. Знать ребёнка, чтобы воспитывать. – М.: Просвещение, 1976.

57.   Сластенин В.А. и др. Педагогика – М.; 1997.

58.  Спок Б. Ребёнок и уход за ним. – М.: Новости, 1991.

59.  Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Наукова думка, 1974.

60.  Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М.: АПН. РСФСР, 1961.

61.  Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 1967.

62.  Усова А.П. Обучение в дет.саду. – М.: Просвещение, 1970.

63.  Харламов И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве, новаторстве. – М.: Педагогика, 1992.

64.  Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.: Просвещение, 1988.

65.  Эльконин Д.Б. Детская психология (Развитие ребёнка от рожд. до 7 лет.). – М.: Учпедиз, 1960.

66. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. – Воронеж: НПО «МОДЭК»; М: Институт практической психологии, 1995.

 

 

 

 

 

Приложение А.

1. Перед чтением венгерской народной сказки «Два медвежонка» (за день до занятия) в книжном уголке воспитатель выставляет книгу с иллюстрациями. Дети рассматривают картинки. А педагог проводит следующее упражнение.

Воспитатель: Ребята, посмотрите сюда, на эту картинку: «Понурые брели рядышком медвежата». Какими другими словами можно заменить слово понурые?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, правильно, унылые, грустные. А посмотрите сюда (показывает на иллюстрацию, где лиса делит сыр): «Она откусила добрый кусок от большей половины». Как вы думаете, «добрый кусок» - это много или мало? Как можно по иному сказать?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы. На картинке нарисован большой кусок сыра, значит «добрый кусок» - это много. Дети, посмотрите, лиса что-то говорит медвежатам: «Ну, полно, полно!» - сказала лиса». – Каким другим словом можно заменить слово «полно»?

Ответы детей.

Воспитатель: Лиса сказала медвежатам «Ну хватит, перестаньте, прекратите». А представьте себе луг, про который написано, что он «как шёлковый». Расскажите, каким вы его видите.

Ответы детей неуверенные.

Воспитатель: Шёлк – это очень мягкая, нежная ткань; прикосновение к ней очень приятно.

Ответы детей более уверенные.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы познакомились с новыми словами, которые «живут» в сказке. И эту сказку я вам расскажу.

2. Чтение сказки «Два жадных медвежонка».

Цель: учить детей внимательно слушать сказку, выявляя главное, продолжать учить связной речи, учить отвечать на вопросы полно, содержательно и грамотно.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, мы с вами познакомились с новыми словами, которые «живут» в сказке. Сейчас я вам расскажу эту сказку. А вы слушайте очень внимательно, я буду задавать вопросы. Это - венгерская народная сказка. Называется она «Два жадных медвежонка».

Рассказывает (читает) сказку, показывая иллюстрации. После этого задаёт вопросы.

Воспитатель: Ребята, вам понравилась сказка?

Ответы детей.

Воспитатель: А как вы думаете, медвежата хорошо себя вели?

Ответы детей.

Воспитатель: А лиса хорошо поступила, что съела у медвежат почти весь сыр?

Ответы детей.

Воспитатель: А кто мне скажет, почему лиса съела у медвежат сыр?

Ответы детей.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, медвежата остались довольны тем, что каждый получил одинаковый кусочек сыра?

Ответы детей.

Воспитатель: А почему медвежата согласились принять помощь лисы?

Ответы детей.

Воспитатель: Хорошо быть жадным? А вы жадные?

Сегодня все были молодцы. Итак, мы с вами познакомились с новой сказкой. Называется она «Два жадных медвежонка». Узнали, что бывает с теми, кто жадничает. А теперь книга пойдёт отдыхать, потому что она очень устала рассказывать нам сказку.

Занятие окончено.

3. Беседа по сказке «Два жадных медвежонка»

Цель: учить детей понимать суть произведения, находить причины поступков героев, продолжать учить внимательно слушать вопросы и давать полные, содержательные, грамматически правильные ответы.

Ход беседы.

Воспитатель: Ребята, недавно мы с вами изучали новую сказку. Кто мне скажет, как она называется?

Ответы детей.

Воспитатель: А вы сможете мне объяснить, почему она так называется?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, потому что медвежат одолела жадность и они не смогли поделить сыр. Так, что же, они остались голодными, если не смогли поделить головку сыра?

Информация о работе Индивидуальный подход в процессе занятий по развитию речи в средней группе детского сада