Информационные технологии в образовательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении возможностей применения информационных технологий на уроках обществознания.
В связи с этим основными задачами курсовой работы являются:
1) рассмотрение целей и задач информационных технологий в образовательном процессе;
2) характеристика информационных технологий в образовании;
3) выявление специфики применения информационных технологий в преподавании обществознания

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 5
1.1. Информационные технологии: сущность, цели и задачи 5
1.2. Многообразие информационных технологий в образовании 13
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 21
2.1. Информационные технологии на уроках обществознания: специфика и проблемы 21
2.2. Анализ применения информационных технологий на уроках обществознания 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2013.docx

— 69.55 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него информационных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение потоков информации в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является использование информационных технологий в образовании. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением коррективов в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Большую роль в этом может и должно сыграть активное применение информационных технологий в учебном процессе, поскольку, как показывает практика – их использование способствует повышению качества знаний учащихся, уровня интеллектуального развития детей. Использование технологий данного вида позволяет оптимальнее расходовать силы и средства педагогов и учащихся для достижения устойчивых положительных результатов учебно-воспитательного процесса; организовать новые формы и методы обучения и воспитания. Информационные технологии в образовании приобретают все большее распространение и призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. В этой связи изучение особенностей применения информационных технологий в образовании представляется весьма актуальным.

В качестве объекта курсовой работы выступает учебно-воспитательный процесс в школьном образовании, ориентированный на применение информационных технологий. Предметом являются особенности применения информационных технологий на уроках обществознания.

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении возможностей применения информационных технологий на уроках обществознания.

В связи с этим основными задачами курсовой работы являются:

1) рассмотрение целей  и задач информационных технологий  в образовательном процессе;

2) характеристика информационных  технологий в образовании;

3) выявление специфики  применения информационных технологий  в преподавании обществознания;

4) анализ применения информационных  технологий на уроках обществознания.

При написании работы были использованы учебные пособия, материалы периодических изданий по данной проблеме, методические разработки уроков обществознания.

В ходе выполнения работы использовались следующие методы: изучение и анализ научной литературы и публикаций по теме курсовой работы, анализ методик применения информационных технологий на уроках обществознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

1.1. Информационные технологии: сущность, цели и задачи

Под информационной технологией (ИТ) понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта) [2].

Если в качестве признака информационных технологий выбрать инструменты, с помощью которых проводится обработка информации (инструментарий технологии), то можно выделить следующие этапы ее развития:

1-й этап (до второй половины XIX в.) - «ручная» информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме.

2-й этап (с конца XIX в.) - «механическая» технология, оснащенная более совершенными средствами доставки почты, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме более удобными средствами.

3-й этап (40 - 60-е гг. XX в.) - «электрическая» технология, инструментарий которой составляли: большие электронные вычислительные машины (ЭВМ) и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Основная цель информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.

4-й этап (с начала 70-х  гг.) - «электронная» технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы, оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы.

5-й этап (с середины 80-х  гг.) - «компьютерная» («новая») технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и искусственного интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений.

6-й этап - «сетевая технология» (иногда ее считают частью компьютерных технологий) только устанавливается. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети. Ей предсказывают в ближайшем будущем бурный рост, обусловленный популярностью ее основателя - глобальной компьютерной сети Internet [2, 2-4].

Развитие и распространение информационных технологий происходило в различных сферах общественной жизни, в том числе, и в образовании. Применение ИТ в процессе обучения имеет сою историю.

Появление первых ЭВМ относится к середине XX века. Изначально ЭВМ предполагалось использовать для автоматизации вычислений. Но уже в 1954 году Б. Скиннер выдвигает идею программированного обучения, предлагая использовать ЭВМ как средство автоматизации педагогического труда. Идею подхватывают наши ученые Н. В. Талызина, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, которые для повышения эффективности программированного обучения предлагают теорию поэтапного формирования умственных действий. На данном этапе происходит теоретическая разработка идеи использования компьютеров в учебном процессе, где ЭВМ отводится роль нового технического средства обучения, роль «экзаменатора», «репетитора», т.е. начинают развитие компьютерные технологии обучения.

Второй этап (60-70-е годы XX века) приходится на разработку автоматизированных обучающих систем (АОС). Педагоги начинают понимать, что лавинообразное внедрение вычислительной техники в учебный процесс не ведет к повышению эффективности преподавания до тех пор, пока преподаватель подстраивается под ее возможности. Уже к 1960 году наблюдается увеличение числа обучающих программ. В этот период деятельность ученых направлена на поиск идей и методов по использованию и представлению знаний с помощью искусственного интеллекта. На этом этапе начинают свое развитие информационные технологии обучения.

