Индивидуальный подход в процессе занятий по развитию речи в средней группе детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 17:55, аттестационная работа

Описание работы

Усиление гуманистических и демократических тенденций в жизни современного общества требует переноса акцентов в процессе воспитания с массовых педагогических явлений на личность ребёнка, детального изучения возможностей и обстоятельств его индивидуального развития, условий самореализации человека на различных этапах его жизнедеятельности. В связи с этим в настоящее время в процессе воспитания личности педагоги во всех во всех учебно-воспитательных учреждениях встречают достаточно серьёзные трудности на пути перехода от образовательного стандарта до практического осуществления формирования творческой, всесторонне развитой личности обучаемого, способного на вхождение в современную культуру общества, будущего гражданина на уровне мировой культуры.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…. 2
Глава 1. Научно-теоретические основы организации индивидуального подхода к детям среднего дошкольного возраста………………………………………6
1.1. Анализ работ психологов по вопросу физиологических особенностей детей 4 – 5 лет………………………………………………………………………….6
1.2. Анализ работ педагогов по вопросу индивидуального подхода к дошкольникам……………………………………………………………………………17
1.3. Основы индивидуального подхода на занятиях по развитию речи в средней группе детского сада……………………………………………………………26
Глава 2. Экспериментальная апробация методики индивидуального подхода для детей среднего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи……...31
2.1. Особенности усвоения речи детьми 4 – 5 лет в процессе занятия………31
2.2. Апробация методики индивидуального подхода на занятиях по развитию речи, способствующего усвоению родного языка и росту речевой активности…………………………………………………………………………………40
2.3. Сравнительный анализ результатов экспериментальной работы………..46
Заключение……………………………………………………………………….50
Список использованной литературы……………………………………………52
Приложение А……………………………………………………………………56
Приложение Б…………………………………………………………………... 61

Файлы: 1 файл

индивидуальный подход к развитию речи детей.docx

— 107.41 Кб (Скачать файл)

14. Классификация предметов. К классифи­кациям предметов и явлений по признакам, особенностям, видам можно подводить детей очень рано. Вначале эти игры ве­дутся с иллюстративным материалом, главным образом с картинками. Разнообразные виды лото преследуют цели классификации предметов. С детьми 6—-7 лет, получившими соответствующую подготовку, занятия по класси­фикации возможны и без иллюстрации.

Очень много дают и соответствующие занятия-беседы. Приводим такую беседу, Проведенную с детьми 6—7 лет.

Руководительница. Дети, мы поговорим о на­секомых. Каждый припомнит какое-нибудь насекомое и про него что-нибудь скажет. Я начну. Я скажу про муху. Летом очень много мух. — Летом и бабочки есть, в саду летают. — А в лесу—муравьи. Муравьи тоже насекомые. (Пауза.)

Руководительница. Я пройдусь по лугам, моты­лечки есть там.

— И жучки, и букашки, и божьи коровки. — И кузнечики, и стрекозы. Это все насекомые. (Пауза.)                               " Руководительница. А комар? Вот несносное насекомое.

— Они кусают больно, а когда укусят, это место че­шется.

Руководительница. Комары не? кусают, а жалят.

— И осы жалят; меня ужалила оса. И пчелы жалят. (Пауза.)

Беседы, наподобие нами приведенной, могут быть проведены на многие темы: “Домашние или дикие жи­вотные”, “Садовые или полевые цветы”, “Фрукты и овощи” и т. п.

Вернейшим путем к тому, чтобы те или другие слова или выражения были восприняты ребенком, является частое и надлежащее употребление их воспитателем в своей собственной речи и еще больше—живые образцы литературной, художественной речи, в которой они встречаются.

Воспитатель должен, замечать новые слова и выра­жения, появляющиеся в речи детей впервые, стараться возвращаться к ним, употреблять их самому и приво­дить детей к- их употреблению, словом, содействовать тому, чтобы слово мало-помалу переходило из пассивного запаса в активный.

При беседах с детьми, в рассказах детей следует от­мечать каждое удачное, меткое слово, предлагать заме­нять слова мало удачные более подходящими, придумы­вать новые эпитеты, избегать повторений и т. п.