Третий период - конец 70-х начало 80-х годов XX века. Развитие инженерных знаний и инструментальных средств АОС. Он характеризуется широкими научными исследованиями и экспериментальными проверками в области дидактики использования электронной вычислительной техники в процессе обучения. Появляются персональные электронные вычислительные машины на базе больших интегральных схем и возможность использовать их как сравнительно недорогие, но мощные средства обработки и накопления информации. В этот же период возникают локальные компьютерные сети для обмена информацией друг с другом, а также региональные российские и зарубежные сети. Компьютерные технологии обучения и информационные технологии обучения продолжают развиваться. В 1982 году в толковом словаре появляется термин «информационные технологии». В нашей стране была принята государственная Комплексная программа, которая предусматривала разработку АОС и внедрение их в процесс обучения. В это же время в России возникает новая фундаментальная наука — информатика, роль и место в системе научных знаний которой, претерпевали изменения. На данном этапе проведены серьезные исследования по моделям объяснения в АОС, интеллектуальным технологиям, стратегиям обучения и оценки знаний. В этот период возникает глобальная сеть Интернет и разрабатываются информационные технологии обучения связанные с ней. Информационные технологии обучения продолжают развиваться.

Пятый период, с середины 90-х годов прошлого века и до сегодняшнего дня, характеризуется массовостью и доступностью персональных компьютеров в России, широким использованием телекоммуникаций, что позволяет автоматизировать процесс управления образованием, внедрять разрабатываемые информационные технологии обучения в образовательный процесс, совершенствуя и модернизируя его, улучшая качество знаний, повышая мотивацию к обучению, максимально используя принцип индивидуализации обучения. На данном этапе информационные технологии обучения применяются как частные методики в зависимости от учебных целей и учебных ситуаций [20, 9-12].

В современном понимании информационная технология обучения - это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей.

Главная цель внедрения информационных технологий в учебный процесс - повышение его качества и эффективности.

Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся, а также индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы. И.В. Роберт выделяет следующие основные педагогические цели использования средств современных информационных технологий:

1) интенсификация всех  уровней учебно-воспитательного  процесса за счет применения  средств современных информационных технологий:

-повышение эффективности  и качества процесса обучения;

-повышение активности  познавательной деятельности;

-углубление межпредметных  связей;

-увеличение объема и  оптимизация поиска нужной информации.

2) Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной  жизни в условиях информационного  общества:

-развитие различных видов  мышления;

-развитие коммуникативных  способностей;

-формирование умений  принимать оптимальное решение  или предлагать варианты решения  в сложной ситуации;

-эстетическое воспитание  за счет использования компьютерной  графики, технологии мультимедиа;

-формирование информационной  культуры, умений осуществлять обработку  информации;

-развитие умений моделировать  задачу или ситуацию;

-формирование умений  осуществлять экспериментально-исследовательскую  деятельность.

3) Работа на выполнение  социального заказа общества:

-подготовка информационно  грамотной личности;

-подготовка пользователя  компьютерными средствами;

-осуществление профориентационной  работы в области информатики [16, 19].

Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению. Система обучения с применением информационных технологий имеет ряд преимуществ:

• дает учащимся широкие возможности свободного выбора собственной траектории учения;

• повышает оперативность и объективность контроля и оценки результатов обучения;

• способствует индивидуализации учебной деятельности (дифференциация темпа обучения, трудности учебных заданий и т.п.);

• повышает мотивацию к обучению;

• развивает у учащихся мышление, интеллектуальные и творческие способности.

Основные факторы, влияющие на эффективность использования информационных ресурсов в образовательном процессе:

- информационная   перегрузка: избыток данных служит причиной снижения качества мышления прежде всего среди образованных членов современного общества;

- внедрение современных информационных технологий целесообразно в том случае, если это позволяет создать дополнительные возможности в следующих направлениях:

    • доступ к большому объему учебной информации;
    • образная наглядная форма представления изучаемого материала;
    • поддержка активных методов обучения; 
    • возможность модульного представления информации.

- выполнение следующих дидактических требований:

    • целесообразность представления учебного материала;
    • наглядность, полнота и структурированность учебного материала;
    • многослойность представления учебного материала по уровню сложности;
    • своевременность и полнота контрольных вопросов и тестов;
    • протоколирование действий во время работы;
    • интерактивность, возможность выбора режима работы с учебным материалом;
    • наличие в каждом предмете основной, инвариантной и вариативной частей, которые могут корректироваться.

Информация о работе Информационные технологии в образовательном процессе