Хорошо после проведенной экскурсии или прочитан­ного рассказа при случае спросить детей, с какими новыми словами они познакомились, поговорить со стар­шими детьми о том, зачем нужно обогащать свою речь новыми словами, поощрять их спрашивать о значении непонятных слов.

Специального внимания к себе требует распростра­ненное, но, несомненно, отрицательное явление, наблю­даемое в речи, — обилие в ней иностранных слов и вы­ражений. Русский язык достаточно богат, чтобы обхо­диться собственными средствами. Детей надо с ранних лет приучать к употреблению русских слов и выраже­ний, обращаясь к иностранным лишь в случаях безу­словной необходимости.

 

 

 

Активизация словаря

 

Закрепление и активизация словаря организуются в процес­се специальных занятий, дидактических игр и повседневного общения.

Занятиями, где осуществляется специальная работа по закреплению словаря, являются занятия по описанию предметов и обучению отгадывать и загадывать загадки.

Занятия по описанию предметов широко используют в прак­тике работы с детьми пятого, шестого и седьмого года жизни. Часто их проводят в форме известной игры “Чудесный мешо­чек”. Чтобы направить внимание детей на выделение большего числа признаков, используется игровая форма задания: “Кто увидит и назовет больше?”

Особое место занимают занятия по обучению отгадыванию загадок. Особая ценность этих занятий для решения задач сло­варной работы заключается не только в том, что на них осуще­ствляется закрепление знаний об особенностях предметов и со­ответствующего словаря, но и в том, что они помогают ребенку проникнуть в образный строй русской речи. Каждая загадка представляет собой картинное, образное описание предмета, его характерных особенностей. При этом часто такое описание дается через другой предмет. Поэтому, чтобы отгадать загадку, ребенок должен знать особенности предметов, уметь сравнивать предметы, видеть в них общее. Вот почему занятия с загадками вводятся после ознакомления детей с особенностями предметов.

Чтобы максимально использовать возможности таких заня­тий для развития речи дошкольников, при их проведении необ­ходимо учитывать ряд методических положений.

Первое из них касается отбора загадок. Важно, чтобы загад­ки были доступны по содержанию, т. е. загадывались о знако­мых предметах, характерные особенности которых хорошо из­вестны. Наиболее доступными по форме являются загадки двух видов: построенные как прямое описание характерных особен­ностей предмета без его называния (например, “Зимой и летом одним цветом”) и так называемые метафорические, когда опи­сание характерных особенностей одного предмета дается через другой предмет (например, загадка о еже: “Под соснами, под елками бежит подушка с иголками”).

Далее, занятия должны преследовать цель научить ребенка видеть за образным описанием реальный предмет и его особен­ности, а не запоминать отгадки к загадкам. Это ведет за собой необходимость, во-первых, внесения на такие занятия нагляд­ного материала, во-вторых, обучения соотнесению словесного образа с конкретными характерными особенностями предмета, в-третьих, мотивировки ответа, отгадки, включающей доказа­тельства расшифровки образа.

Занятия, посвященные отгадыванию загадок, как правило, состоят из двух частей. В первой части организуется рассмат­ривание предметов с вычленением лишь тех их признаков, ко­торые отражены в загадке. При этом используются элементы загадки для описания, обозначения характерных особенностей. Вторая часть занятия посвящается отгадыванию загадок. Здесь после отгадывания воспитатель спрашивает, как ребенок догадался.

Рассмотрим, как воплощаются эти требования, на примере одного из та­ких занятий.

В “чудесный мешочек” воспитатель помещает четыре-пять хорошо знако­мых предметов, поочередно предлагает детям достать предмет из мешочка, назвать его и поставить на стол. Предмет рассматривается со всей группой детей.

Воспитатель. Что ты достал? Сережа. Карандаш.

Воспитатель. Да, это карандаш. А какого он цвета? Дети. Красного.

Воспитатель. А как вы узнали, что карандаш красный? Марина. Потому что он обкрашен красным. Витя. Потому что у него сверху красное. Петя. Он сверху красный и в середине будет красный. Воспитатель. Вы верно догадались, У нашего карандаша красная рубашка. А если бы карандаш был синий, какая бы у него была рубашка? Дети. Синяя.

Воспитатель. Какой стороной карандаша можно рисовать? О л я. Которая заточена. Воспитатель. На что она похожа? Дети. Как нос у птицы. Как клюв!

Воспитатель. Верно. А теперь посмотрите, что я сделаю (проводит карандашом по прикрепленному к доске листу бумаги). Что осталось на листе? Дети. Черта! Черта красного цвета. Воспитатель. Да, остался след. Затем ребенок достает расческу. Воспитатель. Что это ты, Кирюша, достал? К и рюш а. Достал расческу.

Воспитатель. Что это у расчески? (Показывает сначала на ручку, за­тем на зубья.)

Дети. Ручка! Зубья. Зубы. Зубчики. Воспитатель. А для чего нужны зубья расческе? Алеша. Волосы расчесывать.

Воспитатель предлагает показать, как расчесывают волосы. — Вот как зубья расчески по голове гуляют—волосы расчесывают,— замечает он.

Аналогично рассматриваются ножницы, кукольный стол, которые дети достают из мешочка. Все предметы выставляются на стол так, чтобы они хорошо были видны детям. Затем воспитатель загадывает загадки. Ивашка, красная рубашка, где носом поведет, там след кладет. Что это? Ира. Карандаш. (Дети подтверждают правильность ответа.) Воспитатель. А как вы догадались, что это карандаш? Вера. Потому что он в красной рубашке. Это он покрашен красной краской.

Саша. Потому что где носом начертит, остается след. Воспитатель. А теперь отгадайте другую загадку. Стоят четыре бра­та под крышею одной, дружные ребята и все равны длиной. Что это? Костя. Стол это! (Дети подтверждают ответ Кости.) Воспитатель. А как вы догадались, что это стол? Витя. Потому что у стола четыре ножки, и тут говорится, что четыре братца.

Алеша. Потому что все ножки одной длины, и про это тоже есть в загадке.

Ира. И еще сказано, что у них одна крыша. Это ножки крышу от стола держат.

Затем аналогично загадываются и разгадываются загадки про расческу (“Зубы не едят, не кусают, по волосам гуляют”) и про ножницы (“Два конца, два кольца, посередине гвоздик”).

Занятие заканчивается тем, что воспитатель спрашивает, какая из загадок понравилась детям больше всего, просит ее повторить, помогает ее вспомнить.

Поначалу проводят два-три подобных друг другу занятия, но на разном материале. Далее содержание занятий усложняет­ся. Так, после рассматривания предметы можно закрывать, а предмет-отгадку выставлять только при мотивировке ответа. Затем можно отказаться от предварительного рассматривания и загадывать загадки о наглядно представленных предметах. В случаях затруднений воспитатель организует рассматривание того предмета, загадка о котором оказалась не отгаданной. Ус­ложнением является и загадывание новых вариантов загадок об известных предметах при демонстрации их и без нее. Но во

всех случаях мотивировка отгадки обязательна. На этих же занятиях можно привлекать к загадыванию известных им зага­док и детей; повторять старые загадки, но уже без наглядности.

Занятия по обучению детей придумыванию загадок па пер­вых порах тесно связаны с занятиями по описанию предметов. Кому-нибудь из детей предлагается описать предмет, не назы­вая его, остальные узнают его по описанию. На первых порах для всех детей требуется наглядность, которая затем может быть снята. Наиболее удачными формами таких занятий явля­ются игровые, например в виде игры в магазин, когда “покупа­тель” описывает предмет, а “продавец” должен отгадать его, в виде игры “отгадай по описанию” и т. п. В этих играх предме­ты, которые описываются, наглядно представлены для всех. Более сложной будет игра “Почтальон принес посылку”, в ко­торой каждый ребенок получает свой предмет и описывает его, не называя и не показывая. Предмет предъявляется всем лишь после отгадки.

Последующее усложнение таких занятий с детьми шестого и седьмого года жизни достигается тем, что подбирают одина­ковые или близкие по внешнему виду предметы, различающиеся некоторыми особенностями, деталями, например грузовые ма­шины, различающиеся формой, цветом некоторых частей, кук­лы с некоторой разницей в одежде, мячи разной расцветки и величины и т. п.

Все это требует умения увидеть характерные детали, особен­ности данного предмета в сравнении с другими, точно обозна­чить их словом при описании.

Со временем становятся возможны задания описать предмет через сопоставление с другим, что способствует введению в речь детей образных выражений. Так, описывая куклу, которую ре­бенок хочет “купить в магазине игрушек”, он пользуется сред­ствами сравнения: “Глаза у моей куклы, как васильки, платье, как трава”. Описывая мяч, говорит: “Он круглый, как шарик, красного цвета с золотым пояском”.

Такое описание по сути приближается к загадке, воспиты­вает у ребенка вкус к яркой, образной речи, способствует фор­мированию умения пользоваться своим запасом слов.

Кроме специальных занятий, которые рассмотрены выше, закрепление и активизация словаря осуществляются и в процес­се целого ряда дидактических игр и игровых упражнений, ко­торые проводятся на занятиях и в повседневной жизни. Особен­но полезны для активизации словаря словесные дидактические игры, широко используемые для детей старшего дошкольного возраста, типа “Скажи наоборот”, “Краски”, “Садовник”, “Чер­ного, белого не берите, “да” и “нет” не говорите”, “Продолжай дальше”. Содержанием такого продолжения может быть назы­вание различных частей или качеств одного предмета или на­зывание предметов, входящих в родовое обобщение, и т. п. Самостоятельное использование разнообразного словаря, полученного на занятиях и в дидактических играх, осуществля­ется в бытовом общении дошкольников. Роль воспитателя здесь заключается в организации содержательного общения, во вни­мании к речи детей, к ее словарному составу, к тому, чтобы ребенок использовал все богатство накопленного словаря.

 

 

 

Работа над смысловой стороной слова.

 

Вместе с тем немаловажное значение имеет также работа над словом как единицей языка, и в первую очередь над его многозначностью. Этот подход обеспечивает собственно языковое, речевое развитие ребенка и способствует формированию качественной стороны детской лексики, развитию произ­вольности речи, умения сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства. В конечном итоге данная работа служит развитию связности речи и повы­шению уровня общей речевой культуры.

Таким образом, программа обогащения и активизации сло­варя должна включать в себя, помимо задач ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, углуб­ления знаний о предметах и явлениях, формирования понятий, следующие задачи:

1) раскрытие многозначности слова;

2) расширение запаса синонимов и антонимов;

3) формирование умения правильно употреблять слова. Раскрыть перед детьми семантику многозначного слова по­могают синонимические и антонимические сопоставления.

На этих же занятиях можно привлекать к загадыванию известных им зага­док и детей; повторять старые загадки, но уже без наглядности.

Занятия по обучению детей придумыванию загадок па пер­вых порах тесно связаны с занятиями по описанию предметов. Кому-нибудь из детей предлагается описать предмет, не назы­вая его, остальные узнают его по описанию. На первых порах для всех детей требуется наглядность, которая затем может быть снята. Наиболее удачными формами таких занятий явля­ются игровые, например в виде игры в магазин, когда “покупа­тель” описывает предмет, а “продавец” должен отгадать его, в виде игры “отгадай по описанию” и т. п. В этих играх предме­ты, которые описываются, наглядно представлены для всех. Более сложной будет игра “Почтальон принес посылку”, в ко­торой каждый ребенок получает свой предмет и описывает его, не называя и не показывая. Предмет предъявляется всем лишь после отгадки.

Последующее усложнение таких занятий с детьми шестого и седьмого года жизни достигается тем, что подбирают одина­ковые или близкие по внешнему виду предметы, различающиеся некоторыми особенностями, деталями, например грузовые ма­шины, различающиеся формой, цветом некоторых частей, кук­лы с некоторой разницей в одежде, мячи разной расцветки и величины и т. п.

Все это требует умения увидеть характерные детали, особен­ности данного предмета в сравнении с другими, точно обозна­чить их словом при описании.

Со временем становятся возможны задания описать предмет через сопоставление с другим, что способствует введению в речь детей образных выражений. Так, описывая куклу, которую ре­бенок хочет “купить в магазине игрушек”, он пользуется сред­ствами сравнения: “Глаза у моей куклы, как васильки, платье, как трава”. Описывая мяч, говорит: “Он круглый, как шарик, красного цвета с золотым пояском”.

Информация о работе Индивидуальный подход в процессе занятий по развитию речи в средней группе детского сада